В США признают: Мы вчистую проиграли России «морской бой»

19

Ракетный крейсер «Москва». Фото: Минобороны РФ

Паника, поднявшаяся в Соединенных Штатах по поводу одного-единственного российского разведывательного судна, до икоты перепугавшего американцев своими «беспорядочными маневрами» у берегов Флориды и Южной Каролины, является лишь частью той крайне нервной реакции, которую Вашингтон в последнее время проявляет в вопросах противостояния наших стран в военно-морской области.

Привыкшие считать себя абсолютными «владыками морей», парни, лихо бороздившие волны под звездно-полосатыми флагами, испытали огромное удивление и громадное разочарование, убедившись в том, что больше таковыми не являются. Как же так вышло?



«Гонка авианосцев» продолжается. А смысл?!


Начиная свой рассказ, уже предвижу ту волну гнева и сарказма, которой обольют автора некоторые «особо продвинутые» читатели: «Да у них там авианосцы! А у нас... «Кузнецов» – и тот сгорел!» Ну, и так далее, в том же духе. Не буду за вас стараться, ребятушки. Сами напишете ниже, в комментариях. А я не могу не согласиться: да, увы, единственное авианесущее судно ВМФ России прямо-таки преследует злой рок. А в это самое время в Китае вчера официально введен в строй военного флота НОАК уже второй авианосец – «Шаньдун». Он же – первый корабль такого класса, построенный в Поднебесной самостоятельно, пусть и методом полного копирования советского «Варяга», так удачно в свое время прикупленного у Украины «по случаю». А на очереди уже китайские авианосцы проекта 002, более современные. Неделю назад такое же радостное событие произошло и в Королевском военно-морском флоте Великобритании, где на вооружение был принят второй авианосец серии Queen Elizabeth – Prince of Wales. Это судно, постройка которого была начата в 2011 году, наконец-то вроде бы «довели до ума». Остается пожелать британским морским волкам, чтобы новообретенный «Принц» выходил из строя хотя бы чуть пореже, чем его предшественница «Королева». Первый из современных авианосцев этой серии, напомню, пережил уже две серьезных поломки с момента спуска на воду в 2017 году. Сейчас находится у берегов США, где после ремонта корпуса проходит очередные испытания.


Авианосец ВМС Китая. Фото: Baycrest/wikipedia.org


Соединенные Штаты в «авианосном вопросе» стабильно продолжают оставаться впереди планеты всей. На днях представители военно-морского флота США порадовали в социальных сетях своих соотечественников: в настоящее время 7 его авианосцев находятся «на плаву». Выбравшись из бесконечных ремонтов и «расширенных обслуживаний» и покинув доки, они все-таки влились в состав тех флотов, к которым приписаны. Еще два месяца назад картина была далеко не столь оптимистичной - USS George Washington (CVN-73) и USS John C. Stennis (CVN-74) пребывали в процессе капремонта, USS Carl Vinson (CVN-70) и USS George HW Bush (CVN-77) проходили углубленное ТО, а USS Ronald Reagan (CVN-76) торчал в японском порту, не выходя в море. USS Harry S. Truman (CVN-75) и вовсе находился в непригодном к эксплуатации состоянии, «из-за электрической неисправности». Замкнуло, видать, что-то... Фактически, в готовности к несению миру демократии и «американских ценностей» пребывали только USS Dwight D. Eisenhower (CVN-69) и USS Gerald R. Ford (CVN-78). И вот, наконец, все оплоты военно-морской мощи США снова готовы бороздить волны и выполнять свои боевые задачи. Надолго ли? Как знать. Да это, впрочем, не столь уж и важно. В публикациях, не так давно вышедших в целом ряде авторитетных американских СМИ, сделан совершенно однозначный вывод: новые вооружения России фактически ставят точку на долгой и успешной истории «плавучих аэродромов», переводя их из категории непобедимой ударной силы в разряд просто очень больших мишеней...

