«Союзы» больше не нужны: когда Роскосмос сам перейдет «на батуты»
Пока «Роскосмос» сотрясают все новые коррупционные скандалы, США ударными темпами готовятся прекратить «порочную практику» зависимости от нашей страны в вопросе доставки своих астронавтов к МКС. С чем же останется наша космонавтика в руках откровенных дилетантов?
Вице-президент США Майк Пенс заявил:
Еще до весны будущего года мы увидим, как американский астронавт на американском космическом корабле с американской территории стартует в космос.
Более того, второй человек в Белом доме пообещал, что американцы вернутся на Луну через какие-то пять лет. Симпатий у избирателей к команде Трампа должно добавить то, что на поверхность земного спутника ступит женщина, понятно, тоже американская.
К сожалению для нас, Пенс имеет все основания делать столь громкие заявления. Несмотря на целый ряд технических проблем, США времени зря не теряли, и вскоре получат сразу два семиместных космических корабля. По своему обыкновению, они не стали складывать все яйца в одну корзину и профинансировали параллельно два проекта.
К этому шло уже давно. Отказавшись от дорогостоящей программы «Шаттл», американцы предоставили функцию космического извозчика «Роскосмосу». Первоначально один билет к МКС стоил США 20 миллионов долларов, но «монополист» начал постепенно задирать ценник, доведя его до 80 миллионов за одного астронавта. Подсчитано, что с 2011 года Вашингтон заплатил Москве 3,9 миллиарда долларов.
Понятно, что бесконечно этот аттракцион неслыханной щедрости продолжаться не мог. После событий 2014 года отношения между нашими странами начали резко ухудшаться. Американцы не поняли тонкую шутку Дмитрия Рогозина «про батуты» и выделили большие деньги двум компаниям: SpaceX получила 2,6 миллиарда долларов, а Boeing - 4,2 миллиарда. И что же они получили за прошедшие пять лет?
Строго говоря, проект CST-100 Starliner от Boeing, получивший грант НАСА, стартовал еще раньше, в 2010 году. Полететь он должен был в 2014 году, но космическое агентство внесло изменения в проект, что сдвинуло сроки. С четырех человек его экипаж был увеличен до семи. В беспилотном режиме он полетит уже в декабре этого года, с экипажем – в начале 2020-го. При тестировании системы аварийного спасения один из трех парашютов спускаемого аппарата не раскрылся, однако, он смог благополучно приземлиться, что было засчитано как успех.
Были проблемы и у прямых конкурентов из SpaceX. Из-за серьезной аварии корабль Dragon-2 пока не получил сертификат на полеты от НАСА. Но надо отдавать себе отчет в том, что в конечном итоге компания своего добьется. Американцы получат уже второй универсальный корабль. Предусмотрены две его версии: беспилотная грузовая и пилотируемая. Последняя способна принимать на борт все те же семь членов экипажа.
Тем самым, любой из двух новых кораблей, которые в ближайшее время получат США, в два с лишним раза превосходят по вместимости наши устаревшие и тесные «Союзы». Это означает, что «Роскосмос» гарантированно потеряет непыльный бизнес по доставке астронавтов к МКС и возможность шутить «про батуты».
Дела же в отечественной госкорпорации под руководством «шутников» идут не самым блестящим образом, о чем мы подробно рассказывали ранее. Проект «Клипер» закрыли, «Федерацию» заволокитили. Весь коллектив, который работал над российским кораблем, уволился из корпорации «Энергия», что явно не свидетельствует о здоровой рабочей атмосфере. Теперь городят идею с некой частной космической компанией, которая заберет наработки «Роскосмоса» по «Федерации», чтобы создать на их основе корабль «Арго». Дельцы собираются неплохо зарабатывать на запусках. Интересно, что среди учредителей компании есть топ-менеджеры структурных подразделений госкорпорации.
Как бы после всех этих «эффективных менеджеров» и не менее «эффективных частных собственников» нам самим не пришлось перейти «на батуты»…
Информация