Испанская война СССР: как русские оказались по обе стороны баррикад

45
Состоявшееся на днях перезахоронение останков диктатора Франсиско Франко – достойный повод для того, чтобы вспомнить о гражданской войне, которая велась в Испании с 1936 по 1939 год. Ведь на ее полях доблестно сражались сотни наших соотечественников, именно там впервые схлестнувшись в открытом бою с «коричневой чумой». Впрочем, истина об участии СССР в испанских событиях, как и абсолютное большинство его великих дел 30-х годов, сегодня не только затушевана огромным количеством железобетонно устоявшихся штампов, действительности зачастую соответствующих в наименьшей степени, но еще и кое в чем нещадно переврана.





Что же на самом деле происходило под «безоблачным» небом Севильи и Гренады в те легендарные дни? Против кого и за что там воевали наши прадеды? Зачем Советский Союз вмешался в этот конфликт и к чему это привело впоследствии?

Энциклопедия заблуждений


В данной статье я не намерен подробно рассматривать причины и ход гражданской войны в Испании. Пусть уж этим занимаются тамошние исследователи и историки. Мы с вами поговорим о множестве мифов и заблуждений относительно этого события, накопившихся в нашей стране, которых, поверьте, и вправду можно насобирать на целую энциклопедию. Начать, конечно же, нужно с того, что абсолютное большинство наших сограждан (из тех, кто вообще что-то знают об испанском конфликте 30-х годов) свято уверенны: в нем участвовали, с одной стороны, некие абстрактные республиканцы (то есть «хорошие»), и поднявшие против них мятеж фашисты, под предводительством зловещего Франко. За республиканцев в рядах знаменитых «интербригад» сражались прогрессивные люди и коммунисты со всего мира (в том числе, и из нашей страны), а франкистов поддерживали нацистская Германия в компании с фашистской Италией. Сказать о таком восприятии, что оно неполно и схематично, значит не сказать ничего. На самом деле все было гораздо сложнее, запутаннее и многограннее. Прежде всего, касается это реального состава противоборствующих лагерей. Республиканцы были представлены весьма пестрой политической компанией – от левых и правых либералов (которые, собственно говоря, своим безалаберным, непоследовательным и половинчатым правлением и довели страну до ручки, то есть до военного переворота), до социалистов и коммунистов. А также троцкистов и анархистов. О том, что из себя представляла именно эта публика, у нас будет отдельный разговор, а пока продолжим.

Называть сплошь фашистами всех, кто сражался против испанской Республики, тоже было бы совершенно неверно. В рядах ее противников, помимо представителей действительно фашистской «Фаланги», имелось предостаточно, к примеру, монархистов или тех, кому категорически не по душе было развернутое левой властью наступление на католическую церковь. Знаете ли, когда в 1936 году в Мадриде после распущенных непонятно кем слухов о том, что «церковники скармливают детям рабочих отравленные конфеты», местные пролетарии принялись массово убивать священников и монахов. В стране, долгое время бывшей оплотом европейского католицизма, у многих приключился шок, вылившийся в ненависть к не сумевшей предотвратить и остановить эту бойню власти. Не следует забывать и о тех, кто был против проводимых республиканцами экономических и социальных реформ – помещиках, у которых отбирали землю, промышленниках и коммерсантах, лишившихся всего нажитого и прочих «эксплуататорах трудового народа», подвергнутых экспроприациям. Ну, и, конечно же, о военных, собственно говоря, и ставших главной движущей силой мятежа, а также последовавшей за ним войны. Эти были твердо уверены, что только они знают, как нужно обустроить Испанию – на армейский манер, чтоб никто и пикнуть не смел! Мятеж 1936 года был далеко не первым переворотом, устроенным тамошними лампасниками. И, кстати, Франсиско Франко встал во главе путчистов только спустя пару месяцев после начала событий. Это так, к слову. Добавим ко всему сказанному еще тамошних сепаратистов, вроде каталонцев и басков (не унимающихся по сей день), остервенело сражавшихся исключительно ради собственных, только им понятных, целей… И что получим? Совершенно верно – абсолютный бедлам и ад кромешный, в которые и погрузилась Испания на целых три года.

