Катастрофа Boeing едва не случилась в России: злой рок или неизбежность?
Новое авиапроисшествие с лайнером компании Boeing, на сей раз случившееся уже в нашей стране, заставляет снова вернуться к разговору о всем том комплексе неприятностей, что преследуют одного из крупнейших мировых производителей самолетов вот уже достаточно долгое время.
Над корпорацией, которая сегодня вынуждена отчаянно сражаться уже не за первенство на мировых рынках, а за собственное выживание, довлеет прямо-таки злой рок. Однако в чем заключается истинная причина преследующих ее неудач – в стечениях неблагоприятных обстоятельств, как назло, следующих одно за другим, или все-таки в проблемах, которые были созданы самой Boeing Co, это большой вопрос.
В полушаге от банкротства?
Как стало известно, в настоящее время бывшая еще какой-то год назад одним из богатейших предприятий мира корпорация, вынуждена в срочном порядке искать, где бы это «перехватить деньжат». По сообщениям информированных источников, речь идет о колоссальном займе в размере 10 миллиардов долларов, отдавать который в корпорации намерены, как минимум, в течении двух последующих лет. Более того, Boeing настаивает еще и на «плавающей» дате предоставления кредита, необходимой для того, чтобы не угробить окончательно и так изрядно подпорченную кредитную историю предприятия. Ведь этот заем будет далеко не первым – не так давно корпорация вынуждена была залезть в долги, как минимум, на 6 миллиардов долларов, чтобы рассчитаться по колоссальным компенсационным суммам, успевшим «набежать» за последнее время. Проблемы с «выпавшими» из эксплуатации и недопоставленными заказчикам 737 МАХ (в настоящее время в ангарах корпорации простаивают около 400 машин, ждущих разрешения на взлет и отправки покупателям), легли на бюджет компании тяжелейшим грузом. Только лишь на протяжении третьего квартала 2019 года долг Boeing вырос с 19.2 миллиардов долларов в начале этого периода, до внушительной суммы в почти 25 миллиардов в его конце. В свете этого, нет ничего удивительного в том, что в январе нынешнего года Moody's Investors Service было сделано заявление о намерении пересмотреть кредитный рейтинг корпорации – естественно, в сторону понижения такового. Тем не менее, магия мирового бренда со столетней историей пока работает – кредиторы, желающие оказать компании финансовую поддержку, скорее всего, найдутся.
Насколько известно, переговоры по данному вопросу (и довольно успешные) ведутся с такими «китами» финансового сектора США, как, Bank of America Merrill Lynch, J.P. Morgan, Citigroup, Wells Fargo. Впрочем, делать слишком уж оптимистические прогнозы пока рановато. Потенциальные заимодавцы неприятно удивлены «аппетитами» корпорации, а, вернее сказать, той «дырой», которую сегодня там собираются «затыкать» их деньгами. К примеру, аналитики Jefferies предполагали, что Boeing сможет решить собственные текущие финансовые проблемы выпуском облигаций на сумму, вполовину меньшую, чем та, которую он сейчас пытается привлечь в виде кредитов. Как оказалось, этого совершенно недостаточно. В то же время эксперты того же J.P. Morgan предполагают, что запрет на эксплуатацию 737 МАХ будет «влетать» корпорации в миллиард долларов ежемесячно даже после полной остановки их производства. Пока что известно лишь о двух примерах достижения Boeing приемлемого для нее соглашения относительно погашения убытков авиаперевозчикам, однако речь идет исключительно об американских компаниях American Airlines и Southwest Airlines. Вряд ли их зарубежные коллеги, несущие колоссальные финансовые потери из-за невозможности выводить на линии этот лайнер, проявят такие же лояльность и понимание. Простейший пример: известный во всем мире лоукостер Ryanair вынужден был заявить о том, что поставленная этой авиакомпанией амбициозная цель – перевозить по 200 миллионов человек в год, не будет достигнута в 2024-м, как это планировалось ранее. Причина проста: в компании на свою голову сделали ставку на 737 МАХ, заказав Boeing 210 машин этой марки. В итоге даже те 55 самолетов, что уже поставлены, прикованы к земле, принося Ryanair не прибыль, а одни убытки...
Еще больше «скелетов в шкафу»
Тем временем дата события, воистину являющегося для Boeing вопросом жизни и смерти – допуска к полетам 737 МАХ, пока что не только остается тайной за семью печатями, а все более явственно сдвигается в совершенно неопределенное будущее. В выпущенном не так давно корпорацией официальном пресс-релизе в очередной раз подчеркивается, что «возвращение MAX к безопасному использованию» остается для нее «первейшим приоритетом» и оно «непременно произойдет». Вот только в какой именно четверг и после дождичка какой интенсивности случится это радостное событие, пока неизвестно. Самые горячие оптимисты выражают осторожные надежды на то, что 737 МАХ поднимется в небо к середине-концу нынешнего года. Вот только реальность вносит негативные коррективы в эти мечты, практически, что ни день. Сегодня речь идет уже не об исправлении программного обеспечения 737 МАХ и изъятия оттуда тех» программ-убийц», что стали причиной двух ужасающих катастроф, а также и всех остальных подозрительных компонентов. После одной из проведенных не так давно проверок, целью которой было испытание функции мониторинга включения программного обеспечения лайнера, комиссия выявила очередную неполадку: два из бортовых компьютеров самолета так и не смогли установить между собой соединения. В результате было принято кардинальное решение: полностью сменить весь «софт» на 737 МАХ! Понятно, что дело это небыстрое, в особенности, если учесть то, под каким чрезвычайно пристальным контролем будет проходить разработка, тестирование и установка новых программ. По имеющейся информации, часть привлекаемого сейчас корпорацией займа в 10 миллиардов как раз и должна покрыть предстоящие расходы по этой программе. На сей раз Boeing Co экономить не намерена и собирается привлечь к делу лучших из лучших специалистов.
