В выигрыше только Китай: «Сила Сибири» едва окупится за 30 лет

61

На днях произошло знаковое событие. В торжественной обстановке, более напоминающей запуск первого звездолета, был дан старт газопровода «Сила Сибири». Поскольку контракт на его строительство был подписан в 2014 году, после «Крымской весны» и западных санкций, данный проект можно смело назвать символом российского «разворота на Восток». Оправдает ли газопровод возлагаемые на него ожидания, и стоит ли ждать «Силы Сибири-2»?

«Сила Сибири» - это первый магистральный газопровод из России в КНР, его мощность составляет 38 миллиардов кубометров газа в год. Строительство заняло более пяти лет, стоимость его возросла с 800 миллиардов рублей до 1.1 триллиона. Сумма 30-летнего контракта на поставки газа составила 400 миллиардов долларов. Президент Владимир Путин заявил:



Этот шаг выводит российско-китайское стратегическое взаимодействие в энергетике на качественно новый уровень, приближает нас к решению поставленной вместе с председателем КНР Си Цзиньпином задачи доведения двустороннего товарооборота к 2024 году до 200 миллиардов долларов.


Попробуем честно оценить, кому из партнеров трубопровод будет выгоднее, Китаю или России, и стоит ли ставить вопрос именно таким образом.

Прежде всего, «Силу Сибири» нельзя рассматривать как инструмент давления на Европу и Украину, как бы того ни хотелось. Ресурсной базой для нее являются месторождения Восточной Сибири – Чаяндинское и Ковыктинское. Возможности перебросить газ с европейского направления на восточное в случае снижения потребления, а то и полного отказа ЕС от него, в настоящее время у России нет. Так что же получила Россия?

Во-первых, «Газпром» получил доступ на китайский рынок газа с гарантированным контрактом на ближайшие три десятка лет. Российский трубопровод будет поставлять «голубое топливо» на север КНР, где у него нет серьезных конкурентов. На побережье Китая доминирует СПГ, на западе страны – туркменский газ. Год назад Туркмения не смогла в полном объеме выполнить свои обязательства, из-за чего резко скакнули цены на СПГ.

Во-вторых, благодаря магистральному трубопроводу, начинается процесс газификации Восточной Сибири и Дальнего Востока. Например, от «Силы Сибири» будет запитан космодром Восточный и прилегающая к нему инфраструктура. За счет разработки новых месторождений будет построен Амурский газоперерабатывающий завод, а в планах – и газохимический. Это позволит закрыть внутренние потребности страны в продукции газохимии, а также наладить ее экспорт.

В-третьих, столь масштабное строительство дало заказы предприятиям отечественной металлургии, производителям газокомпрессорного и прочего специализированного оборудования. На запущенных в ближайшие годы заводах появятся тысячи новых рабочих мест, что повысит привлекательность депрессивного российского региона. Попутно будет развиваться соответствующая инфраструктура, улучшая качество жизни местного населения.

Эти плюсы несомненны, но необходимо упомянуть и про минусы.

С самого момента подписания контракта серьезные вопросы вызвала стоимость цены газа для Пекина. Власти ее скрыли, что вызвало закономерные сомнения в коммерческой выгоде контракта, которая могла пострадать из-за политической целесообразности. Напомним, переговоры с китайцами длились годами, но триумфально завершились после визита в КНР Владимира Путина, который провозгласил в 2014 году на фоне проблем с Западом «разворот на Восток».

Как бы то ни было, условия по договору оказались не самым лучшими, поскольку цена в нем была привязана к нефтяным котировкам. Из-за их падения стоимость тысячи кубометров газа упала с 360 долларов по состоянию на 2014 год до нынешних 220-230. Потому некоторые эксперты считают, что окупаемость проекта затянется, в лучшем случае, до 2048 года. Кроме того, китайцы «удружили» России, начав реформу внутреннего газового рынка, о чем мы рассказывали ранее. Пекин постепенно начал отходить от государственных тарифов в пользу «плавающих цен». Этот шаг откровенно направлен против «Силы Сибири». Из-за переизбытка газа в КНР цены для «Газпрома» станут еще менее выгодными.

Наиболее выигравшим от российского газопровода выглядит все же Китай, ведущий торговую войну с США. Поставки необходимого для китайской экономики СПГ, идущие через Малаккский пролив, могут быть перекрыты американским флотом, который активно там тренируется, якобы, воевать с пиратами. Удар будет серьезный, поэтому Пекин заблаговременно в 2014 году и согласился на строительство «страховочного варианта» в виде «Силы Сибири».

