Почему российскому авиастроению нечего противопоставить Boeing и Airbus

6
Совсем недавно, глава Антимонопольной службы Игорь Артемьев, предложил «уничтожить госкорпорации для повышения конкуренции». Очевидно, член партии «Яблоко» убежден, что российский частный собственник сможет эффективно противостоять западным корпорациям в рамках рыночной экономики. О том, каковы реалии, например, в сфере авиапрома, и что будет ожидать отечественные компании без государственной поддержки, можно судить по бесконечной торговой войне Boeing и Airbus.





Разбирательства между американской и европейской корпорациями в ВТО длятся уже очень давно. Неожиданно для адептов «невидимой руки рынка» выяснилось, что обе компании получали скрытую поддержку со стороны государства. Boeing имел серьезные налоговые льготы, пускал средства, получаемые по линии Пентагона, в том числе, на разработку гражданских лайнеров. Его европейский конкурент также получал многомиллиардную финансовую поддержку со стороны стран ЕС в виде субсидий. Эта информация для тех, кто наивно восторгается невероятно эффективным частным бизнесом при отсутствии вмешательства со стороны государства.

Еще интереснее будет узнать, как западные корпорации буквально съедают своих конкурентов. Помимо Boeing и Airbus, на рынке авиапроизводителей широко известны канадский Bombardier и бразильский Embraer. Эти компании делали и продавали замечательные самолеты, все, как полагается в рамках либеральной теории. Однако эта благодать резко закончилась по щелчку пальцев из США.

Два года назад канадцы заключили контракт на продажу 75 самолетов CS100 компании Delta Air Lines. В ответ Boeing пожаловался в Министерство торговли США, заявив, что это создает ненужную конкуренцию его модели 737MAX-7. Результатом стало обещание поднять ввозные пошлины на Bombardier CSeries до 300%. Вот, собственно говоря, и все. Замечательные канадские самолеты остались без рынка сбыта при содействии властей США. Немедленно подсуетился Airbus, который выкупил контрольный пакет Bombardier CSeries, переименовав в A220.

Поглощение канадского производителя европейским заставило активизироваться и Boeing. Airbus также присматривался и к Embraer. В прошлом году американская корпорация создала с бразильской совместное предприятие по производству гражданских лайнеров, где доля Boeing составила 80%. Судя по всему, руководство Embraer уже отдавало себе отчет в своих перспективах, когда за ними придется «невидимая рука рынка». Это к вопросу о том, как конкурировать с ТНК.

Поглотив тех, кто мешался им под ногами, Boeing и Airbus еще крепче сцепились между собой. По идее, их тяжба могла длиться еще много лет, но развитие конфликта было катализировано двумя катастрофами Boeing 737 MAX 8 подряд. Американская корпорация начала терять позиции на рынке, поскольку быстро устранить проблемы у нее не получилось. Пришлось давить европейского конкурента по линии ВТО, чтобы остановить его экспансию.

«Независимые арбитры» установили, что США смогут получить компенсацию в размере 7,7 миллиарда долларов в виде пошлин на товары из ЕС. Европейские самолеты и комплектующие к ним в рамках решения будут обложены 10% пошлиной. Интересно, что покровительство по отношению к Boeing будет иметь негативные последствия для всех мировых авиаперевозок, пояснили в руководстве Airbus:

Если Торговое представительство США предпочтет наложить тарифы на импорт воздушных судов и/или запчастей для них, это обернется нестабильностью и перебоями не только в авиакосмической промышленности, но и в целом в мировой экономике.


Аналогичное решение может быть принято и в защиту европейского авиапроизводителя. По сути дела, это нарушит принцип беспошлинного доступа к иностранным самолетам, который применяется во многих странах. В 1999 году ИКАО определило следующий принцип:

Широко признано, что налоги на продажу или использование международного воздушного транспорта являются сравнительно неоправданной формой налогообложения и могут иметь неблагоприятные последствия экономического характера для дальнейшего развития этого вида транспорта.


