Американский MegaBot: большой, дорогой и ненужный
История «боевого» человекоподобного робота подошла к концу: но остановит ли это других инженеров? Возможно, полученный в ходе битвы роботов результат, ляжет в основу других, более успешных разработок.
24 сентября текущего года, издание TechCrunch поделилось печальным для любителей роботов и научной фантастики известием: проект гигантского человекоподобного робота MegaBot закрыт, и больше к нему возвращаться не будут. Его разработчик - компания MegaBots - заявила о возможном банкротстве и необходимости как можно быстрее погасить накопившиеся долги. «Это конец MegaBots в его нынешнем виде», — заявили в компании. 15-тонный робот Eagle Prime выставлен eBay: ставки начинались с одного доллара, однако уже вскоре цена поднялась до 50 тысяч, а вскоре и эта отметка осталась далеко позади.
За кругленькую сумму желающие могут получить не просто груду металлолома, а вполне действующее, хотя и, в целом, ненужное устройство. «Робот функционален, его просто продают с аукциона, поскольку компания обанкротилась», - говорит MegaBots. Как признаются сами разработчики, гусеничный робот может нормально двигаться только по твердой поверхности и с трудом справляется с мягким грунтом. У него есть трудности с маневрированием, что вызвано, в том числе, большими габаритами. А еще, от одного неверного движения большая конструкция может завалиться - об этом мы поговорим далее.
Как пишет TechCrunch, около 2,5 миллионов долларов ушло на создание робота: большую часть средств собрали с помощью краудфандинга.
Так что же произошло с некогда ярким коллективом талантливых инженеров? Начнем с того, что изобретатели смогли привлечь внимание публики смелыми заявлениями и яркими концептами: напомним, что облик робота претерпевал изменения. И не один раз. В конце концов, появилась двенадцатитоновая версия - MegaBot Mk.III Eagle Prime: ее постарались сделать максимально грозной.
Это, конечно, лишь оболочка. Не нужно забывать, что перед нами вовсе не боевая машина, а просто дорогое развлечение, и робот никогда не задумывался в качестве боевой машины.
О «Мегаботе» забыли бы намного раньше, если бы не оригинальный «ход конем» со стороны разработчиков. Ранее японские инженеры из компании Suidobashi Heavy Industry создали робота Kuratas. Недолго думая, американцы вызвали его на дуэль. Примечательно, что некоторые СМИ представили Kuratas в качестве «боевого комплекса»: и правда, колесный «японец» был больше похож на реальную боевую машину, но это тоже был просто хитрый (или не очень хитрый) трюк. У обеих команд оружие было простой бутафорией.
Первый Kuratas весил около четырех тонн, а дизельный двигатель позволял ему развивать скорость около десяти километров в час. Как MegaBot, так и Kuratas, управляются находящимся внутри человеком.
Японцы согласились на предложение. Поединок прошел в Японии и состоял из нескольких частей. Победа присуждалась команде, которая выведет из строя робота противника. Первый раунд остался за командой Страны Восходящего Солнца: Kuratas просто «въехал» в MegaBot своей огромной рукой, опрокинув американское чудо инженерной мысли. В следующем раунде фортуна была на стороне США. После долгой и позиционной перестрелки шариками, новый MegaBot Mk.III (в первом раунде была старая версия робота) «вырубил» японскую машину ударами руки. Наконец, в третьем раунде американцы вооружили своего робота пилой, и он изрядно порубил несчастного Kuratas-а под не очень убедительные переживания ведущей.
Итог - победа США. Впрочем, и западные, и русскоязычные обозреватели писали, что слово «победа» здесь едва ли уместна. Японский робот был намного меньше, а симпатии многомиллионной западной аудитории были понятно на стороне кого (и организаторы шоу, конечно, знали об этом).
Однако, если говорить начистоту, вряд ли кто-то из этих людей когда-нибудь еще посмотрит битву MegaBot и Kuratas. Она была очень затянутой и скучной: роботы двигались крайне медленно и были весьма неповоротливы. То, что внутри каждого находится живой человек, вынуждало команды обдумывать каждый шаг, чтобы не причинить вреда здоровью пилота: как чужого, так и своего собственного.
