ФНБ в руках либералов: как поступят с «народными деньгами»
Уже в следующем году правительство сможет распечатать «кубышку» Фонда национального благосостояния. Согласно пояснительной записке к проекту бюджета на следующую трехлетку, в 2020 году ФНБ составит уже 11,06 триллиона рублей, в 2021 - 13,66, а в 2022 году – все 16,196 триллиона. Деньги огромные, и они могли бы дать толчок развитию нашей страны. Однако некоторые эксперты считают, что ФНБ для российской экономики – отрезанный ломоть. Что же дает им основания для такого пессимизма?
ФНБ возник в 2008 году «на обломках» Стабилизационного фонда. По сути, это государственная «подушка безопасности», управляемая Минфином РФ и частично ЦБ РФ. Основной источник его пополнения – нефтегазовые доходы федерального бюджета. Согласно так называемым «ножницам Кудрина», сверхдоходы от продажи нефти по цене, превышающей 40,5 долларов за баррель, складируются в эту «кубышку». По установленным правилам, использовать эти денежные средства можно только по достижении ликвидной части фонда 7% ВВП страны.
Сама по себе, идея иметь «заначку на черный день», выглядит вполне здравой, учитывая непростую ситуацию в российской и мировой экономике. Но деньги должны работать, и желательно, чтобы не «на чужого дядю». Страна, подпавшая под все нарастающие западные санкции, объективно нуждается в полномасштабном, а не точечном, импортозамещении и последовательной системной реиндустриализации, чтобы вернуть себе полноценный суверенитет.
Но ранее озвученные планы на средства ФНБ выставляют иные приоритеты. Основных направлений три: вложение в иностранные активы с высокой доходностью, финансирование экспортных кредитов для зарубежных покупателей и «что-то там», довольное невнятное, насчет внутренних инвестиционных проектов. Заявлено, что варианты могут сочетаться, но доля внутренних инвестиций должна быть небольшой, чтобы не помешать «героической борьбе» ЦБ РФ с инфляцией.
Однако и тут есть лазейки, позволяющие не довести деньги до национальной экономики, поясняет Андрей Бунич, председатель Союза предпринимателей и арендаторов:
Механизм «уловки» довольно прост. Проект трехлетнего бюджета исходит из того, что объем ФНБ будет продолжать расти. Но что, если снизятся цены на нефть? Что, если вдруг вырастут бюджетные расходы, например, на всевозможные компенсации нашим «исстрадавшимся» нефтяникам? Результатом будет снижение ликвидной части фонда до размеров ниже 7% ВВП. Это означает, что аттракцион неслыханной щедрости закончится, и «кубышку» придется опять пополнять.
Кому-то повезет. Это те, кто первыми успеют получить инвестиции из резервного фонда. Но что же это будет, высокодоходные иностранные активы или внутрироссийские проекты? Увидим.
ФНБ возник в 2008 году «на обломках» Стабилизационного фонда. По сути, это государственная «подушка безопасности», управляемая Минфином РФ и частично ЦБ РФ. Основной источник его пополнения – нефтегазовые доходы федерального бюджета. Согласно так называемым «ножницам Кудрина», сверхдоходы от продажи нефти по цене, превышающей 40,5 долларов за баррель, складируются в эту «кубышку». По установленным правилам, использовать эти денежные средства можно только по достижении ликвидной части фонда 7% ВВП страны.
Сама по себе, идея иметь «заначку на черный день», выглядит вполне здравой, учитывая непростую ситуацию в российской и мировой экономике. Но деньги должны работать, и желательно, чтобы не «на чужого дядю». Страна, подпавшая под все нарастающие западные санкции, объективно нуждается в полномасштабном, а не точечном, импортозамещении и последовательной системной реиндустриализации, чтобы вернуть себе полноценный суверенитет.
Но ранее озвученные планы на средства ФНБ выставляют иные приоритеты. Основных направлений три: вложение в иностранные активы с высокой доходностью, финансирование экспортных кредитов для зарубежных покупателей и «что-то там», довольное невнятное, насчет внутренних инвестиционных проектов. Заявлено, что варианты могут сочетаться, но доля внутренних инвестиций должна быть небольшой, чтобы не помешать «героической борьбе» ЦБ РФ с инфляцией.
Однако и тут есть лазейки, позволяющие не довести деньги до национальной экономики, поясняет Андрей Бунич, председатель Союза предпринимателей и арендаторов:
Раньше нам говорили, что как только в фонде накопятся 7% ВВП, мы будем понемногу вкладывать нефтедоллары в собственную экономику. Но как только этот момент стал приближаться, выяснилось, что деньги из фонда все равно будут инвестироваться по-прежнему. Что будут те же самые международные заемщики, или западные «высоконадежные» корпорации, или межгосударственные кредиты, направленные вовне.
Механизм «уловки» довольно прост. Проект трехлетнего бюджета исходит из того, что объем ФНБ будет продолжать расти. Но что, если снизятся цены на нефть? Что, если вдруг вырастут бюджетные расходы, например, на всевозможные компенсации нашим «исстрадавшимся» нефтяникам? Результатом будет снижение ликвидной части фонда до размеров ниже 7% ВВП. Это означает, что аттракцион неслыханной щедрости закончится, и «кубышку» придется опять пополнять.
Кому-то повезет. Это те, кто первыми успеют получить инвестиции из резервного фонда. Но что же это будет, высокодоходные иностранные активы или внутрироссийские проекты? Увидим.
Информация