США против России: столкновение в Арктике становится неизбежным
Нынешний месяц ознаменовался двумя важнейшими заявлениями, сделанными по обе стороны Атлантики и не просто объединенными одной темой, а связанными между собой самым что ни на есть непосредственным образом. По сути дела, о своих претензиях на Арктический регион одновременно заявили военные ведомства как России, так и Соединенных Штатов. Как показывает практика, когда с подобными демаршами выступают представители держав, и без того, очень мягко говоря, не питающих друг к другу теплых чувств, ничего хорошего ждать не приходится. В особенности, если в спор изначально вступают не дипломаты, а люди в погонах.
Насколько велика для нашей страны вероятность прямого столкновения на просторах Крайнего Севера с США и их союзниками? Каковы в таком случае будут шансы сторон и во что подобный конфликт может вылиться?
Что касается России, то буквально на нынешней неделе на заседании Морской коллегии при отечественном правительстве были оглашены новые данные исследований, проведенных как раз нашим Министерством обороны. Вице-премьер правительства Юрий Борисов охарактеризовал их, как «исчерпывающие доказательства» того, что шельф Северного Ледовитого океана принадлежит нашей стране и никому другому. Кому, что и с какой стати мы должны доказывать? Формально – все новые и новые «уточненные научные данные» требуются Комиссии Организации Объединенных Наций по границам континентального шельфа (CLCS), с 2001 года «мусолящей» заявки нашей страны на расширение ее арктических границ. Суть претензии, вкратце, сводится к тому, что подводные хребты Менделеева и Ломоносова являются ничем иным, как прямым продолжением Евразийского континента. Следовательно, это наша территория! Несмотря на множество раз предоставляемые доказательства, ООН так и не приняло соответствующего решения, ни отклонила, ни удовлетворила российские требования. Это привело к тому, что в 2015 году заявка была подана повторно – и с куда большим размахом, на 1.2 миллиона квадратных километров. И снова – старые песни о «недостатке материала для принятия окончательного решения». Но, может, теперь данных хватит?! Впрочем, сомнительно…
Ведь на самом деле усилению позиций России в Арктике всеми силами противостоят Соединенные Штаты и их союзники. ООН в данном случае (как и в большинстве прочих) лишь послушно выполняет указания, поступающие из Белого Дома и Госдепа. А там настроены крайне решительно. Ведь с недоброй памяти 90-х годов прошлого столетия американцы твердо уверенны в том, что эти земли и воды являются их вотчиной. «Спасибо» за это можем сказать Михаилу Сергеевичу Горбачеву, еще в 1987 году совершившему очередное предательство своей страны, выступив с так называемой «Мурманской инициативой». При этом генсек-убийца СССР наобещал обожаемому им «мировому сообществу» не только полную демилитаризацию русского Севера, но еще и открытие Северного морского пути для всех желающих. Безвозмездно. То есть – даром… Понятное дело, что с кардинальным изменением позиции руководства России, совершенно не намеренного ни поступаться безопасностью и стратегическими интересами страны, ни разбрасываться по праву принадлежащими ей богатствами, в Вашингтоне не согласны категорически. По мнению американцев, Арктика должна стать некоей «территорией свободного судоходства», пребывая при этом в статусе «зоны жизненных интересов национальной безопасности США». Интересное кино получается: вроде бы и «нейтральная зона», но под четким патронатом Вашингтона. Вот только этому не бывать.
В настоящее время главным «яблоком раздора» для мировых держав является как раз именно колоссальная водная транспортная магистраль, протянувшаяся на 14 тысяч километров (от Владивостока до Санкт-Петербурга), перспективы которой общепризнаны во всем мире. Да, сегодня провод грузов Северным морским путем, по оценкам экономистов, пока еще обходится на 36% дороже, чем следование веками проторенной дорогой через Суэцкий канал. Однако, с географией не поспоришь – маршрут через Суэц имеет в полтора раза большую протяженность (23 тысячи километров) и рано или поздно СМП неизбежно станет выгоднее. Пока что «хромает» инфраструктура, негативную роль играют крайне суровые условия по пути следования, но следует помнить, что с каждым годом арктические льды тают и период навигации в наших северных широтах становится все продолжительнее. К тому же руководство страны, понимая необходимость привлечения на Северный морской путь мировых перевозчиков, не сидит сложа руки. Так, заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков недавно заявил о намерениях правительства создать компанию государственного оператора контейнерных грузов, которая возьмет на себя не только покрытие рисков перевозчиков, связанных со следованием по СМП, но и на протяжении определенного времени (возможно, целого десятилетия) также и их расходов, непосредственно связанных с транспортировкой грузов.
