«Газпром» капитулирует: Киев получит и транзит, и компенсации

42

Газовые отношения России и Украины являются одной из самых резонансных тем 2019 года. До истечения срока действия транзитного договора осталось всего полмесяца. Ключевой вопрос: повторится ли «газовая война», или же стороны смогут найти некий компромисс, не доводя дело до прекращения поставок?

Договориться по-хорошему попытались напрямую президенты Владимир Путин и Владимир Зеленский в рамках «нормандского формата». Комментарии из Киева и Москвы по этому поводу идут противоречивые, мы на «Репортере» попытались реконструировать некие договоренности, которые могли быть достигнуты кулуарно: договор на 3-5 лет при объемах прокачки газа в 40 миллиардов кубометров ежегодно. Судя по всему, наш прогноз начинается сбываться. Попробуем представить ситуацию в вопросах и ответах.



Будет ли остановка транзита 1 января 2020 года?


Вероятность такого сценария присутствует, но она не очень велика. И Украина, и Европа к возможному прекращению поставок заблаговременно подготовились. Больше всех от «газовой войны» пострадает сам «Газпром», который немедленно попадет на очередные многомиллиардные штрафы и своими же руками добьет остатки своей репутации как надежного поставщика. Тем самым он откроет широкую дорогу на европейский газовый рынок американскому СПГ, чего и добиваются в Вашингтоне.

Кроме того, лишившись источника поступления «газодолларов», наше «национальное достояние», один из крупнейших налогоплательщиков страны, спровоцирует последующие социально-экономические проблемы. К слову, «Газпром» уже посоветовал готовиться к концу «эпохи низких цен» на газ в России. Иначе говоря, компенсировать свои потери монополист будет за счет населения и производства. Значит, придется договариваться. Вопрос в том, на каких условиях.

На какой срок будет заключен договор?


Изначально Киев требовал 10-летний контракт, а «Газпром» настаивал на 1-летнем. После встречи в Париже позиции российской газовой компании стали серьезно корректироваться. Президент Владимир Зеленский сообщил, что «Газпром» начал говорить про 3 года, а сам Киев устроит вариант «где-то посередине». Почувствовав слабину, украинские власти начали давить сильнее. Алексей Оржель, министр энергетики Незалежной, заявил:

Я могу сказать уверенно, что с января мы получим транзит газа с учетом украинских интересов. Сначала обсуждался один год, потом три, а сейчас потенциально смотрят на больший срок.


Выходит, наш прогноз про 3-5 лет попал в точку. Осталось дождаться официального подтверждения из «Газпрома».

О каких объемах поставок смогут договориться?


Киев требовал заполнить свою ГТС по максимуму, а Москва настаивала на уровне в 10-15 миллиардов кубов ежегодно. Мы предположили, что в конечном итоге «Газпром» склонят к уровню в 40 миллиардов кубометров, то есть, «где-то посередине». Реальные цифры узнаем от официальных источников. Что до закупок российского газа для собственных нужд Незалежной, есть два важных нюанса, которые надо учитывать.

Президент Зеленский утвердил решение СНБО Украины, согласно которому в следующем году должны быть проработаны меры по диверсификации энергопоставок. Из одного источника будет поступать не более 30% нефти, газа и антрацита. Кроме того, схема с «виртуальным реверсом» газа позволяет хорошо зарабатывать тем ответственным людям, которые к ней причастны. Возвращение к прямым поставкам из России разрушит некоторые прибыльные схемы.

Будет ли «Газпром» выплачивать штрафы и компенсации?


Да, будет. Руководство госкорпорации проиграло в европейских судах все, что можно. Отказ платить приведет к арестам ее имущества в ЕС и принудительному взысканию долгов за его счет.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 123
    +13
    15 декабря 2019 11:01
    Осталось опубликовать статью с прогнозом заключения контракта на 1-2 года и объемом прокачки 15-35 миллиардов кубов ежегодно, что Газпром все выплатит, можно оставить без изменений, а то никто возмущаться не будет и кубок Нострадамуса сезона 2019 года обеспечен. good Очень похоже на рассказы про планету Нибиру, пойду скупую слезу смахну, crying опять все пропало. sad

    1. 0
      17 декабря 2019 02:30
      Европа и США давно в теме, что вождь стерхов слабак и соплежуй и НИКОГДА не держит своего слова, для него "партнёры" это ВСЁ, а Россия и её граждане ДЕСЯТЫЕ!!!
      P.S. Контракт МИНИМУМ на 5 лет с минимальным объёмом прокачки не менее 60 млрд кубов и выплата всех требований нацистской Окраины!!!
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        17 декабря 2019 07:48
        Платите или идите ...
        1. -1
          17 декабря 2019 08:19
          На твой случай уже давно есть - "ходил БЫ я, да очередь ТВОЯ" bully
          Так что тебе - вперед...
  2. +12
    15 декабря 2019 11:33
    А "Газпром" в курсе, что он капитулировал и собирается выплатить компенсацию?
    1. 0
      16 декабря 2019 22:46
      Цитата: Афиноген
      А "Газпром" в курсе, что он капитулировал и собирается выплатить компенсацию?