Самолеты могут стать существенно дороже для авиаперевозчиков и расплодившихся дискаунтеров. А значит, вырастет стоимость билетов, что снизит количество пассажиров на воздушных линиях. Ради «Америки, которая прежде всего», удар будет нанесен без преувеличения по всей мировой экономике. Вот и спрашивается, чего тут ловить после приватизации отечественным производителям?
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    8 октября 2019 12:28
    А почему на наши военные самолёты никакие пошлины и санкции не действуют? Я думаю, главное, что эти самолёты мы можем собрать с нуля сами. За последние 20 лет, частный бизнес у нас с нуля для страны и людей ничего не построил и не создал. Даже Ельцин - центр, из 7 млд руб, 5 бюджетные деньги. Потому что бизнесу прибыль нужна быстро, а не через года и десятилетия, а благотворительность только "под дулом автомата." У нас даже сельское хозяйство не финансируется так, как в Европе и США. А вы хотите самолёты? Вывод - пока государственная власть сама не будет работать, а не надеяться на частный бизнес, гражданских самолётов у нас не будет! Наше правительство хочет собирать только налоги, а работать должны другие.
    1. +2
      8 октября 2019 12:50
      Никакие частные авиастроители не вытянут конкуренцию с ТНК.
      1. +1
        8 октября 2019 14:49
        В общем виде - да. Но это если лезть на коммерческий международный рынок, внутренние потребности таких рисков почти лишены, так как для внешнего рынка важнее не сам самолет, а сервис. Именно по сервису и рынку запчастей Боинг и бьет. "Невидимая рука рынка", которая на самом деле - Транснационал Корпорэйшн - давит других демпингом и скрытой коррупцией (как и было практически задушено российское авиастроение). Если в результате корпоративных разборок растут мировые цены, как на самолеты с запчастями, так и на стоимость перевозки, то у прочих наоборот появляется шанс, немного попищав, влезть между двумя дерущимися. Тут главное, не сливаться из-за быстрых и легких денег, как Бомбардир. Правда, если (даже и скорее всего, это так и есть) это просто сговор Боинга с Эйрбасом ради поглощений, то тут, конечно, ничего не поможет в силу разных весовых категорий и Эмбраер обречен, как и "суперджеты".
  2. +2
    8 октября 2019 14:15
    Следует признать, что промышленный капитализм в России не заладился. Если что и работает, то там сплошь иностранцы в руководстве, или акционерах. Пора сворачивать лавочку и переходить к "народным предприятиям" и Госплану.
  3. 0
    9 октября 2019 09:08
    Маршалу авиации Шапошникову, разрешившему Аэрофлоту приобретение 20 Боингов в начале святых 90-x , "огромное" почтение - краснел, оправдываясь, в Думе, словно девушка целомудренная.
  4. +1
    10 октября 2019 07:58
    Стремление Запада сохранить за собой главенствующее положение в сфере выпуска готовой продукции понятно - это по Марксу, поскольку сырье, прошедшее различные переделы, всегда дороже. "Золотой миллиард" сделал почти всё, чтобы застолбить за собой позицию мирового гегемона в этой области (патентное и авторское право, ВТО, МВФ и ВБ, Интернет с его возможностями, платежная система SWIFT, доллар как мировая валюта и т.д). Не успели! Помешали, прежде всего, Россия и Китай. Россия сохранила военно-технический паритет с Западом, прикрыв развивающийся мир, Китай стал одним из лидеров в мировой экономике. Правда, коренная причина кроется в том, что природные ресурсы и сырье не безграничны и - увы! - они сосредоточены, причем неравномерно, главным образом, в третьем мире. Возникло нарастающее противоречие в попытках сохранить свой жизненный уровень "золотым миллиардом" за счет монополизации права на продукцию глубокого передела и передовые технологии, и нежеланием остального мира уступать по дешевке своё сырье, сохраняя свой удел "сирых и убогих". Так что, авиастроение лишь отражает одну из сторон противоречия.