Три варианта: как Белоруссия может покончить с российской нефтью
Президент Александр Лукашенко вновь заявил о готовности, в случае необходимости, отказаться от российской нефти в пользу иных поставщиков, в частности, США. Белоруссия уже имеет опыт покупки азербайджанской, казахстанской и венесуэльской нефти, который оказался не слишком успешным, поэтому оптимисты успокаивают, что «Батька просто пугает». Однако пессимисты считают, что на этот раз к угрозам Минска стоит отнестись предельно серьезно. Почему же Москве следует «поднапрячься»?
Если смотреть только экономическую сторону вопроса, то дело представляется простым, как два пальца. В 2024 году для Белоруссии должна закончиться ее «дольче вита». На правах «союзника без обязательств», Минск в рамках Союзного государства имел массу преференция, например, получал с большой скидкой российское сырье для своих НПЗ. Белорусский бюджет изрядно пополнялся за счет продажи нефтепродуктов и транзита самой нефти в Европу.
Но теперь все изменилось. Александр Григорьевич с явным раздражением заявил:
Так Белоруссия начинает терять свои преференции, а цены на углеводородное сырье для нее становятся рыночными. К своему удивлению, белорусский лидер на этот раз не сумел «с налету» решить вопрос с Москвой. О причинах этого скажем чуть ниже.
Маленькая, но гордая Белоруссия, подготовила Кремлю свою «ответку». В Минске принципиально заявили, что по рыночным ценам будут покупать нефть у иных поставщиков, среди которых названы Саудовская Аравия, Иран, ОАЭ и Соединенные Штаты Америки. Проблема только одна: у Республики Беларусь нет своего выхода к морю, чтобы получать топливо танкерами. Поэтому названы целых три альтернативных России маршрута.
Белоруссия может получать нефть через трубопровод из Одессы, либо железнодорожным транспортом. В Минске предложили взамен предоставить Киеву нефтепродукты, дефицит которых сейчас испытывает Незалежная. Звучит неплохо, но есть важные нюансы. В конечную стоимость сырья придется заложить не только доставку его танкерами в порт, но и перевалку с последующей прокачкой, которая тоже не будет бесплатной.
Нефть из Венесуэлы Белоруссия закупала именно таким образом, и вышло в итоге очень-очень дорого. Кроме того, сам нефтепровод «Одесса – Броды» не способен по своей мощности прокачать достаточное количество углеводородов, чтобы полностью заменить российские поставки.
Латвия и Литва с удовольствием ухватятся за возможность компенсировать утерянный российский экспорт и начать работать в обратном режиме на Белоруссию. Но проблема также заключается в недостаточной пропускной мощности их железнодорожной сети. Никаких цистерн не хватит, чтобы полностью заменить российскую нефть. То есть, сама по себе Прибалтика подменить наш экспорт не сможет.
Президент Лукашенко грозит заполнить две из четырех ниток трубопровода «Дружба» нефтью, которая будет прокачиваться из Европы в реверсном режиме. Геополитические риски для Кремля тут весьма высоки, поскольку Варшава сегодня является проводником политики США в ЕС, и Вашингтон явно будет лоббировать перевод Белоруссии на американскую нефть. Но и тут есть слабые места. Польский порт Гданьск в настоящее время не способен переваливать достаточное количество сырья для нужд Белоруссии. Также, трубопровод придется модернизировать для работы в реверсном режиме, что потребует инвестиций. Не стоит забывать, что Минску придется платить Варшаве за прокачку нефти. Кроме того, белорусский бюджет в таком случае потеряет транзитные платежи, что выплачивает Москва для поставки в Европу по «Дружбе».
Если считать с калькулятором, то получается невыгодно, но вполне реализуемо при большом желании. И тут мы возвращаемся к политической составляющей вопроса. Не секрет, что «налоговый маневр» является частью стратегии по принуждению Минска к реальной интеграции в формате Союзного государства. Президент Лукашенко демонстрирует явную неготовность пойти на данный шаг, поскольку это означает потерю части суверенитета страны.