Цели никто не скрывает – переманить ведущие мировые логистические компании с Суэцкого маршрута на наш, сделать арктические перевозки более выгодными и коммерчески привлекательными. А там преференции, конечно, закончатся. Без этой вынужденной меры обойтись вряд ли удастся. Ведь по состоянию на 2017 год, к примеру, грузооборот СМП уступал Суэцу в 5 тысяч раз! С таким разрывом борьбу за статус главных морских ворот мира мы будем вести не одно поколение… Впрочем, будущее за Севморпутем, конечно же, есть. В противном случае, в США не проявляли бы такую нездоровую активность, направленную на то, чтобы, если не взять его под свой контроль, то хотя бы перекрыть понадежнее. Тут, кстати говоря, помимо сугубо «российского» фактора присутствует и «китайский»: в Вашингтоне опасаются, что СМП будет способствовать еще более массированному проникновению в Европу товаров из Поднебесной, доставлять которые с его помощью станет быстрее и дешевле. Так или иначе, но именно неприкрытые намерения «перерезать» Северный морской путь сквозят в недавно представленной Пентагоном на утверждение Конгрессу США новой «Арктической доктрине», обсуждение которой идет с лета нынешнего года. Речь в этом предельно агрессивном документе идет, в частности, о создании «еще более гибкой и смертоносной группировки» вооруженных сил США, которой предстоит обеспечивать военное преимущество не только на морских путях, омывающих Исландию, Гренландию и Норвегию, но и в Беринговом проливе. Фактически, американскими вояками законодателям был предложен конкретный план по блокированию нашей арктической транспортной артерии.
К сожалению, одними лишь громкими словесами Соединенные Штаты вовсе не ограничиваются. Так, в нынешнем месяце за северным полярным кругом долгонько болтался американский эсминец USS Donald Cook, который, согласно официальному сообщению Шестого флота ВМС США, проводил там «операцию по патрулированию морской безопасности и наблюдению за морской деятельностью России». То есть, шпионил. Вообще говоря, у Пентагона есть, как минимум, две проблемы в вопросе арктического противостояния России. Во-первых, это отсутствие в регионе достаточного количества сколько-нибудь серьезных объектов военной инфраструктуры. Да, имеется кое-что: та же база Адак на Аляске, база Туле в Гренландии, которую Вашингтон, судя по памятным заявлениям Дональда Трампа, не прочь был бы полостью превратить в собственный плацдарм, авиабаза в Норвегии... Однако с российскими арктическими форпостами это все не идет ни в какое сравнение. Вторая проблема – фатальное отставание США от нашей страны в области ледокольного флота. Даже если предположить, что планы по форсированному созданию трех тяжелых судов этого класса и еще какого-то количества малотоннажных кораблей, способных ходить на крайнем Севере, будут претворены в жизнь, на фоне четырех десятков российских ледоколов смотреться это будет бледно. Пересекший в прошлом году, впервые за почти 30 лет, Полярный круг в ходе учений Trident Juncture авианосец USS Harry S. Truman совершил, конечно, впечатляющий прорыв. Однако, много ли толку в этих широтах будет от плавучего аэродрома с паровыми катапультами, к тамошним температурам совершенно не приспособленными?