«Цирконы» решают все


Сразу уточню: примерно одинаковые аналитические материалы по данному поводу, явно не сговариваясь, опубликовали такие уважаемые СМИ, как Military Watch Magazine, The Drive и даже Forbes. Ну, никак не «кремлевская пропаганда»! И все они в один голос утверждают: с принятием Россией на вооружение гиперзвуковых противокорабельных ракет 3M22 «Циркон» с дальностью действия до 1000 километров и скоростью полёта 8−9 Махов баланс сил в мировом океане меняется самым кардинальным образом – и вовсе не в пользу США и их союзников. Военные аналитики, цитируемые американской прессой, скрепя сердце признают: шансов против новых «ужасающих» русских ракет нет ни у одного современного военного корабля. Для защищающей боевые суда Североатлантического блока системы противоракетной обороны Aegis, «непосильной» является скорость цели уже в 3 маха. О вероятности перехватить «Цирконы», превышающие ее раза в три, и говорить не приходится. Без вариантов... К невероятным скоростным показателям (за минуту ракета «прошьет» около 200 километров!) добавляются еще и исключительные способности к маневрированию в процессе полета, радиолокационную малозаметность и прочие смертоносные «прелести». Согласно выводу, сделанному тем же Military Watch Magazine, одного-единственного попадания «Циркона» с лихвой хватит, чтобы пустить ко дну любой из авианосцев ВМФ США, попросту разорвав его пополам, как картонную коробку. А ведь предупреждали же! Однако даже при постройке и вводе в эксплуатацию новейшего, атомного USS Gerald R. Ford «гиперзвуковая опасность» во внимание принята не была. И зря...


Авианосец ВМС США. Фото: Andrew J Sneeringer/U.S. Navy


В результате ВМФ США получил судно с системой ПРО, совершенно неспособной противостоять тем же «Цирконам» или, допустим, их китайским аналогам. Понадеялись, понимаете, на «стелс-технологию», которая скроет авианосец от вражеских радаров. «Невидимка» водоизмещением в 100 тысяч тонн и в четыре сотни без малого метров длиной – это что-то... Если учесть, что дальность полета наших ПКР превышает радиус действий палубной авиации раза эдак в два, то возникает вопрос: а стоило ли создавать такую роскошную плавучую братскую могилу за 17 миллиардов долларов с лишним?! Тем не менее, в Пентагоне от авианосных планов отказываться не собираются и грозятся до 2034 года спустить на воду еще четыре судна серии Gerald R. Ford. Ну, флаг, как говорится, в руки... «Цирконов» за это же время мы точно успеем больше понаделать. На всех хватит. Кстати, американские эксперты прекрасно понимают, что так перепугавшая их ракета, в случае ее морского базирования (на тех же и многоцелевых АПЛ, больших противолодочных кораблях или даже новейших корветах проекта 20 385 «Гремящий»), применена может быть отнюдь не только по их кораблям, но и по тем самым «центрам принятия решений», насчет которых так откровенно выразился в свое время Владимир Путин. Два-три боевых судна с тремя-четырьмя десятками «Цирконов» в соответствующих частях Тихого и Атлантического океанов – вот, собственно, и все, что потребуется для того, чтобы от этих самых центров остались только радиоактивные воронки. Успешная реализация проекта гиперзвукового оружия «открывает для России и ее союзников прямой путь к установлению нового регионального порядка». Это, повторюсь, мнение американских экспертов и журналистов.

Старые стратегии больше неактуальны


Впрочем, не «Цирконами» едиными... Вывод, вынесенный в подзаголовок, был озвучен аналитиком вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies) Эндрю Метриком на страницах журнала Военно-морского института США Proceedings (тоже, согласитесь, ни разу не «рупор Кремля»!). Сделал он его в процессе «разбора полетов» по поводу действий сил НАТО во время проходивших в конце осени нынешнего года на северных морских рубежах нашей Родины масштабных учений подводных лодок ВМС России. Полетов и вправду было много – с 25 октября по 7 декабря в небе над Атлантикой барражировали боевые и разведывательные машины противолодочной авиации США, Канады, Норвегии, Франции. 13 самолетов совершили более 40 вылетов, пытаясь отследить возможные пути следования российских подлодок и места их нахождения вдоль так называемого Фареро-Исландского рубежа, раскинувшегося в океане от Гренландии до Исландии и Великобритании. Ранее эта черта считалась «красной линией», которую наши подводники должны непременно пересечь для того, чтобы вырваться на оперативный простор северной Атлантики и гарантировано наносить прицельные ракетные удары по судам и военным объектам НАТО. Однако теперь, как утверждает тот же Эндрю Метрик, «стоять насмерть» на Фареро-Исландском рубеже попросту не имеет смысла! Русские субмарины при необходимости могут разнести в пух и прах, как минимум, те объекты Североатлантического альянса, что расположены в Европе, вовсе не заходя за него!

