Boeing в этом году не взлетит. Но и не рухнет
На американскую авиастроительную корпорацию вот-вот может свалиться новая напасть. Как будто мало понесенных компанией в этом году колоссальных убытков, ставших последствием запрета на полеты лайнеров Boeing 737 MAX, так еще и Федеральное авиационное управление США (FAA) на днях заявило о своем намерении взыскать с нее дополнительный штраф в 3.9 миллиарда долларов. Причина – установка на более 130 самолетов заведомо некачественных деталей, дефекты которых были скрыты авиапроизводителем.
Очень похоже на то, что после скандальной истории с «программой-убийцей», приведшей к двум катастрофам 737 MAX, контролеры из Вашингтона намерены не только «разбирать по винтикам» каждую из крылатых машин, сошедших с конвейера опростоволосившейся корпорации, но и взыскивать с нее за каждый обнаруженный ими недочет самым суровым образом. Как это может отразиться на будущем одного из ведущих мировых производителей авиационной техники?
737 MAX – небо пока закрыто
Когда процесс разбирательства по поводу причин крушений Boeing 737 MAX в Индонезии и Эфиопии еще только начинал «раскручиваться», настрой корпорации был более или менее оптимистичным: «Подумаешь, катастрофы... Компенсации выплатим, недостатки устраним, в рекламу дополнительно вложимся – и все будет в лучшем виде!» Однако все вышло далеко не так легко и просто. И дело даже не в количестве жертв этих инцидентов, исчисляющемся в три с половиной сотни человек без малого. Самолеты, увы, падают с того самого времени, как в воздух поднялся первый из них, и люди при этом гибнут, практически, всегда. Бывали трагедии и с большим количеством жертв, хотя обе катастрофы уже вошли в перечень ста самых кровавых... Все дело в том, что в обоих случаях к смертельным происшествиям привело не роковое стечение обстоятельств, не ошибка пилотов или что-то подобное, а заведомые действия производителей самолетов, решивших подправить собственные «косяки», допущенные при проектировании и постройке лайнеров, путем установки шибко «умной» компьютерной программы, оказавшейся, в конечном итоге, не спасительной, а смертоносной. Да еще и водивших при этом за нос все то же FAA, не говоря уже об авиакомпаниях, пилотах и пассажирах. Boeing буквально за один год умудрился утратить доверие и уважение, которые зарабатывал с момента своего создания – сотню лет.
Именно в силу этого теперь каждый узел, каждая деталь в его самолетах проверяются и перепроверяются не единожды и с явным пристрастием. Если учесть, сколько в современном лайнере содержится всяких систем и агрегатов, которые могут (и должны!) быть многократно испытаны на прочность и надежность, то делавшиеся время от времени от имени компании обнадеживающие заявления о том, что FAA может разрешить полеты 737 MAX еще до конца нынешнего года, выглядят совершенно неуместным оптимизмом. Равно, как и выраженная 11 ноября представителями Boeing надежда на то, что «добро» на возобновление поставок лайнеров этой модели (в том числе и ее новой версии, самой большой, представленной недавно в «узком кругу» на заводе корпорации в Рентоне), будет дано федеральными чиновниками уже в декабре. В последнее время подобные перспективы не рассматривают всерьез даже американские СМИ. В частности, The New York Times в конце прошлого месяца выразила большие сомнения и в том, что 737 MAX оторвутся от земли даже и в январе 2020-го. А ведь это изначально считалось самым крайним сроком... Тем временем, любые попытки компании «ускорить процесс» разбиваются о железобетонное упорство FAA: «Никто никуда не полетит, пока мы не закончим все испытания». Впрочем, в Boeing пытаются обернуть себе на пользу даже эту ситуацию, авансом провозгласив, что после серии «невероятно строгих проверок», 737 MAX можно будет считать чуть ли не «самыми безопасными самолетами в мире». Ну, нечто подобное мы уже от них слышали...
Единожды солгавшие
Утрата доверия в таком чрезвычайно тонком и ответственном деле, как авиастроение, для любого производителя, что называется, смерти подобна. Тем более, что на крайне негативно сказывающиеся на имидже и деловой репутации компании информационные «удары», вроде обнародования, нисколько не красящих ее официальных выводов о причинах катастроф в Индонезии и Эфиопии, накладываются еще и внутренние скандалы, которые начали терзать корпорацию. Так, стало известно, что помимо тяжбы с четырьмя сотнями пилотов со всего света, подавших в суд на Boeing за то, что их жизни сознательно были подвергнуты опасности, корпорация получила еще и иск от одного из собственных акционеров! Тот обвиняет совет директоров компании в «преступном бездействии», которое повлекло за собой две авиакатастрофы. Однако основная суть выдвинутой претензии заключается в том, что по мнению держателя акций Boeing, ее руководство «недопустимо затянуло процесс расследования причин происшедшего», тем самым «испортив репутацию» компании, введя ее в убытки, и, соответственно, нанеся прямой ущерб ему, как акционеру. Понятно, что этот иск вряд ли станет последней каплей для не успевающей отсчитывать деньги на различные компенсационные выплаты корпорации, однако, и на пользу ее и без того подмоченной репутации он точно не пойдет. В этом вопросе уже мало помогают даже самые отчаянные попытки Boeing спасти положение, вроде клятвенного обещания ее представителей вложить не менее миллиарда долларов в некий «всемирный проект по улучшению авиационной безопасности». Правда, сделать они это намерены только после снятия запрета на эксплуатацию 737 MAX.