Получается, Россия подписалась под тем, что ближайшие 30 лет будет «тылом» для КНР, но без какой-то фантастической прибыли из-за серьезно изменившихся в худшую сторону условий. Возникает вопрос, зачем тогда вести переговоры о строительстве «Силы Сибири-2», которая вообще пойдет в тот регион Китая, где столкнется с туркменским газом? Но мега-стройка, как и шоу, должна продолжаться.
61 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    4 декабря 2019 11:42
    Статья - перепечатка из М. Крутихина?
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      4 декабря 2019 12:23
      Причем тут перепечатка? У Крутихина есть какой-то эксклюзив на выводы?
      1. +4
        4 декабря 2019 12:50
        Крутихин уже 5 лет говорит об этом. И пока других таких же катастрофических выводов я не видел.
        Я вчера уже писал. Если цена на газ привязана к нефтяной корзине, то значит, при цене в 65 долларов за баррель, цена газа для Китая составляет примерно 230 долларов за тысячу кубов. При проектировании газопровода в 2014 году закладывалась цена в 75 долларов за бочку. И цена на газ планировалась несколько выше. Привязка к нефти - это самая правильная стратегия. Фраза

        условия по договору оказались не самым лучшими, поскольку цена в нем была привязана к нефтяным котировкам

        абсолютно безграмотна с точки зрения разработки газовых месторождений. Только при такой привязке и можно начинать разработку новых месторождений.
        Плюсы Вы отметили в статье. Газификация районов, рабочие места, новый завод.
        Газопровод Сила Сибири согласовывался почти десять лет и оставался бы на бумаге, если бы не споры с Украиной и проблемы с европейскими покупателями. На 2020 год запланирована прокачка всего 5 млрд кубов.
        Огромный плюс газопровода - это отказ от транзита и непредсказуемости западных судов.
        В любом случае: если Европа кричит о диверсификации поставок, то РФ вправе думать о том же самом. Диверсификация экспорта просто жизненно необходима.
        А сам проект окупится достаточно быстро. Такие проекты рассчитаны не на один год, а на десятилетия.
        1. -5
          4 декабря 2019 13:17
          Цитата: Bakht
          Если цена на газ привязана к нефтяной корзине, то значит, при цене в 65 долларов за баррель, цена газа для Китая составляет примерно 230 долларов за тысячу кубов. При проектировании газопровода в 2014 году закладывалась цена в 75 долларов за бочку. И цена на газ планировалась несколько выше. Привязка к нефти это самая правильная стратегия.

          Может быть, и самая правильная.
          Только в Китае она не действует изначально (Китай согласился принять газ только на условиях действующих рыночных цен).
          А в Европе Газпром от таких цен отказался сам, добровольно (после проигранного суда с Польшей и огромных штрафов).
          Поэтому ваши 230 долларов за 1000 кубов, это всего лишь оценочная стоимость газа для расчета окупаемости Силы Сибири. Но в реальности таких цен там нет.

          Цитата: Bakht
          Газопровод Сила Сибири согласовывался почти десять лет и оставался бы на бумаге, если бы не споры с Украиной и проблемы с европейскими покупателями.

          Если бы не сланцевая революция.
          А теперь, когда стало понятно, что Газпром не жилец, правильные пацаны стали его пилить строительством газопроводов. Наваривая бабло именно на этом строительстве и передавая Газпрому на баланс эти "активы". Которые в нормальных кругах принято называть токсичными.

          Цитата: Bakht
          На 2020 год запланирована прокачка всего 5 млрд кубов.

          Китаю ни Сила Сибири, ни газ из него не нужны.
          Зачем его строили, см. выше.

          Цитата: Bakht
          А сам проект окупится достаточно быстро.

          Ага. Держи карман шире.
          1. +1
            4 декабря 2019 13:54
            Только в Китае она не действует изначально (Китай согласился принять газ только на условиях действующих рыночных цен)

            Это Ваши домыслы или есть ссылка? Потому что в статье сказано

            цена в нем была привязана к нефтяным котировкам.

            Так где же написана правда? Неужели автор статьи написал неправду?
            1. -4
              4 декабря 2019 14:14
              Цитата: Bakht
              Это Ваши домыслы или есть ссылка?

              Это Закон, принятый в КНР.
              Однако на сегодняшний день этот Закон касается только Силы Сибири.
              Восток, дело тонкое.

              Цитата: Bakht
              Потому что в статье сказано

              Мало ли что сказано в статье?

              Цитата: Bakht
              Так где же написана правда? Неужели автор статьи написал неправду?

              Я статью не читал.
              1. +6
                4 декабря 2019 14:37
                Закон, принятый в Китае, касается внутреннего ценообразования в самом Китае. То, что он относится к Силе Сибири, сказано только у М. Крутихина.
                Вы не читали статью, которую обсуждаете? Это шедевр....
                1. -1
                  4 декабря 2019 18:22
                  Цитата: Bakht
                  Закон, принятый в Китае, касается внутреннего ценообразования в самом Китае. То, что он относится к Силе Сибири, сказано только у М. Крутихина.

                  Я как-то его мнению доверяю больше, чем вашему.

                  Цитата: Bakht
                  Вы не читали статью, которую обсуждаете?

                  А я статью не обсуждаю.
                  1. +1
                    5 декабря 2019 07:42
                    Цитата: Равшан
                    Цитата: Bakht
                    Закон, принятый в Китае, касается внутреннего ценообразования в самом Китае. То, что он относится к Силе Сибири, сказано только у М. Крутихина.
                    Я как-то его мнению доверяю больше, чем вашему.