Крылатые ракеты «Калибр», с дальностью поражения целей в почти 2 с половиной тысячи километров, которыми вооружены те же АПЛ проекта «Ясень», могут быть выпущены из российской акватории Норвежского и Баренцева морей и гарантировано «накрыть» стратегические порты НАТО. Тот же немецкий Бремерхафен, к примеру, через который «в случае чего» будет вестись переброска основной массы войск США в Европу. «Нормандской высадки» образца ХХІ века, скорее всего, не получится. При нынешнем уровне развития вооружений, считает Метрик, российский военный флот контролирует Старый Свет целиком и полностью, а все старые стратегии по «противостоянию» его действиям генералы и адмиралы Альянса могут, простите, вышвырнуть на помойку. Впрочем, сами они так не считают. 7 ноября нынешнего года в Гамбурге руководителями ВМС Германии, Великобритании, Франции, Бельгии и Нидерландов было подписано очередное соглашение, направленное, как говорится в его тексте, на «сдерживание российской угрозы в регионе Северного моря и Ла-Манша». Происходил этот саммит в рамках деятельности консультативного органа НАТО – Channel Committee (CHANCOM), созданного еще в годы «холодной войны» для обеспечения безопасности морских коммуникаций Альянса в этом регионе. Стали ли учения наших подводников своеобразным ответом на этот демарш? Каждый волен трактовать так, как ему более нравится. В конце концов, мы суверенная держава мирового уровня, и где хотим, там учения и проводим.

К примеру, в конце декабря 2019 – начале января 2020 года, военно-морские маневры наших кораблей совместно с силами ВМС Китая и Ирана, пройдут в Индийском океане. Как заявлено официально – для укрепления региональной безопасности и предупреждения пиратства. Хотя и морскому ежу понятно, что корчи от самого факта этих учений бить будут не каких-то там местных флибустьеров, а командование Пятого флота ВМС США. «Кузнецова», конечно, жалко. Однако утверждать на основании постигшей это судно печальной судьбы, не стоит, право, утверждать, что «Россия утрачивает статус морской державы» и делать тому подобные пораженческие выводы. Уж если американцы не стыдятся признавать, что считают совершенно по-другому, нам в уныние впадать точно не к лицу.
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -11
    18 декабря 2019 09:14
    Чепуха какая-то. Понятно, после "Кузи" надо как-то градус поднимать. Но уж насчет флота, автор бы сначала посмотрел на количественное соотношение кораблей, и вообще-то ПКР и АПЛ, к сожалению, есть не только у нашего флота. В общем, обычное шапкозакидательство от автора, уже раньше проходили, ни к чему хорошему не вело.
    1. -1
      19 декабря 2019 19:31
      Количество в ущерб качеству, Гриша? С каких это пор?
    2. 0
      20 декабря 2019 03:58
      Цитата: Архаров
      насчет флота, автор бы сначала посмотрел на количественное соотношение кораблей

      Сейчас 21 век, а не 18-й. Корабли сейчас топят не корабли, а ПКР, ракето-торпеды причем не обязательно морского базирования.

      Цитата: Архаров
      вообще-то, ПКР и АПЛ, к сожалению, есть не только у нашего флота.