Самое печальное для корпорации заключается в том, что поднятое многочисленными расследованиями и сопровождающей их шумихой в СМИ «мутное облако» компрометирующих Boeing историй и шокирующих фактов, не то что никак не уляжется, а становится все шире и гуще, грозя и вовсе поглотить некогда блистательную деловую репутацию компании. Очередным черным пятном на ее имидже стала крайне неприятная ситуация, «всплывшая» аж из 2009 года. 11 лет назад под Амстердамом потерпел аварию один из лайнеров 737 серии, принадлежавший авиакомпании Turkish Airlines. Тогда погибло «всего» 9 человек и около 80 были травмированы. Тем не менее, главное заключается даже не в количестве жертв. В официальном отчете причины катастрофы были, фактически, сведены к «критической ошибке пилотов», на которых и возложили основную ответственность за трагедию. Однако, как выясняется теперь, итоговый документ был изрядно «отредактирован» бесцеремонно влезшим в процесс установления истины американским «триумвиратом», в который входили как представители компании-производителя самолетов, так и Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB), а также Федерального управления гражданской авиации США (FAA). Только сегодня гласности преданы сведения относительно того, что к аварии вполне могли привести дефекты датчиков определения высоты лайнера, из-за которых машина слишком резко снизила скорость при заходе на посадку. Самое главное: в компании опять-таки знали о возможных проблемах с высотомером, однако посчитали «ниже своего достоинства» внести в инструкцию дополнительные разъяснения для пилотов по этому поводу. В Нидерландах сегодня поднимается волна вполне закономерного негодования относительно этого инцидента и его расследования. Ничего хорошего Boeing Co все это, понятно, не сулит.
Кстати говоря, поступивший в силу вновь открывшихся обстоятельств от представителей парламента Нидерландов запрос на участие представителей Boeing и Федерального управления гражданской авиации США в повторном расследовании катастрофы 2009 года, проигнорировали как в корпорации, так и в FAA. По данному поводу один из местных депутатов, Ян Патернот уже сделал заявление, в котором подчеркнул, что такого рода поведение «никак не укрепляет доверие к компании, желающей нести ответственность только перед самой собой». Пока неизвестно, как будут развиваться дальнейшие события, которые могут принять крайне интересный оборот в связи с расследованием другого инцидента – гибели малайзийского Boeing рейса МН-17, в котором как раз США отчего-то проявляют совершенно неуместную активность. Сейчас у Boeing Co хватает других проблем – как говорится, свеженьких, «с иголочки». Речь, прежде всего, об инциденте, случившемся 5 февраля в стамбульском аэропорту имени Сабихи Гикчен, в ходе которого очередной лайнер производства этой компании, пребывавший в эксплуатации всего 11 лет, не просто выехал за пределы взлетно-посадочной полосы, а распался на три части. При этом погибли 3 человека и 180 получили ранения. Комментирующие данное событие специалисты в области авиационной безопасности уже начинают указывать на крайне подозрительное и тревожное сходство этой катастрофы как с упоминавшейся мною ранее аварией Boeing в Нидерландах в 2009 году, так и со случившейся годом позже трагедией воздушного судна той же модели, следовавшего рейсом Богота-Сан Андреас. Во всех описанных случаях самолеты погибали при посадке и распадались натрое. Вообще говоря, абсолютное большинство из 140 аварий, случавшихся с самолетами корпорации Boeing и стоивших жизни почти 4 тысячам человек, происходили как раз именно в процессе попыток пилотов посадить машину. Такая вот жутковатая статистика...
Предельно жесткая посадка авиалайнера Boeing 737-524 рейса Москва-Усинск, приземлить который пилоты сумели вообще без задних шасси, обошлась без жертв и пострадавших, исключительно благодаря высочайшему мастерству наших летчиков. Не будем пока гадать, обнаружатся ли среди причин этого инцидента технические неисправности машины. Это установит созданная для расследования специальная комиссия. Тем не менее, уже сейчас можно сказать о том, что бывшая когда-то флагманом и абсолютным лидером авиастроения американская корпорация, сегодня теряет не только колоссальные средства, но и, прежде всего, остатки доверия со стороны как перевозчиков, так и потенциальных пассажиров. И виновата в этом далеко не в последнюю очередь она сама.
Информация