К чему приведет слияние двух авиастроительных гигантов России
Стало известно о грядущем объединении российских конструкторских бюро «Камова» и «Миля», которое должно завершиться к 2022 году. Ведущие отечественные производители винтокрылых машин преобразуются в Национальный центр вертолетостроения. Что это, ликвидация уникальной советской инженерно-конструкторской школы, или же вынужденный шаг для сохранения позиций России на рынке вертолетов?
Без преувеличения, «Миль» и «Камов» - это легендарные бренды, созданные настоящей сверхдержавой, СССР. В свое время советское руководство приняло решение о создании вместо одного ОКБ сразу двух, чтобы создать между ними внутреннюю конкуренцию. Это дало свои результаты, «камовцы» успешно освоили соосную схему несущих винтов и выпускали замечательные вертолеты для нужд Минобороны. «Милевцы» поставляли не только ударные, но и гражданские машины в среднем и тяжелом сегментах.
К сожалению, распад СССР нанес тяжелый удар по отечественному вертолетостроению. Предприятия, заточенные на выпуск больших партий, простаивали с минимальными заказами, а то и вовсе без них. Особенно страдало от этого более специализированное ОКБ «Камова». Ушли многие квалифицированные кадры. Шагом к спасению конструкторских бюро стало объединение их в единый холдинг под крышей госкорпорации «Ростех» с ее бюджетами. Это позволило сохранить работоспособность предприятий, которые в настоящее время выпускают и разрабатывают новую гражданскую и военную технику.
Возникает закономерный вопрос, а есть ли острая необходимость в их полном объединении, ведь оптимизация – это практически всегда сокращение штата? По этому поводу высказываются разные точки зрения.
За дальнейшую интеграцию выступают в холдинге «Вертолеты России»:
Руководство холдинга считает, что после оптимизации будет высвобождено от 15% до 20% «мощностей», что позволит будущему Национальному центру лучше конкурировать с иностранными производителями, отвлекшись от конкуренции между «Милем» и «Камовым».
Своя логика в этом, безусловно, есть. Трудно не заметить тенденцию к укрупнению в авиастроении в целом. Так, Boeing под шумок поглотил бразильский Embraer, а Airbus взял под контроль канадский Bombardier. Lockheed Martin приобрел знаменитого производителя вертолетов Sikorsky Aircraft. Airbus Helicopters до покупки европейским концерном назывался Eurocopter. В этом контексте укрупнение отечественных ОКБ, и активная государственная поддержка необходимы для повышения конкурентоспособности российских вертолетов на мировом рынке при условии сохранения уникальных конструкторских школ.
Да, увольнение сотрудников дублирующих структур, вроде бухгалтерии, службы безопасности и службы обеспечения каждого ОКБ, даст определенную экономию госкорпорации. Но есть и иные взгляды на то, как должно происходить объединение. Например, военный эксперт, генерал-майор Александр Цалко считает следующим образом:
Кроме того, Цалко указывает на то, что властям следует обратить максимальное внимание на деятельность другой российской госкорпорации, Объединенной двигателестроительной, поскольку без линейки собственных двигателей объединение будет занятием бессмысленным.
В целом, можно заключить, что укрупнение предприятий под эгидой государства и неизбежная «оптимизация персонала» представляют собой неизбежное зло в рамках рыночной экономики с ее «невидимой рукой», которая де-факто придушила внутреннюю конкуренцию между «Камовым» и «Милем».
Без преувеличения, «Миль» и «Камов» - это легендарные бренды, созданные настоящей сверхдержавой, СССР. В свое время советское руководство приняло решение о создании вместо одного ОКБ сразу двух, чтобы создать между ними внутреннюю конкуренцию. Это дало свои результаты, «камовцы» успешно освоили соосную схему несущих винтов и выпускали замечательные вертолеты для нужд Минобороны. «Милевцы» поставляли не только ударные, но и гражданские машины в среднем и тяжелом сегментах.
К сожалению, распад СССР нанес тяжелый удар по отечественному вертолетостроению. Предприятия, заточенные на выпуск больших партий, простаивали с минимальными заказами, а то и вовсе без них. Особенно страдало от этого более специализированное ОКБ «Камова». Ушли многие квалифицированные кадры. Шагом к спасению конструкторских бюро стало объединение их в единый холдинг под крышей госкорпорации «Ростех» с ее бюджетами. Это позволило сохранить работоспособность предприятий, которые в настоящее время выпускают и разрабатывают новую гражданскую и военную технику.
Возникает закономерный вопрос, а есть ли острая необходимость в их полном объединении, ведь оптимизация – это практически всегда сокращение штата? По этому поводу высказываются разные точки зрения.
За дальнейшую интеграцию выступают в холдинге «Вертолеты России»:
Слияние позволит оптимизировать работу целого ряда обеспечительных и административных подразделений, снимет препятствия для обмена техническими решениями, поможет эффективнее распределять нагрузку подразделений и унифицировать технические стандарты.
Руководство холдинга считает, что после оптимизации будет высвобождено от 15% до 20% «мощностей», что позволит будущему Национальному центру лучше конкурировать с иностранными производителями, отвлекшись от конкуренции между «Милем» и «Камовым».
Своя логика в этом, безусловно, есть. Трудно не заметить тенденцию к укрупнению в авиастроении в целом. Так, Boeing под шумок поглотил бразильский Embraer, а Airbus взял под контроль канадский Bombardier. Lockheed Martin приобрел знаменитого производителя вертолетов Sikorsky Aircraft. Airbus Helicopters до покупки европейским концерном назывался Eurocopter. В этом контексте укрупнение отечественных ОКБ, и активная государственная поддержка необходимы для повышения конкурентоспособности российских вертолетов на мировом рынке при условии сохранения уникальных конструкторских школ.
Да, увольнение сотрудников дублирующих структур, вроде бухгалтерии, службы безопасности и службы обеспечения каждого ОКБ, даст определенную экономию госкорпорации. Но есть и иные взгляды на то, как должно происходить объединение. Например, военный эксперт, генерал-майор Александр Цалко считает следующим образом:
Над ними и так уже есть «Вертолеты России» и «Ростех» – уже сейчас можно создать полноценное управление, чтобы КБ параллельно не занимались разработкой одного и того же изделия, но при этом дополняли друг друга.
Кроме того, Цалко указывает на то, что властям следует обратить максимальное внимание на деятельность другой российской госкорпорации, Объединенной двигателестроительной, поскольку без линейки собственных двигателей объединение будет занятием бессмысленным.
В целом, можно заключить, что укрупнение предприятий под эгидой государства и неизбежная «оптимизация персонала» представляют собой неизбежное зло в рамках рыночной экономики с ее «невидимой рукой», которая де-факто придушила внутреннюю конкуренцию между «Камовым» и «Милем».
Информация