Будущее Турции: выход из НАТО, вступление в ОДКБ и ЕЭС?

12
Операция «Источник мира», начатая Анкарой в Сирии, будет дорого стоить самой Турции. Что еще важнее, она может стать толчком для перекройки военно-политической и экономической карты Европы и Евразии в целом.





Как известно, Турция является важнейшим членом НАТО, антироссийского военного блока. Турецкая армия является второй по силе в альянсе после американской, турецкий флот запирает проливы, препятствуя выходу ЧМФ РФ в Средиземное море. На военной базе Инджирлик Пентагон хранит запасы тактического ядерного оружия поближе к своему потенциальному противнику.

И вот теперь все может измениться. В Вашингтоне деловито обсуждают возможность вывоза ядерного арсенала из Турции. В качестве альтернативы для размещения американской военной базы называются недружественные Анкаре Греция и Кипр. Европейский союз осудил операцию «Источник мира» в Сирии. Его члены договорились прекратить поставку вооружений в Турцию.

Бьют вчерашние союзники и по турецкой экономике. Президент Трамп прекратил переговоры с Анкарой о заключении многомиллиардной торговой сделки, ввел повышенные пошлины на продукцию ее металлургии. Применил Вашингтон и персональные санкции в отношении ключевых членов турецкого правительства. И без того ранее обесценившаяся на 30% турецкая национальная валюта продолжила свое дальнейшее падение.

Сами собой напрашиваются следующие вопросы. Насколько далеко все это может зайти? Есть ли вероятность того, что Анкара, вдрызг разругавшись с США и Европой, покинет НАТО? И если так, то каковы шансы на то, что Турция отвернется от Запада на Восток, обратив свои взоры на ЕАС и «Евразийский НАТО», ОДКБ?

Прежде всего, надо разобраться, что сегодня на самом деле представляет собой Североатлантический альянс. Во времена «холодной войны» НАТО было консолидированным капиталистическим противовесом социалистическому лагерю. Противоречия между его членами меркли перед необходимостью противостоять «коммунистической угрозе». Но все изменилось в 1991 году, когда СССР не стало, а его бывшие участники сами дружно встали на капиталистический путь развития.

Экзистенциальная внешняя угроза исчезла, а с ней и первопричина для объединения традиционных конкурентов западного мира. Блок НАТО остался в качестве инструмента для контроля со стороны США над Европой. И роль Турции здесь выглядит особой. Для ее вступления в альянс были свои причины.

Во-первых, СССР высказывал определенные территориальные претензии к Турции, которая приросла землями в Закавказье за наш счет в 1921 году.

Во-вторых, в турецком обществе были весьма сильны левые настроения, особенно, среди интеллигенции.

Неудивительно, что Анкара устремилась за поддержкой против СССР на Запад. Туркам даже пришлось отправить свои войска на помощь американцам в Корею, чтобы продемонстрировать свою лояльность. В качестве благодарности, Вашингтон оказал поддержку в становлении вооруженных сил Турции, открыл на нее территории военные базы и станции радиоразведки.

Однако постепенно в отношениях Анкары и Запада начали накапливаться серьезные противоречия. Так, напряженность внутри блока НАТО создало вступление в него Греции. С исчезновением СССР пропала не только внешняя угроза, но и необходимость изображать дружбу с историческим противником. Изменились настроения и в самом турецком обществе, которое воспринимает альянс как западный проект при том, что Республика является частью Ближнего Востока. Не добавило ему популярности тот факт, что Турцию так и не пустили в состав Европейского союза, унизительно держа десятилетиями на пороге. Наконец, крайне не понравилось Анкаре то, что американцы назвали своими союзниками в Сирии именно курдов, которые считаются основной угрозой территориальной целостности Турции.

Получается, что предпосылки для выхода Турции из состава НАТО есть. Правда, пока ситуация до этого еще не дозрела. США и ЕС скорее были бы заинтересованы не исключать важнейшего члена альянса, а сменить его руководство на более послушное. И едва ли это не понимают в самой Анкаре.

Для президента Эрдогана весьма удобно, что он имеет определенное пространство для маневра между Западом и Востоком. Заменить оружие натовского образца он может российским. При необходимости альтернативой Североатлантическому альянсу может стать «Евразийское НАТО», ОДКБ. Возможна и интеграция с Евразийским экономическим союзом, а также углубление сотрудничества с КНР.