«Кондор» против Интербригад


Теперь что касается международной поддержки. Формально, в гражданский конфликт не вмешивался никто. А на самом деле? Ну, тут, как обычно, все обстояло с точностью до наоборот. Лига Наций, тогдашний аналог нынешней ООН (только, пожалуй, во сто крат более гнусный), быстренько соорудила «Комитет невмешательства в испанские дела» и умыла руки. Это, впрочем, совершенно не помешало оказывать массированную финансовую и, прежде всего, военную помощь путчистам Третьему рейху, Италии и Португалии. Британия и Франция, вкупе со всеми остальными членами «мирового сообщества», делали вид, что ничего такого не происходит. Американцы действовали как обычно – приняли «закон о нейтралитете», республиканцам не продали ни патрона (хотя соответствующие контракты имелись), зато всю войну снабжали франкистов горючим и транспортом. Французы вообще поступили подлейшим образом – сперва сорвали обещанные Республике поставки оружия, а потом и вовсе наложили на них полное эмбарго. В виде подачки отправили в Испанию несколько разваливавшихся в воздухе самолетов, да еще и без оружия. Вот интересно, эти скоты вспомнили о собственном гадстве, когда Вермахт маршировал по улицам Парижа?! Впрочем, я отвлекся. Действия «европейских демократий» в отношении Испании со всей очевидностью продемонстрировали: они будут поддерживать самые откровенные фашистские режимы, как минимум, развязывая им руки, ровно до тех пор, пока те будут резать коммунистов. Можно не сомневаться, именно в 1936 году в Москве это поняли окончательно и именно с тех пор не верили ни Лондону, ни Парижу ни на грош.


Остановить накатывавшуюся на мир «коричневую чуму» реально было только под красным флагом. И именно по этой причине Советский Союз не мог оставаться в стороне от испанской войны. СССР был единственной страной мира, оказавшей Республике реальную помощь и поддержку. Интербригады, говорите? Те самые, в которых с путчистами сражались не только французы и поляки (кто б мог подумать!), но даже австрийцы, итальянцы и немцы? Было такое. Но давайте-ка обратимся к беспристрастным цифрам. Говоря о примерно 30 тысячах иностранных бойцов интернациональных бригад (за все годы войны), некоторые историки стыдливо умалчивают о 6 тысячах дезертиров и тех, кто был расстрелян собственными же соратниками. Пятая часть… А также о том, что уже к 1937 году 90% личного состава интербригад составляли сами испанцы. Абсолютное большинство приезжавших на эту войну за «революционной романтикой» добровольцев не выдерживало в ее пекле больше 3-4 месяцев, полугода максимум. Для сравнения – Германия, направившая в Испанию авиационный корпус «Кондор» в 5 с лишним тысяч человек, помимо него влила в армию путчистов еще пять раз по столько вояк – 50 тысяч в общем итоге. Поставляла авиацию, артиллерию, танки, средства связи. Италия и вовсе поучаствовала на стороне франкистов силищей в 150-200 тысяч штыков. Опять же, снабжая их самолетами, пушками, танкетками и всем прочим. Даже португальцев против Республики воевало, как минимум, тысяч 20. От 2 до 4 (по разным данным) тысяч советских «военспецов» на этом фоне смотрятся, вроде бы, скромно. Но только на первый взгляд…

¡No pasarán! по-русски


Летчики и танкисты, моряки и артиллеристы – всего в Испании, по имеющимся данным, сражались, как уже было сказано, тысячи советских военных, отправленных туда Москвой. На добровольной основе, естественно – поехать «бить фашистов» наши люди считали за высокую честь, которую еще нужно было заслужить. Отбирали лучших из лучших. Главное, впрочем, заключалось не в этом. Около 650 боевых самолетов, около 350 танков, торпедные катера, полторы тысячи артиллерийских и минометных стволов, сотни тысяч единиц стрелкового оружия, тонны боеприпасов, медикаментов и продовольствия, кредит в 85 миллионов долларов – все это Республика получила от СССР. Именно советская военная помощь помогла сорвать осеннее наступление франкистов на Мадрид в 1936 году. Доставки, за которыми стояли спецы из Иностранного отдела НКВД и Разведупра РККА, осуществлялись морем, и три наших судна при этом были потоплены итальянскими подводными лодками. Десятки кораблей подвергались задержаниям. И тем не менее, помощь, без которой крах республиканцев наступил бы гораздо раньше, шла потоком. И это при том, что Советский Союз в те годы и сам жил, мягко говоря, не роскошно. В стране едва завершилась индустриализация, еще только шло развертывание промышленности, в том числе и военной, формирование и усиление армии. Каждый патрон, каждую винтовку (не говоря уж о танках и истребителях) буквально отрывали от собственной боевой мощи, которая могла быть испробована на прочность врагами Страны Советов в любую минуту. И, тем не менее, находятся сегодня умники, пытающиеся утверждать, что СССР и лично Сталин «слишком мало сделали» для Республики, а то и вовсе ее «предали». Вот с этой брехней стоит разобраться детально и подробно. Да, изначально Иосиф Виссарионович вообще не хотел вмешиваться в этот конфликт. Почему? Да потому, что пытался получить от Запада каждый лишний год, месяц, день, на усиление мощи страны и армии перед большой войной.