                    Мнение и истина не одно и тоже. Факты нужны, а не домыслы.
                    1. +1
                      5 декабря 2019 12:24
                      Согласен на все 100. Есть сам текст Закона? То, что я нашел, касается внутреннего потребления. Для развития провинций и повышения добычи внутри страны.
            2. 123
              +2
              4 декабря 2019 17:53
              Это Ваши домыслы или есть ссылка?

              У него ссылок не бывает. Он информацию из астрала черпает.
            3. +1
              5 декабря 2019 12:12
              Цитата: Bakht
              Это Ваши домыслы или есть ссылка?

              Товарищ понятия не имеет, где находится Китай или Россия, и как они там меж собой тусуются. Его дело - отредактировать выданный компьютером текст и напостить во все российские "стены". 10 центов с поста.
        2. 0
          5 декабря 2019 07:53
          Огромный плюс газопровода - это отказ от транзита и непредсказуемости западных судов.

          - а возможные действия Китая вы считаете предсказуемыми? Вот уж где не знаешь, чего ждать.
    3. 123
      +1
      4 декабря 2019 17:49
      Статья - перепечатка из М. Крутихина?

      Не полностью, на его "авторитетнейшее" мнение ссылаются, в статье он проходит под псевдонимом

      некоторые эксперты

      Странный человек из "Росэнерго", компании, занимающейся распределением электроэнергии.
  2. -2
    4 декабря 2019 11:54
    В выигрыше только Китай: «Сила Сибири» едва окупится за 30 лет

    Это по первоначальным расчетам, когда цены на газ были вдвое выше современных.
    Сейчас же, и особенно с учетом неизбежного падения цен на газ в будущем, понятно, Сила Сибири не окупится НИКОГДА.
    Но трубопровод построен.
    Бабки за его строительство получены.
    Это и была основная цель его строительства. Что Газпром будет делать дальше с этим (и другими) чемоданом без ручки, никому не интересно. Его уже давно (несколько лет назад) списали со счетов, Газпром этот. Поскольку в свое время вполне правильно поняли и оценили смысл сланцевой революции. Чай, не дураки.
    1. -3
      4 декабря 2019 13:05
      - Мой плюс...
      1. -4
        4 декабря 2019 13:41
        Цитата: gorenina91
        -Мой плюс...

        Благодарю, мадам.
  3. +2
    4 декабря 2019 12:27
    Кому нужно, капает с начала строительства и будет капать все время. А кого в нашей стране волнует окупаемость. Даже убытки легко геополитикой прикрыть. Святой принцип любого капитализма: убытки государству, прибыль капитализму, действует всегда и везде.
    1. -4
      4 декабря 2019 12:36
      Цитата: kriten
      Святой принцип любого капитализма: убытки государству, прибыль капитализму, действует всегда и везде.

      Вообще-то, к капитализму этот принцип не имеет никакого отношения. Поскольку при капитализме его попросту невозможно реализовать.
      1. +3
        4 декабря 2019 12:41
        Почитайте биографии Круппа и других крупных капиталистов. Они по два или три раза передавали убыточные предприятия государству за хорошие бабки и потом выкупали за бесценок. Источник любого большого богатства - это всегда бюджет... Примеры другие - единицы вроде Джобса... у Вас взгляд на капитализм отдает романтизмом 91-го года.
        1. -5
          4 декабря 2019 13:18
          Цитата: kriten
          Почитайте биографии Круппа и других крупных капиталистов. Они по два или три раза передавали убыточные предприятия государству за хорошие бабки и потом выкупали за бесценок.

          Смешно.
          1. +1
            4 декабря 2019 21:16
            Что действительно смешно, так это в очередной раз читать про "правильный" и "неправильный" капитализм.
            1. -5
              4 декабря 2019 22:22
              Цитата: vvnab
              так это в очередной раз читать про "правильный" и "неправильный" капитализм.

              Такого не бывает. Или капитализм есть, или его нет.
              А то, что какой-то неуч называет капитализмом то, что капитализмом не является, то это его проблемы. Названное им капитализмом от этого капитализмом не станет.
              У капитализма есть четкое академическое определение.
              1. 0
                6 декабря 2019 23:58
                У капитализма есть четкое академическое определение.