      Только дозвуковые, разработанные в 70-х годах прошлого века. Отставшие от русских на одно-два поколения.
  2. -2
    18 декабря 2019 09:16
    Почему-то думается, что "паника американцев" - только в статье у автора. Даже на NI ссылки нет.
    Ну а потом - обычное "у них писец, у нас о-го-го", как-будто нет рядом "Военного обозрения" с его аналитикой.
  3. +8
    18 декабря 2019 09:49
    То, что гиганты авианосцы не годятся для глобальной войны, это ясно было уже давно. Ну не пошлет никто Дж.Форда к берегам противника, имеющего даже береговые противокорабельные комплексы.
    АУГ это проекция силы на удаленном ТВД. И у РФ нет такой проекции силы. Но ставить вопрос надо немного иначе. А нужна ли РФ такая проекция? Что конкретно смогли сделать АУГ или Кузнецов в боевых действиях против Сирии? Несмотря на пару сотен томагавков, можно сказать что ничего. Да и Кузнецов ничего сделать не смог. ВМФ России в сирийском конфликте были позарез нужны ... Мистрали. Или корабли подобного класса. То есть БДК. "Сирийский экспресс" работал на пределе своих возможностей.
    Ну, а американцы прекрасно могут использовать свои АУГ против таких стран, как Ливия или... Венесуэла. Стран, не имеющих сильной противолодочной обороны в мире, огромное большинство. И одна АУГ может порвать такую страну, как Тузик грелку.
    1. 0
      18 декабря 2019 11:02
      ...гиганты авианосцы не годятся для глобальной войны, это ясно.

      Однозначно, в условиях глобальной войны можно организовывать производство луков, дротиков и каноэ.

      не пошлет никто Дж.Форда к берегам противника, имеющего даже береговые противокорабельные комплексы

      Значит, надо сначала обеспечить возможность подхода и потом подойти настолько, насколько возможно.

      АУГ это проекция силы на удаленном ТВД. И у РФ нет такой проекции силы.

      Чтобы что-нибудь где-нибудь проецировать, надо это иметь, если сила есть - средства проекции найдутся. А если нет, то нефиг этот фантом и проецировать.

      А нужна ли РФ такая проекция?

      В свете африканских и других инвестиций, похоже, что скоро будет очень нужна.

      одна АУГ может порвать такую страну как Тузик грелку

      А может, и нет. Смотря какие призы на кону стоять будут, как с той, так и с другой стороны.

      американцы прекрасно могут использовать свои АУГ

      Там, где посчитают это нужным или необходимым. Факт.
    2. 123
      +2
      18 декабря 2019 12:06
      А нужна ли РФ такая проекция?

      Судя по всему нужна. Нужны рынки сбыта, без них экономика упрется в потолок ограниченного внутреннего спроса. Создаются зоны влияния, Африка Латинская Америка, Юго-Восточная Азия. Два заложенных в Крыму УДК, строятся не для каботажных перевозок. Морскую пехоту преобразовывают в экспедиционный корпус https://topwar.ru/163773-rossijskuju-morskuju-pehotu-reformirujut-v-jekspedicionnye-vojska-rossii.html "Адмирала Нахимова" я полагаю тоже не для прогулок вдоль берега модернизируют. авианосец в общую картину вполне гармонично вписывается.

      Что конкретно смогли сделать АУГ или Кузнецов в боевых действиях против Сирии?

      Я так понимаю, что Вы имели в виду "в Сирии". Честно говоря немного. Вы будете смеяться, но в бомбардировках Югославии и Ирака основную работу выполняла авиация наземного базирования. Авианосец не может полноценно заменить наземный аэродром. Он нужен как дополнение, его достоинство мобильность. Представьте, что у нас не было базы в Хмеймим, в такой ситуации "Кузнецов" или просто ничего, что по Вашему лучше?

      ВМФ России в сирийском конфликте были позарез нужны ... Мистрали. Или корабли подобного класса. То есть БДК. "Сирийский экспресс" работал на пределе своих возможностей.

      БДК не предназначены для такой работы, это была вынужденная мера, если помните нашим гражданским судам просто отозвали страховку, не давали заходить в порты и т.д. Кстати и УДК для этого не предназначены, тут нужны транспортные корабли, как этот: «Младший капрал Рой Вит» ("USNS LCPL ROY M. WHEAT"), бывший «Владимир Васляев» Черноморское пароходство.