Не стоит забывать, что к тому моменту основной, пожалуй, угрозой для Советского Союза была не нацистская Германия, чей орел пока еще едва «оперивался» и отращивал смертоносные когти, а императорская Япония, уже вплотную придвинувшаяся к границам СССР, и имела относительно него вполне конкретные планы. Самураи и полезли – двумя-тремя годами позже. Да, получили по зубам, но ведь именно потому, что мы готовились. Ввязываться в европейскую свару Вождь не видел смысла. И лишь когда, как было сказано выше, те же Британия и Франция предельно четко обозначили свои намерения по поддержке фашизма и натравливанию его на «красных», Сталин решил дать бой. При этом, как мне кажется, далеко не последнюю роль сыграло желание не только проверить в боях новую военную технику, но и увидеть, чего стоят наши летчики и танкисты в деле против своих будущих противников. В том, что Иосиф Виссарионович уже тогда провидел столкновение с Третьим рейхом, я не сомневаюсь ни на секунду. Кое-кто упрекает СССР за то, что помощь, мол, была «не совсем бескорыстной». Напоминают о вывезенном в нашу страну золотом запасе Испании и тому подобных вещах. Ну, извините… Не занимался Иосиф Виссарионович дурной благотворительностью. Не склонен был к таковой, да и не мог, если бы и хотел. Как я уже сказал, у Москвы тогда каждый рубль был на счету. Нам-то бесплатно никто ни единого завода не построил, не поставил ни одного станка. Только за валюту. Мы просто делали, что могли. Вооружали, воевали, спасали испанских детей. Маленьких республиканцев в Советский Союз вывезли около 3 с половиной тысяч. И не просто вывезли – создали для них специальные детские дома, где, по воспоминаниям, кормежка была втрое сытнее, чем в «обычных». Кое-кто из либеральных «исследователей» изволит ужасаться: в годы Великой Отечественной подросших испанских переселенцев «погнали на фронт», где около полутысячи из них геройски погибло. А, может, не погнали? Может, просто в детях героев Мадрида и Барселоны не умерли честь и благодарность?!

«Троцкистский фронт» Испании


Вот тут мы подходим к наиболее, пожалуй, таинственному аспекту советского участия в испанских событиях. И к наиболее оболганному, как водится. Речь о противостоянии наших асов «невидимой войны» не только франкистам и чувствовавшему себя в их стане, как дома, нацистскому Абверу, но и, с определенного момента, окопавшимся как раз в республиканской Испании троцкистам. Напомню – о том, что «в отношении сталинского СССР мирное решение невозможно», выгнанный от греха подальше из нашей страны Лев Давидович заявил еще в 1933 году. С тех самых пор его сторонники, как в Советском Союзе, так и за его пределами, принялись готовить самые настоящие заговоры с целью совершения переворота. Однако, понимая, что собственных силенок для захвата власти в СССР им может не хватить, эти стервецы готовили и запасные варианты. Вкратце, их можно свести к намерениям втянуть нашу страну в вооруженный конфликт с Германией или Японией (а лучше – с обеими сразу!) и обеспечив военное поражение, опять-таки, взять власть в свои руки. Нет, исключительно для последующего устройства «мировой революции», если вы вдруг подумали что-то другое! Чем закончился бы в реальности подобный сценарий для нашей страны, думаю, объяснять не надо. И, тем не менее, желающих воплотить его в жизнь на тот момент хватало. Отсюда – масштабные судебные процессы 1936-1937 годов, жесткие «чистки» в РККА, НКВД и партии, происходившие в эти же годы. Одним из фронтов смертельной борьбы с троцкизмом стала Испания. «Диверсант Сталина №1» Павел Судоплатов повествует в своих воспоминаниях об этом периоде достаточно скупо, однако прямо указывает на то, что эта страна стала для НКВД «полигоном» и отличной школой по подготовке кадров.

