Каналу «Стамбул» быть: Эрдоган ведет дело к отмене Конвенции Монтрё

15

Судя по всему, дорогостоящий Стамбульский канал «имени Эрдогана» все-таки будет построен, несмотря на явные экономические проблемы Турции. Что же означает реализация этого инфраструктурного проекта Анкарой для всех черноморских стран, включая Россию?

О своих намерениях прямо заявил в бывшей турецкой столице президент Эрдоган:



Мы построим канал «Стамбул». Но кое-кто говорит, что мы этого не сделаем... Что Турция имеет от соглашения Монтрё – что она выиграла, что потеряла?


Судоходный канал должен соединить Мраморное и Черное моря, превратив историческую часть Стамбула в остров. Ширина водной артерии составит 150 метров, глубина – 25 метров. При стоимости проекта в 10 миллиардов долларов альтернативный Босфору маршрут сможет пропускать до 85 тысяч судов в год. Турецкий лидер упирает на вопросы безопасности и защиты экологии.

Действительно, ЧП периодически происходят, а в 1979 году румынский танкер Independent столкнулся с другим судном и загорелся, при этом в воду попало много нефти. Но трудно не заметить, как Реджеп Эрдоган под благими предлогами последовательно ведет к пересмотру, а то и отмене международной Конвенции Монтре. А это вопрос серьезный, создающий опасный и нежелательный прецедент.

Напомним, данный договор был подписан в 1936 году в швейцарском городке Монтре по инициативе самой Турции, которая намеревалась вернуть суверенитет над своими проливами Босфор и Дарданеллы. Согласно Конвенции, все страны поделились на черноморские и нечерноморские. Первые могут проводить свои корабли при условии предварительного уведомления Анкары. Для последних введены серьезные ограничения по тоннажу военных судов и срокам их нахождения в акватории Черного моря. При этом Турция вправе в случае угрозы в отношения нее закрыть проход иностранным военным судам.

«Особое мнение», как обычно, было у англосаксов. При подписании соглашения Лондон требовал свободного права доступа своего флота в Черное море без необходимости согласования с Турцией. В наши дни известны два случая нарушения Конвенции, и оба были осуществлены американскими военными кораблями.

Итак, чем же может обернуться строительство обходного канала?


Прежде всего, это означает появление альтернативной водой артерии, которая никак не отражена в документе первой половины прошлого века. После запуска его в строй Анкара будет вправе поставить вопрос о пересмотре, а то и отмене Конвенции Монтре как устаревшей. Прежний договор канет в Лету, а новый будет подписан уже под диктовку Турции с учетом интересов ее союзников. Президент Эрдоган уже продемонстрировал, как ловко умеет маневрировать и отстаивать свои национальные интересы. Учитывая, что Турция состоит в НАТО, можно не сомневаться, что нормы новой Конвенции не пойдут на пользу России и ее Черноморскому флоту.

Самое интересное, что из всех наших правителей в свое время именно И.В. Сталин максимально приблизился к осуществлению мечты о контроле над турецкими проливами. Был поставлен вопрос о репарациях от проигравшей Италии в виде ее бывшей колонии Ливии, а от Турции – о предоставлении военно-морской базы СССР в Дарданеллах, об которые ранее обломали зубы англичане. Получись задуманное, картина сегодняшнего мира была бы иной.

Но вопрос с Ливией был решен иначе: Италия отдала в качестве репараций часть своего флота. От территориальных претензий к Турции СССР не отказывался до самой смерти И.В Сталина.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    26 декабря 2019 14:46
    Турция не будет отказываться от Конвенции, либо новым еще сильнее "закрутит гайки" в свою пользу, интересы НАТО тут как бы останутся совсем сбоку. Потому что есть такой Кипрский вопрос, где в случае обострения, Конвенция по проливу позволяет сильно ограничить в маневре бывших "союзников" по военному блоку. Кроме Кипра, там еще и коммерческие вопросы, кто же в здравом уме откажется от курицы, несущей золотые яйца?
  2. 123
    0
    26 декабря 2019 15:56
    Самое интересное, что из всех наших правителей в свое время именно И.В. Сталин максимально приблизился к осуществлению мечты о контроле над турецкими проливами. Был поставлен вопрос о репарациях от проигравшей Италии в виде ее бывшей колонии Ливии, а от Турции - о предоставлении военно-морской базы СССР в Дарданеллах, об которые ранее обломали зубы англичане. Получись задуманное, картина сегодняшнего мира была бы иной.

