«Шаньдун» вошел в строй: Против кого Китай строит свои авианосцы?

11

Китай официально стал великой морской державой, способной проецировать свою военную силу на больших расстояниях от «хартленд». В строй ВМС КНР на днях был принят авианосец «Шаньдун», второй по счету, но первый, построенный от киля до самой своей верхней точки собственными силами. Что же означает для соседей Поднебесной вступление ее в тесный клуб стран, имеющих авианосные ударные группы?

Темпы работы китайских корабелов внушают уважение: проектировка началась в 2013 году, работы в сухом доке – в 2015, а теперь корабль уже введен в строй. При взгляде на «Шаньдун» легко разглядеть много родного. Его конструкция в целом повторяет нашего многострадального «Адмирала Кузнецова» и однотипного с ними «Ляонина». Палубная авиация также сильно смахивает на Су-33.



Удивляться этому не приходится. Пекин в свое время приобрел у Киева недостроенный советский авианесущий крейсер «Варяг». Китайцы по своему обыкновению его изучили, модернизировали и достроили. В состав ВМС КНР он вошел как «Ляонин». Полученный опыт и был применен при постройке второго авианосца с нуля. Очень рационально, а Китай за одно десятилетие получил два ведущих корабля для своих АУГ.

«Шаньдун» превосходит свой прототип по размерам и возможностям. Самолетов и вертолетов на нем базируется больше, чем на «Ляонине». Судя по всему, китайцы смогли решить проблему с силовыми установками, которые по сей день остаются головной болью для «Адмирала Кузнецова». На этих достижениях Пекин останавливаться не собирается. Уже следующее поколение авианосцев ВМС КНР получит электромагнитные катапульты, которые позволят запускать с палубы тяжелые самолеты.

Главный вопрос, против кого направлена эта стремительно растущая военно-морская мощь?

Очевидно, что основной сферой применения авианосцев будет Азиатско-Тихоокеанский регион. Китай имеет массу территориальных споров со своими соседями. Появление в Южно-Китайском море двух китайских АУГ может сделать Филиппины, Вьетнам и даже Японию более сговорчивыми. Остается неразрешенной проблема Пекина с Тайванем. Вероятность силового ее разрешения не столь велика, но появление нескольких авианосных ударных групп повышает оперативные возможности КНР и дает ей дополнительные козыри в переговорах.

Одной из потенциально болевых точек Китая является вопрос энергобезопасности. Пекин нуждается в поставках нефти и СПГ, 80% которых идут через Малаккский пролив, разделяющий Малайзию и Индонезию. Перекрытие путей транспортировки энергоресурсов американским флотом может стать крайне болезненным ударом для КНР. ВМС США демонстративно проводят учения «по борьбе с пиратами» в указанном регионе. Очевидно, что Поднебесная нуждается в собственных АУГ для «откупоривания» пролива в случае крайней необходимости.

Кроме того, не будем забывать, что КНР де-факто превратила далекую Африку в свою колонию. Китай нуждается в контроле за своими заокеанскими владениями и морскими путями вывоза природных ресурсов и прочих богатств африканских народов, которые могут быть перекрыты ВМС США и их союзниками.

Выходит, для китайских авианосцев работа точно найдется, а сама Поднебесная вынуждена превращаться в великую океанскую державу.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 123
    -1
    20 декабря 2019 13:25
    Интересно мир устроен. laughing

    КНР де-факто превратила далекую Африку в свою колонию. Китай нуждается в контроле за своими заокеанскими владениями и морскими путями вывоза природных ресурсов и прочих богатств африканских народов, которые могут быть перекрыты ВМС США и их союзниками.

    А нам тут рассказывают, дескать, к Африке и близко подходить не надо, нечего там делать, пока у себя дороги не построим, коррупцию не изведем, всех огромными зарплатами не обеспечим и т.д. (нужное подчеркнуть).

    Выходит, для китайских авианосцев работа точно найдется, а сама Поднебесная вынуждена превращаться в великую океанскую державу.

