Фиаско новейших гражданских лайнеров: Пентагон бросился спасать Boeing
В последнее время название известнейшей американской авиастроительной корпорации, еще не так давно олицетворявшее собой символ успеха и стабильности в бизнесе, стало ассоциироваться с бесконечной чередой провалов и неудач. Обрушившиеся на Boeing невзгоды менее мощный бренд, пожалуй, не пережил бы. Две масштабные авиакатастрофы, случившиеся, как уже доказано, именно по вине производителя самолетов, обвинения в пренебрежении безопасностью экипажей и пассажиров в угоду собственным коммерческим интересам – все это повисло тяжким грузом на деловой репутации фирмы.
Вдобавок, общемировой отказ от эксплуатации одной из самых популярных моделей авиалайнеров этой марки и «замороженные» контракты на их поставку, принесли производителю просто громадные убытки. И, тем не менее, Boeing пока держится. Как оказалось, немалая заслуга в этом принадлежит военному ведомству США.
Планы Boeing по «освоению» бюджета ВВС США вызывают уважение. Фактически, нет отрасли военной авиации, в которой эта корпорация не представила бы в последнее время новинки, уже одобренные Пентагоном и сулящие ей немалые прибыли. Так, недавно в компании заявили об успешном завершении новой модели учебного самолета для военных пилотов, имевшем рабочее название T-X. На вооружение эта машина, которая заменит изрядно устаревшие T-38 Talon, на которых будущие асы американских ВВС постигают азы летной «грамоты» сегодня, будет принята под именем T-7A Red Hawk. Что характерно, поставка учебных самолетов предусмотрена в комплекте, включающем в себя не только сами машины, но и наземные тренажеры, на которых, собственно, и будет проходить первый этап обучения. Они должны поступить в соответствующие центры подготовки уже в нынешнем году, а к 2024 году Пентагон планирует закупить более 350 единиц T-7A Red Hawk. Неплохая коммерческая перспектива! Что характерно, разрабатывалась новая машина, что называется, «с нуля» и в рекордно короткие сроки – стартовал проект лишь в прошлом году. В создании учебного самолета, помимо, собственно, специалистов Boeing принимали участие и их шведские коллеги из SAAB.
Испытала корпорация в прошлом месяце и еще одну новинку военного назначения. Речь идет о палубном беспилотном самолете-заправщике MQ-25 Stingray, предназначенном для базирования на авианосцах ВМФ США. В жесточайшей борьбе корпорации удалось выиграть тендер, проводившийся Пентагоном в рамках реализации программы создания авиационной беспилотной системы воздушной дозаправки Unmanned Carrier Aviation Air System, (UCAAS). Военные моряки уже выложили более 800 миллионов долларов только лишь за разработку и испытания нового БПЛА. На эту сумму Boeing должен поставить ВМФ MQ-25 Stingray в количестве 4 единиц до 2024 года. Если модель в процессе эксплуатации будет признана удачной, речь пойдет уже о приобретении 72 таких машин на более, чем внушительную сумму - в 13 миллиардов долларов. Необходимо отметить, что по изначальной задумке беспилотник обладает достаточно широким спектром функций. В частности, на него может быть установлена аппаратура для наблюдения и воздушной разведки. Тем не менее, основной его задачей остается осуществление заправки в воздухе палубных истребителей. Если верить заявленным характеристикам, БПЛА сможет обслужить от 4 до 6 боевых машин, неся около 8 тонн горючего. Радиус действия заправщика тоже впечатляет – по ТТХ он доходит почти до тысячи километров.
Однако, «жемчужиной» военной «коллекции» от Boeing, вне всяких сомнений, должен стать F-15EX – разработанный компанией для ВВС США новейший истребитель. В корпорации уже поторопились объявить его «самым экономичным, быстрым и хорошо вооруженным из когда-либо созданных инженерами и конструкторами Boeing». Обещана супер навороченная электронная «начинка», включающая в себя «передовой радар», позволяющий засекать потенциальные цели на более, чем приличных расстояниях, эффективные системы маневрирования и расхода топлива. И много чего еще. Главное – бортовой компьютер, «не имеющий себе равных по высокой производительности и быстродействию». Вообще-то, после определенных событий обещания от Boeing насчет внедрения каких-то там продвинутых компьютерных технологий звучат несколько пугающе. На современном 737 МАХ они уже навнедряли... Впрочем, здесь, очевидно, были учтены все проколы и «своевольничать» в небе и при взлете-посадке эта машина, в отличие от гражданских «собратьев», вряд ли будет. Предметом особой гордости разработчиков является то, что вооружен F-15EX будет, что называется, до зубов. 12 точек подвески ракет класса «воздух-воздух» и еще 15 для оружейных систем «воздух-земля» – это и вправду внушительно. В Boeing по этому поводу уже заявили о нем, как об «одном из самых смертоносных истребителей в мире».