    С этой базой случилось бы то же самое, что и с Камранью. Иной картина могла быть без Горбачева.
  3. -4
    26 декабря 2019 16:01
    Каналу «Стамбул» быть: Эрдоган ведет дело к отмене Конвенции Монтрё

    - Вряд ли Турция начнёт рыть этот канал... -слишком не по средствам для Турции такое мероприятие... -И что будет Турция с этим каналом делать??? - Бумажные кораблики по нему пускать...
    - Да и кому нужно это Чёрное море??? -Кто там и что забыл??? -США, если захотят, и так пригонят в Чёрное море любое своё корыто ...и Турция не воспрепятствует.., а другим, кроме США, и дела нет до Чёрного моря...
    -Только Россия сидит запертая со своим слабеньким Черноморским Флотом в этой луже...
    - Конвенция Монтрё и существует-то только потому, что она ударяет исключительно по России (а раньше по СССР)... -А если бы эти проливы реально были бы нужны сильным мира сего, то давно бы уже наплевали бы на Турцию и забрали бы у неё эту "привилегию"... -И давно Босфор и Дарданеллы стали бы Гибралтарским проливом... -любому проезд не запрещён...
    1. 0
      26 декабря 2019 23:04
      gorenina91 (Ирина)
      -Только Россия сидит запертая со своим слабеньким Черноморским Флотом в этой луже...

      Сами себе противоречите...сильный у РФ КЧФ или слабый, все равно через проливы без разрешения Турции в угрожаемый период не пройдет....
      Допустим, проливы стали российскими, что дальше, удержать она их не сможет, это раз, во-вторых, после прохода проливов, КЧФ ВМФ РФ впоследствии упрется в Гибралтарский пролив (на "Скале" сейчас хозяйничают британцы) и Суэцкий канал, который тоже может быть взят под контроль ампириалистами....
      КЧФ ВМФ РФ (сильный или слабый) одинаково быстро будет уничтожен в Средиземном море, как и в Черном....
      1. -1
        28 декабря 2019 09:45
        Цитата: commbatant
        все равно через проливы без разрешения Турции в угрожаемый период не пройдет....

        А вот это уже расценивается как объявление войны... ()
        1. +1
          28 декабря 2019 16:37
          ...таки нет, читайте внимательно Конвенцию Монро....или текст статьи -

          При этом Турция вправе в случае угрозы в отношении нее закрыть проход иностранным военным судам
          fellow
  4. -2
    26 декабря 2019 17:33
    Хорошо, что хорошо кончается.
  5. -5
    26 декабря 2019 19:23
    Судя по всему, дорогостоящий Стамбульский канал «имени Эрдогана» все-таки будет построен, несмотря на явные экономические проблемы Турции.

    По-ходу, у региональных полу-диктаторов так всегда - один (при экономических проблемах страны) мосты строит, другой вот - каналы роет.
    Стремятся подчеркнуть свое малозаметное величие.

    Учитывая, что Турция состоит в НАТО, можно не сомневаться, что нормы новой Конвенции не пойдут на пользу России и ее Черноморскому флоту.

    А вот тут да, есть повод для РФ напрячь сфинктер.
    Если такой канал будет построен, российским пропагандистам далее не удастся посмеиваясь описывать, как военные суда США в одиночку (и не самого большого калибра по факту) иногда наведываются в Черное море.
  6. +2
    26 декабря 2019 19:24
    Цитата: 123
    С этой базой случилось бы то же самое, что и с Камранью. Иной картина могла быть без Горбачева.

    Камрань Путин закрыл, если что.
    1. -1
      26 декабря 2019 22:39
      Цитата: Маржецкий
      Цитата: 123
      С этой базой случилось бы то же самое, что и с Камранью. Иной картина могла быть без Горбачева.

      Камрань Путин закрыл, если что.

      Верно. И правильно сделал на тот момент времени...