                В студию!
                1. Комментарий был удален.
    2. -1
      5 декабря 2019 07:57
      Да какой у нас капитализм?
  4. +2
    4 декабря 2019 12:41
    Есть ещё маленький моментик. Перед границей газ будет проходить разделение. В Китай пойдёт, практически, только метан. А высокомолекулярные фракции будут оставаться в России. Там будут заводы (один, практически, готов) по газопереработке. Будут производить, например, пластмассы, которые сейчас импортируем и много ещё чего. Будем это использовать у себя и продавать за рубеж. Уже не чистое сырьё, а продукцию более высокого передела. Китайцам мы продаём, по договору, газ для отопления. Экологически чистый. Метан. Но использовать его для переработки китайцы не смогут. Нечего перерабатывать будет. А пластик будем продавать и им тоже.
    Сырьё для этих заводов получится, практически, бесплатное. Это скажется на себестоимости продукции.
    Примерно тем же занимается Роснефть. Используют попутный газ. Его сжигают всё меньше. Тут мы впереди планеты всей.
    Так что, не всё так плохо.
  5. +3
    4 декабря 2019 12:48
    Странная настойчивость в утверждении, что газ в Китай продавлен наиневыгоднейшим способом... Спрашиваю себя, а кому это очень неприятно, что газ пошел в Китай не по возможно блокируемым морским путям? А, знаю! Ох уж эти 2% продажных, старающихся за сребреники...
  6. 0
    4 декабря 2019 12:50
    Путин 20 лет уже у власти. Европе строит, Китаю строит, Турции строит, а своему народу только тарифы подымает и налоги новые придумывает. Уже везде пишут, говорят прямым текстом, а фанаты уже на ходу "переобуваются", не знают, как уже "менеджеров от ЕГЭ" оправдать. Русский народ "долго запрягает", и чтоб потом не было "аварии", говорить надо уже сейчас: "Любой другой, только не Путин!" Может, до некоторых и дойдёт к 2024 г?
    1. +2
      4 декабря 2019 13:00
      Если газ в Европу в данный момент ГазПром продает за 170 долларов, а в Китай по 230 (в статье указана именно это цифра), то в чем невыгода? Может, 170 больше, чем 230?
      1. -3
        4 декабря 2019 13:20
        Цитата: Bakht
        Если газ в Европу в данный момент ГазПром продает за 170 долларов, а в Китай по 230

        Чушь какая!
        Газ в Азии сейчас действительно на несколько долларов дороже, чем в Европе. Но 230 долларов, это просто фантазии.

        Цитата: Bakht
        (в статье указана именно это цифра)

        Мало ли, что указано в статье?

        Цитата: Bakht
        Может, 170 больше, чем 230?

        Может быть, надо сначала реальными ценами поинтересоваться?
        1. +3
          4 декабря 2019 13:57
          Поинтересуйтесь. Я же вчера дал ссылку, что газ в Европе на хабе продается за 160-170 долларов. Это официальные данные. Газ в Азии всегда был дороже.
          Бесполезно. Без ссылок я вам не верю ни на грош.
          1. 0
            4 декабря 2019 14:11
            Цитата: Bakht
            Я же вчера дал ссылку, что газ в Европе на хабе продается за 160-170 долларов.

            Не 160-170, а 145 долларов (на конец квартала).
            Это Газпром по его отчетам в 3 кв. 2019 г. продавал его (с акцизами и пошлинами) в среднем по 169,8 долларов за 1000 куб.
            Понятно, да?
            В июле продавал дороже, а в сентябре, дешевле. В итоге получилось 169,8.

            Цитата: Bakht
            Газ в Азии всегда был дороже.

            Газ в Азии ВСЕГДА стоил дешевле, чем в Европе. И значительно.
            Но в 3 кв. 2019 г. он ВРЕМЕННО стоил дороже, чем в Европе.
            Это связано с объемами поставок и в 4 кв. 2019 г. положение будет другим.

            Цитата: Bakht
            Без ссылок я вам не верю ни на грош.

            Это ваша проблема.
            1. +5
              4 декабря 2019 14:39
              Вы график видели? Цена на 2 декабря 2019 года. Вы еще не разобрались, в каких единицах там график? 160-170 долларов за тысячу кубов.
              Все. Не трудитесь. Пока не начнете читать и ПОНИМАТЬ, что написано, с Вами разговаривать бесполезно.
              1. -2
                4 декабря 2019 18:24
                Цитата: Bakht
                Вы график видели?

                Подобных "графиков" в интернете тысячи. Можете подобрать себе тот, который вам больше нравится.
                Однако есть объективные цифры. В т.ч. и от самого Газпрома. Интересуйтесь.

                Цитата: Bakht
                Пока не начнете читать и ПОНИМАТЬ, что написано, с Вами разговаривать бесполезно.

                Т.е. в своих "аргументах" вы зашли в тупик и крыть вам нечем.
                Я понял.
      2. 0
        5 декабря 2019 21:44
        Если газ в Европу в данный момент ГазПром продает за 170 долларов, а в Китай по 230 (в статье указана именно это цифра), то в чем невыгода? Может, 170 больше, чем 230?