Почему нет? Если судить по событиям в той же Сирии, брошенные американцами курды обратились за помощью к Дамаску и Москве. Обиженные коллективным Западом турки также могут повернуться лицом к коллективному Востоку. В «эпоху Трампа» возможно все.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    16 октября 2019 17:50
    Турция в ЕАС , «Евразийский НАТО», ОДКБ - губы раскатали, подберите, а то споткнетесь...
  2. +3
    16 октября 2019 23:11
    При необходимости альтернативой Североатлантическому альянсу может стать «Евразийское НАТО», ОДКБ

    - таких "союзников", как ОДКБ, прости господи, врагу не пожелаешь. Турция для нас, даже ещё находясь внутри НАТО, уже сделала больше, чем всё ОДКБ вместе взятое за всё время существования. Где все эти союзнички, когда у России проблемы? Хоть бы санкции поддержали против Запада, так нет, они на этом всём наживаются, а РФ ещё претензии предъявляют, если русские позволяют себе этим возмущаться. Я уж не говорю про поддержку в Сирии или в вопросе Украины - молчат все в тряпочку, "братские народы".
    Если турки вдруг выйдут из НАТО, то это будет, конечно, УДАР. И победа российской внешней политики. Но ни в какое ОДКБ в его сегодняшнем аморфном виде им не надо, а то там и с Турцией отношения обгадят "союзнички"... Или это ОДКБ надо перестраивать, как НАТО - с жёстким подчинением, выполнением союзнических функций и т.д. Натовцы вон кряхтят, пукают, плачут, но в американских "миссиях" и "коалициях" по всему миру участвуют, оружие закупают, санкции поддерживают себе в ущерб и т.п.
    А в ОДКБ этом каждый, типа, за себя. Пока петух жареный не клюнет кого-то, кроме русских. Армян в Карабахе прижмут - заорут "русские, помогайте, союзники!", в Среднюю Азию попрутся бармалеи через Афган, тоже русским за них кровь там проливать придётся... А они все где, когда России помощь нужна???
    1. 0
      17 октября 2019 12:13
      Согласна... - ОДКБ - это сплошная фикция, иллюзия военного содружества... - Раньше хоть на Белоруссию одна надежда была... как на соратника, а теперь и эта "надежда" начинает испаряться (ну, а "бахтияры-одэкабэшники" как были раньше "не при делах"... - так таковыми и остались..).
      Что касается Турции, то России надо же как-то будет оправдываться за то, что...что...что... что Россия скоро будет вынуждена содержать Турцию за свой счёт... - предоставлять Турции кредиты, поставлять вооружение, приобретать всевозможное турецкое барахло и т.д...
      - Вот объяснением "всему этому" и будет слабенькое объяснение, что, мол... - Турция якобы выходит из НАТО и вступает в ОДКБ и ЕЭС?
      - На коротенькое время такое нелепое оправдание может кого-то и убедит... -Хахах...
      - Но когда между Россией и Турцией возникнут очень серьёзные разногласия (если не что-то вообще "более серьёзное"), то тогда будут выдуманы другие "версии"...
      1. +2
        17 октября 2019 13:26
        Вы, как обычно, слишком много внимания уделяете + и -. И это зря, только настроение себе портите. Как я понял, здесь некоторые их ставят вообще не читая коммент, а просто тому, кто его написал. laughing Если персонаж не по душе, типа...
        А насчёт Турции - я точно не думаю, что эту страну РФ будет "содержать". Во-первых, банально денег не хватит wink , а во-вторых, Турция не та страна, чтобы даже дала себя кем-то содержать. Это не бывшие советские республики, "соцлагерники" или пост-колониальные "банановые республики". У турок огромная экономика, многовековая история самостоятельности и состоявшаяся государственность, я уж молчу про их вооружённые силы, которые, если не считать фактор ядерного оружия, являются одними из 10, а то и 5 сильнейших в мире. Более того, как и Россия, и Германия, и Британия, и ещё буквально пару государств в мире, Турция - имперское государство и турки - имперский народ. Отсюда и такое поведение, и такая реакция на отношение тех же США. Конечно, исторически турки нам никакие не друзья, никогда ими не были и вряд ли когда будут. НО ровные и прагматичные отношения с таким сильным партнёром, как Турция, на основе просто хотя бы соблюдения взаимных геополитических и экономических интересов, точно выгоднее для РФ, чем наличие нескольких "союзников" в лице "братских" народов, от которых вообще непонятно что и когда ожидать... И здесь я как раз верю в то, что с турками это вполне может быть прагматичное и взаимовыгодное сотрудничество, а не "игра в одни ворота", в варианте СНГ и ОДКБ.
        1. 0
          17 октября 2019 16:21
          А насчёт Турции - я точно не думаю, что эту страну РФ будет "содержать"

