«Битва за порты»: Польша и Литва начали экономическое удушение Калининграда

18

После того, как Москва приняла решение переориентировать экспорт с Прибалтики на свои собственные порты, большие надежды возлагались на Калининградскую область. Этот самый наш западный регион может быть не только военным форпостом, но и торговыми воротами. Однако вместо роста грузооборот Калининградского порта показывает серьезное падение.

Цифры говорят сами за себя: порт Санкт-Петербурга в прошлом году перевалил 59,84 миллиона тонн, показав рост в 0,9%, порт Усть-Луга перевалил 103,85 миллиона тонн, что означает прирост в 5,2%. На этом фоне грузооборот порта Калининграда уменьшился на 21,3%, составив всего 11,06 миллиона тонн. Так что же происходит с нашими западными торговыми воротами?



На практике мы видим процесс экономического удушения российского эксклава, зажатого между Литвой и Польшей. Причем прикладывают к этому руку не только недружественно настроенные соседи, но и «союзная» Беларусь, а также наши собственные чиновники-коррупционеры.

«Золотой транзит»


Как известно, после распада СССР Калининград оказался отрезанным от «Большой земли» территорией Белоруссии и Литвы. За провоз грузов по железной дороге через эти страны приходится платить. Компании-перевозчики из Калининграда ранее получали компенсации из федерального бюджета за каждый вагон. Но в 2018 году «аттракцион неслыханной щедрости» прекратился. Одновременно с этим Минск поднял тарифы на железнодорожный транзит на 10%. Ровно то же самое сделал и Вильнюс, увеличив тарифы на провоз зерна на 15%, а на уголь – в два раза.

Из-за этого экспорт через Калининград стал менее выгодным. При этом продукция, произведенная в самой Калининградской области, весьма промышленно развитой, стала неконкурентоспособной в «большой России». Налицо явное экономическое удушение территориального эксклава. Аналитики указывают на то, что проблема могла быть решена, возьми РЖД на себя все функции по транспортной экспедиции, установив единый тариф. Потери госкорпорации должны быть компенсированы уже из бюджета.

Власти попытались решить проблему повышенного транзита за счет паромной линии из порта Усть-Луга в Балтийск. Однако работа его неэффективна: на линии всего два старых судна, и она регулярно надолго приостанавливается. Эксперты говорят, что более рациональным было бы организовать регулярные рейсы контейнеровозом в Калининград из Санкт-Петербурга, что было бы быстрее и дешевле для заказчиков.

«Золотой порт»


Калининград имеет массу конкурентных преимуществ: он удобно расположен, стоимость бункерного топлива в нем весьма привлекательна. Многие европейские торговые и пассажирские суда могли бы заходить в российские порты. Однако реализация этого потенциала наталкивается на наши коррупционные реалии.

Так, в городе Пионерском Калининградской области должен был быть построен порт для обслуживания круизных лайнеров. По Балтийскому морю в год проходит свыше тысячи судов такого класса, перевозящих от 20 до 30 миллионов пассажиров. К нам заходит меньше 1% из них. При строительстве специализированного порта было украдено, по данным следствия, свыше 1,6 миллиарда рублей. Сроки сорваны, объект построен на четверть.

Теперь в Янтарном запланирован очередной «мегапроект» - строительство глубоководного порта мощностью в 50 миллионов тонн в год. Идея хорошая, но возникает вопрос, сколько его будут строить, и во что он обойдется казне. При этом в соседней Польше активно раскручивается работа порта в Гданьске. Его коммерческие показатели последние годы ставят рекорд за рекордом.

В общем, экономически Калининградская область постепенно начинает превращаться в «депрессивный регион». И на одних только «недоброжелателей» из НАТО тут пенять нельзя. Долгосрочные последствия этих процессов могут быть очень серьезными.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. DPN
    +2
    25 января 2020 12:06
    При чём здесь Польша и Литва, если всё зависит от России. Калининград - это Российская "Брестская Крепость".
  2. +6
    25 января 2020 13:24
    Россия должна ответить давлением на давление... Поднимают Литва и Белоруссия цены на транзит - поднять цены для них и отправить домой их заробитчан, пусть их на Родине кормят, как хотят и чем хотят, а РФ их кормить не обязана.
    1. -2
      28 января 2020 22:23
      Цитата: Странник039
      отправить домой их заробитчан, пусть их на Родине кормят, как хотят и чем хотят.

      И много сейчас в России заробитчан из Литвы? К вашему сведению, они все уже давно в Европе.
      1. 0
        31 января 2020 12:19
        Много, из Белоруссии.
        1. +1
          5 февраля 2020 20:42
          К Вашему сведению, простые работяги из Белоруссии на заработки сейчас едут в Польшу и дальше в Европу или в США. Особенно много едут работать водителями: дальнобойщиками и прочими. Во всяком случае, из числа моих знакомых, которые уехали работать простыми рабочими, все уехали на Запад.
          А вот в Россию уезжают работать квалифицированные специалисты по приглашению российских же компаний. Год назад с нашего завода в Россию сразу уехало почти всё руководство: главный инженер, зам. главного инженера, нач. производственного отдела, нач. производства и ещё несколько руководителей уровня от зам. главного инженера и ниже. А вот почему российским компаниям выгоднее пригласить руководителей и специалистов из РБ, а не обучить своих - это вопрос, возможно, даже к Вам.
          В Россию просто на заработки уже давно не ездят, туда если и уезжают, то, как правило, на ПМЖ. И большинство тех, кто хотел, уже давно уехали, обжились и имеют российское гражданство.
          Так кого вы собрались отправлять домой?
  3. -11
    25 января 2020 16:14
    Вот вам и ещё один повод - о чём надо договариваться с Белоруссией. А наша власть из-за копеек войны себе устраивает, врагов себе на ровном месте наживает. Одно "бабло" в голове, вместо мозгов.
    1. +8
      25 января 2020 21:11
      Это Белоруссия регулярно просит у РФ скидки и кредиты, вот пусть она и договаривается... Это они от нас зависят, а не мы от них, а не перестанут гадить РФ - получат отдачу, да такую, что пожалеют о своем не умном поведении и жалеть им придется долго..
      1. -2
        28 января 2020 22:24
        Цитата: Странник039
        получат отдачу, да такую, что пожалеют о своем неумном поведении, и жалеть им придется долго..