      Откуда?! Маржецкий в Газпроме не работает. Что касается транзита, то ВВП постоянно твердит, что он ЗА транзит. Условие одно, чтобы условия транзита были выгодны Газпрому. Поэтому вполне вероятно, что украинский транзит будет. Не все же в Нафтогазе майданутые. Но 100% гарантии нет. Свидомые есть свидомые. Украина сейчас маловменяемое, плохо управляемое государство нациков, гопников и комиков. Нормальные люди от политической жизни стоят далеко.
    2. -2
      17 декабря 2019 07:49
      В курсе, в курсе, а ты-то в курсе, что тебе опять поднимут цены, и не только за газ !???
  3. -9
    15 декабря 2019 11:40
    Цитата: Афиноген
    «Газпром» капитулирует: Киев получит и транзит, и компенсации

    Вы пока на стадии отрицания и гнева. Полагаю, В Газпроме уже перешли от депрессии к принятию. request
    1. +1
      15 декабря 2019 12:32
      Это Миллер сказал?
    2. +4
      16 декабря 2019 16:30
      Сережа ... wink вы уже, кажется, пятую статью пишете об одном и том же ... winked Не надоело!? Народ устал уже! ... Переходите к чему-нибудь более интересному!!! Вам по Этому поводу уже все высказались ... negative
  4. -10
    15 декабря 2019 11:41
    Ну, скоро увидим. smile
    1. 123
      +3
      15 декабря 2019 13:06
      Ну, скоро увидим

      Золотые слова. good Осталось только уточнить, что именно мы увидим, какой из прогнозов сбудется. С нетерпением жду статью про 1-2 года. Так сказать, огласите весь списочек. sad А пока пребывайте в эйфории.
  5. -3
    15 декабря 2019 12:43
    Учитывая, что Путин НИКОГДА с козырей не заходит, а только отыгрывается козырями, всё логично. А ГАЗ - это главный козырь. Но учитывая, что семьи наших правителей окопались в Европе и США, Путин подпишет всё, но "раздевать догола" не будут. Рейтинг опускать никому не выгодно и не нужно.
  6. +7
    15 декабря 2019 13:04
    Пора прекратить ссылаться на украинских деятелей. Безответственные трепачи.
    Зеленский совсем недавно распрягался, что не будет никакой децентрализации власти. И что?
    От Путина я слышал, что, без нулевого варианта по претензиям, договора не будет. Ничего другого он пока не говорил.
    И остановка транзита будет зависеть от этого. И от доступа к прямым поставкам газа.
    Срок действия договора не имеет особого значения, если не будет завязки на минимумы транзита. Рост потребления газа в Европе возможен, так что Украина может быть на подхвате и дальше. Роль основного транзитёра они профукали. По собственной глупости.
    Конечно, Газпром может просчитать безопасный для себе объём и вбить его в договор, но Украине ещё придётся двигаться по цене транзита. Пока она неприемлема.
    Выплата штрафов актуальна (возможно) только с ноября 2020 г. Но к этому времени многое изменится, в том числе, может измениться даже решение по последнему штрафу. Решение будет в ноябре общим пакетом.
    И надо чётко понимать, что в случае прекращения транзита виновата будет Украина. Она подписалась под европейское законодательство. То, что они не успели всё оформить - их личные трудности. Почти 5 лет было, а начали осенью этого года. Соглашаясь заключать договор, Газпром делает большое одолжение.
    И, по тому же третьему энергопакету, они обязаны обеспечить транзит даже в случае отсутствия договора. Есть такое положение.
    Если они предупредят, что будут отбирать газ (а они уже предупредили), то наши спокойно перекроют вентиль.
    Если они при продолжении транзита молча начнут отбирать газ, они будут виноваты, а мы перекроем вентиль через 36 часов, когда на выходе не появится нужное количество газа. Опять они виноваты и воры.
    Я думаю, Газпром, за несколько дней до Нового года, официально запросит позицию Украины на случай продолжения поставок без договора. И, в зависимости от реакции, примет решение о закрытии вентиля.
    Как-то так.
  7. +2
    15 декабря 2019 13:07
    Из серии - одна бабка сказала. Приз главного графомана обеспечен.
  8. +3
    15 декабря 2019 13:18
    Да, ещё, насчёт широкой дороги в Европу американскому газу в Европу. Американского газа нет, это миф. Даже Трамп всегда говорит о газе, добытом на территории США. Это большая разница. На европейский рынок какие-нибудь американские компании могут поставить порядка 10% объёмов от поставок Газпрома. И то, значительная часть его будет из Ямала.
    Про 30% газа от Газпрома - охотно верю. Жили же они последние годы без "агрессивного газа". Теперь 30% будут брать у Газпрома, 30% у Словакии, 30% у Румынии и 10% у Швейцарии. Правда, весь этот газ будет российский (против географии и геологии не попрёшь), но кого интересуют такие мелочи? С углём примерно то же самое.
    Великобритания 70% используемого угля получает из РФ и не парится. Ну, гордые потомки шумеров придумают какую-нибудь заморочку. Надо же денег напилить.
  9. -1
    15 декабря 2019 13:34
    Цитата: 123
    Ну, скоро увидим