      По ссылке немного подробней https://topwar.ru/18367-sovetskiy-korabl-v-sostave-sil-bystrogo-reagirovaniya-vms-ssha.html
      1. +2
        18 декабря 2019 12:22
        В Югославии (отчасти и в Ливии) наземная авиация играла бОльшую роль ввиду близости баз НАТО. Мы говорим об удаленных ТВД. Никакой авианосец или АУГ не сможет работать без разветвленной сети базирования и снабжения. Помимо самого авианосца, нужна группа (это уже набило оскомину). Но мало кто пишет о снабжении такой группы вдали от родных берегов. Кузнецов у берегов Сирии то ли помогал мочить бармалеев, то ли был под зонтиком Хмеймина.
        Корабли в море уязвимы. Любая защита ПРО, ПВО и прочее пробивается рано или поздно. Так что ближе 1000 км к защищенному побережью они не подойдут. Другое дело, беззащитные страны.
        По поводу транспортных кораблей. Тут много специфики, которую лучше знают в морских штабах. УДК несет и морскую пехоту, и вертолеты (возможно, самолеты ВВП). Что-то типа Мистралей остро необходимо именно для решения таких задач.
        Реально переводить страну на рельсы военно-морской мощи сейчас невозможно. На суше бы отбиться. Так что ВМФ России на данном этапе (!) должен решать сугубо оборонительные задачи. Максимум на что можно на данном этапе(!) замахнуться - это Восточное Средиземноморье. И только при поддержке Сирии, Египта и (возможно) Турции. Только при наличии баз в этих странах можно вытеснить американский флот из Восточного Средиземноморья.
        Даже Китай с его неизмеримо большими амбициями, полноценный океанский флот планирует создать к 2050-му году (через 30 лет). И это при том, что на стапелях у них уже стоит 7-й авианосец.
        1. 123
          +3
          18 декабря 2019 14:54
          Мы говорим об удаленных ТВД. Никакой авианосец или АУГ не сможет работать без разветвленной сети базирования и снабжения.Помимо самого авианосца, нужна группа (это уже набило оскомину). Но мало кто пишет о снабжении такой группы вдали от родных берегов.

          Наличие баз, конечно же, облегчает логистику, тут и спорить не стоит. Что нужна группа обеспечения, тоже не новость. К моменту завершения ремонта группа соберется без проблем. Найдется и кому охранять, и с судами обеспечения и снабжения проблем нет. Они строятся и поступают на флот.

          Кузнецов у берегов Сирии то ли помогал мочить бармалеев, то ли был под зонтиком Хмеймина.

          Я так полагаю, реальной необходимости в его присутствии там не было, решили обкатать в боевых условиях, надо сказать не очень удачно. По моему мнению, проблемы как технические, так и недостаток опытных квалифицированных пилотов. А что касается "зонтика", почему бы и нет? ПВО там серьезное, нет необходимости в группе охранения.

          Корабли в море уязвимы. Любая защита ПРО, ПВО и прочее пробивается рано или поздно. Так что ближе 1000 км к защищенному побережью они не подойдут. Другое дело беззащитные страны.

          Не думаю, что в планах нападать на беззащитные страны, но если планируется высадка десанта, значит, есть возможность подойти к берегу поближе, следовательно и авианосец сможет. Никто же не собирается на УДК переть прямо на берег, ощетинившийся ракетами.

          Реально переводить страну на рельсы военно-морской мощи сейчас невозможно. На суше бы отбиться.

          Почему? Перевооружение армии завершается, пора переносить акцент на флот. Тем более он помогает и "отбиться на суше", к ней элементарно труднее подойти с моря.

          Так что ВМФ России на данном этапе (!) должен решать сугубо оборонительные задачи.

          В смысле тупо оборона береговой линии? Кстати, насколько я понимаю, никто о нападении и не помышляет.

          Максимум на что можно на данном этапе(!) замахнуться это Восточной Средиземноморье. И только при поддержке Сирии, Египта и (возможно) Турции.

          На такую поддержку рассчитывать не серьезно. Сирия в военном отношении мало чем может помочь, тем более на море. Египет, получающий военную помощь от США? Они даже истребители после окрика покупать передумали. Турция страна НАТО. Рассчитывать на помощь Эрдоганав размещении базы не приходится.

          Даже Китай с его неизмеримо большими амбициями, полноценный океанский флот планирует создать к 2050-му году (через 30 лет). И это при том, что на стапелях у них уже стоит 7-й авианосец.