Некоторые споры ведутся относительно того, к какому поколению причислять новую боевую машину. Раз «новейший», то, значит, к пятому? Однако, многие эксперты довольно критично оценивают потенциал радиолокационной малозаметности новой машины. Во всяком случае, своим основным конкурентам – F-22 или F-35 – он, вроде бы, в этом отношении значительно уступает. Раз так, значит поколение все-таки четвертое? Но в компании возражают, что и над вопросами защиты от вражеских радаров тоже потрудились на совесть. Впрочем, некоторые злые языки и вовсе язвительно проходятся по новинке, пеняя ее создателям на то, что они, мол лишь изрядно «подшаманили» далеко не новый боевой самолет McDonnell Douglas F-15 Eagle. Так что все разговоры насчет «самого передового истребителя» истине не слишком-то соответствуют. Представители Boeing на такие «наезды» ужасно обижаются и отговариваются тем, что от старой машины взяли якобы только «каркас», а уж «навеска» и «начинка» у F-15EX самая, что ни на есть современная, инновационная. Такая, что новее уже некуда. Понять их можно – самолет планируют сбывать не только ВВС США, но и пускать на экспорт. По уже оглашенным планам, зарубежные продажи должны составлять не менее двух дюжин истребителей в год, а это очень немало. Так или иначе, но первый транш от Пентагона в размере почти миллиарда долларов на поставку восьми F-15EX корпорацией уже получен. Два истребителя якобы уже даже проходят испытания на базах ВВС.
Похоже, что военные заказы сегодня являются для Boeing настоящим «спасательным кругом», позволяющим компании удерживаться «на плаву», несмотря на продолжающиеся неприятности. Пассажирские лайнеры корпорации после потрясших мир аварий подвергаются во сто крат более пристальным и суровым проверкам на безопасность полетов и, увы, нередко их не выдерживают. Не успел толком забыться месячной давности инцидент с новейшим лайнером 777X, у которого во время испытательного полета вырвало дверь, как появилось сообщение о том, что крайне опасная проблема выявлена в десятках самолетов популярной модели Boeing 737NG (Next Generation). Примерно в каждой двадцатой из этих машин обнаружены трещины в детали, отвечающей за крепление крыла к фюзеляжу. В самих США проверке были подвергнуты 686 лайнеров этой серии. В 36 из них нашлась подобная неполадка. Как стало известно, уже, как минимум, две авиакомпании начали снимать с линий «подозрительные» самолеты. И если учесть, что всего Boeing было их выпущено более 7 тысяч... Если небо окажется закрытым еще и для 737NG, ничего хорошего компанию не ожидает. Ее акционерам остается лишь уповать на щедрость Пентагона и на то, что поставляемые ему самолеты окажутся более надежными, чем пассажирские лайнеры, в свое время прославившие Boeing, а теперь тянущие его «на дно».
Вдобавок, общемировой отказ от эксплуатации одной из самых популярных моделей авиалайнеров этой марки и «замороженные» контракты на их поставку, принесли производителю просто громадные убытки. И, тем не менее, Boeing пока держится. Как оказалось, немалая заслуга в этом принадлежит военному ведомству США.
И учебные, и беспилотные...
Планы Boeing по «освоению» бюджета ВВС США вызывают уважение. Фактически, нет отрасли военной авиации, в которой эта корпорация не представила бы в последнее время новинки, уже одобренные Пентагоном и сулящие ей немалые прибыли. Так, недавно в компании заявили об успешном завершении новой модели учебного самолета для военных пилотов, имевшем рабочее название T-X. На вооружение эта машина, которая заменит изрядно устаревшие T-38 Talon, на которых будущие асы американских ВВС постигают азы летной «грамоты» сегодня, будет принята под именем T-7A Red Hawk. Что характерно, поставка учебных самолетов предусмотрена в комплекте, включающем в себя не только сами машины, но и наземные тренажеры, на которых, собственно, и будет проходить первый этап обучения. Они должны поступить в соответствующие центры подготовки уже в нынешнем году, а к 2024 году Пентагон планирует закупить более 350 единиц T-7A Red Hawk. Неплохая коммерческая перспектива! Что характерно, разрабатывалась новая машина, что называется, «с нуля» и в рекордно короткие сроки – стартовал проект лишь в прошлом году. В создании учебного самолета, помимо, собственно, специалистов Boeing принимали участие и их шведские коллеги из SAAB.