        А другие варианты, кроме "отдачи", придумать можете?
        1. +1
          31 января 2020 12:22
          Варианты на всё соглашаться, действовать не в своих интересах, а в интересах другой страны, заключать договоры себе в убыток, или вообще отдавать всё даром - не варианты.
          1. +1
            5 февраля 2020 20:49
            Цитата: МВН
            Варианты на всё соглашаться, действовать не в своих интересах, а в интересах другой страны, заключать договоры себе в убыток, или вообще отдавать всё даром - не варианты.

            А вариант договориться Вы не рассматриваете? Можно договориться так, чтобы это было выгодно обеим сторонам. Но для этого надо договариваться.
    2. +6
      25 января 2020 21:15
      У республик бывшего СССР независимость строится на русофобии, а отношение к РФ сугубо потребительское и откровенно высокомерно-вызывающее... С таким отношением к РФ от вас хочется отгородиться забором, попросив вас покинуть РФ... а не договариваться с обнаглевшими, вечно недовольными, не благодарными дармоедами.
      1. -2
        28 января 2020 22:30
        Цитата: Странник039
        С таким отношением к РФ от вас хочется отгородиться забором, попросив вас покинуть РФ...

        Так за чем дело стало? Отгораживайтесь забором, прекратите качать в Европу нефть и газ, но и про Калининград тогда забудьте, потому как и он за забором окажется.
        Странная какая-то мания у вас - забором ото всех отгораживаться. Вас, случаем, никакой бандероукр не укусил?
    3. +3
      25 января 2020 21:37
      Цитата: сталевар
      Вот вам и ещё один повод - о чём надо договариваться с Белоруссией.

      Договариваться с шантажистами?

      А наша власть из-за копеек войны себе устраивает, врагов себе на ровном месте наживает. Одно "бабло" в голове, вместо мозгов.

      Вроде в статье для вменяемых написано по-русски, или вы читать не умеете?

      Но в 2018 году «аттракцион неслыханной щедрости» прекратился. Одновременно с этим Минск поднял тарифы на железнодорожный транзит на 10%.

      Т.е. задолго до нынешнего конфликта на цены из-за нефти....
      1. -1
        28 января 2020 22:42
        Цитата: commbatant

        Цитата: сталевар
        А наша власть из-за копеек войны себе устраивает, врагов себе на ровном месте наживает. Одно "бабло" в голове, вместо мозгов.

        Вроде в статье для вменяемых написано по-русски, или вы читать не умеете?

        Умеет он читать и всё правильно понимает, в статье так и написано, вменяемые всё поняли. Если бы руководство РФ думало о развитии регионов, то сумело бы договориться о транзитных ставках с Лукашенко, во всяком случае, уж точно. Что касается Литвы, то там сложнее. Но в любом случае, сохранить выгодный для развития Калининградских портов транзитный тариф можно было.
  4. +4
    25 января 2020 21:35
    Причем прикладывают к этому руку не только недружественно настроенные соседи, но и «союзная» Беларусь, а также наши собственные чиновники-коррупционеры.

    И что ситуация с нашими чиновниками-коррупционерами и "союзнической и братской" РБ только сейчас стала доступной?

    Но в 2018 году «аттракцион неслыханной щедрости» прекратился. Одновременно с этим Минск поднял тарифы на железнодорожный транзит на 10%.

    РФ сделала ответные меры по отношению к РБ?
    Видимо нет, зато:

    Беларусь - держатель 50% доли долгов РФ среди всех стран СНГ. Долги стран с более масштабными экономиками (Украина, Венесуэла) и гораздо меньшими объемами финансирования (более, чем в 2 раза) являются проблемными. Россия дополнительно осуществляет объемное финансирование белорусского корпоративного сектора: строительство БелАЭС (около $10 млрд) и по линии ЕАБР (ЕСФР).

    https://zen.yandex.ru/media/id/5c26797267712a00abd75012/dolg-belarusi-pered-rossiei--restrukturizaciia-portfelia--5d5bd5b17cccba00adce1cd5
  5. +5
    26 января 2020 07:42
    Надо не на "Белоруссию" пенять, а арестовать и судить лоббистов и тех, кто за ними стоит в самой России, которые "мнимым" строительством никому не нужных "мегапроектов" не только в Калининградской области, а по всей России, перенаправляют государственные деньги в свой карман.
  6. +2
    26 января 2020 08:06
    Цитата: Monster_Fat
    Надо не на "Белоруссию" пенять

    Так оно в статье и показано в комплексе, почему все так неказисто....
  7. +2
    26 января 2020 15:01
    То, что правительство РФ не смогло организовать эффективную работу порта Калининграда, трудно поверить. Скорее, не захотел Медведев.