    Китай, значит, ну просто вынужден, а нам говорят - авианосец не нужен, нам только берег свой ракетами обставить и нечего там в океане делать. Вот я и думаю, что движет людьми, твердящими, что нам надо замкнуться внутри себя - what искреннее заблуждение и непонимание ситуации или....... ну Вы в курсе.no
    1. -1
      20 декабря 2019 15:48
      Это верно. Видно, методичку вовремя не спустили ура-патриотам, поэтому одним авианосец не нужен, и вообще они фигня, а другим нужен позарез и побольше.
      То же и с Африкой - одни "КНР де-факто превратила далекую Африку в свою колонию," другие - "Юса", третьи - Англы, четвертые - мы помогать будем вовсю, а 5-е - нефиг там делать... (это не про автора, на всякий говорю).

      До Байкала авианосцы не достанут - и хорошо.
      1. 123
        -2
        20 декабря 2019 15:57
        То же и с Африкой - одни "КНР де-факто превратила далекую Африку в свою колонию," другие - "Юса", третьи - Англы

        Там и других хватает, рекомендую посмотреть для лучшего понимания ситуации:



        Она тут на саммит в Сочи имела неосторожность приехать, теперь и домой, и во Францию путь заказан.
    2. +2
      20 декабря 2019 23:07
      Вся проблема в подходе...У РФ советский подход и он неверный...А у Китая подход американский и это правильно...Они стараются Африку меньше кормить и больше доить..России пример с них брать нужно...
  2. 0
    20 декабря 2019 16:20
    У китайцев теперь есть ОГРОМНЕЙШИЙ интерес к Центральной Америке, а не только АТР. Это - Никарагуанский канал. Имея его в собственности, Китай занимает стратегическое положение в области международного судоходства. А защищать такой вкусный "тортик" придётся не по-детски.
    1. +2
      20 декабря 2019 19:58
      Проект Никарагуанский канал существует только на бумаге. В настоящее время Китай его не финансирует. Уже года два как там тишина.... Так что никакой собственности там нет.
  3. +3
    20 декабря 2019 19:55
    Я по-прежнему убежден (не по методичкам, а по реальному состоянию), что в настоящий момент Россия АУГ не потянет. Будет распыление сил. Не об Африке надо думать, дорогие мои стратеги. И не о зарплатах. ...
  4. +3
    21 декабря 2019 17:38
    Цитата: Bakht
    Я по-прежнему убежден (не по методичкам, а по реальному состоянию), что в настоящий момент Россия АУГ не потянет. Будет распыление сил. Не об Африке надо думать, дорогие мои стратеги.

    Однозначно. Не только не потянем, но он нам и не нужен сейчас, хотя оставить "Кузю" надо, чтобы не потерять палубную авиацию и ее пилотов. В авиации любого ВМФ это элита....чья подготовка не только дорогостоящая вещь, но и длительная...у нас их меньше, чем космонавтов....
    Как показал организованный РФ "Сирийский экспресс", необходимость создания в составе ВМФ КМП (Командования морских перевозок) перезрела...
    Для выведения АПЛ/ПЛАРБ из своих ВМБ и ПБ в мировой океан на боевое дежурство все же необходимы вертолетоносцы...

    И не о зарплатах. ...

    Спорное утверждение. Если мой директор и его учредители, назначившие его, стремятся увеличить прибыли от своего бизнеса, то почему я, как специалист, не должен желать большую зарплату....предлагаете работать ради работы...я не работаю по такому принципу....впрочем, если Вы сам работодатель, то Ваша фраза

    И не о зарплатах. ...

    мне понятна...
  5. 0
    21 декабря 2019 17:55
    При взгляде на «Шаньдун» легко разглядеть много родного. Его конструкция в целом повторяет нашего многострадального «Адмирала Кузнецова» и однотипного с ними «Ляонина». Уже следующее поколение авианосцев ВМС КНР получит электромагнитные катапульты, которые позволят запускать с палубы тяжелые самолеты.

