Неприятные новости для России: почему Rafale «победил» Су-30 в Индии
Неприятные для России новости пришли из Индии. Нью-Дели предпочел нашим Су-30МКИ французские истребители четвертого поколения Rafale. Индийское издание The Economic Times жестко «проехалось» по нашим самолетам. Что это, «месть сикхов» за «шашни» Москвы с Пакистаном или банальный торг?
Позиции российского оружия традиционно сильны на индийском рынке. Так, авиапарк Индии примерно на 80% состоит из техники отечественного производства. В шестидесятых годах эта страна начала приобретать у СССР истребители МиГ-21, а после приступила к их лицензионному производству, собрав более шести сотен. Их модернизированные версии по сей день состоят на службе в ВВС Индии. Насчитывается около 120 таких крылатых машин. Нью-Дели приобретал также МиГ-29 и МиГ-27.
Следует отметить, что Индия не стала допускать появления монополии со стороны России. Кроме российских самолетов, она закупала французские Mirage 2000 (H/TH) и франко-британские Jaguar. Нью-Дели стремился максимально диверсифицировать поставки на основе международной кооперации, а также локализовать у себя производство авиатехники. Особенно ярко это проявляется на примере истребителя Су-30МКИ. Последние три буквы обозначают: многоцелевой, коммерческий, индийский.
Несмотря на российское происхождение, этот самолет является продуктом кооперации нескольких стран – России, Индии, Франции и Израиля. Последние три страны поставляют радиоэлектронное оборудование, системы навигации и индикации и бортовые вычислительные системы. Получив их на вооружение в девяностых годах, Нью-Дели добился превосходства в воздухе над Исламабадом. В двухтысячные началась поэтапная локализация производства Су-30МКИ в Индии. Сперва была «отверточная сборка», затем – лишь закупка материалов и сырья, из которых на месте осуществлялся уже весь производственный цикл. Кроме того, индийцы получили лицензию на производство двигателя АЛ-31ФП, предназначенного для истребителей Су-30МКИ.
Российский истребитель стал основной «рабочей лошадкой», ежегодно авиапарк ВВС Индии пополняется на 12 штук. Так почему же эти истребители неожиданно подверглись такой критике?
Индийское издание утверждает, что дальность полета Rafale существенно превышает Су-30МКИ, из-за чего «француз» может совершать 5 боевых вылетов в день, а «россиянин» - всего 3. В действительности, самолеты разных конструкций имеют перед конкурентами как более сильные стороны, так и слабые. У Rafale боевой радиус составляет 1389 км, у Су-30МКИ - 1500 км. Практический потолок у первого - 15 240 метров, у второго самолета - 17 300 метров. Наконец, российский истребитель дешевле при покупке и обслуживании.
Что до аргумента об относительно более высокой аварийности «россиянина», то надо учитывать следующие факторы. Во-первых, статистика определяется большим их числом на вооружении. Во-вторых, есть вопросы к уровню их технического обслуживания. В-третьих, каждый десятый самолет в ВВС Индии был «сбит» обыкновенными пернатыми, обитающими на огромных свалках возле городов, рядом с которыми находятся аэродромы. Наконец, в аварийных ситуациях индийские пилоты предпочитают не бороться за спасение самолета, а катапультироваться. Отсюда и статистика.
По факту, Су-30МКИ в версии 4++ способен прикрывать небо Индии еще пару десятилетий. «Наезд» на него в индийской прессе, вероятнее всего, связан с двумя факторами. Нью-Дели сильно не понравилось то, что Россия благожелательно отнеслась к интересу Пакистана в приобретении современного оружия. Пакистанский премьер-министр заявил:
Да, мы присматриваемся к оружию из России, и я знаю, что наши военные уже в контакте с российскими военными.
Кроме того, индийская сторона явно не против раскрутить Москву на большие скидки. Концерн HAL заявил о прекращении со следующего года производства Су-30МКИ с оговоркой «в случае отсутствия новых заказов». Видимо, от России ждут предложения, от которого Индия не сможет отказаться.
Информация