Исходя из сказанного выше, у Соединенных Штатов и вправду остается не так много вариантов. Один из них – попытка «перерезать» СМП подальше от слишком уж экстремальных краев. Например, в районах «бутылочного горлышка» Берингового пролива, либо у берегов Норвегии, на выходе в Баренцево море. Недаром же подстегиваемая Вашингтоном военная активность Осло дошла уже до таких пределов, что вызвала обеспокоенность МИД России, о чем недавно было сделано соответствующее официальное заявление. Есть, впрочем, и другой сценарий, намного более опасный. На подозрения относительно него наводят слова о планируемом повышении «смертоносности» военной группировки США в Арктике. Как бы кое у кого в Пентагоне не возник соблазн именно там, вдали от собственных берегов и густонаселенных территорий, «преподать урок» России с помощью, к примеру, тактического ядерного оружия малой мощности. Во всяком случае, переговоры о размещении в Японии ракет среднего радиуса действия уже ведутся. Только ли на Китай они будут направлены? Кстати говоря, дополнительным фактором, сводящим к минимуму возможности ВМС США в том же Беринговом проливе, являются батареи наших противокорабельных ракетных комплексов. Недавние стрельбы «Бастиона», проведенные на Чукотке, в ходе которых «Оникс» поразил цель на расстоянии в 200 километров, являются вполне недвусмысленным намеком на это. А вот развертывание уже третьей в Арктике мощнейшей РЛС «Резонанс-Н», способной отслеживать не только крылатые и баллистические ракеты, но также «самолеты-невидимки» со стелс-технологиями и даже цели, идущие на гиперзвуковой скорости, является подтверждением тому, что наши военные всерьез рассматривают опасность попытки США нанести внезапный ракетно-бомбовый удар, чтобы опередив Россию, завладеть стратегической инициативой в возможном конфликте.
Соединенные Штаты и их союзники, похоже, всерьез намерены вступить в схватку за Арктику. Свидетельств тому хватает, и одним из них является недавно обнародованное намерение НАТО закупить комплекты экипировки и формы, предназначенные для действий при температурах, превышающих 40 градусов мороза почти на 80 тысяч военнослужащих. Лучше всего, на мой взгляд, эти планы прокомментировали в постоянном представительстве России при Североатлантическом альянсе, посоветовав тамошним воякам вместо выбрасывания на северный ветер 70 миллионов евро, прикупить хороших книг по военной истории. К примеру, о Сталинградской битве. Более уместного совета в данной ситуации и не придумаешь.
Насколько велика для нашей страны вероятность прямого столкновения на просторах Крайнего Севера с США и их союзниками? Каковы в таком случае будут шансы сторон и во что подобный конфликт может вылиться?
Арктика – русская или ничья?
Что касается России, то буквально на нынешней неделе на заседании Морской коллегии при отечественном правительстве были оглашены новые данные исследований, проведенных как раз нашим Министерством обороны. Вице-премьер правительства Юрий Борисов охарактеризовал их, как «исчерпывающие доказательства» того, что шельф Северного Ледовитого океана принадлежит нашей стране и никому другому. Кому, что и с какой стати мы должны доказывать? Формально – все новые и новые «уточненные научные данные» требуются Комиссии Организации Объединенных Наций по границам континентального шельфа (CLCS), с 2001 года «мусолящей» заявки нашей страны на расширение ее арктических границ. Суть претензии, вкратце, сводится к тому, что подводные хребты Менделеева и Ломоносова являются ничем иным, как прямым продолжением Евразийского континента. Следовательно, это наша территория! Несмотря на множество раз предоставляемые доказательства, ООН так и не приняло соответствующего решения, ни отклонила, ни удовлетворила российские требования. Это привело к тому, что в 2015 году заявка была подана повторно – и с куда большим размахом, на 1.2 миллиона квадратных километров. И снова – старые песни о «недостатке материала для принятия окончательного решения». Но, может, теперь данных хватит?! Впрочем, сомнительно…
Ведь на самом деле усилению позиций России в Арктике всеми силами противостоят Соединенные Штаты и их союзники. ООН в данном случае (как и в большинстве прочих) лишь послушно выполняет указания, поступающие из Белого Дома и Госдепа. А там настроены крайне решительно. Ведь с недоброй памяти 90-х годов прошлого столетия американцы твердо уверенны в том, что эти земли и воды являются их вотчиной. «Спасибо» за это можем сказать Михаилу Сергеевичу Горбачеву, еще в 1987 году совершившему очередное предательство своей страны, выступив с так называемой «Мурманской инициативой». При этом генсек-убийца СССР наобещал обожаемому им «мировому сообществу» не только полную демилитаризацию русского Севера, но еще и открытие Северного морского пути для всех желающих. Безвозмездно. То есть – даром… Понятное дело, что с кардинальным изменением позиции руководства России, совершенно не намеренного ни поступаться безопасностью и стратегическими интересами страны, ни разбрасываться по праву принадлежащими ей богатствами, в Вашингтоне не согласны категорически. По мнению американцев, Арктика должна стать некоей «территорией свободного судоходства», пребывая при этом в статусе «зоны жизненных интересов национальной безопасности США». Интересное кино получается: вроде бы и «нейтральная зона», но под четким патронатом Вашингтона. Вот только этому не бывать.