Все дело тут в том, что, будучи, на первый взгляд чуть ли не самыми «красными» из республиканцев, троцкисты и их союзники, вроде анархистов в Испании, чаще всего действовали как раз на руку франкистам. Я, кажется, обещал поподробнее остановиться на характеристике этих товарищей? Лучшей, пожалуй, иллюстрацией их деятельности могут служить архивные фотографии разгромленных церквей, из которых на улицы вышвырнуты реликвии (включая и мощи). А также снимки улыбающихся парней, позирующих с молотками в одной руке, а в другой – с отбитыми головами статуй, изображавших святых. Как вы думаете, какую реакцию это вызывало у воспитанных в суровом католическом духе крестьян? Но если б таким образом поступали только со статуями! О кровавом терроре путчистов, расстреливавших и вешавших своих противников без разбора, стиравших бомбами с лица земли целые города, написано и сказано немало. О зверствах, которые творили анархисты или троцкисты из ПОУМ (испанской Рабочей партии марксистского единства), вспоминают куда реже. А они ведь тоже ставили к стенке, не церемонясь – тех же священников и прочих «контриков». Но и это не все! Своей идиотской агитацией, в основе которой лежал тезис о том, что «победа мировой революции важнее победы над фашизмом в одной только Испании» (фразочка Троцкого), они разлагали целые воинские части Республики, и без того не блиставшие дисциплиной. Устроили в Барселоне кровавый бардак, в результате которого республиканцы дрались с республиканцами. Это обошлось в сотни убитых и сорванное наступление на франкистов в стратегически важнейший момент. Подобных примеров – великое множество. Закончилось все тем, что ликвидировать ПОУМ пришлось нашему НКВД.



Русские по обе стороны баррикад


Кстати, именно после Испании значительный удар был нанесен и по еще одной крайне опасной антисоветской организации – Российскому общевойсковому союзу. Там с началом этой войны не просто зашевелились – запрыгали от радости, предвкушая «всемирный крестовый поход против коммунизма». Ну, и допрыгались… В сентябре 1937 года бедовые агенты НКВД умудрились умыкнуть главу РОВС генерала Евгения Миллера чуть ли не со ступеней штаб-квартиры организации в Париже и вывезти в Москву. Ну, расстреляли, конечно. Так ведь даже не за белогвардейское прошлое, а потому, что этот деятель принялся активно искать контакты с представителями Вермахта и Абвера. Что ж его, орденом было награждать за такие телодвижения? После этих событий РОВС пусть и не распался, но значительно сдал позиции. Как только выяснилось, что бывший командир Корниловской дивизии, генерал Николай Скоблин, собственно и сдавший Миллера НКВД, уже давно работает на советскую разведку, там настали полнейший раздрай и разброд. Таким образом, была решена еще одна проблема СССР. Впрочем, к чести белых эмигрантов, следует отметить, что на стороне Республики, против фашистов их в Испании сражалось все-таки больше. Чем за Франко – порядка пяти сотен человек. С полсотни впоследствии смогли исполнить свое заветное желание – вернуться в Советский Союз, как полноправные граждане. Самое интересное, что капитаном армии Республики был сын злейшего врага Советской власти – Бориса Савинкова. Насколько известно, сражался достойно… Были и другие – те, кого называли «россо бьянка», сиречь «белые русские». Они стали под знамена Франко, в своей ненависти к «красным», будучи готовы принять даже фашистов. По разным оценкам, таких насчитывалось до сотни человек. После победы путчистов на устроенном ими военном параде они прошли по улицам Мадрида отдельным строем под российским имперским знаменем.

