Россия берет курс на создание сверхзвукового бизнес-джета

12
Отношения России и Саудовской Аравии выходят на новый уровень. Страны намерены совместно разработать и построить сверхзвуковой бизнес-джет. Согласно плану, демонстратор самолета может быть готов уже к 2023 году, а сам лайнер – к 2027-му.





На первом этапе потребуется 100 млн. долларов инвестиций. Об этом накануне заявил глава Минпромторга Денис Мантуров. Таким образом, чтобы демонстратор самолета смог подняться в небо, России, совместно с саудитами, придется потратить более 6 млрд. рублей. Но каковы реальные перспективы проекта?

Естественно, вся техническая часть «достанется» нашей стране, так как у России уже имеется опыт создания сверхзвуковых самолетов. Саудовская Аравия авиации не строит, поэтому страна в данном случае выступает инвестором проекта.

Однако учитывая сложности, которые возникли в отечественном авиастроении из-за зарубежных санкций и не самый удачный опыт в создании сверхзвуковой гражданской авиации (Ту-144 оказался слишком дорогим и шумным), возникают сомнения в целесообразности проекта. К тому же, Россия ранее не строила классических бизнес-джетов.


По сути, создать самолет вышеупомянутого класса можно абсолютно на любой базе. Однако, так как речь идет о сверхзвуковом лайнере, в данном случае придется разработать принципиально новый планер.

У России есть колоссальный опыт в создании военных сверхзвуковых самолетов, однако у этих машин совсем другие требования в плане экономичности. А в данном случае, речь идет о бизнес-джете, эксплуатация которого должна окупить затраты.

Бесспорно, сам российско-саудовский проект является перспективным. Однако, учитывая трудности, с которыми он может столкнуться в процессе реализации и ограниченность эксплуатации (все-таки это бизнес-класс), возникает вполне закономерный вопрос: «А стоит ли овчинка выделки?».
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    15 октября 2019 14:12
    Очень престижную задачу (выход на гиперэлитный международный уровень!) перед собой поставили российские авиастроители - поддерживаю эту смелость и желаю Успеха! good
    Как всегда говорила моя мама - нужно браться делать и всё получится! yes

    Планер концепта-демонстратора изображён "традиционный", уже опробованный, в общем-то, на больших Ту-144 и "Конкорде". По-моему, это слишком "лобовое" конструкторское решение - банальное "масштабирование" компоновок прошлых десятилетий (обусловленных тогдашним технологическим уровнем авиастроения!!!) без внесения собственной инженерной "искры" и, прямо скажем, потенциально проигрышный вариант (ведь неизбежно появятся конкуренты, желающие занять ту же, ПОКА весьма узкую, "нишу рынка" - история Ту-144 и "Конкорда" разве ничему не научила?)! ИМХО
    Мне видится будущий сверхзвуковой бизнес-джет совсем другим - двухкилевым и с интегрированным в крыло фюзеляжем, с дельтавидным "чистым" крылом и авиадвигателями, скомпонованными недалеко от продольной оси (чтобы иметь возможность без значительного отклонения вектора тяги продолжать полёт на одном двигателе), в хвостовой части фюзеляжа - с воздухозаборниками выше или в корне крыла ("обыгранными аэродинамически", чтобы максимально избежать "затенения" и помпажа при больших углах атаки, а также, чтобы избежать попадания предметов с ВПП при разбеге и пробеге, и, по возможности, отсекать попадающих птиц - ведь надёжность и безопасность такой машины должны стоять во главе угла!).
    Это позволит не заморачиваться (размещением на борту, уборкой-выпуском) со слишком высокими стойками шасси и обеспечить хранение в небольшом ангаре, комфортное обслуживание авиатехниками и посадку - покидание лайнера пассажирами за счёт встроенного трапа....в общем, как обычно - разыгралась многословная фантазия "на тему", не буду утомлять читателей своими "визиями", легче было просто нарисовать! smile
    1. -3
      15 октября 2019 23:35
      Чем гордится? Один уже сотворили суперджет - 100 - рекордсмен по количеству аварий. Сколько людей еще должно погибнуть, чтобы поняли - нельзя в России строить самолёты, по крайней мере сейчас.
      1. +1
        16 октября 2019 00:39
        Сёма_67, минус Вам не я ставил, в принципе, поверхностно глядя, как простой обыватель, Вы тоже по-своему правы! request
        Но Суперджет-100 ведь простаивает и убыточен из-за плохой логистики обучения и поддержания лётной годности пилотов, техсопровождения и ненадёжных импортных
        ( "на заказ" будто специально так сварганенных французами?!) авиадвигателей.
        В Шереметьево была же явная ошибка пилотов, хотя и "истребительная" эргономика "штурвальчика", наверное, сыграла свою пагубную роль в руках "заточенных" на "Боинг" "компьютерных" горе-пилотов?!
        Категорически с Вами не согласен, что нужно перестать строить самолёты в России!
        Просто руководителям отрасли нужно правильно подбирать и воспитывать конструкторские кадры, грамотно ставить задачи на проектирование и поэтапно контролировать их выполнение, а также реалистично подходить к вопросу поставщиков комплектующих изделий, налаживать взаимодействие всех участников проекта....и скажу истёртую (но всё так же актуальную - из разряда "вечных истин" народной мудрости smile ), "крылатую банальность":

