Обновление атомного ледокольного флота России превратилось в проблему

27

На днях «Роснефть» представила президенту Путину мегапроект по освоению арктических месторождений под названием «Восток Ойл» стоимостью в 10 триллионов рублей. Добытые ресурсы пойдут на экспорт через Северный морской путь (СМП), что потребует эффективно функционирующего ледокольного флота. Но, как выяснилось, с его модернизацией у нас намечаются серьезные проблемы.

Сегодня Россия обладает самым мощным ледокольным флотом в мире, доставшимся ей в наследство от СССР. Однако большая часть его судов является очень возрастными, и они нуждаются в постепенной замене, чтобы гарантировать проводку через СМП. Значительная часть ледоколов «Атомфлота» уже списана, поэтому большие надежды возлагаются на атомоходы проекта 22220 «Арктика».



«Арктика» - это серия ледоколов будущего ЛК-60Я, то есть, мощностью 60 мегаватт с ядерной установкой. Они способны пробивать лед толщиной в три метра и должны проводить морские караваны по Северному морскому пути. Большим преимуществом судна является его двухосадочная конструкция: ледокол сможет работать как в океане, так и в руслах рек, заменив собой сразу два типа существующих ледоколов. Головным кораблем серии является одноименная ей «Арктика», заложенная в ноябре 2012 года. За ней последуют аналогичные «Урал» и «Сибирь».

На этом позитив заканчивается, и начинаются наши реалии. Сроки сдачи «Арктики» регулярно срываются: он должен был быть сдан еще в декабре 2017 года. По состоянию на конец лета 2019 года уровень готовности первого судна серии составлял 87,7%. А теперь во время швартовых испытаний ледокола произошло ЧП с повреждением электродвигателя. В худшем случае ремонтникам придется резать корпус и демонтировать оборудование, что явно не приблизит сроки приемки судна в состав «Атомфлота».

Представители Объединенной судостроительной корпорации успокаивают в том духе, что неполадки – это норма, ничего экстраординарного не происходит, не стоит переживать из-за «пустяков». Однако при внимательном рассмотрении проблемы выясняется, что причиной бесконечных задержек и неполадок является пресловутая неэффективность управленческой системы.

Само по себе решение создать серию современных ледоколов можно только поприветствовать. Также отрадно, что заказ отдали Балтийскому судостроительному заводу, который последние годы тихо загибался, стоя на грани банкротства. Предприятие получило средства (тендер оценен в 47 миллиардов рублей), взяло в аренду оборудование, начало платить рабочим приличную по размерам среднюю зарплату. Но дальше все пошло наперекосяк.

Вячеслав Филюрин, профсоюзный лидер Балтийского завода, называет следующие причины срыва сроков:

Во-первых, как бы дико это ни прозвучало, судостроительный завод, который ведет строительство уже семь лет, по сей день не имеет полной документации на него, разработанной ЦКБ «Айсберг».

Во-вторых, непрерывно подводят поставщики, что ведет к простоям и увеличению сроков. Со слов Филюрина, «Кировский завод» заволокитил доставку двигателей для ледокола. Есть большие проблемы с другими поставщиками, которые или тянут сроки, или вовсе предоставляют некачественные материалы, которые в дальнейшем приходится заменять. Представитель профсоюза связывает это с несовершенством федерального закона, регулирующего госзакупки. Согласно ему, предпочтение должно отдаваться тому, кто предлагает самую низкую цену. Нередко низкая цена выливается и в низкое качество.

В-третьих, Филюрин жалуется на тех самых «эффективных менеджеров», которые пришли на завод вместе с Объединенной судостроительной корпорацией. Их высокие зарплаты позволяют показывать хорошую среднюю зарплату у работников попроще:

В среднем да, примерно 82 тысячи рублей в месяц. Но это с учетом окладов «белых воротничков». Корпорация навязала заводу немало разных структур, занимающихся, как нам говорят, менеджментом. Оплачивается их «креативность» более чем щедро. Толку только пока от неё что-то мало.


В совокупности эти факторы привели к затягиванию строительства с пяти до восьми лет и соответственному удорожанию проекта. Результатом стало то, что завод еще более увяз в долговой трясине, поясняет представитель профсоюза:

Завод в больших долгах. Выживаем в основном за счет кредитов. Закредитовались уже «выше крыши».


А теперь произошли серьезные неполадки с двигателями на уже почти построенном ледоколе, из-за которых его, возможно, придется резать. В общем, «эффективность» зашкаливает.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 123
    -3
    13 февраля 2020 12:09
    Представители Объединенной судостроительной корпорации успокаивают в том духе, что неполадки - это норма, ничего экстраординарного не происходит, не стоит переживать из-за «пустяков». Однако при внимательном рассмотрении проблемы выясняется, что причиной бесконечных задержек и неполадок является пресловутая неэффективность управленческой системы.

