Куда «летит» российский бензин
Ждет ли Россию новый виток топливной инфляции? Сейчас этим вопросом обеспокоены очень многие. Ведь только с 29 апреля по 7 мая 2018 г., по данным Росстата, цена на бензин в стране выросла на 1%, а дизельное топливо – на 0,9%. Интересно, что общий уровень инфляции составил за это время всего 0,1%, то есть топливо растет в цене в десять раз быстрее, чем другие продукты и услуги.
Рост цен на бензин наблюдается на протяжении последних четырех недель. Так, в Москве бензин АИ-95 с начала апреля подорожал примерно на 3%. Цены на бензин повышают и крупные топливные компании, и маленькие сети автозаправок, то есть инфляцию можно назвать общероссийской тенденцией. С чем это связано, учитывая, что Россия – одна из крупнейших нефтедобывающих держав мира?
На самом деле, рост цен на бензин в России определяется совокупностью нескольких факторов. В первую очередь, это особенности сезона. Весной начинаются сельскохозяйственные работы, большее количество людей начинает пользоваться личным автотранспортом очень активно. Одновременно снижаются темпы производства бензина, поскольку зимой многие предприятия закрываются на профилактический ремонт оборудования или снижают объемы производимой продукции.
Во-вторых, еще в ноябре 2017 г. Государственная Дума РФ приняла решение об очередном увеличении акцизов. Вместе с алкоголем и табаком под увеличение акцизов попал и бензин, а также дизельное топливо. В цене российского бензина и дизельного топлива до 60% приходится на налоги, поэтому любые изменения государственной налоговой политики в сторону повышения акцизов неизбежно сказываются на стоимости бензина. Хотя в Министерстве финансов РФ уверяли, что увеличение акцизов не приведет к существенным изменениям в цене топлива, прогнозы государственных финансистов не оправдались.
Наконец, сейчас растут цены на нефть в мировом масштабе. Поэтому отечественным производителям выгоднее отправлять добываемую нефть за пределы страны, чем снабжать российские нефтеперерабатывающие заводы. Экспорт одной тонны нефти сейчас приносит топливным компаниям дополнительные семь тысяч рублей, которых не будет в случае реализации нефти в пределах России. Таким образом, на отечественном рынке наблюдается дефицит нефти, что неизбежно сказывается и на бензине. Масштабы дефицита легко себе представить на примере Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, где сейчас продается 15 тысяч тонн бензина в сутки при существующей потребности России во внутреннем потреблении бензина в 50 тысяч тонн в сутки.
Для того, чтобы остановить рост цен на топливо, государству необходимо предпринять решительные шаги по снижению акцизов на бензин, а кроме того обеспечить увеличение поставок нефти на внутренний рынок. Интересно, что с необходимостью снижения акцизов согласны в Федеральной антимонопольной службе, специалисты которой также пришли к выводу, что именно высокие акцизы являются одной из главных причин роста цен на бензин в современной России. Но эта позиция ФАС еще не означает, что с ней согласятся в Министерстве финансов. Обсуждение возможных перспектив снижения акцизов, как мы можем предполагать, затянется минимум до осени 2018 года. Поэтому бензин в обозримом будущем продолжит дорожать.
Рост цен на бензин наблюдается на протяжении последних четырех недель. Так, в Москве бензин АИ-95 с начала апреля подорожал примерно на 3%. Цены на бензин повышают и крупные топливные компании, и маленькие сети автозаправок, то есть инфляцию можно назвать общероссийской тенденцией. С чем это связано, учитывая, что Россия – одна из крупнейших нефтедобывающих держав мира?
На самом деле, рост цен на бензин в России определяется совокупностью нескольких факторов. В первую очередь, это особенности сезона. Весной начинаются сельскохозяйственные работы, большее количество людей начинает пользоваться личным автотранспортом очень активно. Одновременно снижаются темпы производства бензина, поскольку зимой многие предприятия закрываются на профилактический ремонт оборудования или снижают объемы производимой продукции.
Во-вторых, еще в ноябре 2017 г. Государственная Дума РФ приняла решение об очередном увеличении акцизов. Вместе с алкоголем и табаком под увеличение акцизов попал и бензин, а также дизельное топливо. В цене российского бензина и дизельного топлива до 60% приходится на налоги, поэтому любые изменения государственной налоговой политики в сторону повышения акцизов неизбежно сказываются на стоимости бензина. Хотя в Министерстве финансов РФ уверяли, что увеличение акцизов не приведет к существенным изменениям в цене топлива, прогнозы государственных финансистов не оправдались.
Наконец, сейчас растут цены на нефть в мировом масштабе. Поэтому отечественным производителям выгоднее отправлять добываемую нефть за пределы страны, чем снабжать российские нефтеперерабатывающие заводы. Экспорт одной тонны нефти сейчас приносит топливным компаниям дополнительные семь тысяч рублей, которых не будет в случае реализации нефти в пределах России. Таким образом, на отечественном рынке наблюдается дефицит нефти, что неизбежно сказывается и на бензине. Масштабы дефицита легко себе представить на примере Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, где сейчас продается 15 тысяч тонн бензина в сутки при существующей потребности России во внутреннем потреблении бензина в 50 тысяч тонн в сутки.
Для того, чтобы остановить рост цен на топливо, государству необходимо предпринять решительные шаги по снижению акцизов на бензин, а кроме того обеспечить увеличение поставок нефти на внутренний рынок. Интересно, что с необходимостью снижения акцизов согласны в Федеральной антимонопольной службе, специалисты которой также пришли к выводу, что именно высокие акцизы являются одной из главных причин роста цен на бензин в современной России. Но эта позиция ФАС еще не означает, что с ней согласятся в Министерстве финансов. Обсуждение возможных перспектив снижения акцизов, как мы можем предполагать, затянется минимум до осени 2018 года. Поэтому бензин в обозримом будущем продолжит дорожать.
Информация