А воз и ныне там: Почему затонувший плавдок ПД-50 до сих пор лежит на дне

17

Более года назад в Мурманске произошла серьезнейшая морская катастрофа. В ночь на 30 октября затонул крупнейший в России плавучий док ПД-50, едва не утопив при этом единственный в ВМФ РФ авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Пострадали люди, один погиб, еще один пропал без вести. Прошел год с лишним, но док и ныне там, на дне морском. Почему его никто не торопится поднимать?

Значение ПД-50 для российского военно-морского флота трудно переоценить. Это один из крупнейших в мире плавучих доков, предназначенный для ремонта стратегических АПЛ и самых больших надводных судов Северного флота. Собственно говоря, трагедия произошла при ремонте единственного нашего авианосца. Размеры ПД-50 впечатляют: 330 на 60 метров, грузоподъемность – 80 тысяч тонн, каждый из двух башенных кранов способен поднимать до 50 тонн.



Конструктивно плавучий док затонуть не может. Однако он затонул, едва не утянув с собой «Адмирала Кузнецова». Со стороны выглядит похоже на изощренную диверсию, но причина катастрофы с человеческими жертвами банальна и имеет «мирный» характер. Кто же виноват, и что теперь делать? Почему ПД-50 до сих пор лежит на дне?

В ту роковую ночь произошел перебой с подачей электроэнергии из-за налипания мокрого снега на линии электропередач. Одна из башен плавучего дока начала неконтролируемо погружаться из-за поступления забортной воды. Образовался опасный крен. Док начал тонуть вместе с нашим единственным авианосцем, который ВМФ РФ мог позорно потерять в мирное время.

Ситуацию можно было исправить, не допустив трагедии. Достаточно было задействовать аварийные дизель-генераторы, которые бы откачали воду. И вот тут в истории появляется пресловутый «эффективный частный собственник». Судоремонтный завод № 82, где все произошло, был приобретен в 2015 году компанией «Роснефть». Новый владелец «оптимизировал расходы» на всем, по его мнению, не нужном: топливо для генераторов не закупалось, а мотористы были уволены. Спасать док вместе с авианосцем уже было некому и нечем.

Лишь невероятными усилиями экипажа «Адмирала Кузнецова» удалось спасти судно, но избежать повреждений он все же не смог. Один из тяжелых башенных кранов рухнул на его палубу. Крупнейший плавучий док затонул, оставив Северный флот без возможности проводить ремонтные работы.

С тех пор прошло больше года. Док по-прежнему лежит на дне Кольского залива, а поднимать его никто не торопится. После трагедии власти заявили, что ПД-50 будет поднят собственными силами, бюджет операции оценивался в районе миллиарда рублей, но воз и ныне там.

Есть вопросы к технической стороне. Задача весьма нетривиальная ввиду гигантских размеров плавдока. Первоначально была идея все же обратиться к шведскому изготовителю, верфи Arendalsvarvet. Однако та давно приказала долго жить. Могла бы справиться легендарная Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Эта организация успешно подняла со дна сотни затонувших судов, но еще в далеком 1956 году она была преобразована в гражданскую и подчинена московскому «Подводречстрою».

Теперь есть Научно-исследовательский институт спасания и подводных технологий. Самый известный его проект – это подъем АПЛ «Курск». Справятся, но реализация может растянуться на годы. Вопрос в том, за чей счет будет банкет. «Роснефть» почему-то своей вины в катастрофе не видит и пока в бой не рвется.