          Да нет... - Будет содержать... - и уже содержит...
          Россия строит Турции АЭС, оплату за которую (в лучшем случае) получат уже наши внуки... - если вообще получат; поставляет дорогущее вооружение, за которое платит своими же кредитами (которые, наверняка, будут прощены)... - и это члену НАТО, у которого огромная армия; прямо на блюдечке Россия преподносит Турции газопровод, зная, что от Турции можно ожидать любого разворота на 189 градусов...; прощает все выходки... - влоть до убийства дипломатов и уничтожение российских самолётов (гибель российских лётчиков) и т.д и т.д...
          - Какая страна такое стала бы терпеть от Турции???
          - Только Россия...
          - Я даже абсолютно уверена, что...что...что...обстреляй сегодня в Сирии турецкие войска российские позиции... - и всё равно ничего Россия не предпримет...
          - Ну, начнут "разбираться"... - Ну, выяснят, что это, якобы... было ошибочно и т.д...
          - Могу добавить, что американы сделали очень сильный ход ..., что оставляют Россию и Турцию в Сирии один на один...
          - Вообще Трамп..."опередил время"... - это просто игрок из будущего... - а сегодня ещё так не играют... - Поэтому у Трампа ничего пока и не получается...
          1. 0
            17 октября 2019 17:05
            Какая страна такое стала бы терпеть от Турции???

            - США, например...терпят же...
            Да и вообще...я как раз всё больше начинаю верить в то, что Трамп "НАШ". lol lol lol Иначе всё, что происходит, объяснить ну крайне сложно... Ещё письмо это Эрдогану... Ну неужели они там и правда такие ???

            P.S. ...да, насчёт того, что "Трамп опередил время" - проспал, скорее, лет на 40 или более. Он всё пытается видеть и решать с точки зрения здравого смысла, что мне лично полностью импонирует, но в современном мире уже вообще не проходит... Не работает уже здравый смысл, и результаты этой его деятельности мы видим...
            1. 0
              17 октября 2019 17:38
              ...да, насчёт того, что "Трамп опередил время" - проспал, скорее, лет на 40 или более. Он всё пытается видеть и решать с точки зрения здравого смысла, что мне лично полностью импонирует, но в современном мире уже вообще не проходит...

              - Ха... - Да, именно раньше "такое не проходило" и сейчас не проходит...
              - А Трамп хоть и старпёр из прошлого, но играет по новым правилам, как никто ещё не играл...в США во всяком случае...
              - Трамп реально сам себя подвёл к импичменту... - это ему и нужно... - Он просто готовился к этому...
              - А кто там сегодня против него...
              - Да, трамповская финанасовая империя раздавит их всех, как мух...
              - Да, разве Байден и Пелоси... - представляют серьёзную проблему для Трампа... - Хахах...
              1. +1
                17 октября 2019 19:23
                Трамп реально сам себя подвёл к импичменту... - это ему и нужно... - Он просто готовился к этому...

                - а зачем??? Вы что, думаете - ему делать больше нечего? Он не хочет на второй срок? И потом, насчёт кто кого раздавит - Трамп богатый человек, но не очень... если среди богатых смотреть... В списке Форбс, например, премьер Чехии Андрей Бабиш даже выше Трампа стоит... и далеко не всемогущий он - против него в Штатах сейчас столько людей, что, по-моему, ещё не было против американского президента. Ну, Кеннеди, может быть, сравнить можно.. да и то не уверен. Зачем ему импичмент??? Он что, мазохист? По-моему, совсем нет.
  3. +1
    16 октября 2019 23:48
    Да, размечтались.... имхо, нереально абсолютно...
    1. +1
      17 октября 2019 16:45
      Почему нереально? Например, никто же не думал, что янки сдрейфят и удерут из Сирии, а Путина будут встречать с королевскими почестями в Саудовской Аравии и ОАЭ.
      Кроме этого, Индия, Пакистан, Иран, Афганистан и другие стремятся в ШОС, много стран, которые хотят и уже сотрудничают с ЕАЭС. Чем же Турция хуже них?
      Сейчас политические события происходят, как в калейдоскопе. Турция и РФ, например, стали торговать между собой за национальные валюты вместо долларов США, налаживаются тесные связи у Турции с Ираном и т.д. Так что, не стоит делать скоропостижных выводов. Все еще только начинается.
      1. +1
        18 октября 2019 09:14
        1) Ага. 3 раза. И мы 5 раз уже всех там победили, и ВС вывели... Сдрейфили, если придираться?
        2) Стремятся они уже лет 18? И что мешает?
        3) Хотят они уже года 4? И что мешает?
        5) Турция, как и другие (мы тоже) торгуют с кем угодно, только давай, давай, давай..... газ, Ф-35, С-400, Патриот, Оплот, СУ ... главное - подешевле и за кредиты, и отдавать лучше мандаринами....

        Эрдогана, как пример, мы же уличили в массовой торговле и с ИГ... террористами в общем. И что? Изменило что-то?
  4. +1
    22 октября 2019 14:43
    Все развивается настолько стремительно, что предположить тот или иной ход данной страны. Пока еще Турция не отказалась от разговора с США. У них есть разногласия. А у кого их нет? Поживем, увидим.