        Газ в Китай продается гораздо дороже - примерно 350-400 долларов за тысячу кубов...Ненамного дешевле, чем сжиженный. По одной простой причине - себестоимость строительства самого газопровода. Цену на него китайцам озвучил Путин. Кто помнит историю подписания договора - должны знать, что прежде, чем его подписать, китайцы сутки думали, прежде чем решиться на это. Они и были инициаторами сохранить тайну цены на газ, ибо туркмены продавали им газ значительно дешевле. У китайцев не было выбора, ибо америкосы воплощали в жизнь свой план, так называемую "Петлю Анаконды". Они окружили, для морской блокады, Китай сетью военно-морских баз, чтобы в час Х перекрыть поступление им энергоносителей, нефти и сжиженного газа. Если бы это произошло, то экономика Китая рухнула в течение месяца...Поэтому "Сила Сибири" для Китая безальтернативна. Поэтому в проекте заложена вторая нитка и "Сила Сибири - 2". Кстати, из-за цены на газ Китай надул на нас губы и отказался финансировать строительство самого газопровода, поэтому мы строили его на свои деньги...
        1. 0
          5 декабря 2019 23:22
          Я с Вашими доводами не согласен.
          Сила Сибири для Китая в данный момент некритична. 5 млрд кубов в 2020-м и 10 млрд в 2021 погоды не сделают.
          Договор долго не могли утрясти именно из-за цены. Путин же сказал в 2014 "очень трудные переговорщики". Но России было критически важно не зависеть от Европы (диверсификация).
          Цена газа привязана к нефтяной корзине и в данный момент составляет 200 баксов (говорят 230). Точную цифру никто не озвучил. Ни Китай, ни ГазПром.
          Китай не надувал губы. Китай предложил кредит на 25 млрд долларов. Отказался ГазПром. Именно, чтобы не снижать цену на газ. Это все есть на сайте ГазПрома.
          Туркменский газ продается сейчас примерно по такой же цене. 200-230 долларов за тысячу кубов. Цена в 360 долларов была озвучена в 2014 году, когда баррель стоил 100 долларов за бочку. Сейчас цена нефти 65 долларов. Формула расчета хранится в тайне, но принцип известен. Там не столько цена нефти, сколько мазута. Больше 230 долларов никак не получится.
          Именно из-за этой привязки и внутренние законы Китая не работают по отношению к экспортному газу. Мне пришлось за два дня перелопатить кучу информации. Закон принят в рамках топливно-энергетической программы Китая. 29 районов Китая теперь могут самостоятельно выбирать поставщиков по рыночным ценам. Основной упор сделан на провинцию Шаньси. Это крупнейший угольный район Китая. И там большие запасы сланца. Так как Китай не очень трепетно относится к экологии и прочим "зеленым" организациям, то запланирована (!) разработка сланцевых месторождений. И тогда, может быть, внутри Китая цена упадет. Но кто сказал, что цена на экспортный газ упадет? Там привязка к нефтяной корзине, и нравится или нет, но за 30 лет Китай выплатит 400 млрд, а ГазПром поставит оговоренное количество газа.
          Я тоже читал про излишек газа в Китае. Но все это словеса без конкретики. А конкретный ФАКТ таков. При избытке газа, Китай попросил ГазПром увеличить поставки газа с 4 млрд до 5 млрд в 2020 году. Как это объяснить, Крутихин и адепты ВШЭ объяснить не могут.
          И, наконец, по Силе Сибири-2. Этот газопровод не столько нужен Китаю, сколько РФ. Эксплуатация газовых месторождений имеет свои нюансы. Там нельзя просто прикрутить вентиль, как на кухне. Контракты с Европой в ближайшее время заканчиваются. Вот Польша хочет отказаться от российского газа. Куда девать этот газ? Сила Сибири-2 позволяет перенаправить газовые потоки с европейского на китайское направление. Поэтому он обязательно будет построен. А потом младоевропейцы могут отказываться сколько душе угодно. Шантаж не пройдет.
          Извините за длинное послание. Но коротко никак не получается.
          1. +1
            5 декабря 2019 23:33
            И еще. По поводу блокады, эмбарго и прочих гадостей, которые Штаты могут устроить Китаю.
            Еще 10 лет назад в книге Э.Лорана "Нефть. Ложь.Фальсификации." было интервью с профессорами Высшей партийной школы Китая. Было четко и ясно сказано "Китай не интересуют цены на нефть. Китай интересуют бесперебойные поставки".
            Имеется два узких места в мировой торговле нефти. Персидский и Малаккский проливы. В Персидском заливе Китай разместил уже свои системы противокорабельных ракет и продал Ирану кучу технологий по системам ПВО и ПКР. А Малаккский пролив входит во вторую зону безопасности Китая. Поэтому Китай обустраивает Парасельские острова. И до кучи заложил в планирование ВМФ постройку сразу 11 авианосцев. Они не такие мастодонты, как Т.Рузвельт, но по 50-60 летательных аппаратов нести смогут.