        Кто хочет сделать, тот ищет способы, а кто не хочет - ищет причины!

        yes
        1. +1
          17 октября 2019 16:48
          ...была же явная ошибка пилотов

          - и не только, послушайте мнения специалистов, там много вопросов в конструкции самолёта - конструкция шасси, расположение баков и двигателей, и, наконец, качество материалов, из которых сделан салон самолёта. А строить надо, только сначала довести до ума, провести испытания, а потом проводить рекламную компанию.
      2. 123
        0
        16 октября 2019 08:07
        Чем гордится? Один уже сотворили суперджет - 100 - рекордсмен по количеству аварий. Сколько людей еще должно погибнуть, чтобы поняли - нельзя в России строить самолёты, по крайней мере сейчас.

        Полетайте на Боинге, желательно на 737 МАХ. winked
        Нельзя таким жить в России, по крайней мере сейчас. negative
        1. 0
          20 октября 2019 18:00
          На 737 летал много, один раз на 777, хвалить не буду, но и ругать, вроде, не за что.
          1. 123
            +1
            20 октября 2019 18:17
            на 737 летал много, один раз на 777. Хвалить не буду, но и ругать, вроде, не за что.

            Повезло, Ваш не гробанулся. А с какого перепугу "Суперджет" рекордсмен по авариям? Ваш личный рейтинг?
  2. +1
    15 октября 2019 18:45
    Офигительно нужная и актуальная вещь. Думаю, будет нарасхват. Интересно, очередь потенциальных покупателей уже большая?
    1. 0
      16 октября 2019 00:52
      Браво, камрад Архаров, Благодарю за тонкое "возвращение на землю", и Плюсище Вам! good
      Ведь своим искромётным (и в то же время - мегапрагматичным wink ) чувством юмора и, прям шекспировским, ироничным Сарказмом Вы по-доброму развеселили меня, заставили мигом забыть печали и тревоги дня - я теперь засну с улыбкой на лице! yes
  3. +2
    16 октября 2019 01:54
    Да вы хотя бы замену Кукурузнику к 2027 году запустите в производство со своим двигателем. Одни прожекты, и всё ближе к 2030-2040 годам.
  4. 0
    16 октября 2019 10:21
    Цитата: Сёма_67
    Чем гордится?

    Гордится хотя бы тем, что, несмотря на нытьё чуть ли не половина населения России, в ней находятся люди, которые не скулят, а что-то делают.
    1. Кто-то скулит, кто-то от голода дохнет, а кто-то что-то делает. Нормальный социальный расизм. Когда эта самая половина вымрет, у вас точно что-то получится. Желаю успеха.