Учебно-тренировочные самолеты T-7A Red Hawk
Испытала корпорация в прошлом месяце и еще одну новинку военного назначения. Речь идет о палубном беспилотном самолете-заправщике MQ-25 Stingray, предназначенном для базирования на авианосцах ВМФ США. В жесточайшей борьбе корпорации удалось выиграть тендер, проводившийся Пентагоном в рамках реализации программы создания авиационной беспилотной системы воздушной дозаправки Unmanned Carrier Aviation Air System, (UCAAS). Военные моряки уже выложили более 800 миллионов долларов только лишь за разработку и испытания нового БПЛА. На эту сумму Boeing должен поставить ВМФ MQ-25 Stingray в количестве 4 единиц до 2024 года. Если модель в процессе эксплуатации будет признана удачной, речь пойдет уже о приобретении 72 таких машин на более, чем внушительную сумму - в 13 миллиардов долларов. Необходимо отметить, что по изначальной задумке беспилотник обладает достаточно широким спектром функций. В частности, на него может быть установлена аппаратура для наблюдения и воздушной разведки. Тем не менее, основной его задачей остается осуществление заправки в воздухе палубных истребителей. Если верить заявленным характеристикам, БПЛА сможет обслужить от 4 до 6 боевых машин, неся около 8 тонн горючего. Радиус действия заправщика тоже впечатляет – по ТТХ он доходит почти до тысячи километров.
Еще один «самый лучший»?
Однако, «жемчужиной» военной «коллекции» от Boeing, вне всяких сомнений, должен стать F-15EX – разработанный компанией для ВВС США новейший истребитель. В корпорации уже поторопились объявить его «самым экономичным, быстрым и хорошо вооруженным из когда-либо созданных инженерами и конструкторами Boeing». Обещана супер навороченная электронная «начинка», включающая в себя «передовой радар», позволяющий засекать потенциальные цели на более, чем приличных расстояниях, эффективные системы маневрирования и расхода топлива. И много чего еще. Главное – бортовой компьютер, «не имеющий себе равных по высокой производительности и быстродействию». Вообще-то, после определенных событий обещания от Boeing насчет внедрения каких-то там продвинутых компьютерных технологий звучат несколько пугающе. На современном 737 МАХ они уже навнедряли... Впрочем, здесь, очевидно, были учтены все проколы и «своевольничать» в небе и при взлете-посадке эта машина, в отличие от гражданских «собратьев», вряд ли будет. Предметом особой гордости разработчиков является то, что вооружен F-15EX будет, что называется, до зубов. 12 точек подвески ракет класса «воздух-воздух» и еще 15 для оружейных систем «воздух-земля» – это и вправду внушительно. В Boeing по этому поводу уже заявили о нем, как об «одном из самых смертоносных истребителей в мире».
Некоторые споры ведутся относительно того, к какому поколению причислять новую боевую машину. Раз «новейший», то, значит, к пятому? Однако, многие эксперты довольно критично оценивают потенциал радиолокационной малозаметности новой машины. Во всяком случае, своим основным конкурентам – F-22 или F-35 – он, вроде бы, в этом отношении значительно уступает. Раз так, значит поколение все-таки четвертое? Но в компании возражают, что и над вопросами защиты от вражеских радаров тоже потрудились на совесть. Впрочем, некоторые злые языки и вовсе язвительно проходятся по новинке, пеняя ее создателям на то, что они, мол лишь изрядно «подшаманили» далеко не новый боевой самолет McDonnell Douglas F-15 Eagle. Так что все разговоры насчет «самого передового истребителя» истине не слишком-то соответствуют. Представители Boeing на такие «наезды» ужасно обижаются и отговариваются тем, что от старой машины взяли якобы только «каркас», а уж «навеска» и «начинка» у F-15EX самая, что ни на есть современная, инновационная. Такая, что новее уже некуда. Понять их можно – самолет планируют сбывать не только ВВС США, но и пускать на экспорт. По уже оглашенным планам, зарубежные продажи должны составлять не менее двух дюжин истребителей в год, а это очень немало. Так или иначе, но первый транш от Пентагона в размере почти миллиарда долларов на поставку восьми F-15EX корпорацией уже получен. Два истребителя якобы уже даже проходят испытания на базах ВВС.
Похоже, что военные заказы сегодня являются для Boeing настоящим «спасательным кругом», позволяющим компании удерживаться «на плаву», несмотря на продолжающиеся неприятности. Пассажирские лайнеры корпорации после потрясших мир аварий подвергаются во сто крат более пристальным и суровым проверкам на безопасность полетов и, увы, нередко их не выдерживают. Не успел толком забыться месячной давности инцидент с новейшим лайнером 777X, у которого во время испытательного полета вырвало дверь, как появилось сообщение о том, что крайне опасная проблема выявлена в десятках самолетов популярной модели Boeing 737NG (Next Generation). Примерно в каждой двадцатой из этих машин обнаружены трещины в детали, отвечающей за крепление крыла к фюзеляжу. В самих США проверке были подвергнуты 686 лайнеров этой серии. В 36 из них нашлась подобная неполадка. Как стало известно, уже, как минимум, две авиакомпании начали снимать с линий «подозрительные» самолеты. И если учесть, что всего Boeing было их выпущено более 7 тысяч... Если небо окажется закрытым еще и для 737NG, ничего хорошего компанию не ожидает. Ее акционерам остается лишь уповать на щедрость Пентагона и на то, что поставляемые ему самолеты окажутся более надежными, чем пассажирские лайнеры, в свое время прославившие Boeing, а теперь тянущие его «на дно».
Информация