    Чтобы оценить, насколько эффективно работает система, необходимо с чем-то сравнить результаты ее работы. Поскольку атомных ледоколов не строит больше никто (Китай еще ничего не построил), наиболее подходящими для сравнения являются атомные авианосцы. У нас таких авианосцев нет, есть в Англии и Америке. Для сравнения подходят новейшие HMS Queen Elizabeth и Gerald R. Ford. Желающие могут сами сравнить, с какими сложностями происходит ввод в строй новых кораблей. На мой взгляд, представители ОСК в чем-то правы в оценке неполадок нового ледокола, что, впрочем, не означает отсутствие проблем в отрасли.
    Кстати, неплохо было бы сравнить, как у них обстоят дела с "креативностью", «эффективными менеджерами» и средней зарплатой в сравнении с доходами "белых воротничков". recourse И уже тогда делать выводы.
    1. +2
      14 февраля 2020 13:47
      У Англии нет атомных авианосцев и они никогда их не строили. Queen Elizabeth авианосец с обычной энергетической установкой.
      1. 123
        0
        14 февраля 2020 13:59
        У Англии нет атомных авианосцев и они никогда их не строили. Queen Elizabeth авианосец с обычной энергетической установкой.

        Вы правы, Queen Elizabeth не атомный, в памяти отложилось, что первоначальный проект "упростили". Болею. crying Впрочем, суть вопроса от этого не меняется, проблем с ним "хапнули по гланды". С головными кораблями серии проблемы - обычное дело.
    2. 0
      14 февраля 2020 19:13
      Когда придут другие, будет уже поздно развивать свое. С ресурсами и эффективным управлением, когда это необходимо, пришедшие обгонят и оставят далеко позади тормозов и гуляк. Пример с тем же Маском есть. Когда неумные люди (это очень точное слово) смеялись над ним и забраковали заказ с носителем, в итоге он посчитал, что сделать свой выгоднее. Только благодаря пустым "понтам" Роскосмос через 13 лет сядет в лужу, вовремя не осадив своего рокового конкурента. Маск соберет ресурсы на частных запусках, интернете, hyperloop электро транспорте и альтернативной энергетике, и пойдет дальше. Он еще по прибыли Apple обгонит, прибыль которой, на секунду, 0.7 прибыли РФ. Что и с какой эффективностью развивать на эти ресурсы, Илон Маск уже продемонстрировал.
      1. 123
        0
        14 февраля 2020 19:31
        Когда придут другие, будет уже поздно развивать свое. С ресурсами и эффективным управлением, когда это необходимо, пришедшие обгонят и оставят далеко позади тормозов и гуляк.

        Я так понимаю, Вы за все хорошее против всего плохого? Вроде, слова есть, в предложения складываются, а смысл сказанного туманен.... Вы что этим сказать хотели?

        Пример с тем же Маском есть. Когда неумные люди (это очень точное слово) смеялись над ним и забраковали заказ с носителем, в итоге он посчитал, что сделать свой выгоднее.

        Я так понимаю, эти неумные люди в НАСА?

        Роскосмос через 13 лет сядет в лужу, вовремя не осадив своего рокового конкурента.

        Вот через 13 лет и поговорим на эту тему, посмотрим, как Ваш прогноз сбудется. hi

        Маск соберет ресурсы на частных запусках, интернете, hyperloop электро транспорте и альтернативной энергетике, и пойдет дальше.Он еще по прибыли Apple обгонит, прибыль которой, на секунду, 0.7 прибыли РФ.

        Позвольте поинтересоваться, почему все в будущем времени? Он, вроде бы, не первый год работает, а все "прекрасное", как прежде, впереди. laughing Вот когда Apple обгонит, тогда с РФ сравним. А пока катайтесь на своей гиперлупе от Киева до Житомира. hi
        1. -2
          16 февраля 2020 16:21
          Цитата: 123
          Позвольте поинтересоваться, почему все в будущем времени? Он, вроде бы, не первый год работает, а все "прекрасное", как прежде, впереди. Вот когда Apple обгонит, тогда с РФ сравним. А пока катайтесь на своей гиперлупе от Киева до Житомира.

          Вы многое не знаете, на этом фоне вы являетесь очень неумным человеком с повадками интернет тролля.

          Цитата: 123
          Я так понимаю, эти неумные люди в НАСА?

          Роскосмос

          Цитата: 123
          Когда придут другие, будет уже поздно развивать свое. С ресурсами и эффективным управлением, когда это необходимо, пришедшие обгонят и оставят далеко позади тормозов и гуляк.

