Транзит российского газа через Украину обрушился с нового года

10

Данные по объемам транзита российского газа через Украину в первый день 2020 года показали пятикратное падение в сравнении со средними показаниями декабря, когда прокачка осуществлялась еще по старому договору.

Как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на компанию «Оператор ГТС Украины», если средний показатель декабря по объему транзита составлял 261 миллион кубометров, то в первые дни января этот показатель упал до рекордно низких цифр: 1 января было прокачано всего лишь 49,3 миллиона кубометров газа, а 2 января объемы транзита упали до 38,8 миллионов кубометров.



При этом украинский оператор заявляет о выполнении всех заявок «Газпрома» по транспортировке «голубого топлива» в страны Евросоюза и Молдавию.

Предположительно, падение объемов может быть связано с небывало теплой зимой и тем, что на фоне затянувшихся в прошлом году переговоров России и Украины по транзиту газа, европейцы перестраховались и заполнили свои хранилища сверх обычных объемов.

Как бы там ни было, можно не сомневаться, что в течение года весь оговоренный новым договором объем российского газа будет прокачан по украинской ГТС, так как «Газпром» второй раз вряд ли захочет столкнуться с украинскими исками в европейских арбитражах.

В особенности, с учетом заведомо антироссийской позиции этих арбитражей, результатом которой становятся решения о миллиардных компенсациях в пользу Украины.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    4 января 2020 13:19
    А России нужен ангажированный арбитраж? Почему в договорах не согласовать суды, например, китайские или сирийские?
    1. +3
      5 января 2020 01:25
      Не знаю, как в старом договоре на транзит газа, но в новом (с месяц назад подписанном) договоре на транзит нефти (подписан с тем же Нафтогазом) фигурирует уже Сингапурский арбитраж. Какой арбитраж в новом газовом контракте - пока не известно. Но, скорее всего, Стокгольмский арбитраж, после своих невменяемых решений, останется без работы. Ни один предприниматель (в здравом уме и трезвой памяти) не позволит включить в договор этих убогих.
    2. -6
      5 января 2020 09:50
      bratchanin3
      Уж лучше иранские? А может, бери выше, и северокорейские?
      1. 0
        5 января 2020 10:55
        Не надо ёрничать.
        1. Комментарий был удален.
    3. +2
      5 января 2020 21:51
      Цитата: bratchanin3
      Почему в договорах не согласовать суды, например, китайские или сирийские?

      Можно Иранские, по законам шариата....
      "Сироты" сами вправе решать, где будут рассматриваться судебные споры по газовому договору...
  2. +4
    5 января 2020 01:45
    Я уже писал в комментах, что подписание договора на транзит не означает 100% гарантии транзита с 01.01.2020г.
    Есть заявки - есть транзит, нет заявок - нет транзита. В связи с тёплой (пока) зимой и максимальным заполнением ПХГ, цены на газ в Европе упали, запасы газа - рекордные. Поэтому перекачивать газ себе в убыток никто не будет.
    На Украине сообщают, что некоторые участки УГТС сейчас работают на реверс (реально), качают газ их ПХГ с запада на восток, что стоит денег. И вот это они делают за свой счёт. Поскольку УГТС выполняет свою вторую функцию, как части УГРС (распределительной сети). При высоком и стабильном объёме транзита давление в сети поддерживали наши компрессорные станции, а внутренние сети просто разбирали газ по ходу его следования на запад. Теперь лафа кончилась. И это дополнительно снизит доходы от транзита. А при текущих тарифах на транзит граница окупаемости деятельности УГТС (при равномерной загрузке) около 42 млрд кубов в год. А при неравномерной эта цифра повышается, благодаря периодическому подключению УГТС для внутренних перекачек. Во что это выльется Украине - покажет только практика. Заморачиваться по поводу равномерности загрузки УГТС европейские операторы не будут, ничего личного, просто бизнес, да и достали они уже всех.
    Сейчас более-менее равномерная прокачка будет сохраняться только на направлении Приднестровье - Молдавия, которых РФ кидать не будет. Даже Молдавия в последнее время сменила вектор на Россию. А Украина - по остаточному принципу. И определять это будет даже не Газпром. Газпром просто будет выполнять заявки еврооператоров на прокачку. Опять же - бизнес, ничего кроме.
    1. -1
      5 января 2020 21:06
      Борь, может я чего-то недопонимаю, но объясните мне:
      для прокачки газа на запад, используются компрессорные станции, которые создают давление. Так? Если это так, то как можно гнать газ в трубе ОБРАТНО (т.е. с запада на восток), когда давление ВСТРЕЧНОЕ??? Или "реверс" - это фейк, или одно из двух...
      1. +2
        5 января 2020 22:03
        Цитата: A.Lex
        "реверс" - это фейк, или одно из двух...

        Фейк. Великие украинцы забирают поставляемый газ их ГТХ и платят за него Покупателю, который его недополучил (полякам, словакам и т.д., с их согласия, конечно) и называют это реверсом... другой способ, более дорогой - это покупка у Польши (из ее уже ГХ) ранее поставленного российского газа...
      2. +2
        6 января 2020 01:36
        Сначала перекачку на запад прекращают. Потом, либо включают другие компрессоры, качающие на восток (а прежние перекрывают вентилями), либо компрессор один, но он обвязан байпасами так, что разными комбинациями включений и выключений вентилей можно направить поток газа в нужную сторону. Но в случае с Украиной (раньше) это был фейк. Качать по одной трубе газ в обе стороны невозможно, а параллельной системы труб, естественно, никто не строил.
        Небратья через границу со Словакией положили очень короткую трубу, которая качала газ на восток, но сразу же, через несколько километров, возвращала газ в ГТС и газ снова отправлялся в Словакию. А реально отбирался газ по всей протяжённости ГТС в ходе транзита (в Харькове, Запорожье и т.д.). Такой лёгкий и всем понятный мухлёж. Но теперь, когда перекачка идёт нестабильно, приходится реально включать реверс по всей протяжённости. А это не дёшево. Газ качают с приводом от турбин, вроде самолётных. Запитываются они тем же газом, который стоит денег. При СССР, когда был большой парк авиации, на перекачку ставили выходившие ресурс движки самолётов. Нагрузки на перекачке меньше и движки ещё долго работали. Сейчас авиации стало меньше, а ГТС сильно выросла. Поэтому используют специальные турбины. Насосы - тоже турбины, но другого типа.
        1. +1
          7 января 2020 12:20
          Борис, это всё понятно... Но вопрос остался - КУДА ДЕВАЕТСЯ ДАВЛЕНИЕ ИЗ РОССИИ??? Ведь перекрыв задвижкой ПОДАЧУ ИЗ РОССИИ, они тем самым НЕ остановили нагнетание давления... Что происходит с тем моментом, когда задвижку перекрыли, а давление по-прежнему нагнетается? Правильно - происходит прорыв в сети! Или АВАРИЙНАЯ остановка КС. Вы вообще знакомы с работой данных агрегатов? Вы в курсе, что АВАРИЙНАЯ остановка КС - ЧП, стоящее значительных денег? Потому НИКАКОГО РЕВЕРСА в природе не существует (и, тем более, никакой "байпас" встречного давления основной трубы не удержит). Идёт откровенное воровство за счёт Газпрома и европейских потребителей. Только и всего.
  3. Комментарий был удален.