Airbus против Boeing: схватка «крылатых гигантов» ужесточается
Наступление нового года позволяет подвести итог противостояния двух ведущих мировых авиастроительных корпораций, развернувшегося в прошлом году с новой силой. Новый импульс ему, вне всяких сомнений, придали проблемы, обрушившиеся на американских производителей самолетов. Однако надо отдать должное их европейским конкурентам – они не полагаются исключительно на благоприятное для них стечение обстоятельств и не сидят сложа руки.
Именно наступательная политика в конечном итоге и обеспечила Airbus воистину исторический прорыв, который снова вывел ее на лидирующие позиции в деле самолетостроения. Насколько прочным является нынешнее положение и есть ли у Boeing шансы вернуть себе «пальму первенства» в ближайшем будущем?
Освободите пьедестал!
Надо отметить, что «капиталистическое соревнование» между производителями небесных лайнеров и Старого и Нового света, длится примерно столько, сколько существуют обе гигантские корпорации. Впрочем, обратимся к временам более близким. Европейский концерн прочно лидировал с 2003 по 2010 годы, однако, в 2011 году главенство в деле производства и поставок захватили американцы, которых, казалось бы, уже нереально будет вытеснить с вершины авиастроительного «пьедестала почета». И, тем не менее, уже в декабре прошлого года стало ясно: Airbus это удалось! На протяжении него компания передала заказчикам 863 своих машины, нарастив таким образом производство почти на 8%. Boeing, со своими проданными 345 самолетами (данные за 11 месяцев), не может похвастаться даже половиной такого успеха. Еще бы – ведь угодившие под всемирный запрет из-за ужасающих катастроф его 737 MAX были воистину флагманской моделью корпорации, наиболее востребованной и продаваемой. Осуществлявшиеся по плану поставки дальнемагистральных и широкофюзеляжных машин моделей 777 и 787 спасти положение не смогли. Впрочем, возлагать особые надежды на свое преимущество в данной области Boeing тоже вряд ли стоит – европейцы не просто твердо намерены «подвинуть» ее и на этом направлении, а уже предпринимают для этого вполне конкретные практические шаги.
Да, состоявшийся в середине ноября прошлого года рекордный авиарейс QF7879 по маршруту Лондон-Сидней был осуществлен австралийской компанией Qantas с использованием Boeing 787-9 Dreamliner, без проблем проведшим в воздухе целых 19 часов. Однако в Airbus уже заявили о начале разработки лайнера именно для перелетов подобной протяженности. Что характерно, в роли заказчика выступила все та же Qantas, намеренная в дальнейшем осуществлять доставку пассажиров в Австралию из Нью-Йорка и Лондона на постоянной основе. И обратилась она не к Boeing, с которым, вроде бы, уже имеет позитивный опыт сотрудничества, а к его европейским конкурентам. Каким будет «сверхдальнобойный», пока неизвестно. По имеющейся информации, прототипом для него станет модель A350-1000, которую планируют оснастить проверенными двигателями Rolls-Royce Trent XWB и значительно увеличенными топливными баками. Пока что не оглашаются даже примерные сроки осуществления этого проекта, однако, сам по себе он уже не сулит американцам ничего хорошего. Удивляться нечему – напомню, что по итогам 2019 года именно Qantas Airways была признана самой безопасной авиакомпанией в мире. Увы, марка Boeing с некоторых пор с понятием «безопасность» уже не ассоциируется...
От перемены мест...
Тем временем американскую корпорацию продолжают сотрясать все новые скандалы, терзают финансовая и кадровая «турбулентность». На какие только ухищрения не идут в Boeing, чтобы спасти собственную подмоченную репутацию... Если это и помогает, то очень ненадолго. Казалось бы, меры предпринимаются беспрецедентные: на алтарь «отбеливания» своего имиджа корпорация на сей раз принесла не назначенных «стрелочников», не мелкую сошку, а своего президента и исполнительного директора Дэнниса Мюленбурга, чью отставку в концерне назвали «необходимым шагом для восстановления доверия к компании». Место поплатившегося креслом за череду катастроф и прочих досадных «проколов» топ-менеджера, по имеющейся информации, 13 января займет нынешний председатель совета директоров компании Дэвид Калхун, уже заявивший, что он твердо верит в «светлое будущее» не только Boeing Co, но и продолжающей гробить породившую ее корпорацию модель 737 МАХ. Оптимизм, это, конечно, хорошо, но... Новость о кардинальных кадровых изменениях в высшем звене менеджмента компании подняла акции Boeing на бирже на 3.7%. И это можно было бы считать победой, если бы буквально накануне, после официального объявления о приостановке с начала нынешнего года выпуска злополучных 737 МАХ, ценные бумаги корпорации не обвалились бы на 4%. Похоже, от перемены мест топ менеджеров сумма убытков компании не меняется.
