Ставка «на черное»: зачем Лукашенко «нефтяные войны» с Россией
13 января полным провалом завершилась очередная попытка представителей Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России и Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Белоруссии согласовать тарифы на транспортировку российских энергоносителей по белорусским участкам нефтепровода «Дружба». Следующий раунд переговоров, предположительно, состоится 15 января. В качестве окончательного контрольного срока, до которого стороны должны прийти к взаимоприемлемому решению, называется 1 февраля. В противном случае достаточно серьезные проблемы могут ожидать как наших экспортеров, так и предприятия нефтеперерабатывающей отрасли соседей.
Тем не менее, официальный Минск в этой непростой ситуации упорно продолжает занимать позицию, которую сложно назвать конструктивной и реалистичной даже при самом большом желании. Отчего так? К чему может в конченом итоге привести очередная «нефтяная война» между странами?
«Я твоя труба шатал!»
Попытки «шатать» проходящую через Белоруссию трубу транзитного нефтепровода «Дружба», периодически предпринимаемые неуемным «Бацькой», в принципе, воспринимаются уже как нечто неприятное, но неизбежное. Стремление Минска взвинтить тариф за транспортировку по ней наших энергоресурсов на 21.7%, озвучивалось в течение прошлого года неоднократно, а инцидент с попаданием в нее «грязной» нефти и сопутствовавшие ему коллизии и проблемы, только добавили жару в и без того непростую ситуацию. Согласие российской «Транснефти» увеличить с 1 сентября 2019 года транзитный тариф на 3.7% (с предполагавшимся аналогичным его повышением с 1 февраля 2020 года), разгулявшиеся аппетиты белорусской стороны удовлетворить никак не может. Ей вынь да положь удорожание почти на четверть – иначе никак! При этом в ОАО «Гомельтранснефть Дружба», являющейся транзитером, пытаются твердить что-то как об «инфляционной составляющей», так и о «недополученной прибыли», уменьшившейся в силу снижения объемов перекачки «черного золота». В Москве же ко всем этим «выкладкам» относятся откровенно скептически, считая значительную часть материальных претензий надуманными, если и вовсе не взятыми, как говорится, «с потолка». Согласно соответствующим межправительственным соглашениям, «по собственному хотению» менять тариф не имеет права ни Минск, ни Москва. Он может явиться только «продуктом при полном непротивлении сторон», как говаривал бессмертный монтер Мечников. Но вот с этим как раз и не складывается категорически.
Масла в огонь изрядно подлил принятый накануне Лукашенко указ о введении нового, «экологического» налога на транспортировку нефти. Ну, прям Александр Григорьевич Тунберг какой-то... Новый фискальный сбор (отнюдь не маленький) должен стать «страховкой» на случай, если из-за нефтепровода случится вдруг какое-нибудь бедствие, угрожающее и вправду прекрасной природе Белоруссии. Выплачивать налог должно будет все то же ОАО «Гомельтранснефть Дружба» и к России он, вроде бы, не имеет ровно никакого касательства. Все, казалось бы, «ровно», однако... Денежки «на экологию» по изначальному замыслу должны были взиматься как раз с поднятого тарифа за транспортировку. Такая вот хитренькая комбинация получается: «Войдите в наше положение! Мы ж не себе в карман – за природу родную радеем! В соответствии, так сказать, с последними мировыми трендами и мейнстримами... Одним словом, давайте платите, не выкобенивайтесь!» Ну, определенно как-то так оно и получается. При этом даже живущим в белорусских лесах ежикам, о благополучии которых так трогательно заботится «Бацька», наверняка понятно – дело тут попросту в очередной его попытке хоть так, хоть эдак компенсировать «налоговый маневр», грозящий оттяпать в нынешнем году у белорусских НПЗ, страшно сказать, аж 5% прибыли! Говоря по-иному, восполнить стремительно ускользающую возможность демпинговать белорусскими нефтепродуктами на топливных рынках тех же Польши и Украины за счет полученного по баснословно низкой цене сырья для их изготовления. Вот и вся «экология»...