Куда приведет Северный морской путь
В настоящее время главным «яблоком раздора» для мировых держав является как раз именно колоссальная водная транспортная магистраль, протянувшаяся на 14 тысяч километров (от Владивостока до Санкт-Петербурга), перспективы которой общепризнаны во всем мире. Да, сегодня провод грузов Северным морским путем, по оценкам экономистов, пока еще обходится на 36% дороже, чем следование веками проторенной дорогой через Суэцкий канал. Однако, с географией не поспоришь – маршрут через Суэц имеет в полтора раза большую протяженность (23 тысячи километров) и рано или поздно СМП неизбежно станет выгоднее. Пока что «хромает» инфраструктура, негативную роль играют крайне суровые условия по пути следования, но следует помнить, что с каждым годом арктические льды тают и период навигации в наших северных широтах становится все продолжительнее. К тому же руководство страны, понимая необходимость привлечения на Северный морской путь мировых перевозчиков, не сидит сложа руки. Так, заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков недавно заявил о намерениях правительства создать компанию государственного оператора контейнерных грузов, которая возьмет на себя не только покрытие рисков перевозчиков, связанных со следованием по СМП, но и на протяжении определенного времени (возможно, целого десятилетия) также и их расходов, непосредственно связанных с транспортировкой грузов.
Цели никто не скрывает – переманить ведущие мировые логистические компании с Суэцкого маршрута на наш, сделать арктические перевозки более выгодными и коммерчески привлекательными. А там преференции, конечно, закончатся. Без этой вынужденной меры обойтись вряд ли удастся. Ведь по состоянию на 2017 год, к примеру, грузооборот СМП уступал Суэцу в 5 тысяч раз! С таким разрывом борьбу за статус главных морских ворот мира мы будем вести не одно поколение… Впрочем, будущее за Севморпутем, конечно же, есть. В противном случае, в США не проявляли бы такую нездоровую активность, направленную на то, чтобы, если не взять его под свой контроль, то хотя бы перекрыть понадежнее. Тут, кстати говоря, помимо сугубо «российского» фактора присутствует и «китайский»: в Вашингтоне опасаются, что СМП будет способствовать еще более массированному проникновению в Европу товаров из Поднебесной, доставлять которые с его помощью станет быстрее и дешевле. Так или иначе, но именно неприкрытые намерения «перерезать» Северный морской путь сквозят в недавно представленной Пентагоном на утверждение Конгрессу США новой «Арктической доктрине», обсуждение которой идет с лета нынешнего года. Речь в этом предельно агрессивном документе идет, в частности, о создании «еще более гибкой и смертоносной группировки» вооруженных сил США, которой предстоит обеспечивать военное преимущество не только на морских путях, омывающих Исландию, Гренландию и Норвегию, но и в Беринговом проливе. Фактически, американскими вояками законодателям был предложен конкретный план по блокированию нашей арктической транспортной артерии.