    Золотые слова. good Осталось только уточнить, что именно мы увидим, какой из прогнозов сбудется. С нетерпением жду статью про 1-2 года. Так сказать, огласите весь списочек. sad А пока пребывайте в эйфории.

    Вы очень забавный персонаж. smile
  10. -4
    15 декабря 2019 13:35
    Цитата: boriz
    И надо чётко понимать, что в случае прекращения транзита виновата будет Украина. Она подписалась под европейское законодательство. То, что они не успели всё оформить - их личные трудности.

    Нет, это проблемы Газпрома, который обязался доставлять газ до словацкой границы.
    1. +2
      15 декабря 2019 14:08
      В любом договоре есть форс-мажор.
      А Украина должна действовать в рамках третьего энергопакета.
      Или - Open Sеason, или - транзит без договора. Выбирай, что хочешь и ни в чём себе не отказывай.
      Они ОБЯЗАНЫ обеспечить транзит. Мы не обязаны заключать договор.
    2. +3
      15 декабря 2019 14:21
      Поймите простую вещь: Коболев и Витренко выполняют политический заказ. Выкобениваются, пока больше нет никого, с кем разговаривать. Новый транзитёр не сертифицирован (ну кто бы мог подумать? не успели!), после Нового года они по транзиту газа ни за что не отвечают, поэтому гадят, как могут. И наши тоже отбывают номер, какой смысл описывать беседы с пустым местом. Отказываться от встреч - нехорошо, мы всегда открыты для общения. Но результаты мы не гарантировали. Пообщались, обменялись предложениями и разъехались, предложения обдумывать.
      Вот по нефти оба эти клоуна ведут себя тише воды, ниже травы. Поэтому договор заключен на 10 лет и никаких волнений, им ещё работать с нами.
    3. 123
      0
      15 декабря 2019 18:58
      Нет, это проблемы Газпрома, который обязался доставлять газ до словацкой границы.

      Что, прямо так и написано? Договоры заключались с конкретными странами, логично предположить прописное условие - доставка до страны потребителя, а не до Словакии. Или я что-то пропустил и договор заключен со всем Евросоюзом? Или Словакия субподрядчик и от границы транспортировкой занимается она?
    4. 0
      16 декабря 2019 22:54
      Цитата: Маржецкий
      Нет, это проблемы Газпрома, который обязался доставлять газ до словацкой границы

      Газпром не может отвечать за действия неподконтрольной ему организации - владельца газопровода.
  11. -3
    15 декабря 2019 17:29
    Газпром не сердится и не капитулирует, Газпром сосредотачивается.

    А. М. Горчаков

    Известная формула МИД РИ 1856 г.г., приведшая к созданию Германии. История повторяется?
  12. Комментарий был удален.
  13. 0
    15 декабря 2019 21:10
    Совсем не в масть.
  14. -5
    15 декабря 2019 21:25
    Будет ли «Газпром» выплачивать штрафы и компенсации?

    Да, будет. Руководство госкорпорации проиграло в европейских судах все, что можно. Отказ платить приведет к арестам ее имущества в ЕС и принудительному взысканию долгов за его счет

    Вот. Что и требовалось доказать - не крутой, нечего и пыжиться.
    А сколько было пафоса в 2015, когда "Газ-Прём (и доллары берём)" утверждал, что после 2019 года Украине - Капут.
    И вообще она развалится / замерзнет / сдохнет с голоду / превратится в дикое поле (нужное подчеркнуть).
  15. +5
    15 декабря 2019 23:31
    Сдается мне, дожимать надо было нациков после котла под Иловайском. Намудрили? Перестраховались?
    1. -2
      16 декабря 2019 10:53
      На каком основании руководству "Газпрома" платят МИЛЛИОННЫе "зарплаты" и премии? Они же ТРУСЛИВЫЕ БЕЗДАРИ !!!!!!!!!!!!!!
  16. +1
    16 декабря 2019 11:56
    Нельзя не платить и не гнать газ через Украину: мы не должны кормить нацистов, т.е. проиграть итоги ВМВ. Это принципиальный момент. Раз ЕС всячески тормозило обходные потоки, так и пусть хлебают полной ложкой последствия. Сами виноваты. Газ подорожает.
  17. 0
    16 декабря 2019 12:31
    Ну и вишенка на торте:

