Почему Роскосмос «сливает» проект ракеты «Ангара»
Еще вчера семейство ракет «Ангара» было практически «нашим всем» в попытке сохранить позиции России в космонавтике. И вот теперь госкорпорация «Роскосмос» разрывает контракт на ее производство с Центром имени Хруничева. Что не так с нашей «большой белой надеждой»?
Российская ракета является «долгостроем», на который потрачено свыше 100 миллиардов рублей, и предметом серьезных споров, имея своих сторонников и противников.
Следует понимать, что ракета-носитель была детищем своего времени. Ее концепция родилась в начале девяностых годов, сразу после развала СССР. Байконур вдруг оказался на территории другого суверенного государства, как и многие предприятия космической отрасли. Молодой Российской Федерации понадобилась ракета, полностью создаваемая и запускаемая в нашей стране.
При ее проектировании были применены очень интересные решения. Вместо ядовитого гептила, на который жаловался Казахстан, в качестве топлива использован экологически безопасный керосин. Инженеры предусмотрели модульную конструкцию, делающую ракету-носитель практически универсальной. На основе универсальных ракетных модулей (УРМ) можно собрать полную линейку носителей: от легкого до самого тяжелого. Подобный подход позволял поставить производство на конвейер и очень серьезно удешевить конечную стоимость космических аппаратов.
В итоге Россия должна была получить вездесущую «Ангару», закрывающую все позиции, в том числе, пилотируемый корабль «Федерация», плюс старую, но надежную «рабочую лошадку», «Союз». При этом все запуски должны осуществляться с территории нашей страны, гарантируя нам надежные ворота в космос. Красиво, рационально.
Но почему же спустя два десятилетия с лишним Минобороны РФ ругается на «Ангару, а «Роскосмос» разрывает контракт на ее производство?
Из-за отсутствия должного финансирования в девяностых годах проект оказался очень затянут по времени, реализуясь во многом на энтузиазме его разработчиков. За тот период, когда «Ангара» могла уже летать и летать, за границей возникли многочисленные частные космические компании, которые начали перехватывать заказы на запуски у «Роскосмоса». Сама по себе «Ангара» хороша, но при всех вложенных в нее бюджетных миллиардах она летала всего два раза.
Два раза! Эксперты в области космонавтики поясняют, что зарубежные заказчики не готовы связываться с ракетой-носителем с таким налетом для запуска своих дорогостоящих спутников. Внутри нашей страны основным клиентом услуг «Роскосмоса» выступает Минобороны РФ для выведения на низкую орбиту спутников системы «Гонец». Те часто сгорают, поэтому их необходимо регулярно обновлять. Однако мощность «Ангары» для таких запусков избыточна, с этим вполне справляются более легкие «Союзы».
Не добавляет оптимизма бардак, творящийся в самом «Роскосмосе». Якобы для оптимизации производственных процессов «Ангару» перевезли из Москвы в далекий Омск. Но эффект был обратным, мигрировавшее на периферию предприятие начало срывать сроки сдачи готовой продукции. Сотрудники омского филиала даже были показательно лишены премий. Вместо тяжелой «Ангары» запуск корабля «Федерация» был передан ракете «Союз-5», про пилотируемую версию «Ангары» тоже позабыли. Начиная с 2014 года, все сроки реализации проекта срываются.
Эксперт в области космонавтики Иван Моисеев так комментирует причины происходящего:
Вторит ему и Александр Галкин, обозреватель по космической тематике:
Так и хочется что-то съязвить про «эффективных топ-менеджеров», но не до смеха. Проект «Ангара» хоронится прямо на наших глазах, притом, что производство ракет «Протон», на смену которых идет «Ангара, приостановлено. Видимо, плохому топ-менеджеру хорошая ракета мешает, не иначе...
Российская ракета является «долгостроем», на который потрачено свыше 100 миллиардов рублей, и предметом серьезных споров, имея своих сторонников и противников.
Хорошая «Ангара»?
Следует понимать, что ракета-носитель была детищем своего времени. Ее концепция родилась в начале девяностых годов, сразу после развала СССР. Байконур вдруг оказался на территории другого суверенного государства, как и многие предприятия космической отрасли. Молодой Российской Федерации понадобилась ракета, полностью создаваемая и запускаемая в нашей стране.
При ее проектировании были применены очень интересные решения. Вместо ядовитого гептила, на который жаловался Казахстан, в качестве топлива использован экологически безопасный керосин. Инженеры предусмотрели модульную конструкцию, делающую ракету-носитель практически универсальной. На основе универсальных ракетных модулей (УРМ) можно собрать полную линейку носителей: от легкого до самого тяжелого. Подобный подход позволял поставить производство на конвейер и очень серьезно удешевить конечную стоимость космических аппаратов.
В итоге Россия должна была получить вездесущую «Ангару», закрывающую все позиции, в том числе, пилотируемый корабль «Федерация», плюс старую, но надежную «рабочую лошадку», «Союз». При этом все запуски должны осуществляться с территории нашей страны, гарантируя нам надежные ворота в космос. Красиво, рационально.
Но почему же спустя два десятилетия с лишним Минобороны РФ ругается на «Ангару, а «Роскосмос» разрывает контракт на ее производство?
Плохая «Ангара»?
Из-за отсутствия должного финансирования в девяностых годах проект оказался очень затянут по времени, реализуясь во многом на энтузиазме его разработчиков. За тот период, когда «Ангара» могла уже летать и летать, за границей возникли многочисленные частные космические компании, которые начали перехватывать заказы на запуски у «Роскосмоса». Сама по себе «Ангара» хороша, но при всех вложенных в нее бюджетных миллиардах она летала всего два раза.
Два раза! Эксперты в области космонавтики поясняют, что зарубежные заказчики не готовы связываться с ракетой-носителем с таким налетом для запуска своих дорогостоящих спутников. Внутри нашей страны основным клиентом услуг «Роскосмоса» выступает Минобороны РФ для выведения на низкую орбиту спутников системы «Гонец». Те часто сгорают, поэтому их необходимо регулярно обновлять. Однако мощность «Ангары» для таких запусков избыточна, с этим вполне справляются более легкие «Союзы».
Не добавляет оптимизма бардак, творящийся в самом «Роскосмосе». Якобы для оптимизации производственных процессов «Ангару» перевезли из Москвы в далекий Омск. Но эффект был обратным, мигрировавшее на периферию предприятие начало срывать сроки сдачи готовой продукции. Сотрудники омского филиала даже были показательно лишены премий. Вместо тяжелой «Ангары» запуск корабля «Федерация» был передан ракете «Союз-5», про пилотируемую версию «Ангары» тоже позабыли. Начиная с 2014 года, все сроки реализации проекта срываются.
Эксперт в области космонавтики Иван Моисеев так комментирует причины происходящего:
Последние два года уровень работы Роскосмоса ниже плинтуса. Это полный непрофессионализм в организации работы.
Вторит ему и Александр Галкин, обозреватель по космической тематике:
За последние годы сменилось четыре гендиректора Роскосмоса. Каждый приводит своих людей, которые должны вникать в ситуацию. Тут элементарно не хватает времени. Плюс – коррупция. Воруют так, как не воруют нигде. Это слова главы Счетной палаты Алексея Кудрина.
Так и хочется что-то съязвить про «эффективных топ-менеджеров», но не до смеха. Проект «Ангара» хоронится прямо на наших глазах, притом, что производство ракет «Протон», на смену которых идет «Ангара, приостановлено. Видимо, плохому топ-менеджеру хорошая ракета мешает, не иначе...
Информация