          Вы наверное имеете в виду флот равноценный американскому? Так у нас не планируется догнать их по количеству. Флот может быть полноценным имея меньшее количество кораблей. И это совсем не означает, что не стоит отходить далеко от родных берегов.
          1. +2
            18 декабря 2019 17:15
            Основная проблема военного строительства - это определение целей и задач. Исходя из этого строятся ВС государства. Я имею в виду военную доктрину.
            В планах РФ на ближайшие лет 10 нет планов расширения своего военного присутствия в мире. Это на Западе могут пугать обывателя страшилками о "российской угрозе". Какова на сегодняшний день реальная угроза нападения РФ на любую страну НАТО? Доктрина РФ носит оборонительный характер с возможностью нанесения неприемлемего ущерба агрессору. Защита экономических интересов госкорпораций (олигархов) не прописана нигде. Так что я не верю, что ВС РФ могут быть задействованы для защиты экономических интересов, например, в Африке или Латинской Америке.
            АУГ это чисто наступательный вид оружия. Причем не предназначен для защиты своих берегов. С этим прекрасно справляются БАЛы, Бастионы и прочие системы. Калибры прекрасно показали, что могут накрыть полЕвропы. А что будут делать Кузнецовы? Демонстрировать флаг у берегов Африки? Когда я говорю о Сирии, Турции и Египте, я не имел в виду их ВС. Я имел в виду наличие в этих странах военных баз РФ (Тартус и Хмеймин уже есть в наличии). Под их прикрытием и на их основе, российская АУГ может находиться в Восточном Средиземноморье. Можно возродить 5-ю ОпЭсК. Но одного Тартуса для этого мало. В таком случае, существование Кузнецова будет оправдано возможностью сохранения летного состава палубной авиации.
            Существование Кузнецова необходимо как задел на будущее. В настоящее время его боевая ценность близка к нулю. Здесь все лихо топят американские авианосцы. Неужели американцы не смогут утопить один Кузнецов?
    3. 0
      19 декабря 2019 11:39
      Для сирийского экспресса нужны обычные суда, под флагом ВМФ. Но не как УДК или БДК.
      1. +1
        19 декабря 2019 14:49
        Обычные суда нужны, конечно же.... Но это хорошо в мирное время. Уж не знаю, почему в Главном Штабе ВМФ не догадались об этом во время "сирийского экспресса", а гоняли БДК, коих на весь ВМФ России не так уж и много. Пришлось даже с ТОФа гнать.
    4. Комментарий был удален.
  4. -1
    18 декабря 2019 11:46
    Вчерашний поднасмехался над позавчерашними! Когда начнут тонуть первые авианосцы, полетят из шахт Минитмены и... Всё! Всем. Остановиться будут бояться, вот что главное.
  5. 0
    18 декабря 2019 14:13
    Я же говорю: "Сперва ПОЛИТИКА, потом экономика армия, спорт, под эту политику." Главное, от человека зависит, какая будет политика.
    1. 0
      19 декабря 2019 19:36
      Нет, сталевар, не политика, а идея. Потом идеология, а под всё это уже политика (внутренняя и внешняя).
  6. -2
    18 декабря 2019 18:20
    Цитата: Архаров
    обычное шапкозакидательство от автора

    Так и автор тут - мегагалактический ура-патриот в геометрической прогрессии.
    У него что ни опус - то американцы волосы на себе рвут от страха перед русскими.
    И недаром - у амеров везде базы, и тысячи ракет на кораблях/подлодках/самолетах/в наземных районах ПРО/ПВО.
    У РФ - кораблик с тремя "Калибрами" где-то проплыл, и подкоптил небосвод - все, США в панике.
  7. -2
    18 декабря 2019 18:25
    Цитата: Vasil K.
    полетят из шахт Минитмены

    Скорее, Трайденты-2 и Томагавки, Блок-4.
  8. -4
    18 декабря 2019 18:27
    Цитата: Bakht
    В таком случае, существование Кузнецова будет оправдано возможностью сохранения летного состава палубной авиации.

    Там скоро и сохранять уже будет нечего. Мало что имели, и почти все растеряли.
  9. +2
    19 декабря 2019 12:31
    Сильные сомнения, что на участке наведения у Циркона скорость более 3 М. На более высокой скорости плазма мешает.