            P.S. Кстати, причиной нападения Японии на Перл-Харбор была нефтяная блокада Японии. Это просто факт из истории.
            1. -1
              6 декабря 2019 00:03
              Вот и еще информация:

              Военно-морская доктрина ВМС НОАК начала разрабатываться с конца 1980-ых гг. и была официально провозглашена в 1995 г. В ее основу положена "Стратегия активной обороны", предусматривающая создание ВМС и поддерживающих их ВВС, способных не только отразить агрессию со стороны моря, но и предусматривающая превентивные удары, в т.ч. и на океанском ТВД. При этом было заявлено, что:
              на первом этапе, до начала XXI века, создание группировок, способных поддерживать благоприятный операционный режим в пределах зоны, ограниченной "первой цепью островов" - о-ва Рюкю и Филиппинские, и в акватории Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей;
              на втором этапе (до 2020 г.) планируется ВМС усилить таким образом, чтобы они могли осуществлять оперативные действия в пределах "второй цепи островов" - Курильские о-ва, о. Хоккайдо, о-ва Нампо, Марианские, Каролинские и о. Новая Гвинея, включая акватории Японского и Филиппинского морей, а так же морей Индонезийского архипелага;
              на третьем этапе (до 2050 г.) предполагается создать мощный флот, способный решать поставленные задачи в любом районе Мирового океана.

              https://flot.com/publications/books/shelf/reddragon/20/
            2. 0
              6 декабря 2019 00:11
              Возможно, я ошибся с количеством авианосцев. По западным данным, в настоящее время заложен 7-й авианосец.

              https://militarywatchmagazine.com/article/china-to-begin-construction-of-seventh-aircraft-carrier-new-details-emerge-on-fleet-expansion-plans

              Класс 001 - это бывший Кузнецов, Класс 002 - неядерные водоизмещением 85 тыс. тонн для действий в ближней операционной зоне. Класс 003 - это гиганты вроде Дж. Форда - ядерные, водоизмещением 100 тыс. тонн.
          2. 0
            5 декабря 2019 23:39
            Вот Польша хочет отказаться от российского газа.

            Польша от российского газа не откажется. Деньги они считать умеют. А все разговоры на тему отказа, не более, чем для снижения цены на него.

            Сила Сибири для Китая в данный момент не критична. 5 млрд кубов в 2020-м и 10 млрд в 2021 погоды не сделают.

            Да, не сделают, пока... Но, как я уже говорил, китайцам необходимо обезопасить себя от морской блокады и поэтому будут строиться и вторая нитка "Силы Сибири", и "Сила Сибири - 2". И китайцам в стратегическом плане это надо гораздо больше,чем нам...

            Но России было критически важно не зависеть от Европы (диверсификация)

            Согласен, нам это тоже надо, но китайцам не меньше.
            1. 0
              5 декабря 2019 23:53
              Это по кредиту от Китая.

              «Газпром» должен был получить от CNPC предоплату за газ в сумме 25 млрд долларов, которую предполагалось использовать для строительства газопровода «Сила Сибири». Однако в дальнейшем «Газпром» отказался от предоплаты, чтобы не снижать цену на газ, планируемый к поставке по трубопроводу.

              https://ru.wikipedia.org/wiki/Сила_Сибири
              -------------------
              А это еще и дополнительные расходы. Примерно еще 1 трлн рублей

              https://www.gazprom.ru/projects/amur-gpp/
          3. -1
            5 декабря 2019 23:56
            Китай попросил ГазПром увеличить поставки газа с 4 млрд до 5 млрд в 2020 году. Как это объяснить, Крутихин и адепты ВШЭ объяснить не могут.

            Да просто это все объясняется...То, что в Китае возможен переизбыток газа, так это только СПГ. Цена Российского ниже...
  7. +2
    4 декабря 2019 12:58
    Прежде всего, «Силу Сибири» нельзя рассматривать как инструмент давления на Европу и Украину, как бы того ни хотелось. Ресурсной базой для нее являются месторождения Восточной Сибири – Чаяндинское и Ковыктинское. Возможности перебросить газ с европейского направления на восточное в случае снижения потребления, а то и полного отказа ЕС от него, в настоящее время у России нет.

    Абсолютно верное замечание. И ничего критичного в этом нет. По той простой причине, что над этим работают

    https://eadaily.com/ru/news/2016/09/02/gaz-dlya-evropy-v-aziyu-gazprom-planiruet-globalno-upravlyat-potokami-golubogo-topliva

    Обязательно будет Сила Сибири - 2

    1. -5
      4 декабря 2019 13:21
      Цитата: Bakht
      Обязательно будет Сила Сибири - 2

      Обязательно.
      Газопроводов настроят уйму. Выжав Газпром, как лимон, а потом его попросту бросив.
  8. 0
    4 декабря 2019 13:15
    Цитата: Bakht
    Обязательно будет Сила Сибири - 2