В целом, перспектив у такого шоу нет - это стало понятно еще на первом раунде. Куда более заманчиво выглядят бои небольших дистанционно-управляемых роботов, которые имеют свою аудиторию, в частности, в Великобритании и США, где ранее начали проводить такие поединки. Может быть, в будущем на формат состязаний повлияет искусственный интеллект, в частности, нейронные сети. Но это породит неудобные вопросы морально-этического характера: например, можно ли доверить ИИ оружие, пусть и условно спортивное. И не обернется ли оно потом против людей.
В реальной жизни боевой человекоподобный робот так и не появился, и не факт, что когда-то появится. Несмотря на определенный интерес военных к экзоскелетам, большой шагоход (такие устройства еще называют «мехами») просто не нужен. Он чересчур дорог, технически сложен и уязвим в силу высокого силуэта. Почти все задачи, которые должен выполнять БЧР, может выполнить основной боевой танк, боевая машина пехоты или БТР.
Некие шансы на активное применение имеют относительно небольшие (размером с собаку) шагоходы от компании Boston Dynamics. Их предлагали использовать в качестве средства доставки грузов и боеприпасов, но, как показали испытания, устройство слишком громкое, сложное и дорогое. Так что, американские морпехи от него отказались. Возможно, робот сможет себя реализовать на гражданском поприще, но пока что, несмотря на весь достигнутый Boston Dynamics прогресс, их роботы все еще не слишком практичны.
Интересно, что ближе всех к созданию настоящего крупного наземного боевого робота подошла Россия. Ранее гусеничный робототехнический комплекс «Уран-9» даже смог немного повоевать в Сирии. Показав, впрочем, недостаточно удовлетворительный результат и вынужденный отправиться на доработку. Перспективы его дальнейшего использования неизвестны.
Единственное место, где боевые человекоподобные роботы могут себя проявить - научная фантастика. И на Западе, и на Востоке, зритель любит эффектные сцены, когда одна металлическая громадина со всей силы лупит другую. Ну, или некое непонятное существо, как это было в «Тихоокеанском рубеже» оригинального режиссера Гильермо дель Торо.
Канули в Лету
24 сентября текущего года, издание TechCrunch поделилось печальным для любителей роботов и научной фантастики известием: проект гигантского человекоподобного робота MegaBot закрыт, и больше к нему возвращаться не будут. Его разработчик - компания MegaBots - заявила о возможном банкротстве и необходимости как можно быстрее погасить накопившиеся долги. «Это конец MegaBots в его нынешнем виде», — заявили в компании. 15-тонный робот Eagle Prime выставлен eBay: ставки начинались с одного доллара, однако уже вскоре цена поднялась до 50 тысяч, а вскоре и эта отметка осталась далеко позади.
За кругленькую сумму желающие могут получить не просто груду металлолома, а вполне действующее, хотя и, в целом, ненужное устройство. «Робот функционален, его просто продают с аукциона, поскольку компания обанкротилась», - говорит MegaBots. Как признаются сами разработчики, гусеничный робот может нормально двигаться только по твердой поверхности и с трудом справляется с мягким грунтом. У него есть трудности с маневрированием, что вызвано, в том числе, большими габаритами. А еще, от одного неверного движения большая конструкция может завалиться - об этом мы поговорим далее.
Как пишет TechCrunch, около 2,5 миллионов долларов ушло на создание робота: большую часть средств собрали с помощью краудфандинга.
Так что же произошло с некогда ярким коллективом талантливых инженеров? Начнем с того, что изобретатели смогли привлечь внимание публики смелыми заявлениями и яркими концептами: напомним, что облик робота претерпевал изменения. И не один раз. В конце концов, появилась двенадцатитоновая версия - MegaBot Mk.III Eagle Prime: ее постарались сделать максимально грозной.
Это, конечно, лишь оболочка. Не нужно забывать, что перед нами вовсе не боевая машина, а просто дорогое развлечение, и робот никогда не задумывался в качестве боевой машины.
