Российский СПГ открывает против США «новый фронт»

1
Япония, основной союзник США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, проявляет повышенный интерес к российскому газу. Несмотря на возможные санкционные риски, Токио вкладывает миллиарды в СПГ-проекты в нашей стране. Практичные японцы показывают, что политика политикой, но энергобезопасность островного государства для них превыше всего.





Бедная ресурсами, но промышленно-развитая Япония вынужденно является импортером энергоносителей. Огромный удар по энергетике страны был нанесен аварией на АЭС «Фукусима-1». Токио пришлось активно наращивать потребление экологически вредного угля и сжиженного природного газа. Островное государство является ведущим потребителем СПГ в мире, хотя в последнее время его догоняет огромный Китай.

Крупнейшими поставщиками СПГ на японский рынок считаются Австралия (почти 40%), Малайзия (13%) и Катар (12%). Вплотную к призовой тройке подходит Россия с ее 8,3%. Газовый рынок Японии является очень консервативным, диверсифицированным и устоявшимся. Увеличить долю на нем можно только за счет уменьшения присутствия других конкурентов. И за это готовы между собой побороться Россия и США.

Самой интересное, что у российского СПГ есть неплохие шансы, несмотря на союзнические отношения Токио и Вашингтона. В Японию наш газ попадает танкерами по долгосрочным контрактам с Sakhalin Energy. Но островное государство проявляет недвусмысленный интерес к расширению сотрудничества с ведущими российскими энергетическими компаниями.

Так, ранее мы рассказывали, что «Роснефть» подписала договор с японскими партнерами о строительстве в хабаровском поселке Де-Кастри нового СПГ-завода, чья мощность составит 6,2 миллиона тонн в год. Другое «наше все», «Газпром», намерен расширить мощности «Сахалин-2», а также вдохнуть новую жизнь в проект «Владивосток-СПГ».

Теперь Токио стал соинвестором «Новатэк» Леонида Михельсона. Российская компания реализует масштабные энергетические проекты «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ–2», в которых уже принимает участие японская сторона. Изначально предполагалось, что газ с Ямала пойдет в Азию, но де-факто большая его часть попадает на европейский рынок. Причина заключается в непростых условиях Северного морского пути и отсутствии остаточного количества судов ледового класса. Известный эксперт в области энергетики, Игорь Юшков, комментирует ситуацию следующим образом:

Это долгий и дорогой путь, который делает поставки СПГ с Ямала в Азию невыгодными. Поэтому «Новатэк» вынужден поставлять весь свой ямальский газ на европейский рынок.


Однако вскоре все должно измениться.

Во-первых, в России строится верфь «Звезда», где будут создаваться суда ледового класса, а также суперледоколы класса «Лидер», который смогут обеспечить проводку по Севморпути круглогодично, даже в зимнее время.

Во-вторых, для удешевления логистики японские инвесторы готовы вложиться в строительство перевалочных СПГ-терминалов в Мурманске и на Камчатке. Благодаря этому, ледовые танкеры можно будет использовать только на самых сложных отрезках пути, после перегружая газ в обычные СПГ-танкеры. Это обеспечит серьезную экономию на доставке, что сделает российское сырье более конкурентоспособным на азиатском рынке.

В данном вопросе Токио демонстрирует, что собственная энергобезопасность для него важнее, чем санкционная солидарность с Вашингтоном.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

1 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    3 октября 2019 10:58
    Во-первых, в России строится верфь «Звезда», где будут создаваться суда ледового класса, а также суперледоколы класса «Лидер», который смогут обеспечить проводку по Севморпути круглогодично, даже в зимнее время.

    "Эх" и "ох".... с этой "Звездой"... - Про неё Я лично уже много писала...
    И лично у меня есть очень, очень, очень... - большие опасения, что...что...что...что "приобретёт" (купит) эту "Звезду" Китай со всеми "её потрохами" и "правами пользования" на "неопределённый срок", а заодно "приобретёт" и львиную долю Российского Северного Пути... - к этому всё и идёт... - Увы...
    - И останется Россия... "на бобах"... - навроде Белоруссии... - и будет так же "трепыхаться"... - не зная куда "податься"...
    - Как бы Я хотела ошибиться хоть на этот раз...

    Во-вторых, для удешевления логистики японские инвесторы готовы вложиться в строительство перевалочных СПГ-терминалов в Мурманске и на Камчатке. Благодаря этому, ледовые танкеры можно будет использовать только на самых сложных отрезках пути, после перегружая газ в обычные СПГ-танкеры.

    Странно... - а какая связь между Мурманском и Камчаткой... - между ними вообще почти 5,5 тыс км..???
    - С Камчаткой всё понятно... - погрузили СПГ в обычные СПГ-танкеры и доставили в Японию ...
    - А зачем везти СПГ из Мурманска в Японию сначала на ледовых танкерах, а потом ещё и перегружать СПГ в обычные СПГ-танкеры..??? Такой СПГ России просто влетит в копеечку...