По примеру СССР: Россия намерена раздавать невозвратные кредиты
Похоже, что наше правительство все-таки нашло применение бюджетным миллиардам. Свыше одного триллиона рублей, что составляет порядка 15,5 миллиарда долларов, в ближайшие три года пойдут на кредитование иностранных государств. При этом Российская Федерация продолжает наращивать собственную долговую нагрузку. Почему же такая финансовая политика вызывает не вполне однозначное к себе отношение?
Несмотря на профицитный бюджет и ломящийся от денег ФНБ, Минфин РФ продолжает наращивать объемы внешних займов. Это делается по нескольким причинам:
Во-первых, правительство пытается успеть собрать побольше средств, пока США окончательно не запретили инвестиции в российские ценные бумаги под страхом санкций.
Во-вторых, как образно выразился финансовый аналитик Петр Пушкарев, там Россия «приучает» западный капитал к себе:
Что ж, вполне возможно, что определенные резоны в этом есть. Но гораздо большие вопросы вызывает решение увеличить кредитование Российской Федерацией иностранных государств, таких как Иран, Турция и Индия.
Сегодня нашей стране в совокупности должны около 35 миллиардов долларов. Долг наших друзей из Белоруссии составляет 6,5 миллиарда долларов, наших партнеров из Венесуэлы – 3,5 миллиарда. По состоянию на 2017 год, общая просроченная задолженность по кредитам со стороны иностранцев перед Россией составляла порядка 13 миллиардов долларов.
Вопрос с поддержкой экономик зарубежных государств не вполне однозначна.
С одной стороны, экспортные кредиты, например, позволяют реализовывать крупные оружейные контракты, поясняет Петр Пушкарев:
Так, Турция взяла российские системы С-400 при помощи российских же кредитов. Геополитически это, наверное, победа. Но необходимо учитывать, что экономика Турции вошла в рецессию, курс лиры падает. Иран вновь под американскими санкциями, есть ненулевая вероятность вооруженного конфликта с его участием на Ближнем Востоке. С такими заемщиками вполне вероятно, что долги могут стать невозвратными.
С другой стороны, иметь перед собой крупных должников не так уж и плохо. Западные страны, а также теперь и Китай, любят загонять других в долги и использовать их, как рычаг давления. Это все так, но современная Россия несколько выделяется на общем фоне.
От СССР Москва унаследовала массу иностранных должников. Однако, вместо того, чтобы сохранить невозвратные долги, как эффективный инструмент геополитики, их начали списывать один за другим. Чтобы не быть голословными, вот некоторые цифры.
В 2000 году Вьетнам избавился от долгового бремени в размере 9,53 миллиарда долларов. В 2001 году Эфиопии было прощено 4,8 миллиарда, Монголии в 2003 – 11,1 миллиарда долларов, Лаосу – 960 миллионов в том же году. Никарагуа в 2004 году списали 344 миллиона долларов, Ираку тогда же – свыше 9,5 миллиарда. В следующем 2005 году Эфиопия распрощалась с 1,104 миллиарда долларов оставшегося перед Россией долга. Сирии также в 2005 было прощено 9,782 миллиарда. Алжир в 2006 году освободился от долгового бремени в размере 4,7 миллиарда долларов. В следующем, 2007 году, помогли Афганистану в размере 11,1 миллиарда.
В 2008 году вновь Ирак, списано еще 12,9 миллиарда долларов. Ливия – минус 4,8 миллиарда долга. 2012 год ознаменовался списанием 11 миллиардов Северной Корее. Следующий 2013 год – помощь Киргизии на 500 миллионов долларов. Особенно шиканули в 2014 году, списав Кубе 31,7 миллиарда долларов долгов. За эти деньги можно было бы весь остров уставить российскими военными базами, но обошлись без этого. Также в 2014 году - минус 865 миллионов долларов долга Узбекистана. 2016 год, снова Монголия, и минус 170 миллионов долларов долга перед нашим бюджетом. В 2017 году списали 40 миллионов долларов Мозамбику.