Другого выхода, кроме остановки некоторых конвейеров, что, кстати, случилось впервые за последние 20 лет, у Boeing просто не осталось. Федеральное авиационное управление США (FAA) вцепилось в проблемную модель лайнера, что называется, мертвой хваткой, находя в ней все новые и новые недочеты и потенциальные источники опасности. К примеру, буквально на днях специалисты FAA заявили, что обнаружили в 737 МАХ «проблемы с проводкой», которые вполне могут стать причиной короткого замыкания с полностью предсказуемыми трагическими последствиями. Пучки кабелей, по мнению инспекторов, проложены слишком близко друг к другу и это «потенциально опасно». Насколько этот недостаток серьезен, можно понять по тому, что представители Boeing уже поторопились заверить, что готовы рассмотреть любые варианты ее решения, вплоть до внесения изменений в конструкцию лайнера. Остается только догадываться, в какую «копеечку» это влетит корпорации и насколько отодвинет возвращение 737 МАХ в небо. Сегодня в качестве лучшего из вариантов уже называется второй квартал нынешнего года. Впрочем, тот же Мюленбург, после личной встречи с главой FAA Стивеном Диксоном, четко дал понять: раньше февраля-марта не может идти речи даже о сертификации программного обеспечения для получивших «позорное клеймо» машин. А уж их взлет – и вовсе дело совершенно неопределенного будущего.
Виноваты все
Тем временем дополнительного драматизма ситуации добавляет то, что к разбирательству относительно Boeing весьма рьяно подключились члены комитета транспорта и инфраструктуры Палаты представителей Конгресса США. В процессе изучения ими все новых и новых документов, одна за одной всплывают подробности, отнюдь не красящие как саму корпорацию, так и проявляющих сегодня к ней уже постфактум свою суровость контролеров из FAA. Так, конгрессмены выразили крайнюю обеспокоенность тем фактом, что согласно попавшей в их руки внутренней переписке корпорации, некоторые ее сотрудники прекрасно осознавали потенциальную опасность изменений, вносимых в программное обеспечение 737 МАХ. Другие же их коллеги в то же самое время всеми силами стремились не допустить «утечки информации», которая могла бы привести к срыву планов по производству этой модели лайнеров. Эти подозрения подтверждаются и свидетельствами конкретных лиц, напрямую причастных к предмету расследования. Так, Эд Пирсон, сотрудник Boeing (уже бывший, естественно), имевший непосредственное отношение к программе «лайнеров-убийц», на соответствующих слушаниях заявил, что предупреждал руководство корпорации о грядущей беде еще до первой авиакатастрофы, но его попросту проигнорировали.
Более того, другие экс-работники компании сделали еще более шокирующие признания, бросающие тень не только на их бывших работодателей, но и на Федеральное авиационное управление США. Речь о «чересчур тесных контактах» его руководства с воротилами корпорации Boeing, позволявших авиастроителям «решать вопросы» по сертификации их продукции в тех случаях, когда по букве закона и правил она была невозможна. Все это позволяет американским законодателям допустить, что в FAA прекрасно знали о настоящих причинах первой трагической аварии 737 МАХ, случившейся еще в октябре 2018 года, и осознавали более чем серьезную вероятность ее повторения. Однако вместо того, чтобы немедленно наложить полный запрет на эксплуатацию этой модели, контролеры молчали и не предпринимали ровно ничего вплоть до второй авиакатастрофы. Стремление всех прямых и косвенных виновников двух жутких трагедий перевалить еще на кого-либо хоть часть ответственности, вполне понятно. Однако вскрывающаяся сейчас крайне неприглядная правда действительно заставляет всерьез задуматься над тем, насколько вообще можно доверять воздушным судам, производства и принятие в эксплуатацию которых происходит с подобным количеством совершенно вопиющих нарушений.
Тем временем Airbus, что называется, кует железо, пока горячо. Ну, или алюминий – в данном случае... В прошлом году в компании даже пошли на беспрецедентную отмену приостановки производства на собственных предприятиях на Рождество. Вот как стремятся развить достигнутый успех! Что ж, кто бы не победил в этой гонке, для нас, рядовых пассажиров, доверяющих свои жизни несущим нас в небеса крылатым машинам, главное одно – легкий взлет и мягкая посадка. Подсчитано: в 2019 году в мире произошло 86 авиапроисшествий, 8 из которых имели трагические последствия. Этот показатель, равно, как и количество жертв катастроф, к счастью, снизился в сравнении с 2018 годом практически вдвое! В минувшем году смертельным оказывался один авиарейс из 5 с половиной миллионов. Так пусть же эта цифра станет еще меньше, а лучше всего – превратится в ноль!
Информация