          Частные корпорации заберут рынок.
          1. 123
            +1
            16 февраля 2020 16:34
            Позвольте поинтересоваться, почему все в будущем времени? Он, вроде бы, не первый год работает, а все "прекрасное", как прежде, впереди. Вот когда Apple обгонит, тогда с РФ сравним. А пока катайтесь на своей гиперлупе от Киева до Житомира.

            Some One
            - Вы многое не знаете, на этом фоне вы являетесь очень неумным человеком с повадками интернет тролля.

            Я смотрю, вы много знаете? Может, Вы приехали на гиперлупе с просмотра запуска астронавтов на корабле Маска? Вот и получается, что все в будущем времени. Маск построит то, fellow Маск сделает это. fellow Маск совершит революцию в этом. fellow По сути вопроса имеете что сообщить или только умничать будете? smile На этом фоне вы являетесь интернет троллем с повадками неумного человека. hi

            Я так понимаю, эти неумные люди в НАСА?
            Роскосмос

            Правда? Это, наверное, Рогозин лично сделал?

            Пример с тем же Маском есть. Когда неумные люди (это очень точное слово) смеялись над ним и забраковали заказ с носителем, в итоге он посчитал, что сделать свой выгоднее.

            Это он злорадно хихикал над гениальным Маском, а потом, наверняка, движимый завистью, решил отомстить и забраковал эскиз с носителем. laughing Может, подробней расскажете о сотрудничестве Маска и Рогозина? sad

            Частные корпорации заберут рынок.

            Вы до этого момента можете не дотянуть, придут зеленые человечки с рожками и заберут Вашу печень. hi
    3. +5
      14 февраля 2020 19:57
      123, проблема не в "сложности постройки техники" такого класса. Проблема СИСТЕМНАЯ. А системой является модель экономики, при которой заимствование "зарубежного опыта" экономического строительства, кроме проблем, не приносит России НИЧЕГО, кроме того, данный "вид экономического развития" ИЗНАЧАЛЬНО рассчитан на РАЗРУШЕНИЕ экономики конкурента (для этого в РФ и были привнесены эти элементы ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ и "свободной руки рынка").
      Есть ещё один момент, из-за чего экономическое развитие "аля США", "копированием" которого и занялись в "святые 90-е" наши "реформаторы", в России с её экстремальным климатом. Даже глядя на карту-глобус, мы видим, что большая часть территории России - (2/3 ее площади) относится к районам экстремальных природных условий с повышенным риском и издержками для хозяйственной деятельности. Потому экономика должна строиться на основе государственного развития и планирования. А для "спуска пара" - частного предпринимательства, выделить ТОЛЬКО часть экономической ниши... пусть ПРОБУЮТ себя... может, и получится что-либо пригодное для страны.
      ВСЯ же экономика в России должна быть ГОСУДАРСТВЕННОЙ, ибо частно-собственнические "подвиги" на "ниве построения экономических достижений" доказали свой полный провал. Особенно на стратегических направлениях.
      1. 123
        +1
        14 февраля 2020 20:11
        A.Lex
        Я говорил о том, что при вводе головного судна "детские болезни" не редкость и приводить их в качестве показателя несовершенства странно.

        Проблема СИСТЕМНАЯ.