Учитывая сложившуюся практику, есть некие сомнения, что российские власти смогут разумно использовать имеющие неплохие шансы стать невозвратными новые турецкие и иранские долги по кредитам.
Несмотря на профицитный бюджет и ломящийся от денег ФНБ, Минфин РФ продолжает наращивать объемы внешних займов. Это делается по нескольким причинам:
Во-первых, правительство пытается успеть собрать побольше средств, пока США окончательно не запретили инвестиции в российские ценные бумаги под страхом санкций.
Во-вторых, как образно выразился финансовый аналитик Петр Пушкарев, там Россия «приучает» западный капитал к себе:
Таким образом, Минфин прикармливает наших будущих инвесторов.
Что ж, вполне возможно, что определенные резоны в этом есть. Но гораздо большие вопросы вызывает решение увеличить кредитование Российской Федерацией иностранных государств, таких как Иран, Турция и Индия.
Сегодня нашей стране в совокупности должны около 35 миллиардов долларов. Долг наших друзей из Белоруссии составляет 6,5 миллиарда долларов, наших партнеров из Венесуэлы – 3,5 миллиарда. По состоянию на 2017 год, общая просроченная задолженность по кредитам со стороны иностранцев перед Россией составляла порядка 13 миллиардов долларов.
Вопрос с поддержкой экономик зарубежных государств не вполне однозначна.
С одной стороны, экспортные кредиты, например, позволяют реализовывать крупные оружейные контракты, поясняет Петр Пушкарев:
Когда мы кредитуем зарубежных покупателей российской продукции, то создаём для наших товаров конкурентные преимущества в сравнении с другими поставщиками, которые этого предложить не могут.
Так, Турция взяла российские системы С-400 при помощи российских же кредитов. Геополитически это, наверное, победа. Но необходимо учитывать, что экономика Турции вошла в рецессию, курс лиры падает. Иран вновь под американскими санкциями, есть ненулевая вероятность вооруженного конфликта с его участием на Ближнем Востоке. С такими заемщиками вполне вероятно, что долги могут стать невозвратными.
С другой стороны, иметь перед собой крупных должников не так уж и плохо. Западные страны, а также теперь и Китай, любят загонять других в долги и использовать их, как рычаг давления. Это все так, но современная Россия несколько выделяется на общем фоне.
От СССР Москва унаследовала массу иностранных должников. Однако, вместо того, чтобы сохранить невозвратные долги, как эффективный инструмент геополитики, их начали списывать один за другим. Чтобы не быть голословными, вот некоторые цифры.
В 2000 году Вьетнам избавился от долгового бремени в размере 9,53 миллиарда долларов. В 2001 году Эфиопии было прощено 4,8 миллиарда, Монголии в 2003 – 11,1 миллиарда долларов, Лаосу – 960 миллионов в том же году. Никарагуа в 2004 году списали 344 миллиона долларов, Ираку тогда же – свыше 9,5 миллиарда. В следующем 2005 году Эфиопия распрощалась с 1,104 миллиарда долларов оставшегося перед Россией долга. Сирии также в 2005 было прощено 9,782 миллиарда. Алжир в 2006 году освободился от долгового бремени в размере 4,7 миллиарда долларов. В следующем, 2007 году, помогли Афганистану в размере 11,1 миллиарда.
В 2008 году вновь Ирак, списано еще 12,9 миллиарда долларов. Ливия – минус 4,8 миллиарда долга. 2012 год ознаменовался списанием 11 миллиардов Северной Корее. Следующий 2013 год – помощь Киргизии на 500 миллионов долларов. Особенно шиканули в 2014 году, списав Кубе 31,7 миллиарда долларов долгов. За эти деньги можно было бы весь остров уставить российскими военными базами, но обошлись без этого. Также в 2014 году - минус 865 миллионов долларов долга Узбекистана. 2016 год, снова Монголия, и минус 170 миллионов долларов долга перед нашим бюджетом. В 2017 году списали 40 миллионов долларов Мозамбику.
Учитывая сложившуюся практику, есть некие сомнения, что российские власти смогут разумно использовать имеющие неплохие шансы стать невозвратными новые турецкие и иранские долги по кредитам.
Информация