      Полноценная эксплуатация военно-морской базы и аэродрома при ней продолжалась до начала девяностых годов. После этого экономические трудности заставили изменить взгляды на использование вьетнамских объектов. До начала двухтысячных годов в Камрани оставались российские военнослужащие, отвечавшие за эксплуатацию имевшихся объектов. Одновременно с этим база не использовалась по прямому назначению, поскольку ВМФ России уже не имел возможности осуществления постоянного дежурства в южных районах Тихого океана и в акваториях Индийского.
      К середине 2002 года весь личный состав базы был вывезен в Россию, а объекты переданы вьетнамской стороне. В дальнейшем Вьетнам реконструировал некоторые объекты. К примеру, бывший аэродром военной базы теперь является международным аэропортом.

      https://topwar.ru/99669-rossiyskie-vooruzhennye-sily-v-kamrani-nespeshnoe-vozvraschenie.html

      «После того, как истечет срок контракта на использование базы между Вьетнамом и Россией, вьетнамское правительство будет использовать Камрань самостоятельно», - говорится в заявлении министра обороны Вьетнама генерал-лейтенанта Пам Ван Тра.

      https://www.kommersant.ru/doc/935708

      С конца 2014 года международный аэропорт Камрань стал аэродромом подскока для российских самолетов-заправщиков Ил-78, задачей которых было обеспечение боевого дежурства ракетоносцев Ту-95МС. Американское командование восприняло полеты российских бомбардировщиков в качестве недружественного шага, способного привести к усложнению обстановки в регионе. По этой причине Вашингтон отправил Ханою запрос о гарантиях неиспользования Россией вьетнамских объектов в целях, способных ухудшить военно-политическую обстановку в Юго-Восточной Азии. Как показали дальнейшие события, Вьетнам предпочел продолжать сотрудничество с Россией, не обращая внимания на претензии других стран.

      https://topwar.ru/99669-rossiyskie-vooruzhennye-sily-v-kamrani-nespeshnoe-vozvraschenie.html

      Видимо, чтобы как-то компенсировать нервотрепку вьетнамцам устроенную американцами, РФ создала с "0" подводный флот для ВМС Вьетнама...

      ХАНОЙ, 20 января. /Корр. ТАСС Юрий Денисович/. Последняя из шести подлодок проекта 636.1 "Варшавянка", заказанных Вьетнамом у России, доставлена в порт Камрань в центральной части страны. Таким образом, РФ полностью завершила реализацию контракта на поставку заказчику всей партии лодок, подписанного в конце 2009 года.

      https://vpk.name/news/173156_vo_vetnam_
  7. Комментарий был удален.
  8. +2
    26 декабря 2019 22:42
    Непонятен опять заголовок. Указанная Конвенция никак не распространяется на новые проливы...в принципе, из-за этого новый канал и строят....
  9. -3
    27 декабря 2019 04:09
    У РФ вообще все какое-то н е с п е ш н о е.
    Самолеты, корабли, танки - все "пилят" около или свыше 10 лет. Под стройное жужжание троллей в стиле: Вы вообще специалист, или где? Думаете, там, наверху, меньше вашего знают, Все они правильно делают. Спешить некуда. Вот доделают, запустят в серию, и супостат умрет от страху.

    А тем временем, в реальности получается так, что "доделанные поделки" ВПК России зачастую оказываются весьма устаревшими на момент начала мелко-серийного производства.
  10. -4
    27 декабря 2019 06:49
    Цитата: commbatant
    Каналу «Стамбул» быть: Эрдоган ведет дело к отмене Конвенции Монтрё

    Плохо, что вам непонятен. Перечитайте еще раз, там логика прямо описана.
    1. 0
      27 декабря 2019 10:11
      Какое отношение канал имеет к Конвенции Монтрё? Почему она должна отменяться? Просто ее значение снизится.
  11. -1
    27 декабря 2019 06:50
    Цитата: gorenina91
    Вряд ли Турция начнёт рыть этот канал... -слишком не по средствам для Турции такое мероприятие... -И что будет Турция с этим каналом делать??? - Бумажные кораблики по нему пускать.

    Видимо, у Эрдогана есть свои друзья-строители. smile
  12. -1
    27 декабря 2019 08:46
    После полного запуска Сев.мор. пути судоходная обстановка в Евразии значительно поменяется и этот канал станет невыгоден.
  13. 0
    27 декабря 2019 09:46
    Да, фигня какая-то.
    Нафиг отказываться от Конвенции, если она и так в твою пользу?
  14. Комментарий был удален.
  15. Комментарий был удален.