«Шаньдун» вошел в строй: Против кого Китай строит свои авианосцы?
Китай официально стал великой морской державой, способной проецировать свою военную силу на больших расстояниях от «хартленд». В строй ВМС КНР на днях был принят авианосец «Шаньдун», второй по счету, но первый, построенный от киля до самой своей верхней точки собственными силами. Что же означает для соседей Поднебесной вступление ее в тесный клуб стран, имеющих авианосные ударные группы?
Темпы работы китайских корабелов внушают уважение: проектировка началась в 2013 году, работы в сухом доке – в 2015, а теперь корабль уже введен в строй. При взгляде на «Шаньдун» легко разглядеть много родного. Его конструкция в целом повторяет нашего многострадального «Адмирала Кузнецова» и однотипного с ними «Ляонина». Палубная авиация также сильно смахивает на Су-33.
Удивляться этому не приходится. Пекин в свое время приобрел у Киева недостроенный советский авианесущий крейсер «Варяг». Китайцы по своему обыкновению его изучили, модернизировали и достроили. В состав ВМС КНР он вошел как «Ляонин». Полученный опыт и был применен при постройке второго авианосца с нуля. Очень рационально, а Китай за одно десятилетие получил два ведущих корабля для своих АУГ.
«Шаньдун» превосходит свой прототип по размерам и возможностям. Самолетов и вертолетов на нем базируется больше, чем на «Ляонине». Судя по всему, китайцы смогли решить проблему с силовыми установками, которые по сей день остаются головной болью для «Адмирала Кузнецова». На этих достижениях Пекин останавливаться не собирается. Уже следующее поколение авианосцев ВМС КНР получит электромагнитные катапульты, которые позволят запускать с палубы тяжелые самолеты.
Главный вопрос, против кого направлена эта стремительно растущая военно-морская мощь?
Очевидно, что основной сферой применения авианосцев будет Азиатско-Тихоокеанский регион. Китай имеет массу территориальных споров со своими соседями. Появление в Южно-Китайском море двух китайских АУГ может сделать Филиппины, Вьетнам и даже Японию более сговорчивыми. Остается неразрешенной проблема Пекина с Тайванем. Вероятность силового ее разрешения не столь велика, но появление нескольких авианосных ударных групп повышает оперативные возможности КНР и дает ей дополнительные козыри в переговорах.
Одной из потенциально болевых точек Китая является вопрос энергобезопасности. Пекин нуждается в поставках нефти и СПГ, 80% которых идут через Малаккский пролив, разделяющий Малайзию и Индонезию. Перекрытие путей транспортировки энергоресурсов американским флотом может стать крайне болезненным ударом для КНР. ВМС США демонстративно проводят учения «по борьбе с пиратами» в указанном регионе. Очевидно, что Поднебесная нуждается в собственных АУГ для «откупоривания» пролива в случае крайней необходимости.
Кроме того, не будем забывать, что КНР де-факто превратила далекую Африку в свою колонию. Китай нуждается в контроле за своими заокеанскими владениями и морскими путями вывоза природных ресурсов и прочих богатств африканских народов, которые могут быть перекрыты ВМС США и их союзниками.
Выходит, для китайских авианосцев работа точно найдется, а сама Поднебесная вынуждена превращаться в великую океанскую державу.
Информация