Испанская война действительно стала большой проверкой для множества людей и вещей, огромной школой для армии и спецслужб СССР. Ее последствия, по большей части скрытые от нас, еще предстоит изучать и изучать. Можно не сомневаться – смертный приговор Троцкому был вынесен после Испании. В частности, после того, как во время тамошней войны начали вскрываться шашни троцкистов с Абвером и другими подобными конторами Третьего рейха. Впоследствии именно сторонники Льва Давидовича будут сдавать в оккупированном немцами Париже Гестапо французских коммунистов, поддерживавших СССР… Главным, пожалуй, аспектом в данной ситуации можно считать то, что для Сталина совершенно очевидной стала необходимость разгрома «пятой колонны» (это определение, ставшее впоследствии крылатым, впервые прозвучало как раз в дни штурма Мадрида в 1936 году) не во время войны, когда делать это уже поздно, а загодя. Что и было им проделано, впрочем, увы, не до конца. Именно после Испании, где поражение Республики было во многом обусловлено отсутствием дисциплины, единоначалия, царившим в стране политическим раздраем, Сталин в разы ужесточил спрос с «ответственных» и «высокопоставленных», переосмыслил и усилил работу спецслужб. Главным же выводом из этих событий для него, несомненно, стал тезис о том, что большая война для СССР неминуема. И что вести ее придется, скорее всего, против всего «Западного мира», или, по крайней мере, большей части составляющих его государств. В дальнейшем действия руководства нашей страны диктовались именно уроками, полученными в Испании.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    26 октября 2019 09:49
    Ничего хорошего, если бы победили республиканцы, скорее всего бы не было. Они грызлись и уничтожали друг друга еще тогда, а что было бы, если бы они победили? Скорее, худший вариант сталинского Союза, с разрухой, голодом, Гулагом и всеми присущими ему атрибутами. Тем более, "учителя" из Союза там были соответствующие и в достатке.
    1. +1
      26 октября 2019 16:16
      Конечно, лагерь республиканцев был слишком пестрым. После их победы гражданская война наверняка бы продолжилась, но победители уже воевали бы между собой. До ГУЛАГа бы дело вряд ли дошло, разве что если бы в итоге победили троцкисты. Кроме того, в случае победы республиканцев страну бы наверняка оккупировали Германия и Италия.

      Но всего этого не произошло, потому что не могло произойти. Сила была на стороне франкистов, и их победа была делом времени. Да и без поддержки духовенства в католической стране далеко не уедешь.
      1. -2
        26 октября 2019 16:54
        Большей частью согласен, только в Союзе Гулаг организовали не троцкисты.
        1. -1
          9 ноября 2019 09:20
          При Троцком и были созданы первые концлагеря где-то с 20 или 22 года.
          1. -2
            9 ноября 2019 10:06
            Так при Троцком, или Ленине?

            9 августа 1918 г. Ленин в телеграмме Пензенскому губисполкому и Евгении Бош писал: «Необходимо организовать усиленную охрану из отборно надежных людей, провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города» (50, 143–144).

            Хотя, конечно, шайка-лейка одна, но может ли это сравниться со сталинским Гулагом?
            1. -2
              9 ноября 2019 10:34
              При Сталине уничтожение народов приняло промышленный характер. НКВД и суды хватали народ, А ГУЛАГ использовал эти массы народа, как рабов на всевозможных стройках, где смерть от голода, болезней и холода считалось "естественной убылью". Вот такая была кровавая статистика.
              1. -3
                30 ноября 2019 19:28
                Цитата: Sake
                А ГУЛАГ использовал эти массы народа, как рабов на всевозможных стройках.

                Это был своеобразный "строгий режим" для советских рабов. Жизнь рабов в СССР "на воле" была ненамного лучше, чем в ГУЛАГе.
          2. -2
            30 ноября 2019 19:24
            Цитата: Sake
            При Троцком и были созданы первые концлагеря где-то с 20 или 22 года.

            Это называется "при Ульянове". Времён, когда что-то было "при Троцком", в СССР не было никогда (кроме короткого периода самого октябрьского переворота, который был совершен под руководством Троцкого, и небольшого периода после него). Обычно, когда большевики (обновленцы Джугашвили) хотели ругать "старых большевиков" (это разные большевики), они упоминали Троцкого, называя "старых большевиков" троцкистами. Хотя те были ленинистами. Но Ульянов был священной коровой, поэтому в ход шла подтасовка с Троцким.
    2. -3
      8 ноября 2019 20:15
      Действительно, они бы потом поняли, что воевали не на той стороне, если бы красные одолели и НКВД начало бы полноценную зачистку от "враждебных" сословий и тех, кто чувственно не проявляет любовь к родной партии "рабочих и крестьян" или на их: partido de obreros y campesinos, а в общем, им тогда повезло, что одолели красную чуму! Кроме того, что сталинские соколы, танкисты, артилеристы и прочие "интернационалисты" (потом эта пародия и на афганцев переметнулась), рыцари без страха и упрёка скомуниздили 510 т. испанского золотого запаса! Вот так удружили советские вояки, иметь таких в друзьях, не надо иметь врагов!
      1. 0
        10 ноября 2019 08:43
        Кто бы тут про "вояк"-то писал))) воин инета, знаний близко к нулю, зато гонора...
        а про золото уже все давно написано, учите матчасть)
      2. -3
        30 ноября 2019 19:30
        Цитата: Sake
        Кроме того, что сталинские соколы, танкисты, артилеристы и прочие "интернационалисты"

        Сегодня такие деятели в мире называются террористами и наемниками. И законы многих стран к таким очень строгие.
    3. -4
      30 ноября 2019 19:26
      Цитата: Архаров
      Ничего хорошего, если бы победили республиканцы, скорее всего бы не было.