Однако, согласно известному изречению, единожды солгавшим веры нет. То же Федеральное авиационное управление США, как уже было сказано выше, нацелившееся оштрафовать корпорацию на почти 4 миллиарда, ставит ей в вину не только то, что там не проследили за собственными поставщиками, «впарившими» явно некондиционные комплектующие, не соответствовавшие требованиям, предъявляемым компанией к качеству, а нечто более серьезное. Да, 133 самолета моделей 737 MAX и 737 NG получили «неправильно изготовленные» детали к предкрылкам, которые, по мнению специалистов из FAA, могли попросту развалиться прямо в воздухе... Но главное обвинение заключается в другом: контролеры уверены в том, что корпорация подала им заявку на окончательную сертификацию данных самолетов, уже точно зная, что на них стоят дефектные запчасти, не выдерживающие испытания на прочность. В Boeing, у которой есть месяц на оспаривание этих крайне нелицеприятных выводов, отрицают их самым категорическим образом: мол, неполадки устранены, да и с авиакомпаниями-клиентами мы уже все «порешали». Сложно прогнозировать, удастся ли компании избежать нового репутационного и финансового удара. Иногда создается ощущение, что ее преследует самый настоящий злой рок. Один из последних инцидентов с их самолетом, пусть и устаревшим, 777 модели произошел 21 ноября. Тогда очередной трагедией едва не закончился рейс PR113 авиакомпании Philippine Airlines, пассажиры которого следовали из Лос-Анджелеса в Манилу. После взлета лайнера произошел взрыв, а затем и возгорание его правого двигателя. К счастью, благодаря профессионализму пилотов, обошлось без пострадавших. Но имя Boeing опять прозвучало не в лучшем контексте.
Спасти рядового Boeing
В годовщину первой из смертельных авиакатастроф генеральному директору Boeing Денису Мюйленбургу пришлось давать показания перед членами комитета по вопросам торговли Сената США. Принял участие в этом малоприятном мероприятии также и вице-президент компании, являющийся одним из ее главных инженеров, Джон Гамильтон. Что весьма характерно, никаких подробностей проходивших в тот день слушаний не удалось прознать даже практически вездесущей американской прессе. Впрочем, неудивительно – когда дело идет о моментах, во-первых, совершенно не красящих один из признанных символов Соединенных Штатов, а, во-вторых, реально касающихся национальной безопасности страны, завеса тайны остается непроницаемой как для СМИ, так и для общества. А в том, что выживание Boeing имеет критическое значение не только для его сотрудников и акционеров, а для всех американцев, сомнений не может быть ни малейших. По единогласному мнению серьезных экспертов, банкротство этой корпорации неминуемо станет экономическим Армагеддоном для США. Это вам не пара-тройка «лопнувших» компаний по добыче сланцевой нефти, создающихся и мрущих, как мухи, сотнями. Тут речь об основах. И пока федералы из FAA вытрясают из корпорации душу, на помощь ей спешат генералы из Пентагона вместе с чиновниками из Госдепа. К спасению «рядового Boeing» подключаются не только вооруженные силы США, но и их союзники по НАТО, членам которого в ближайшем будущем предстоит поучаствовать в этом спасении финансово.
В последние дни ноября на военной базе «Мелсбрук» в Бельгии в самой торжественной обстановке президентом Boeing International Майклом Артуром и Генеральным секретарем Североатлантического альянса Йенсом Столтенбергом был подписан миллиардный контракт на усовершенствование стоящих на вооружении военного блока самолетов управления и дальнего обнаружения AWACS. Представители высоких договаривающихся сторон даже сделали памятную фотографию на фоне одного из таких «бортов», а Генсек разразился приличествующей случаю речью, в которой назвал AWACS «глазами НАТО в небесах», упомянув о том, что эти самолеты-шпионы «десятилетиями обеспечивают операции Альянса». Североатлантисты располагают на сегодня 14 машинами такого типа (Boeing E-3 Sentry), и, если учесть, что запущена программа по их использованию была еще во времена «холодной войны», в 1982 году, то малость «поновить» этих летучих «старичков» самое время. По планам НАТО, пройдя «глубокую модернизацию», имеющиеся в наличии AWACS смогут оставаться в строю, как минимум, до 2035 года. Кстати, как стало известно, в процессе усовершенствования на них планируют установить некие «важные сервисы, управляемые искусственным интеллектом». Вот интересно, не «осчастливят» ли специалисты Boeing военных пилотов Альянса какой-нибудь «милой» программкой вроде MCAS, запросто угробившей два 737 MAX?! По правде говоря, возникновение проблем у НАТО с его «летающими глазами», которые совершенно однозначно модернизируются для использования против России, лично у меня особого сочувствия не вызовет, уж извините...
В любом случае, даже остающийся пока частично прикованным к земле, Boeing не сдается и продолжает надеяться на то, что снова сможет расправить крылья. Главное, чтобы, если это произойдет, крылья были надежными. Для этого в корпорации должны сделать выводы из случившегося не на словах, а на деле, и прекратить опасные «эксперименты», являющиеся, по сути, игрой с человеческими жизнями.
Информация