«Сверхзадача Путина»: через 10 лет никто не узнает Россию
По традиции, Владимир Путин после вступления в должность Президента Российской Федерации на новый срок, подписал новые «майские указы».
Однако вместо серии «майских указов», как это было в 2012 году, на этот раз документ подписан всего один – Указ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических целях развития Российской Федерации до 2024 года». Разработку указа возглавлял глава Администрации Президента РФ Антон Вайно.
Документ, подписанный Владимиром Путиным, ставит перед Россией поистине грандиозные задачи. Правительству страны поставлены следующие национальные цели:
а) обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;
б) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет);
в) обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции;
г) снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации;
д) улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно;
е) ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа;
ж) обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;
з) вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов;
и) создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами».
Каждая из перечисленных в Указе целей детально «расшита», и полное описание деталей документа потребовало бы публикации, как минимум, не уступающей по размеру самому указу (19 страниц формата А4).
Ограничимся указанием только на некоторые элементы детализации.
Например, к 2024 году требуется создать следующие возможности по улучшению качества жизни:
В сфере науки до 2024 года поставлены следующие практические задачи:
Очевидно, что только два этих показанных выше раздела представляют собой чрезвычайно сложные комплексы задач, и их решение потребует существенного напряжения ресурсов. Более того, если бы Владимир Путин обеспечил бы к 2024 году решение только этих указанных задач, одно это было бы огромной победой и большим шагом вперед.
Между тем подобные требования и детальные описания задач существуют по каждой национальной цели.
Кроме того, Указ от 7 мая 2018 года требует при формировании проекта федерального бюджета на год и плановые периоды предусматривать приоритетные ассигнования на национальные проекты по следующим направлениям: демография; здравоохранение; образование; жилье и городская среда; экология; безопасные и качественные автомобильные дороги; производительность труда и поддержка занятости; наука; цифровая экономика; культура; малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; международная кооперация и экспорт.
Многие эксперты воспринимали «майские указы» Путина 2012 года как весьма популистские документы, призванные обеспечить ему поддержку населения, примерно в том же духе комментируется и Указ «О национальных целях и стратегических целях развития Российской Федерации до 2024 года». Дескать, конечно, здорово, но денег нет, а вы держитесь.
Между тем «майские указы» - это не популизм, а четко продуманная и хорошо обоснованная стратегия. Ключ к пониманию предпосылок формирования, методов развертывания, целеполагания стратегии ускоренного развития страны дает мировоззрение главного разработчика майского указа-2018, руководителя Администрации Президента РФ Антона Вайно.
А.Э. Вайно принадлежит ряд научных публикаций, в частности, работа «Капитализация будущего» (2012), и монография «Образ Победы» (2012, в соавторстве с А.А. Кобяковым и В.Н. Сараевым).
В статье «Капитализация будущего» г-н Вайно формулирует «парадигму упреждающего управления, заключающуюся в предупреждении кризисов за счет капитализации будущего». Главная идея автора, высказанная в этой публикации, заключается в том, что «новая парадигма упреждающего управления заключается в создании «подушки безопасности» не за счет накопления прошлого, т.е. капитала прошлых периодов, а за счет капитализации будущего, причем капитализации будущего именно в тех объемах, которые необходимы для упреждения грядущих кризисов».
Вайно предлагает в упомянутой публикации также ряд интересных инструментов упреждающего управления, в частности, технологию «нооскоп», работающую в сопряжении с цифровизацией экономики.
В «Образе Победы» Вайно, Кобяков и Сараев предлагают сценарий ускоренного развития России, состоящий из трех этапов.
На первом этапе новые правила игры в Российской Федерации, по которым нематериальные активы станут основой развития национального рынка, позволят:
На втором этапе, в следующие пять лет,
На третьем этапе
Концепция, выдвинутая авторами «Образа Победы», основана на нескольких ключевых понятиях, в частности, «superкласс» - это группа сверхбогатых людей и организаций, число которых не превышает 6-10 тысяч единиц, и которая устанавливает формальные и неформальные правила мировой конкуренции и соперничества, трактуемые А.Э. Вайно, А.А. Кобяковым и В.Н. Сараевым как «Глобальная Игра».
Однако вместо серии «майских указов», как это было в 2012 году, на этот раз документ подписан всего один – Указ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических целях развития Российской Федерации до 2024 года». Разработку указа возглавлял глава Администрации Президента РФ Антон Вайно.
Документ, подписанный Владимиром Путиным, ставит перед Россией поистине грандиозные задачи. Правительству страны поставлены следующие национальные цели:
а) обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;
б) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет);
в) обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции;
г) снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации;
д) улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно;
е) ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа;
ж) обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;
з) вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов;
и) создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами».