Получается, что если в Кремле «перегнут палку», то Минск принципиально может пойти на избавление от экономической зависимости от Москвы под рукоплескания Вашингтона и Европы. Как такое происходит, даже в ущерб себе, можно посмотреть на примере Украины.
Если смотреть только экономическую сторону вопроса, то дело представляется простым, как два пальца. В 2024 году для Белоруссии должна закончиться ее «дольче вита». На правах «союзника без обязательств», Минск в рамках Союзного государства имел массу преференция, например, получал с большой скидкой российское сырье для своих НПЗ. Белорусский бюджет изрядно пополнялся за счет продажи нефтепродуктов и транзита самой нефти в Европу.
Но теперь все изменилось. Александр Григорьевич с явным раздражением заявил:
Налоговый маневр подкинули нам. То есть, у себя ввели на нефть налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Таможенной пошлины, вроде, нет в торговле, но они ввели налог, и нефть подорожала.
Так Белоруссия начинает терять свои преференции, а цены на углеводородное сырье для нее становятся рыночными. К своему удивлению, белорусский лидер на этот раз не сумел «с налету» решить вопрос с Москвой. О причинах этого скажем чуть ниже.
Маленькая, но гордая Белоруссия, подготовила Кремлю свою «ответку». В Минске принципиально заявили, что по рыночным ценам будут покупать нефть у иных поставщиков, среди которых названы Саудовская Аравия, Иран, ОАЭ и Соединенные Штаты Америки. Проблема только одна: у Республики Беларусь нет своего выхода к морю, чтобы получать топливо танкерами. Поэтому названы целых три альтернативных России маршрута.
Украина
Белоруссия может получать нефть через трубопровод из Одессы, либо железнодорожным транспортом. В Минске предложили взамен предоставить Киеву нефтепродукты, дефицит которых сейчас испытывает Незалежная. Звучит неплохо, но есть важные нюансы. В конечную стоимость сырья придется заложить не только доставку его танкерами в порт, но и перевалку с последующей прокачкой, которая тоже не будет бесплатной.
Нефть из Венесуэлы Белоруссия закупала именно таким образом, и вышло в итоге очень-очень дорого. Кроме того, сам нефтепровод «Одесса – Броды» не способен по своей мощности прокачать достаточное количество углеводородов, чтобы полностью заменить российские поставки.
Прибалтика
Латвия и Литва с удовольствием ухватятся за возможность компенсировать утерянный российский экспорт и начать работать в обратном режиме на Белоруссию. Но проблема также заключается в недостаточной пропускной мощности их железнодорожной сети. Никаких цистерн не хватит, чтобы полностью заменить российскую нефть. То есть, сама по себе Прибалтика подменить наш экспорт не сможет.
Польша
Президент Лукашенко грозит заполнить две из четырех ниток трубопровода «Дружба» нефтью, которая будет прокачиваться из Европы в реверсном режиме. Геополитические риски для Кремля тут весьма высоки, поскольку Варшава сегодня является проводником политики США в ЕС, и Вашингтон явно будет лоббировать перевод Белоруссии на американскую нефть. Но и тут есть слабые места. Польский порт Гданьск в настоящее время не способен переваливать достаточное количество сырья для нужд Белоруссии. Также, трубопровод придется модернизировать для работы в реверсном режиме, что потребует инвестиций. Не стоит забывать, что Минску придется платить Варшаве за прокачку нефти. Кроме того, белорусский бюджет в таком случае потеряет транзитные платежи, что выплачивает Москва для поставки в Европу по «Дружбе».
Если считать с калькулятором, то получается невыгодно, но вполне реализуемо при большом желании. И тут мы возвращаемся к политической составляющей вопроса. Не секрет, что «налоговый маневр» является частью стратегии по принуждению Минска к реальной интеграции в формате Союзного государства. Президент Лукашенко демонстрирует явную неготовность пойти на данный шаг, поскольку это означает потерю части суверенитета страны.
Получается, что если в Кремле «перегнут палку», то Минск принципиально может пойти на избавление от экономической зависимости от Москвы под рукоплескания Вашингтона и Европы. Как такое происходит, даже в ущерб себе, можно посмотреть на примере Украины.
Информация