      Испанцам просто крупно повезло с Франко. Приблизительно так же, как чилийцам с Пиночетом.
      Без их победы от этих стран остались бы приблизительно те же лохмотья, которые остались от России после кончины СССР.
  2. 0
    27 октября 2019 11:10
    - Автор забыл упомянуть марроканцев, которые участвовали в войне на стороне Франко...- И довольно эффективно...
    - Негодяй Франко просто "сдал" своих гордых и независимых испанок... - Испанские генералы и офицеры просто закрывали глаза на массовые изнасилования испанок этими дикарями... - ну и на грабежи своего же гражданского населения...
    1. -2
      8 ноября 2019 20:17
      Какое несчастье, советским воякам достались испорченные дамочки после марокканцев.... Марокко, например, находится в 6 км от Испании и было колонией Испании, а СССР 5000 км. Есть разница?
      1. +1
        9 ноября 2019 03:06
        - Вы чего мелете??? - Какой СССР???
        - Марокканцы бандитствовали (насиловали и грабили) на территории Испании, во время гражданской войны... на стороне Франко против республиканцев...
        1. -4
          9 ноября 2019 09:18
          А советские войска в это же время что там делали? Они бомбили города и сёла в Испании, грабили и убивали ради власти "рабочих и крестьян" - это для дураков, а фактически за власть в Испании. Ну и пользовались сеньоритами, как и марокканцы! На войне всё свинство происходит по обе стороны фронта!
          1. 0
            9 ноября 2019 09:42
            Учите матчасть, ваши измышления имеют достаточно малого общего с реальностью...грабили, насиловали )) ню-ню...
            И свои бредни про 510 тонн золота "украденные" и не пытайтесь рассказывать)
            1. -2
              9 ноября 2019 10:11
              Общепризнанный исторический факт, огромное количество источников.

              Решение об отправке золота в СССР приняли руководители республиканского правительства Испании - премьер-министр Франсиско Ларго Кабальеро и министр финансов Хуан Лопес Негрин в октябре 1936 года.

              Сохранился протокол №44 заседания Политбюро ЦК ВКП(б), из которого следует, что

              СССР "согласился принять на хранение золотой запас» - будто бы в ответ на запрос испанского правительства от 15 октября 1936 года.

              https://little-histories.org/2017/06/15/spain_gold/
              1. -1
                9 ноября 2019 10:25
                Так украденные или отправленные по решению испанского правительства? Если по решению, то это уже НЕ украденные, вот я об этом и писал...
                и будто бы - это о чем?
                1. -2
                  9 ноября 2019 10:33
                  Не надо заниматься словоблудием. Конечный результат для Испании, как страны, тот же.
                  1. -1
                    9 ноября 2019 10:36
                    Это не словоблудие, у этого совсем ДРУГОЕ название, нравится вам это или нет - "юридическое оформление, или сопровождение".)
                    А вопросы к правительству Испании, если они, конечно, есть.
                    1. -1
                      9 ноября 2019 10:39
                      Это по типу просьбы о введении войск в Афганистан? Почерк, похоже, тот же.
                      1. -1
                        9 ноября 2019 11:25
                        По почеркам я не специалист, так что вам с этим предстоит разбираться самостоятельно, а вот насчет юриспруденции - тут иное, так что не нужно мне пытаться лапшу на уши навесить, все равно не выйдет...
                      2. -2
                        9 ноября 2019 12:02
                        Вы - что в виде 123, что 321, все время пытаетесь "отмазать" "неотмазываемое".
                      3. 0
                        9 ноября 2019 12:30
                        Ну, если вам, и не только вам можно, почему нам, или мне, нельзя?) Не задумывались об этом? В то, что не задумывались - вам верю, но 123 вы сами эти вопросы задайте, я НЕ он, но когда мне лапшу пытаются на уши повесить - что про то, что в Испании все на наших штыках держалось, про то, что в Испании наши грабили и все, что там шевелится, насиловали - вот эти сказочки вы и не только вы другим рассказывайте)) и про то, что золото скоммуниздили, это все к тому же относится, впрочем, об этом я уже писал, добавить больше нечего...
                2. -2
                  9 ноября 2019 10:51
                  Во-первых, т.н. правительство в Испании держались на русских штыках (как Крым при захвате и Донбасс сегодня) и они явно не могли возразить ген. Орлову (он же Лейб Лазаревич Фельдбин) и отдали золотишко на "хранение". Они явно не знали русский характер!
                  Во-вторых, СССР "не хотел", но потом всё-же согласился принять золото на ХРАНЕНИЕ, это подразумевает его возврат законному правительству Испании, через год, 5 лет, 30 лет или 100. Не вернули, значит украли!
                  1. +1
                    9 ноября 2019 11:28
                    Когда вас, и не только вас, смущало, что штыки - как вы писали, позже появились?)
                    И насчет законности правительства тоже не все есть хорошо, ну и насчет возврата уже русского золота, которое много куда попало, как дела обстоят? Вот как наше вернут, так и начнем разговаривать, но НЕ РАНЬШЕ...
                  2. -1
                    9 ноября 2019 13:23
                    ...золото на ХРАНЕНИЕ, это подразумевает его возврат законному правительству Испании, через год, 5 лет, 30 лет или 100. Не вернули, значит украли!