Во льдах становится все горячее
К сожалению, одними лишь громкими словесами Соединенные Штаты вовсе не ограничиваются. Так, в нынешнем месяце за северным полярным кругом долгонько болтался американский эсминец USS Donald Cook, который, согласно официальному сообщению Шестого флота ВМС США, проводил там «операцию по патрулированию морской безопасности и наблюдению за морской деятельностью России». То есть, шпионил. Вообще говоря, у Пентагона есть, как минимум, две проблемы в вопросе арктического противостояния России. Во-первых, это отсутствие в регионе достаточного количества сколько-нибудь серьезных объектов военной инфраструктуры. Да, имеется кое-что: та же база Адак на Аляске, база Туле в Гренландии, которую Вашингтон, судя по памятным заявлениям Дональда Трампа, не прочь был бы полостью превратить в собственный плацдарм, авиабаза в Норвегии... Однако с российскими арктическими форпостами это все не идет ни в какое сравнение. Вторая проблема – фатальное отставание США от нашей страны в области ледокольного флота. Даже если предположить, что планы по форсированному созданию трех тяжелых судов этого класса и еще какого-то количества малотоннажных кораблей, способных ходить на крайнем Севере, будут претворены в жизнь, на фоне четырех десятков российских ледоколов смотреться это будет бледно. Пересекший в прошлом году, впервые за почти 30 лет, Полярный круг в ходе учений Trident Juncture авианосец USS Harry S. Truman совершил, конечно, впечатляющий прорыв. Однако, много ли толку в этих широтах будет от плавучего аэродрома с паровыми катапультами, к тамошним температурам совершенно не приспособленными?
Исходя из сказанного выше, у Соединенных Штатов и вправду остается не так много вариантов. Один из них – попытка «перерезать» СМП подальше от слишком уж экстремальных краев. Например, в районах «бутылочного горлышка» Берингового пролива, либо у берегов Норвегии, на выходе в Баренцево море. Недаром же подстегиваемая Вашингтоном военная активность Осло дошла уже до таких пределов, что вызвала обеспокоенность МИД России, о чем недавно было сделано соответствующее официальное заявление. Есть, впрочем, и другой сценарий, намного более опасный. На подозрения относительно него наводят слова о планируемом повышении «смертоносности» военной группировки США в Арктике. Как бы кое у кого в Пентагоне не возник соблазн именно там, вдали от собственных берегов и густонаселенных территорий, «преподать урок» России с помощью, к примеру, тактического ядерного оружия малой мощности. Во всяком случае, переговоры о размещении в Японии ракет среднего радиуса действия уже ведутся. Только ли на Китай они будут направлены? Кстати говоря, дополнительным фактором, сводящим к минимуму возможности ВМС США в том же Беринговом проливе, являются батареи наших противокорабельных ракетных комплексов. Недавние стрельбы «Бастиона», проведенные на Чукотке, в ходе которых «Оникс» поразил цель на расстоянии в 200 километров, являются вполне недвусмысленным намеком на это. А вот развертывание уже третьей в Арктике мощнейшей РЛС «Резонанс-Н», способной отслеживать не только крылатые и баллистические ракеты, но также «самолеты-невидимки» со стелс-технологиями и даже цели, идущие на гиперзвуковой скорости, является подтверждением тому, что наши военные всерьез рассматривают опасность попытки США нанести внезапный ракетно-бомбовый удар, чтобы опередив Россию, завладеть стратегической инициативой в возможном конфликте.
Соединенные Штаты и их союзники, похоже, всерьез намерены вступить в схватку за Арктику. Свидетельств тому хватает, и одним из них является недавно обнародованное намерение НАТО закупить комплекты экипировки и формы, предназначенные для действий при температурах, превышающих 40 градусов мороза почти на 80 тысяч военнослужащих. Лучше всего, на мой взгляд, эти планы прокомментировали в постоянном представительстве России при Североатлантическом альянсе, посоветовав тамошним воякам вместо выбрасывания на северный ветер 70 миллионов евро, прикупить хороших книг по военной истории. К примеру, о Сталинградской битве. Более уместного совета в данной ситуации и не придумаешь.
Информация