Boeing убоен: падение авиагиганта продолжается

Да, название одного из крупнейших авиапроизводителей все больше ассоциируется именно со словом «падение». И ничего с этим поделать пока не получается. К счастью, в данном случае, речь идет не об очередной катастрофе лайнеров этой марки, а лишь о новом снижении биржевых котировок на акции корпорации. Увы, причины, вызвавшие последний их обвал, слишком серьезны, чтобы от них можно было отмахнуться, списав на «временные трудности».



«Трещины», одна за другой, дают не крылья или шасси самолетов Boeing, а его деловая репутация. Для компании, от чьей добросовестности ежедневно зависят жизни миллионов людей во всем мире, это и вправду может оказаться смертным приговором.


Они все знали!


Новое «крутое пике» ценных бумаг Boeing, во время которого акции корпорации на Нью-Йоркской фондовой бирже «обвалились» одномоментно на 4.25% до цены в 353 с половиной доллара за единицу, был вызван разоблачительным заявлением, которое сделали представители Федеральной авиационной администрации (FAA). Согласно таковому, в компании не то что прекрасно знали об имеющихся проблемах с программным обеспечением 737 МАХ, впоследствии стоивших жизни сотням людей, но даже располагали документальным подтверждением таковых! Речь о переписке, которые велись между сотрудниками Boeing еще в 2016 году. Так, главный технический пилот 737 МАХ Марк Форкнер жаловался коллегам на то, что при управлении лайнером у него возникли «чудовищные проблемы», а система MCAS, которая и стала причиной двух катастроф, «выходит из-под контроля» и вообще «имеет серьезные недостатки».

На высоте в 4000 футов при скорости в 230 узлов самолет выравнивается просто как сумасшедший!

– это дословная цитата из переписки.

Да, речь шла о тестировании управления на симуляторе полета, и в Boeing сейчас пытаются утверждать, что пилот, мол, погрешил на то, что неисправен именно он, а не системы 737 МАХ. Тем не менее, Форкнер прекрасно осознавал суть проблемы. Он пишет, что, заявив после испытаний о том, что с лайнером «все ОК», «фактически наврал регуляторам, пусть и непреднамеренно».

Самое неприятное заключается в том, что данную переписку представители корпорации предоставили комитету Палаты представителей Конгресса США по транспорту, члены которого проводят расследование причин авиакатастроф в Эфиопии и Индонезии, только сейчас! Именно подобная «неторопливость» вызвала настоящий взрыв негодования в FAA. Ее администратор Стивен Диксон письменно потребовал от главы Boeing объяснений как по поводу содержания самого документа, так и, в первую очередь, касательно причин, по которым оно не было доведено до регулятора немедленно после обнаружения. В Федеральном агентстве выразили «недоумение и разочарование» действиями корпорации и честно признались, что пока даже не знают, как реагировать на произошедшее… Можно не сомневаться, что реакция воспоследует и будет весьма и весьма негативной. У официального Вашингтона просто не остается иного выхода, как сделать Boeing самым настоящим козлом отпущения за все случившееся. (Тем более, что для этого имеются более, чем достаточные основания!) В противном случае, ответственность будут нести уже Соединенные Штаты Америки, как государство. По крайней мере, относительно одной из двух авиакатастроф с 737 МАХ к тому уже все и идет.

Кто отвечать будет?