    https://ria.ru/20191213/1562323802.html

    ТРАНЗИТА НЕ БУДЕТ.
  18. +2
    16 декабря 2019 13:18
    Любой договор - это предательство России. Кормить становящееся на ноги нацистское государство - преступление. Его надо душить всеми способами...
  19. +1
    16 декабря 2019 14:07
    Нотки некоего злорадства даже в заголовке чувствуются. Почему?! Но всё равно: никакой катастрофы не предвидится, ситуация не критична.
  20. -2
    16 декабря 2019 14:48
    Цитата: Tektor
    ...мы не должны кормить нацистов

    А вы их и не кормите. Они - промежуточный пункт, через который газ (доллароносный) поставляется в ненавистный ЕС, который платит вам доллары США, которые и кормят РФ.
    Бо свой, деревянный, совсем никому не нужен. И на него ничего не купишь.
    А покупать приходится ой как много.
    Так что, это ЕС кормит РФ (долларами США). а Украина - промежуточное звено.
    1. +3
      16 декабря 2019 23:08
      Цитата: UpperMost
      А вы их и не кормите. Они - промежуточный пункт, через который газ (доллароносный) поставляется в ненавистный ЕС

      Не мы вводили санкции против ЕС, это они начали. Отсюда вывод: ЕС приходится брать ненавистный газ у ненавистной России.

      Цитата: UpperMost
      Бо свой, деревянный, совсем никому не нужен. И на него ничего не купишь.

      Вы в России последний раз лет тридцать назад были. Сейчас на российский рубль купишь все, что нужно, и доллары, и евро, и свидомые гривны, да и всю Руину с потрохами.
    2. 123
      +1
      21 декабря 2019 13:49
      Так что, это ЕС кормит РФ (долларами США). А Украина - промежуточное звено.

      Надоело уже это звено в промежности, слишком много ему внимания уделяется.
  21. +1
    16 декабря 2019 17:34
    Из серии " Я тучи разведу руками "...Пока ничего не ясно..Вот опубликуют договор, тогда и узнаем...
  22. +3
    16 декабря 2019 17:59
    Транзита с 01.01.2020г. не будет. По причине весьма прозаической.

    https://ria.ru/20191213/1562323802.html

    13.12.2019г. закончился срок подачи заявок на перекачку газа через укроГТС ЕВРОПЕЙСКИМИ газовыми операторами. Заявки не поданы. Финита ля комедия.
    Западные газовые операторы пояснили панам Коболеву и Витренко, что их место - возле параши. Потому, что западные газовые операторы завязаны с Газпромом так же, как и Газпром с ними. Если кто-то пытается сделать Газпрому больно, он делает больно западным газовым операторам. А это чревато.
    Если и так не понятно, объясню: европейские газовые операторы взяли ответственность за прекращение транзита через укроГТС на себя.
  23. 0
    16 декабря 2019 18:45
    Это плата за то, что отдали Украину америкосам.
  24. +4
    16 декабря 2019 19:34
    Газопроводы в обход Украины продолжат строиться, так что скоро нужда в украинской трубе исчезнет полностью, да и причина для отказа от транзита через Украину скоро будет совершенно явной. Труба без ремонта развалится и появятся альтернативные способы доставки газа, независящие от капризов незалежной.. Так что, завтра Украине придется заплатить сполна, за то, что она делает сегодня, и напрасно там некоторые считают, что Россия все забудет и простит, не бывать этому.
  25. 0
    17 декабря 2019 07:04
    Народное достояние своё наверстает. Для населения поднимут цену газа.
  26. +1
    18 декабря 2019 17:13
    Газпром ОСТАНОВИТ транзит до марта 2020-го. Если зима продолжит в том же духе, с февраля начнётся отбор газа из хранилищ, падение цены, и Газпрому просто некуда будет пристроить газ. Экспорт на следующий год (при условии тёплой зимы) составит всего 100 млрд кубов - на 25% меньше 2018-го.
    Так что, даже при условии договорённости, Украина пока не нужна. До марта.
  27. 0
    22 декабря 2019 12:29
    Цитата: Nick
    Цитата: Маржецкий
    Нет, это проблемы Газпрома, который обязался доставлять газ до словацкой границы

    Газпром не может отвечать за действия неподконтрольной ему организации - владельца газопровода.

    Да неужто? Зачем тогда такой договор подписывали, по которому он должен?
  28. 0
    22 декабря 2019 12:29
    Цитата: olbert
    Это плата за то, что отдали Украину америкосам.

    Именно так.