Каждая из перечисленных в Указе целей детально «расшита», и полное описание деталей документа потребовало бы публикации, как минимум, не уступающей по размеру самому указу (19 страниц формата А4).
Ограничимся указанием только на некоторые элементы детализации.
Например, к 2024 году требуется создать следующие возможности по улучшению качества жизни:
- обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8 процентов;
- увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год;
- кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза;
- создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 процентов;
- обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.
В сфере науки до 2024 года поставлены следующие практические задачи:
- создание передовой инфраструктуры научных исследований и разработок, инновационной деятельности, включая создание и развитие сети уникальных научных установок класса "мегасайенс";
- обновление не менее 50 процентов приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки;
- создание научных центров мирового уровня, включая сеть международных математических центров и центров геномных исследований;
- создание не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики;
- формирование целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия для осуществления молодыми учеными научных исследований и разработок, создания научных лабораторий и конкурентоспособных коллективов.
Очевидно, что только два этих показанных выше раздела представляют собой чрезвычайно сложные комплексы задач, и их решение потребует существенного напряжения ресурсов. Более того, если бы Владимир Путин обеспечил бы к 2024 году решение только этих указанных задач, одно это было бы огромной победой и большим шагом вперед.
Между тем подобные требования и детальные описания задач существуют по каждой национальной цели.
Кроме того, Указ от 7 мая 2018 года требует при формировании проекта федерального бюджета на год и плановые периоды предусматривать приоритетные ассигнования на национальные проекты по следующим направлениям: демография; здравоохранение; образование; жилье и городская среда; экология; безопасные и качественные автомобильные дороги; производительность труда и поддержка занятости; наука; цифровая экономика; культура; малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; международная кооперация и экспорт.
Многие эксперты воспринимали «майские указы» Путина 2012 года как весьма популистские документы, призванные обеспечить ему поддержку населения, примерно в том же духе комментируется и Указ «О национальных целях и стратегических целях развития Российской Федерации до 2024 года». Дескать, конечно, здорово, но денег нет, а вы держитесь.
Между тем «майские указы» - это не популизм, а четко продуманная и хорошо обоснованная стратегия. Ключ к пониманию предпосылок формирования, методов развертывания, целеполагания стратегии ускоренного развития страны дает мировоззрение главного разработчика майского указа-2018, руководителя Администрации Президента РФ Антона Вайно.
А.Э. Вайно принадлежит ряд научных публикаций, в частности, работа «Капитализация будущего» (2012), и монография «Образ Победы» (2012, в соавторстве с А.А. Кобяковым и В.Н. Сараевым).
В статье «Капитализация будущего» г-н Вайно формулирует «парадигму упреждающего управления, заключающуюся в предупреждении кризисов за счет капитализации будущего». Главная идея автора, высказанная в этой публикации, заключается в том, что «новая парадигма упреждающего управления заключается в создании «подушки безопасности» не за счет накопления прошлого, т.е. капитала прошлых периодов, а за счет капитализации будущего, причем капитализации будущего именно в тех объемах, которые необходимы для упреждения грядущих кризисов».
Вайно предлагает в упомянутой публикации также ряд интересных инструментов упреждающего управления, в частности, технологию «нооскоп», работающую в сопряжении с цифровизацией экономики.
В «Образе Победы» Вайно, Кобяков и Сараев предлагают сценарий ускоренного развития России, состоящий из трех этапов.
На первом этапе новые правила игры в Российской Федерации, по которым нематериальные активы станут основой развития национального рынка, позволят:
- поднять капитализацию страны до 30 трлн долларов;
- создать механизм и инструменты генерации «длинных и дешевых денег» развития;
- увеличить продолжительность и качество жизни наших соотечественников;
- воздать должное создателям патентов, авторских прав, промышленных образцов — инновационных технологий.
На втором этапе, в следующие пять лет,
капитализация недооцененных активов Российской Федерации должна превысить уровень 100 трлн долларов. Российские высокие технологии, используя сочетание конкурентных преимуществ в виде энергетических, водных, материальных ресурсов, нематериальных активов, позволяющих генерировать финансовые инструменты, станут ключевым игроком в Глобальной Игре. Продолжительность жизни народов России превысит 85 лет.
На третьем этапе
superкласс, оценив красоту игры, глубокое понимание правил игры и потенциал глобального игрока, приглашает Россию в комитет по выработке правил Глобальной Игры. Продолжительность жизни в Российской Федерации вырастет до 100 лет.
Концепция, выдвинутая авторами «Образа Победы», основана на нескольких ключевых понятиях, в частности, «superкласс» - это группа сверхбогатых людей и организаций, число которых не превышает 6-10 тысяч единиц, и которая устанавливает формальные и неформальные правила мировой конкуренции и соперничества, трактуемые А.Э. Вайно, А.А. Кобяковым и В.Н. Сараевым как «Глобальная Игра».
Информация