        Проблем системы не отрицаю, но подобные недостатки свойственны не только отечественным судостроителям. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже. Идеального нет нигде. Далее по тексту Возражений не имею. hi
  2. +5
    13 февраля 2020 12:40
    Это лишний раз доказывает, что всех людей Ельцина нужно гнать со всех руководящих должностей в шею... А с руководителей жестко спрашивать за результат, вплоть до посадок на нары, чтобы работали, а не протирали штаны, хапая миллионы каждый месяц, которые якобы заработали...
    1. -2
      13 февраля 2020 20:00
      На нары - слишком вольготно будет, а вот под нары в дырявые - самое то, или вообще в распыл на удобрения, вместе с семейниками!!!
    2. 0
      14 февраля 2020 21:38
      Сапсан... А ведь это уже сталинизм... soldier
      1. +2
        14 февраля 2020 22:07
        P.S. ..."СТАЛИНИЗМ" - как говорят наша демшиза.
      2. +7
        15 февраля 2020 11:22
        А то, что Чубайс и компания заявляли, что вогнать в гробы 20 - 30 млн человек в РФ - это пустяк, это что? Я вам скажу, что это - Это ГЕНОЦИД и ФАШИЗМ в одном флаконе!
  3. -1
    13 февраля 2020 14:33
    Статье плюс.
    Открывает глаза на реальность за ширмой стандартной "федерально-телеканальной пропаганды".
    А по сути - все та же путинская "каша", когда надуваются щеки, а за ними - маленький черепок. Все опять фрагментарно-кусковое. Непонятно, кто что кому должен, и кто в этом виноват. И когда это закончится.
    А все, что есть, массовое - наследство от СССР. И только.
    1. +1
      14 февраля 2020 19:16
      С началом согласен, с выводами нет. Если говорить о наследстве, это симбиоз неповоротливости руководства СССР и 90-х.
      1. 0
        14 февраля 2020 21:39
        ....и не знаешь, что хуже....
  4. +2
    13 февраля 2020 23:39
    Вот здесь бы нужен был Берия, кончилась бы и коррупция, и взятки. И все бы заработало минимум через 2 недели. Кто курировал эти все предприятия и не принял меры к ликвидации всей этой вакханалии?
    1. +1
      14 февраля 2020 22:00
      А они только ИДЕИ подают - есть такая должность - креативный (менеджер, директор... или еще кто). ЭТо существо только идеи выдаёт нагора, а то, что в результате их креатизма всё начинает рушиться - это им по...боку. Для них главное - ИДЕЯ. А то, что большая часть этих креаклов имеет весьма отдалённое представление, как работает та или иная отрасль - факт давно подтверждённый. И этим фактом является то, что корабли ломаются, ракеты падают или взрываются, одежда для военных горит и плавится... продолжать можно до бесконечности.
      Эта ДОЛЖНОСТЬ не подразумевает ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
      До тех пор, пока у нас будет наплевательское отношение к производству в частности и к экономике вообще - так и будем топтаться на месте.
      В России только тогда начинался промышленный подъём, когда ответственный за производство (директор) ГОЛОВОЙ отвечал за результат по выпуску продукции, при этом у него над душой стоял чиновник из какого-нибудь "тайного приказа" или НКВД.
  5. +5
    14 февраля 2020 16:32
    Уничтожили всех специалистов, выгнав их в торгаши и на кладбище, а теперь плачемся. Это не волшебной палочкой махнуть, тут время нужно, чтобы инженеров вырастить и производство восстановить... Дальше не буду писать, а то или забанят, или удалят коммент..
  6. 0
    14 февраля 2020 18:46
    Пора управленцев менять на автоматизированные системы и программы. Делать электронное правительство дословно. Будут закон дословно трактовать, без задержек с мгновенным принятием решений без коррупции и откатов. Если система показывает неэффективность или сбой, подправить код, откатившись на последнюю стабильную версию. Это будет в сотни раз эффективнее, может, тогда уйдет беспокойство, со всеми этими пятыми колесами в виде гнойной прослойки, одни проблемы и ничтожный кпд. Пора старые системы отправлять в утиль и развивать то, что в итоге станет стандартом.
    1. 123
      -1
      14 февраля 2020 19:36
      Пора управленцев менять на автоматизированные системы и программы. Делать электронное правительство дословно. Будут закон дословно трактовать, без задержек с мгновенным принятием решений без коррупции и откатов. Если система показывает неэффективность или сбой, подправить код, откатившись на последнюю стабильную версию. Это будет в сотни раз эффективнее, может, тогда уйдет беспокойство, со всеми этими пятыми колесами в виде гнойной прослойки одни проблемы и ничтожный кпд. Пора старые системы отправлять в утиль и развивать то, что в итоге станет стандартом.

      Вы, прям, капитан очевидность, если не сказать больше.... прям аплодировать чуть не начал. Для полного эффекта речь могли бы завершить вот этим:

    2. 0
      14 февраля 2020 22:01
      Угу... а кто будет управлять электроникой?
      1. 0
        16 февраля 2020 16:30
        ЦОД-ы. Обеспечивать работу будут аккредитованные программисты, инженеры, техники при ФСБ.
        1. 123
          0
          16 февраля 2020 16:41
          ЦОД-ы. Обеспечивать работу будут аккредитованные программисты, инженеры, техники при ФСБ.

          Может, тогда сразу сотрудники ФСБ? Зачем эти посредники? Я так понимаю, это попадает под определение "полицейское государство"?
  7. 0
    18 февраля 2020 09:01
    Основная мысль автора прячется между слов, как это прежде "бывало" в Советской печати. Она проста - всё в России системно неэффективно; не стоило и начинать таких - по-настоящему глобальных проектов. Не осиливают модернизацию из-за разных неустранимых причин - нечего рыпаться. Всё пропало. Тикай, хлопцы!
  8. +1
    18 февраля 2020 17:57
    Хероборой занимаются, давно бы расстреляли этих фиктивных менеджеров.