                    - не вы ранее написали?
                    Так в каком году сто лет хранения истекают, а может и сто пятьдесят лет, вы лично при подписании документов присутствовали?
              2. -4
                9 ноября 2019 10:39
                Во как, в СССР согласились принять на хранение, но так и не вернули, что означает украли! Каждое новое правительство в Испании требовало/требует вернуть украденное золотишко, но в СССР, и сейчас в РФ, морду кирпичом и не отдают!
                1. Комментарий был удален.
                  1. -2
                    9 ноября 2019 12:02
                    Значит, полностью согласны. Но мы сейчас про какое золото, про русское в другой статье. И какая взаимосвязь, вы малазийцам тоже будете предъявлять претензии по поводу нашествия Наполеона?
                    1. 0
                      9 ноября 2019 12:20
                      Согласен с чем? С тем, что законно получено золото было в СССР? Да, с этим согласен, и при чем тут малазийцы?
                      А насчет того, что нужно было БЫ золото вернуть -так я уже писал, нам никто ничего не отдал и не собирается этого делать, вот как пример покажут, вот и мы тогда подумаем, отдавать или не отдавать...
                      но не раньше...
                      1. -1
                        9 ноября 2019 12:25
                        Да потому, что здесь про испанское золото, а вы про русское. Поэтому условные малазийцы еще как при чем.

                        ...нам никто ничего не отдал..

                        А "никто", это кто? "Никто" это "никто". К кому у вас претензии и при чем здесь Испания?
                      2. -1
                        9 ноября 2019 12:35
                        Вашему коллеге и соратнику уже написал, про "взаимность" - вот когда это будет и на нас распространяться, вот тогда и ТОЛЬКО тогда поговорим, и про возврат золота от республиканского правительства Испании, НО не раньше...
                        P.S. Насчет кто или к кому претензии - поищите хоть в Гугле, но сами...
                  2. -1
                    9 ноября 2019 12:06
                    Если русское золото пропало, надо его искать и возвращать, к этому вопросов не имею, но чужое надо вернуть!
                    1. +1
                      9 ноября 2019 12:21
                      В том, что вы, и не только вы, НЕ юрист, это понятно уже давно, вот именно там есть такое правило - ВЗАИМНОСТЬ называется, вот после соблюдения этого по отношению к нам и поговорим...
                      Не раньше.
                      1. -2
                        9 ноября 2019 15:37
                        Воровство золота в первый раз НКВД, его присвоение уже СССР и взаимность - это два взаимоисключающих фактора. Воровство исключает его возврат истинному хозяину.
                      2. 0
                        9 ноября 2019 16:24
                        Когда освоите на практике, что такое логические цепочки, что такое причинно- следственная связь - напишите, вот тогда и продолжим общение, в ...надцатый раз повторять одно и тоже - зачем мне такое "счастье", вам уже написали, что юридическое оформление имеется, нет, опять - " воровство"(((, сколько раз еще повторите? да и кто не так давно про ВОЗВРАТ писал?)) не вы?))) и сто лет, как было у вас написано, еще не истекли...
                      3. -2
                        9 ноября 2019 20:36
                        Не надо врать! Вор должен сидеть в тюрьме! Преступлениям нет срока давности! Умник нашёлся....
                      4. +1
                        9 ноября 2019 21:13
                        Насчет врать - на себя посмотрите сначала)
                        А то, что вы считаете преступлениями, точно таковыми является, а ненавистник СССР-РФ?)
                        P.S. Точно не глупее тебя)
                      5. -3
                        9 ноября 2019 22:45
                        Ошибочка, однако, я не ненавистник СССР/РФ, я знаю историю моей родни, моего села, области, Республики и это не даёт мне право гордиться советским прошлым! Я знаю, что враньё, лицемерие, подлость и агрессия были визитной карточкой СССР! Нынешняя РФ - достойный продолжатель "славных" завоеваний режима, который был по ноздри в народной крови! Я против тех, кто пытается "отмыть" преступный режим от кровавого прошлого, я против вранья и искажения фактов! Как сказал В. Астафьев,