    Не сомневаюсь.
  9. -2
    4 декабря 2019 14:16
    - Сказки, сказки.., сказки...
    - Вот лично Я не понимаю... -что это???
    - Самообман??? -Вот лично Я ещё как-то всё это восприняла, если бы посторонние люди.., на скучнейшем досуге...- от нечего делать лениво переговаривались о каком-то государстве.., к коему не имеют отношения... -Но, когда они сами живут в этом же гос-ве и просто так готовы своё же государство сдать соседу... -Ну... это уже...
    - Конечно же, эта сила "Сибири Сибири" никогда не окупится...
    - Конечно же, и все прочие газопроводы никогда не окупятся...
    - Сколько уже можно об этом писать... -Газопроводы можно строить только внутри самого гос-ва для собственных нужд...
    - Газпром сам по себе...-это изжившая саму себя организация...
    - Ему просто объявить себя банкротом и начать сворачивать всю свою деятельность... -Это его законный финал... -Даже не хочу дальше продолжать -уже надоело...
    - Что касается Китая, то здесь вообще всё просто страшно...
    - В любых отношениях Россия-Китай не работает ни один закон, ни один институт межгосударственных отношений: ни экономический (как для капиталистического уклада - так и для социалистического); ни научно-технического партнёрства; ни в формате военного совместного оборонного союза; ни даже какого-либо широкого сотрудничества в культурной сфере (настолько всё разное и абсолютно ненужное для освоения) и т.д...
    - Китаю не нужна процветающая Россия, ему нужен просто экономический придаток, находящийся рядом... -и Китай делает всё возможное, чтобы Россия и оставалась на таком уровне всегда... -И всех возможных для себя российских конкурентов Китай всегда задавит ещё в зародыше...
    - Иначе всему дутому китайскому процветанию придёт конец, наступит коллапс...
    - И не США главный враг для Китая; а Россия, в которой вдруг начнётся экономический бум...и процветание...
    - В самом Китае около миллиарда жителей, живущих в нищете (готовых на всё)... - вся эта нищета побежит в процветающую Россию впереди гастарбайтеров из бывших российских (советских) республик;
    - Процветающая Россия в мгновение ока обрушит всю китайскую экономику... - Россия уже сегодня может производить весь китайский ширпотреб и всё то, что Китай выставляет на международный рынок... -Но Китай не даёт этого делать...-он подкупает российских губернаторов; местные российские правоохранительные органы и т.д...
    - Присутствием буквально рядом с Россией гигантской вооружённой до зубов армии.., Китай создаёт спецэффект и впечатление эфемерности существования России...-"не сегодня - завтра Китай всё равно захватит и Дальний Восток, и всю Россию"... -В результате чего и многие российские толстосумы (и даже олигархи...-да,да, да...-и олигархи тоже) просто боятся серьёзно вкладывать деньги в экономику России... -Зачем вкладывать огромные деньги в Россию, если её всё равно захватит Китай... -Вот...-только так...

    - Что касается "Силы Сибири"...-то будет она циклично, рывками подавать газ в Китай...-по мере его надобности и во время очередной "китайской корректировки цен" - требования понижения цены на этот газ... -А так...-будет постоянно простаивать пустой... -Вот и все дутые рабочие места для русских... -А человек же не может жить циклично ...-но куда он отрубы денется...
    - И Зап. Европа, и Турция будут благодарны Китаю за постоянное сбивание цены за российский газ (и никакие договорные цены и цена за нефть здесь уж не помогут...-они всегда найдут повод и способ... чтобы настоять на своём)...
    - Кого-то радует такое положение вещей...-лично меня нет...
    1. 0
      5 декабря 2019 21:49
      Прочитайте мой пост выше и успокойтесь...Ваши хотелки и измышлизмы никакого отношения к действительности не имеют...
      1. 0
        5 декабря 2019 21:55
        И еще... Какие бы внутренние реформы Китай ни проводил, влияния на цену поставляемого газа они не окажут. Цена прописана в контракте... И сколько бы поставщиков газа в Китай не было, единственный конкурент - это туркмены. Все остальное - это СПГ...
  10. -8
    4 декабря 2019 15:36
    Дядя Си и Большой Утенок поссорились, а мальчиком для битья оказался Вовочка...
  11. +5
    4 декабря 2019 18:35
    Вопросы к мирозданию.
    1. Сколько стоит газопровод Сила Сибири?
    2. Какова стоимость 1 км?
    3. Какова стоимость контракта на 30 лет?
    4. Какова стоимость сопоставимых проектов на Западе?
    5. И за какой период времени он окупится?
    Все это подсчитывается на калькуляторе и сравнивается со стоимостью западных проектов в сопоставимых условиях.

    P.S. Необходимый постскриптум. Равшаны и Ирины могут не трудиться. Их выводы АБСОЛЮТНО не интересны.
  12. 123
    +3
    4 декабря 2019 23:26
    Почитал тут все стоны и причитания, потом почитал, что канадцы пишут по этой теме. В общем, переживают, что у нас всего за 5 лет все построили, а у них все "репу чешут", только собираются построить газопровод в 670 км и терминал СПГ за 40 млрд, и наконец-то стать китайским "сырьевым придатком", а пока они сырьевой придаток США, газ поставляют только туда. Кстати, найдутся желающие объяснить, зачем родина сланцевой революции покупает газ у нас и в Канаде, если они вот-вот весь мир газом завалят? recourse. В общем, по их подсчетам, наши газопроводы обеспечат примерно 10% потребностей Китая, поэтому оптимизма не теряют, надеятся тоже в том празднике жизни поучаствовать fellow . Потом...... smile если достроят... feel Опять же по их подсчетам наша прибыль от продажи газа 12 млрд в год. Я вот думаю, может им наших вечно ноющих экспертов отправить? sad Рекомендую к прочтению, сравнить полезно, комментарии тоже стоит просмотреть.

    https://business.financialpost.com/commodities/while-canada-hesitates-russia-builds-3000-km-gas-pipeline-to-china-in-just-five-years#comments-area

    (на всякий случай название статьи оставлю, все равно ссылку здесь удалят, а по названию найти легко.