Нефтяной театр абсурда
Все громогласные заявления, с достойным подмостков лучших театров планеты пафосом, делаемые Александром Григорьевичем относительно «российской жадности», «желания поставлять братской стране нефть по ценам выше мировых» и им подобные не просто бессовестны. Они еще и абсурдны. Особенное умиление среди них вызывает гнев «Бацьки» по поводу того, что «Газпром», мол, «не стесняется зарабатывать на Белоруссии больше, чем на Германии в год 75-летия Победы»! Тут уж, простите, без комментариев. Устраивая эдакое вот отдающее наигранной «обидой» шоу, Лукашенко периодически «вбрасывает в массы» идеи по поводу «полного отказа от российской нефти» и имеющихся якобы «реальных альтернативах» ее поставкам. Не так давно в Минске с большим торжеством заявили о грандиозном открытии – на Гарцевском нефтяном месторождении обнаружены новые места залегания «черного золота»! В количестве аж трех штук и с ожидаемым объемом в 800 тысяч тонн. Ну, все – Кувейт и Эмираты нервно курят в сторонке... Начать добычу собираются чуть ли не уже в апреле нынешнего года. Все это, конечно, замечательно. Если не вспоминать о том, что имеющиеся на сегодня в Белоруссии 8 с лишним сотен скважин и так дают ей около 1.7 миллиона тонн нефти в год. Вот только импортировал Минск «черного золота» в прошлом году ровно в 10 раз больше! Нефть собственной добычи там, кстати, как правило, пускают на экспорт. Вот только сейчас на этих сделках поставлен крест – в условиях спровоцированного самой белорусской стороной кризиса, весь «отечественный продукт», едва добыв, приходится отправлять на собственные НПЗ, еле-еле выживающие на «голодной пайке».
Для Белоруссии разумных и приемлемых альтернатив поставкам российских энергоносителей не существует в принципе. Ну, если там, конечно, не намерены буквально с завтрашнего дня начать полную перестройку собственной экономики... Можно ни на секунду не сомневаться в том, что Лукашенко это осознает прекрасно. К чему же тогда весь этот «нефтяной театр абсурда»?! Интереснее всего, что в самой же Белоруссии давно уже высказывается мнение относительно того, что во всех ведущихся им «войнах» с Москвой и энергоносители, и цены на них, как таковые – дело десятое. Нет, они, конечно, имеют значение (зарплаты-пенсии платить же надо!), но далеко не первостепенное. Некоторые скептики в самом Минске утверждают: нефтяное «змагарство» «Бацьки» суть ничто иное, как давно продуманная и «обкатанная» им предвыборная технология. Посудите сами – на подходе очередные выборы президента. Что можно предъявить электорату в качестве «прорывов» и достижений за последний срок бесконечного правления? Белоруссия, по сути дела, является страной с «остановившимся» временем – далеко не худшим, необходимо признать, но намертво «застывшим», словно кусок янтаря. Стабильность есть – и прекрасно. Однако для пущей убедительности лидеру нации все-таки необходимы победы, одержанные неважно над кем. В такой ситуации на роль «спарринг-партнера» неизменно выбирается Россия: понятно же, что «боксировать» будет вполсилы и сильно не зашибет. Кое-кто из белорусских экспертов уверен: «нефтяные» и прочие подобные кризисы в отношениях с Москвой неизменно совпадают с электоральными циклами Александра Григорьевича. Раз за разом встает он грудью за интересы родной страны, подтверждая тем самым свой неизменный имидж «крепкого мужика» и «справного хозяина».
Такое вот «самоутверждение» за счет страны, действительно считающей Белоруссию своим ближайшим и надежнейшим союзником, выглядит, мягко говоря, не очень... Более того - согласно законам жанра, Александру Григорьевичу при каждой новой «схватке» неизбежно приходится повышать ставки, поднимать накал противостояния, доходя в нем до все более опасных пределов. Сейчас вот он «поставил на черное», пытаясь заставить российских нефтяников отказаться от премии за поставки энергоносителей и отгружать их уже чуть ли не себе в убыток. При этом в ход идут не только достаточно прозрачные намеки на «перекрытие трубы», а действия, прямо направленные на прекращение транзита. В Минске прекрасно знают о проблемах, которые в результате могут возникнуть у «Роснефти» с потребителями в тех же Венгрии и Германии, и бессовестно играют на этом. Более того, есть опасность того, что на сей раз Лукашенко может пойти еще дальше, попытавшись превратить в предмет торга российские военные объекты, расположенные на территории Белоруссии. Вполне определенное беспокойство вызывает то, что вопреки делавшимся еще давным-давно заявлениям тамошнего министра обороны Андрея Равкова о готовности к перезаключению соответствующих договоров, вопрос не решен по сей день. Неужели Минск специально затянул время, подгадывая под очередные переговоры по энергоносителям?!
К огромному сожалению, вопросы о решительном продвижении в деле глубокой интеграции наших стран, еще так недавно бывшие главными в повестке российско-белорусских отношений, сейчас отошли в тень, уступив место сугубо меркантильным моментам. На белорусских НПЗ, работающих сегодня с минимальной нагрузкой, позволяющей поддерживать производственные процессы, по оценкам экспертов сырья хватит, в самом лучшем случае, до конца нынешнего месяца. В этот же срок должно быть и принято решение по тарифам на транзит. Россия готова в 2020 году поставить белорусской стороне 24 миллиона тонн «черного золота», увеличив объемы прошлогодних поставок более, чем на 6 миллионов тонн. Вопрос в том, сумеют ли в Минске вовремя умерить неуместные в данной ситуации амбиции, несущие вред не только экономике, но и добрососедским отношениям наших стран.
Информация