Слияние «МиГа» и «Сухого»: переживет ли авиастроение новую «оптимизацию»

8

Неделю назад стало известно об объединении ОКБ Сухого и ОКБ Микояна в некую единую структуру, которая будет заниматься производством всей боевой авиации в России. Чем же грозит отечественному авиастроению очередная «оптимизация», за которой стоит тень знаменитого «эффективного менеджера» Анатолия Сердюкова?

Слухи о поглощении ОКБ Микояна компанией «Сухой» ходили уже давно, но теперь стали явью. Оптимисты сразу же восприняли сообщение, как «предвоенную мобилизацию», однако данное решение вызывает к себе вполне оправданный скепсис. Попробуем разобраться, к чему все это может привести.



В начале двухтысячных Михаил Погосян, бывший глава «Гражданские самолеты Сухого», «прославившийся» авиалайнером «Суперджет-100», заявил, что у ОКБ Сухого есть только один конкурент – ОКБ Микояна, а на Западе конкурентов ему нет. Если с последним можно поспорить, то в первой части этого высказывания есть рациональное зерно. СССР шел по пути создания внутренней конкуренции между различными конструкторскими бюро, и это давало прекрасные результаты.

ОКБ представляли госкомиссии свои эскизы, и та имела возможность выбрать наилучший вариант. Благодаря конкуренции, получались отличные машины: МиГ-29, Су-27, МиГ-35, Су-57 и другие. В последние годы «Сухой» давил МиГ, но не столько качеством, сколько закулисными играми руководства. ОКБ Микояна уступало ОКБ Сухого по финансовым показателям, но не критически: 89,5 миллиарда рублей оборота против 114,5 миллиарда рублей и 3,5 миллиарда рублей чистой прибыли против 4 миллиардов рублей.

Спрашивается, зачем же тогда производить слияние двух самостоятельных конструкторских школ? Нам это преподносят так, что будет создан единый центр разработки, производства и обслуживания, а значит, осуществлена экономическая «оптимизация», якобы внутри объединенной компании ее дивизионы станут предоставлять различные эскизные проекты под новые самолеты. В теории звучит неплохо. Но обратимся к практике.

Стоит напомнить, что в прошлом году «оптимизация» успела коснуться и отечественное вертолетостроение. Два знаменитых конструкторских бюро Камова и Миля были объединены в некий Национальный центр вертолетостроения. История ровно та же, что с Сухим и Микояном: оба ОКБ создавались в СССР для обеспечения внутренней конкуренции, что положительно сказывалось на качестве конечного продукта.

В 2019 году две конструкторские школы с различными традициями и подходами волюнтаристски объединили. Времени прошло совсем немного, но первые результаты уже налицо.

Во-первых, до 2022 года общая площадь ранее независимых ОКБ сократится на 40%, а площадь производственных зданий и сооружений – на 20%. «Злые языки» поговаривают, что на этой территории можно будет произвести гражданскую застройку или использовать ее иным способом.

Во-вторых, согласно озвученным планам, минимум 5% персонала затронет «оптимизация», иначе говоря, увольнение. Но есть и другие цифры. Например, на заводе «Прогресс» в Приморье, где производятся вертолеты Ка-52 «Аллигатор», в 2018 году трудилось свыше 7 тысяч человек, а в январе 2019 года их стало уже 6 тысяч. Из-за увольнений осенью прошлого года сотни сотрудников предприятия выходили на митинги с протестом. К слову, к ним тогда присоединились и сотрудники верфи «Звезда».

В-третьих, «на крови» уволенных была создана дополнительная административная надстройка в виде «эффективных управленцев» из Национального центра вертолетостроения (НЦВ).

Конечно, мы немного отвлеклись, перескочив с авиастроения на вертолетостроение, но все делается одними и теми же людьми по одним и тем же лекалам. Поэтому уже на берегу можно представить, к чему приведет «слияние» Сухого и Миг.

Ни к чему хорошему.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    11 февраля 2020 14:26
    Да, все верно. Но эти доводы по боку дефективным менеджерам, и их покровителю, Непогрешимому. Ему больше по душе надувать щеки. Никогда не поверю, что кто-либо из высоких военных чинов ему не говорил, что такие вот оптимизации направлены во зло.
    И что, ОН их послушал?
  2. +3
    11 февраля 2020 16:29
    Нельзя это делать ни в коем случае! Все эти оптимизации делаются людьми, не понимающими авиацию. Засилье этих "эффективных" менагеров приведёт к коллапсу отрасли. Не сомневаюсь, что все эти люди имеют дипломы всяких зарубежных управленческих обучающих центров и по своей бестолковости или по умыслу провоцируют разрушение ВПК.
  3. +1
    11 февраля 2020 18:47
    На моём предприятии, где я тружусь, замучился народ от новых начальств. Буквально. Назначили нового мэра. Тот, естественно, новое начальство припёр. Опять чёрт-те что и сбоку бантик. А работяги без денег как были, так и остались. Как вы надоели со своей болтовнёй и оптимизацией! Я, наверное, не выдержу и придётся изложить пару ласковых статей этим балбесам у власти. Могу только представить, что в этих корпорациях происходит. Уверен точно, что ничего хорошего.
  4. +2
    11 февраля 2020 20:22
    Посмотрел, что пишут в интернете. На Ютубе есть программа Никиты Михалкова - Бесогон ТВ. Вот от кого, а от Михалкова я такой откровенности не ожидал:

    1.Американские и английские фирмы владеют контрольным пакетом акций ОГБ Сухой и ОКГ им. Яковлева, авиакомплекс им. Илюшина. Иностранные фирмы владеют акциями Иркутского авиационного(ИАПО), ОАО "АНТК им. Туполева-производителя СУ.
    По заключению счётной палаты:

    Приватизация способствовала установлению контроля со стороны иностранных лиц над стратегически важными предприятиями оборонного комплекса.

    Для меня это ответ - почему А.Сердюков "рулит". А для ВАС?
    1. 0
      11 февраля 2020 20:49
      Почему А. Сердюков "рулит" - потому что дали порулить, а кто дал - угадай с первого раза, а "Сердюковых" у нас более, чем достаточно, потому что Родине нужны герои...
  5. +6
    11 февраля 2020 21:00
    Вредительство! Преступник Сердюков, который едва не довел до коллапса танкостроение в РФ, теперь гробит авиапромышленность РФ... Кому это надо? Понятно, что янки.... А кто это позволяет делать? Правильно, гарант бардака в РФ и блюститель ельцинского болота!
  6. +2
    11 февраля 2020 22:08
    ...уже на берегу можно представить, к чему приведет «слияние» Сухого и Миг.

    Слияние может через некоторое время привести к "сливанию", по неэффективности и/или неконкурентоспособности, в эффективные частные кармашки. bully
  7. +1
    12 февраля 2020 09:56
    Глупые и злые коммунисты конкуренцию в критических областях поддерживали. Капиталистические умные подонки работают только на хозяев, плевать на конкуренцию, молчите ...