В следующем месяце гласности должны быть преданы результаты соответствующего расследования, проведенного в Индонезии. Пока что официальные лица, занимавшиеся этим делом, от комментариев воздерживаются, но в прессу (в том числе и американскую) уже просочились данные, согласно которым обвинения могут быть выдвинуты не только против самой корпорации Boeing, но и против «не обеспечивших надлежащий контроль за безопасностью полетов государственных органов США». Причем к авиастроительной компании претензии могут быть предъявлены не только за «критичные недостатки в конструкции самолета» и их сокрытие, но также и за «неправильное обслуживание самолетов» и «плохую подготовку пилотов, совершивших ряд ошибок». Одним словом, спросить с виновных индонезийцы намерены, что называется, по всей программе. Надо сказать, что в Boeing к этому давно готовы, по крайней мере, в материальном аспекте. Там уже создан соответствующий компенсационный фонд в объеме 50 миллионов долларов, из которого каждая семья, члены которой погибли в авиакатастрофах на территории Индонезии и Эфиопии, получит около 145 тысяч долларов. Более того, как заявил управляющий этим фондом юрист Кен Фейнберг, от потерпевших при получении выплат даже не будут требовать отказа от подачи дальнейших исков против корпорации. Также в Boeing планируют поддержать и те регионы обеих стран, где произошли крушения, выделив на это такую же примерно сумму.

Надо понимать, что делает все это корпорация вовсе не из альтруизма и, уж точно, не от хорошей жизни. Во втором квартале нынешнего года Boeing был понесен самый большой убыток за всю историю существования компании – 3 миллиарда долларов без малого. Снизившаяся на 35% квартальная выручка за этот период составила 15,7 миллиарда долларов. По прогнозам экспертов, о традиционной «пальме первенства» в деле поставки пассажирских самолетов в нынешнем году корпорация может только мечтать. Скорее всего, лидерство перейдет к ее вечному конкуренту – Airbus. При этом следует заметить, что дыру в 5,6 миллиарда долларов в выручке и 8.7 миллиарда в прибыли (за квартал) проделали как раз компенсации, выплачиваемые авиапроизводителями за оказавшиеся по всему миру «на приколе» 737 МАХ. Впрочем, и это – далеко не все проблемы корпорации. Не следует забывать о более чем четырех сотнях исков против нее, поданных пилотами этой модели лайнеров. Все они обвиняют Boeing в одном и том же – «заведомом сокрытии критических дефектов конструкции», которое привело к гибели людей, и вполне могло стоить жизни буквально каждому из них. Есть все основания предполагать, что шансы на победу в судебных разбирательствах по этому вопросу будут вовсе не на стороне авиастроительной компании. А это означает неминуемые новые потери – как финансовые, так и репутационные.

Boeing думкой богатеет…


Тем временем, в корпорации продолжают строить воистину «наполеоновские» планы по отвоеванию утраченных позиций. Так, аналитики Boeing в нынешнем году в поте лица своего занимались подсчетом перспектив и возможностей, которые сулит их работодателям бурное развитие рынка пассажирских авиаперевозок Китая. Согласно полученным в результате выкладкам, если сейчас на Поднебесную приходится 15% мирового гражданского воздушного флота, то уже к 2038 году эта цифра вырастет до 18%. Таким образом, Китай оставит позади США и в этом вопросе. Соответственно, как подсчитали в корпорации, в ближайшие 20 лет китайским товарищам неминуемо понадобится примерно 7,7 тысяч новых самолетов, за которые они должны раскошелиться на 1,2 триллиона долларов! Да вдобавок потратить 1,6 триллиона долларов на их коммерческое обслуживание. В компании удосужились учесть абсолютно все нюансы. Так, узкофюзеляжных машин Пекину планируют сбыть около 6 тысяч, а широкофюзеляжных – примерно 1,8 тысяч. Что, кстати говоря, будет означать утроение китайского парка таких самолетов. Звучит это все, конечно, крайне заманчиво, вот только кто сказал, что все эти закупки будут осуществляться именно у Boeing?! С одной стороны, «торговая война» между Вашингтоном и Пекином абсолютно не движется в сторону завершения. Напротив, «сражения» на ее фронте, вспыхивающие периодически, от раза к разу отличаются все большей ожесточенностью. Вряд ли китайцы бросятся сломя голову поддерживать экономику собственного противника озвученными выше умопомрачительными суммами. С другой стороны, большие вопросы вызывает главный момент – надежность лайнеров компании. Крайне сомнительно, чтобы в Китае смотрели сквозь пальцы на эту проблему, пренебрегая безопасностью собственных граждан.