                        Кто восхваляет войну прошедшую, тот приближает войну будущую!

                        Для меня это важный критерий в оценке исторических фактов.
                      6. +2
                        9 ноября 2019 23:48
                        Как и чего вы против, четко видно по вашим комментариям, по крайней мере тем, которые мне попадались, а "отслеживать" кого-то персонально) - мне это зачем?)) Так что как тут вы ни пытаетесь опровергнуть, самого себя опровергнуть сложно - последний пример - ваш коммент на тему "если бы не союзники, то СССР войну бы проиграл" - потерял БЫ больше, это да, НО победили бы все равно - это мне свой дед рассказывал в свое время, он на передке, а не в Иране, всю войну пробыл.
                        И насчет вашего "отмыть" - не нужно даже пытаться приписать мне то, чего не было, мне ничего отмывать не нужно, НО лишнего тоже ничего НЕ нужно, типа вашего "золото скоммуниздили" и изнасиловали там все, что шевелится (ага, счазз - тот же дед рассказывал, как и что за попытку местных серьезно обидеть, давали, никто цацкаться не собирался)...
                        А про факты у вас - пока в тех темах, где довелось пересекаться, ничего нового не обнаружил, все уже известно, а гордиться вам или не гордиться - это ваше дело, тут у каждого свое, и как везде практически есть и чем гордиться, в том числе и СССР, и есть не самые хорошие страницы истории, и так у ВСЕХ государств, исключений практически нет, только причины НЕ гордиться могут несколько различаться...

                        ...Я знаю, что враньё, лицемерие, подлость и агрессия были визитной карточкой СССР! Нынешняя РФ - достойный продолжатель "славных" завоеваний режима, который был по ноздри в народной крови!...

                        - и зачем столько пафоса, чай, не на митинге)) - у меня иное мнение по многим моментам, НО это мое мнение и навязывать его я никому НЕ собираюсь...
                      7. -5
                        30 ноября 2019 19:37
                        Цитата: 321
                        "Если бы не союзники, то СССР войну бы проиграл" - потерял БЫ больше, это да, НО победили бы все равно.

                        Без боеприпасов и жратвы особо не повоюешь. А всего этого в СССР не было.
                        Именно поэтому 24.09.1941 г. СССР с ВОВ завязал (пиплу об этом сообщить забыли), вступив во 2МВ на стороне англо-саксов. Подрядился таскать для них каштаны из огня за долю малую.

                        Цитата: 321
                        это мне свой дед рассказывал в свое время, он на передке, а не в Иране, всю войну пробыл.

                        Ваш дед мог вам еще и не такие байки рассказывать.

                        Цитата: 321
                        тут у каждого свое, и как везде практически есть и чем гордиться, в том числе и СССР

                        Вон, сев.корейцы тоже своим режимом гордятся. А что в нем хорошего и на чем основана эта гордость?
                        Вот приблизительно так же было и в СССР.
                      8. 0
                        30 ноября 2019 20:23
                        Суть поста моего ты так и не понял, это уже не удивляет...
                        Чем мог гордиться СССР, с тобой я обсуждать точно НЕ буду, и это тебе твой дед всякую муть рассказывал, что ты от него всей этой своей мутью заразился?
                2. 0
                  12 ноября 2019 13:24
                  Ваше брызгание слюной и махровая ненависть ко всему практически что было и что есть, что в СССР, что в РФ, лично меня крайне мало волнуют :)
  3. -5
    30 ноября 2019 19:17
    Русские по обе стороны баррикад

    В очередной раз большевики и сов.граждане названы русскими. Которыми они никогда не были.