    Автор врет без зазрения совести...авианосец, которым восхищается автор, является полной копией советского авианосца (аналог «Ляонина»), мало того, и следующий третий китайский авианосец будет его аналогом, и только следующие авианосцы будут спроектированы по другому проамериканскому проекту.

    По последним сведениям, в состав китайских военно-морских сил авианосец "Шаньдун" должен войти уже этой осенью. На китайских верфях строится и ещё один авианосец по "советской схеме". Дальнейшие варианты авианосцев Китай собирается реализовать с плоской палубой - по "американской схеме".

    https://topwar.ru/161665-kitajskij-avianosec-shandun-protestiroval-manevr-andersona-i-vzlet-posadku-j-15.html

    Палубная авиация также сильно смахивает на Су-33.

    То верно...

    Тестирование "взлёт-посадка" осуществлял палубный истребитель J-15, базовой моделью которого является Су-33.

    Насколько базовые модели отличаются от аналога, всем известно...
  6. +1
    21 декабря 2019 18:14
    Очевидно, что основной сферой применения авианосцев будет Азиатско-Тихоокеанский регион. Китай имеет массу территориальных споров со своими соседями. Появление в Южно-Китайском море двух китайских АУГ может сделать Филиппины, Вьетнам и даже Японию более сговорчивыми.

    Тонкое замечание автора...чем испугают Японию (на территории которой на постоянной основе базируется ВА ВВС США и ВМФ в составе в т.ч. АУГ и КУГ) два китайских авианосца, построенных по советскому проекту 70-х годов, автор, конечно, не уточняет....Да и почему США должны простить КНР нападение на свою бывшую колонию в случае кризиса, тоже непонятно...
    По поводу Вьетнама, с помощью своих российских товарищей Вьетнам относительно недавно стал обладателем самого мощного и современного подводного флота в Индокитае.

    Вьетнам планирует достичь возможности нанесения противнику достаточного урона, но при этом не стремится к установлению в случае конфликта с Китаем господства на море. Считается, что этого будет достаточно для предотвращения со стороны КНР политики «свершившегося факта» и станет достаточно важным элементом сдерживания во вьетнамо-китайских отношениях.

    https://topwar.ru/14624-vetnam-stroit-sovremennyy-voenno-morskoy-flot.html

    Отдельно стоит выделить и такой важный элемент обновленных вьетнамских ВМС, как подвижные береговые ракетные комплексы «Бастион-П», которые Вьетнам также приобрел у России. Данные комплексы, имеющие на вооружении сверхзвуковую ПКР «Яхонт», способны поражать цели на удалении в 300 км и представляют серьезную угрозу для любого корабля.

    см. там же
  7. 0
    21 декабря 2019 18:27
    Одной из потенциально болевых точек Китая является вопрос энергобезопасности. Пекин нуждается в поставках нефти и СПГ, 80% которых идут через Малаккский пролив, разделяющий Малайзию и Индонезию. Перекрытие путей транспортировки энергоресурсов американским флотом может стать крайне болезненным ударом для КНР. ВМС США демонстративно проводят учения «по борьбе с пиратами» в указанном регионе. Очевидно, что Поднебесная нуждается в собственных АУГ для «откупоривания» пролива в случае крайней необходимости.

    В том регионе хозяйничают США и Великобритания, которые дополняют друг друга...
    Кроме того, не надо забывать, что Великобритания на чашу весов может бросить страны Британского содружества наций и их потенциал (в большинстве своем находящиеся в Азии), а США своих сателлитов на БВ и АТР...
    КНР надо срочно привлекать свою Северную соседку для присутствия ее ВКС и ВМФ в Индийском океане....(прим. - о. Сокотра, Сейшелы), в противном случае все ее коммуникации в Индийском и Тихом океане будут нарушены, а ВБ в Джибути и Пакистане блокированы...