Корпорацию, складывается такое впечатление, продолжает преследовать какой-то злой рок. В особенности это касается все той же «злополучной» 737 модели. Несмотря на то, что Эрик Линдблад, вице-президент компании Boeing, проработавший в ней 34 года и с августа 2018-го отвечавший за производство роковых 737 МАХ, летом нынешнего года уволился со своего поста, делу это помогло мало. Так, недавно дефекты опоры крыльев были выявлены в 5% подвергшихся проверке почти семи сотнях лайнеров модели 737 Next Generation. По оценкам экспертов, проблема более, чем серьезна – разрушение детали, имеющей название «огуречная вилка» (а именно в ней обнаружились предательские трещины), может привести не только к потере пилотами контроля над воздушным судном, но и к тому, что оно просто-напросто развалится в воздухе. Естественно, корпорация в пожарном порядке проводит осмотры всех самолетов этой модели, обещая «в кратчайшие сроки» произвести необходимые замены и ремонты. А заодно – готовится к проблемам с авиакомпаниями, которым срочно приходится снимать с линий еще и эти 737-е… Более того, проблемы с МАХ, который, против обещанного ранее, получит шансы на возвращение в небо не ранее следующего года, отразились и на сроках принятия в эксплуатацию другой перспективной модели Boeing – 777Х. А ведь именно на нее корпорация возлагала огромные надежды в борьбе за рынок сверхдальних перевозок! Первые 350-местные 777-8 австралийская авиакомпания Qantas Airways рассчитывала получить уже в 2022 году, а на 2023 даже обещала запустить рейс Лондон-Сидней с беспрецедентной продолжительностью в 21 час.

Увы, когда самолеты этой серии поднимутся в воздух, теперь сказать затруднительно. Представитель корпорации Пол Бергман уже сделал заявление о том, что Boeing «вынужден пересмотреть планы развития этой серии» и «изменить график» ее разработки и выпуска. Понятно, что не в сторону ускорения. Правда, состоявшийся на днях рекордный беспосадочный коммерческий авиаперелет (16 тысяч 309 километров за 19 часов с четвертью) по маршруту Нью-Йорк-Сидней был совершен все-таки на машине компании Boeing. Этот путь проделал 787-9 Dreamliner. Однако, на борту находилось всего 40 пассажиров и десять пилотов. Явно не тот объем перевозок, на который рассчитывали в Австралии, мечтая о новеньких 777Х. Что ж, какие рекорды удастся поставить Boeing в будущем – по дальности полетов или по масштабам убытков, покажет время.
Использованы фотографии: https://www.thetimes.co.uk/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

3 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Архаров Офлайн
    Архаров (Григорий Архаров) 21 октября 2019 09:41
    -1
    • 2
    • 3
    Боюсь, желаемое за действительность. Кого этот автор здесь только не хоронил.....
  2. bobba94 Офлайн
    bobba94 (владимир) 22 октября 2019 12:38
    0
    • 0
    • 0
    Буквально сегодня прочитал сообщение, что с начала года нашелся всего один покупатель "Сухой" суперджет 100 (SSJ-100). За 10 месяцев продан один самолет.
  3. САНДРО Офлайн
    САНДРО (Сандро) 22 октября 2019 16:23
    +1
    • 2
    • 1
    747-ой поднялся в небо, вдумайтесь, 50 лет тому назад! Вспомните Советский авиапарк тех годов, и вам станет ясно, что "Boeing" пришёл в мир авиации навсегда! Да, проблем сегодня у "Boeing" выше крыши, но все дело в том, что они в итоге встанут на ноги, исправят ошибки и снова станут делить мировое лидерство с "Аirbus", а изготавливающая "Сухой" SSJ-100 компания, имеющая Советские технологические корни, и, несмотря на оснащение своих "Сухарей" на 70% иностранными комплектующими, проиграет мировую гонку по производству пассажирских самолётов, и как всегда - в сухую!