А между тем, ПД-50 лежит на дне и ржавеет.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    22 ноября 2019 13:19
    Эффективность частого собственника и все эти "оптимализации" мало когда имеют общий интерес с государством. Интерес частника кончается там, где кончается его собственная прибыль. А обороноспособность в этом смысле вообще частным компаниям неинтересна - она им денег не приносит. Им приносят деньги закупки вооружений, запчастей, госзаказы и т.д., а не реальное поддержание обороноспособности страны. А это сильно разные вещи. Им интересно, чтобы приобрели их товар, а не то, как он реально обеспечит безопасность государства. Это паразиты, которые живут на организме, убивая его своей жизнедеятельностью, но не понимая, что с его смертью неминуемо придёт и их собственная...
    А вот этот случай - смех сквозь слёзы: ну сколько, интересно, сэкономила такая гигантская корпорация как "Роснефть" на ТОПЛИВЕ ДЛЯ ГЕНЕРАТОРА?! А какой ущерб обороноспособности? Я уж не говорю материальный... И здесь реально встаёт вопрос контроля государства над экономикой, и всплывает глупость утверждений о том, что, мол, "рынок всё отрегулирует" - вот, отрегулировал...
    Да, и ещё - "Роснефть" не просто частная компания, это ГОСКОРПОРАЦИЯ, и вот на этом бы следствию надо заострить внимание: это всё-таки больше частная структура или государственная? Чьи интересы соблюдает? На кого реально работает?
    Примерно из той же серии недавняя новость здесь на сайте о зафрахтовке Газпромом для перевозки сжиженного газа из США в Европу уникального российского газовоза "Маршал Василевский". Судно было построено для экстренного обеспечения газом Калининградской области, а теперь возит американский газ, против которого и "воюет" наша страна, в Европу. Ну так, типа, чтобы не простаивало... Это что вообще такое? Где государственные интересы? И я совсем не удивлюсь, что, если случись что, и надо будет срочно его направить к месту изначального назначения, он этого сделать не сможет, потому что по какому-то кому-то очень выгодному контракту будет как раз везти американский газ...
    Разобраться бы надо с этими "госкорпорациями"... жёстко... И расставить всё на свои места - или они и их руководство "ГОС" или не "ГОС"...
    Если ГОС, то отвечать надо, за такие вещи, как за ГОСизмену, а если не ГОС, так нечего стричь бабло с государственного достояния и пользоваться господдержкой, монополисты хр... и суперменеджеры... Посмотрел бы я на их успехи без этой самой ГОСподдержки на всех уровнях... В реально открытом рынке и на общих условиях...
    1. +1
      22 ноября 2019 23:58
      Док поднимать надо, он, вроде, как судоходству мешает, но как металлолом. А с "Василевским" надо разобраться - была информация, что под видом американского Литве и Польше продают российский газ, но по цене американского (тот пахнет демократией, а российский - тоталитаризмом).
      1. +2
        24 ноября 2019 22:48
        ...да нет, как раз возят именно тот, с запахом демократии... Это, видно, Газпром слишком разросся - с одной стороны одно подразделение строит СП-2 в пику американцам и их газу, а другое подразделение на своём же судне этот же американский газ в Европу и возит... Во как... Ну если бы хоть из Катара возили, ну чёрт с ним, но нет... Американский. Ну не идиотизм это всё ???
  2. 123
    -4
    22 ноября 2019 14:03
    А зачем поднимать старое ржавое корыто? no
  3. 123
    -1
    22 ноября 2019 14:24
    Столько писали, старались, а все зря, статья останется незамеченной, тут, вроде, у китайцев АПЛ взорвалась.

    http://in24.org/incidents/37879?utm_source=warfiles.ru
    1. +1
      22 ноября 2019 16:43
      Китайский "дралоскоп" до хорошего не доведет.
  4. +1
    22 ноября 2019 14:26
    Почему не подняли до сих пор док? Так это было поручение президента, поднять док. А поручения, имеют свойство не исполняться. Традиция, черт побери.
  5. +1
    22 ноября 2019 16:46
    Цитата: 123
    А зачем поднимать старое ржавое корыто no

    Ага, ну вы сперва новое постройте.
    1. 123
      +1
      22 ноября 2019 20:08
      Ага, ну вы сперва новое постройте.

      Зачем? Их у нас не строили и, по-моему, не собираются. Утонувший, если не ошибаюсь, шведы делали, на Дальнем Востоке японский. Плавдок нужен, если нет обычного, они выполняют одинаковую работу. Для Адмирала Кузнецова док модернизируют. Поднимать со дна старую ржавую посудину, да еще поврежденную при затоплении, потом дорогостоящий ремонт. В итоге получим не особенно и нужное залатанное, заштопанное сооружение по цене нового. Я так полагаю, его проще песочком присыпать. Экономического обоснования этого сомнительного предприятия я не припомню. Правда, тут на сайте отдельные знатоки утверждают, что Путин такое поручение давал, но это, похоже, их собственная параллельная реальность.
      1. +2
        22 ноября 2019 22:48
        Это называется "Ручное управление". Пока сверху не напинают, или, что "эффективнее", не посадят пару десятков манагеров (космодром Восточный), никто не пошевелится.
  6. +1
    22 ноября 2019 16:47
    Цитата: 123
    Столько писали, старались а все зря, статья останется незамеченной, тут вроде у китайцев АПЛ взорвалась

    http://in24.org/incidents/37879?utm_source=warfiles.ru

    Это называется оффтоп, нет?
    1. 123
      0
      22 ноября 2019 20:12
      Это называется оффтоп, нет?

      Думаю, Вы правы, в свое оправдание могу лишь сказать - сделал это неосознанно. hi Я просто подумал, что основное внимание переключится на аварию АПЛ, но, видимо, ошибся, тут смотрю, тоже жизнь кипит. laughing
  7. 0
    22 ноября 2019 16:48
    Цитата: Пишенков
    Если ГОС, то отвечать надо за такие вещи, как за ГОСизмену, а если не ГОС, так нечего стричь бабло с государственного достояния и пользоваться господдержкой, монополисты хр... и суперменеджеры... Посмотрел бы я на их успехи без этой самой ГОСподдержки на всех уровнях... В реально открытом рынке и на общих условиях..

    вашими устами...
  8. +2
    22 ноября 2019 17:11
    А вывод все боятся озвучить!? Что, кто-то другой результат ожидал от правления Путина-Медведева? Путин всегда ограничивается полумерами. К сожалению, он так правит.

    Каков поп, такой и приход!
  9. +1
    22 ноября 2019 18:03
    Уже сказал один персонаж:

    Денег нет, но вы там держитесь.

    Это ж сколько денег надо этим персонажам от себя оторвать.

  10. +1
    22 ноября 2019 22:07
    Значит, каюк плавдоку. В любом случае, жаль.
    1. 0
      25 ноября 2019 12:22
      В России и с образованием так, медициной, зарплатой и будущим страны. Вот это слово, из четырех букв.