Белоруссия провалила поиск альтернатив российской нефти
Конфликт по вопросу условий поставки нефти между Россией и Белоруссией продолжает развиваться. Для «компенсации потерь», вызванных проводимым Москвой налоговым маневром в нефтяной отрасли, Минск намерен повысить тарифы на транзит углеводородного сырья в Европу.
В ответ на рост стоимости российской нефти для Белоруссии Минск намерен повысить тарифы на ее прокачку по трубопроводу «Дружба». Это уже не первое такое повышение: 1 сентября прошлого года тариф вырос на 3,7%. С января 2020 года белорусские власти намеревались увеличить его на 16,6%, но российские партнеры приняли идею в штыки. Из-за разногласий между сторонами вопрос был урегулирован, согласно специальной инструкции, по которой тариф вырос на 6,6% в соответствии со среднегодовым темпом инфляции.
Очевидно, что это не предел. В Минске пообещали в течение 2020 года вновь поднять вопрос о дальнейшем увеличении транзитных тарифов, при условии роста расходов белорусских организаций. Таким нехитрым образом наши союзники пытаются компенсировать потерю доходов, вызванных последовательным снижением скидок, которые ранее давала Москва. Белоруссия прокачивает в Европу через свою территорию ежегодно 48 миллионов тонн нефти. Еще 18 миллионов она получала для себя на особых условиях со значительными скидками. Из них 6 миллионов тонн шли на внутренние нужды, а остальные перерабатывались на НПЗ и продавались на экспорт.
Происходящее является частью «нефтяной войны» за будущее Союзного государства. Москва налоговым маневром пытается понудить Белоруссию к выполнению обязательств по реальной интеграции в рамках подписанного сторонами договора, Минск же настроен оставаться «союзником без обязательств», получающим экономические преференции просто так.
Отстаивая свою позицию, президент Лукашенко начал демонстративные поиски альтернативных поставщиков нефти из других стран. Уже закуплена партия норвежской нефти, ведутся переговоры с Казахстаном, Украиной и Азербайджаном, возможны поставки танкерами из США, ОАЭ или Саудовской Аравии. Однако экономической целесообразности в этом немного.
Например, при поставках через Прибалтику потребуется оплачивать услуги портов, а также последующей транспортировки железной дорогой. Минск может начать закупать нефть через Украину, используя трубопровод «Одесса-Броды». Но сегодня труба пуста, для начала его работы необходимо будет залить в него так называемую буферную нефть в объемах от 600 до 700 тысяч тонн. Это, а также последующая прокачка углеводородов, например, из Азербайджана, через украинскую территорию, также будут стоить немалых денег, что будет добавляться к стоимости нефти, обретенной без скидок по рыночной цене.
Не лучше и ситуация с казахстанской нефтью. Нур-Султан может поставлять ее, как транзитом через российскую территорию по трубопроводу, так и морем танкерами в обход России, а после через украинский нефтепровод. Но опять-таки, никто щедрых «союзнических скидок» Белоруссии не предлагает, плюс пойдет ценовая накрутка за транспортировку. Некоторые эксперты считают, что Казахстан вообще предпочел бы под удобным предлогом уклониться от участия в данной торговой схеме, чтобы не портить отношения с Москвой.
Иначе говоря, в экономическом плане поиск Минском альтернатив российскому «черному золоту» провален. Любая другая нефть будет для Белоруссии дороже, что прекрасно понимают в Кремле, продолжая давить на «Батьку». Теперь вопрос лишь в том, поставит ли президент Лукашенко политическую целесообразность выше экономической или нет, а также будут ли ему готовы прийти на помощь на Западе.
Информация