О «Мегаботе» забыли бы намного раньше, если бы не оригинальный «ход конем» со стороны разработчиков. Ранее японские инженеры из компании Suidobashi Heavy Industry создали робота Kuratas. Недолго думая, американцы вызвали его на дуэль. Примечательно, что некоторые СМИ представили Kuratas в качестве «боевого комплекса»: и правда, колесный «японец» был больше похож на реальную боевую машину, но это тоже был просто хитрый (или не очень хитрый) трюк. У обеих команд оружие было простой бутафорией.
Первый Kuratas весил около четырех тонн, а дизельный двигатель позволял ему развивать скорость около десяти километров в час. Как MegaBot, так и Kuratas, управляются находящимся внутри человеком.
Бой, которого не было
Японцы согласились на предложение. Поединок прошел в Японии и состоял из нескольких частей. Победа присуждалась команде, которая выведет из строя робота противника. Первый раунд остался за командой Страны Восходящего Солнца: Kuratas просто «въехал» в MegaBot своей огромной рукой, опрокинув американское чудо инженерной мысли. В следующем раунде фортуна была на стороне США. После долгой и позиционной перестрелки шариками, новый MegaBot Mk.III (в первом раунде была старая версия робота) «вырубил» японскую машину ударами руки. Наконец, в третьем раунде американцы вооружили своего робота пилой, и он изрядно порубил несчастного Kuratas-а под не очень убедительные переживания ведущей.
Итог - победа США. Впрочем, и западные, и русскоязычные обозреватели писали, что слово «победа» здесь едва ли уместна. Японский робот был намного меньше, а симпатии многомиллионной западной аудитории были понятно на стороне кого (и организаторы шоу, конечно, знали об этом).
Однако, если говорить начистоту, вряд ли кто-то из этих людей когда-нибудь еще посмотрит битву MegaBot и Kuratas. Она была очень затянутой и скучной: роботы двигались крайне медленно и были весьма неповоротливы. То, что внутри каждого находится живой человек, вынуждало команды обдумывать каждый шаг, чтобы не причинить вреда здоровью пилота: как чужого, так и своего собственного.
В целом, перспектив у такого шоу нет - это стало понятно еще на первом раунде. Куда более заманчиво выглядят бои небольших дистанционно-управляемых роботов, которые имеют свою аудиторию, в частности, в Великобритании и США, где ранее начали проводить такие поединки. Может быть, в будущем на формат состязаний повлияет искусственный интеллект, в частности, нейронные сети. Но это породит неудобные вопросы морально-этического характера: например, можно ли доверить ИИ оружие, пусть и условно спортивное. И не обернется ли оно потом против людей.
Реальный мех
В реальной жизни боевой человекоподобный робот так и не появился, и не факт, что когда-то появится. Несмотря на определенный интерес военных к экзоскелетам, большой шагоход (такие устройства еще называют «мехами») просто не нужен. Он чересчур дорог, технически сложен и уязвим в силу высокого силуэта. Почти все задачи, которые должен выполнять БЧР, может выполнить основной боевой танк, боевая машина пехоты или БТР.
Некие шансы на активное применение имеют относительно небольшие (размером с собаку) шагоходы от компании Boston Dynamics. Их предлагали использовать в качестве средства доставки грузов и боеприпасов, но, как показали испытания, устройство слишком громкое, сложное и дорогое. Так что, американские морпехи от него отказались. Возможно, робот сможет себя реализовать на гражданском поприще, но пока что, несмотря на весь достигнутый Boston Dynamics прогресс, их роботы все еще не слишком практичны.
Интересно, что ближе всех к созданию настоящего крупного наземного боевого робота подошла Россия. Ранее гусеничный робототехнический комплекс «Уран-9» даже смог немного повоевать в Сирии. Показав, впрочем, недостаточно удовлетворительный результат и вынужденный отправиться на доработку. Перспективы его дальнейшего использования неизвестны.
Единственное место, где боевые человекоподобные роботы могут себя проявить - научная фантастика. И на Западе, и на Востоке, зритель любит эффектные сцены, когда одна металлическая громадина со всей силы лупит другую. Ну, или некое непонятное существо, как это было в «Тихоокеанском рубеже» оригинального режиссера Гильермо дель Торо.
Информация