    While Canada hesitates, Russia builds 3,000 km gas pipeline to China in just five years
    1. +3
      5 декабря 2019 09:12
      Так как калькуляторов ни у кого не нашлось, то:

      Стоимость Силы Сибири чуть больше 1 трлн рублей. То есть, около 16 млрд долларов. Имеем чуть больше 5 млн за км. В аналогичных условиях стоимость газопроводов в Канаде и на Аляске около 11 млн долларов за 1 км. Газопровод из Туркмении в Китай строился за 7 млн долларов за км (надо уточнить). Контракт на поставки газа на 30 лет общей стоимостью 400 млрд долларов. Себестоимость газа для России 80 долларов, продаётся за 200. Но в стоимости есть масса нюансов. По подсчетам спецов, рентабельность Силы Сибири 12%. За 8-10 лет окупится полностью. Но если цена нефти поднимется до 75 долларов, то окупится лет за 5.
      Есть дополнительные расходы на создание инфраструктуры и строительство завода. Ещё примерно 1 трлн рублей. Там рентабельность ещё выше.
      В дополнение могу сказать, что точно такие же стоны были, когда строили Северный поток-1. Газопровод уже окупился. Где те "эксперты"? Льют сейчас слёзы здесь.
      P.S. В дополнение: какова рентабельность автомобильных дорог, школ, больниц, линий электропередач? В большинстве своём, отрицательная. Если газопровод даст толчок инфраструктуре Дальнего Востока, то он уже окупился. Но наши Ирины могут только лить слёзы по засилью Китая на Дальнем Востоке, но обустроить регион не желают. Логика отрицательная.
    2. -1
      5 декабря 2019 09:12
      Вам респект и плюс.
  13. +2
    5 декабря 2019 03:06
    Такие решения носят долгосрочный характер и тут 30 лет не срок.
  14. 0
    5 декабря 2019 07:40
    Цитата: Равшан
    Цитата: gorenina91
    -Мой плюс...

    Благодарю, мадам.

    Плюс был не вам, а статье. laughing
    1. 0
      5 декабря 2019 11:46
      Мой плюс был для Равшан (Джамшут)...
    2. Комментарий был удален.
  15. -3
    5 декабря 2019 08:00
    Прочитал статью и сделал вывод, что автор не только не экономист, но даже не бухгалтер.
    Обсуждать рентабельность без конкретных цифр бессмысленно. Но экономистам Газпрома я доверяю.
    1. +2
      6 декабря 2019 02:08
      Экономистов Газпрома волнует прибыль акционеров и премии в конце года. За 20 лет отработана схема "Прибыль в карман - убытки возмещаются из кармана народа". Яркое тому подтверждение - Роснано. Из одного кооператива ребята.
  16. +2
    8 декабря 2019 17:03
    В чем проигрыш России?
    В том, что российские заводы изготовили трубы и оборудование для газопровода "Сила Сибири"....
    Или в том, что российские наука, геологи и проектные институты создали такой масштабный и сложный мировой проект газопровода "Сила Сибири"....
    Или в том, что российские ученые, специалисты, инженеры и рабочие получили зарплату за строительство газопровода "Сила Сибири" и дальше будуть получать зарплату за его эксплуатацию...
    Или в том, что российский газ себестоимостью $7 за 1000 кубов Россия продаст Китаю за более, чем $200 за 1000 кубов, и в дальнейшем российский государственный бюджет будет в течение долгого времени получать средства от этого газопровода и реализации российского газа...
    Или Россия и россияне хотят, чтобы Китай, США и Европа, которым жизненно нужны энергоресурсы, развалили Россию или начали с Россией войну, чтобы завладеть российскими энергоресурсами и забрать их бесплатно, как в Сирии и Ливии...
    Поэтому прежде, чем говорить - нужно знать необходимую информацию и думать своей головой..
    Путин МОЛОДЕЦ и делает ВСЕ правильно для национальных интересов России и для российского народа.
  17. -1
    24 декабря 2019 15:23
    Потому некоторые эксперты считают, что окупаемость проекта затянется, в лучшем случае, до 2048 года

    Ну, так хитрые планы - они такие - многоходовочные, долгоиграющие, неясно - кому на руку играющие....
  18. -1
    24 декабря 2019 15:26
    Цитата: Воин
    В чем проигрыш России?

    В том, что Китай развивается ВСЕСТОРОННЕ, а Россия все строит "нитки" да "ветки".
    И "толкает" в них ископаемый ресурс. Т.е. занимается работами низкого технологического передела.