Afghanistan: Missed Last Chance of the Soviet Union


Today is the next anniversary of the withdrawal of the Limited contingent of Soviet troops from the Democratic Republic of Afghanistan. "Liberal-democratic" media, of course, will again pour crocodile tears over the "ruined lives" and "zinc boys", singing for the millionth time the lies about the "useless adventure" and "lost war." People sane and adequate, remembering, as usual, the fallen heroes, breaking their voices will try to reach their minds and hearts, explaining that there was nothing "in vain", that Afghanistan was not a "dirty" war, nor even lost by the Soviet Union . I want to believe they will be heard ... But we'll talk about something else.


Let us try to touch upon a topic that for some reason, as a rule, either does not appear at all in verbal battles about events of 40-30 years ago, or goes far into the background. Let us not think about what the USSR gave or did not give to Afghanistan, but that the events that took place "beyond the river" and people passed through them could give our country.

Potential that has been lost


From the very beginning I would like to stipulate some points. Personally, I was not there (although I wanted to, but it turned out how it turned out). However, throughout my life I have had the opportunity to not only communicate, but to serve and work side by side with dozens of people who have passed Afghanistan. Moreover, in a variety of ranks, qualities and statuses - from rank-and-file soldiers and doctors to advisers, “Musavers” and even soldiers of the “exotic” special forces of the USSR Ministry of Internal Affairs “Cobalt”, together with the KGB special forces Kaskad, which caused panic in the souls. Therefore, I can judge what kind of “Afghans” they are, in fact, not by newspaper publications or, as a rule, by ridiculous movie images, but by my very rich and many-sided personal experience. Now - a few numbers, without which it will be difficult for us in the future. So, according to official figures, at least 620 thousand people (as part of units of the Soviet Army, the KGB and the Ministry of Internal Affairs of the USSR) went through the service as part of the Limited contingent in the DRA. More than 20 thousand Soviet people traveled to Afghanistan as civilian specialists. However, if you take into account the veil of strictest secrecy with which our actions in this country were enveloped literally from the first and almost until the last day, these figures can differ very much from the real ones. I had to deal with allegations of at least a million of our citizens, in whose fate the ten-year-old Afghan epic left its mark in the form of more or less lengthy business trips there. For example, it is not entirely clear where the huge advisory apparatus should be attributed, by which not only the army and special services of the DRA were "filtered", but literally all the important spheres of life in this country. Well, we will build on the generally accepted figures, considering them pretty underestimated.

So, hundreds of thousands of Soviet "Afghans" who returned home. What kind of people were they? First of all, they are very Soviet. Let's not forget, "over the river" a huge number of people went exclusively on a voluntary basis, and some - not once. And all the others who were sent there, by and large, always had a choice. Yes, a refusal from this trip would certainly not have contributed to a further career - military, party, administrative. Rather, it would be her end. But they didn’t drive anyone by force, at the gunpoint! The vast majority of those who went to the DRA did not know (and could not know) what awaits them there in reality. But they did not realize that they were sent far from to the resort, but to where they would have to risk their daily lives. And still they were driving. I will not argue that all who visited there were fanatics of the communist idea, ardent adherents of "Marxism-Leninism" and the like. However, these were people who considered their country to be the most powerful and powerful in the world, a power that can and should help those who need it. People for whom the principles of mutual assistance and internationalism were not at all an empty phrase. Everyone who passed Afghanistan knew the true price of good and evil, life and death, fidelity and betrayal, truth and falsehood. These were people from whom the fire of war and the evil Afghan winds tore off everything that was frivolous, all fake and unimportant, people who looked at everything completely differently than the millions of their compatriots who lived a peaceful and quiet life. They were to become the personnel "gold fund" of the USSR. But they didn’t ...

This, I’ll clarify, is not only about the military and special services, whose real combat experience was simply invaluable for the army, which had not been at war for almost half a century and gradually began to turn, for the most part, into what the whole thing was. Each of the past Afghanistan with its keen sense of justice, proven in practice by loyalty to their country and willingness to sacrifice for it, could be a salvation for the decrepit, decaying and inevitably rolling to the death of the Soviet Union. Someone can blame me categorically, citing, say, Pavel Grachev as an antithesis. I do not even want to get involved in this kind of “discussion”. Firstly, in war, as elsewhere, people are different. And they come back different from there ... And secondly, regarding the same Grachev: with thoughtful and unbiased work with sources in the shortest possible time, you can find about as many complimentary and respectful reviews as abusive ones. Well, there’s nothing to say about such figures as Boris Gromov and Ruslan Aushev ... Again, let’s remember that now we are talking about real “Afghans” who, having returned to their homeland, faced there with that attitude towards them, which, alas, was in reality, and not with what should have been expected. I will not sin against the truth: from there people came with a completely scorched soul, finished alcoholics and drug addicts, people in whom obvious criminal inclinations “erupted” in the war. This is the legacy of absolutely any war. However, the overwhelming majority of Afghanistan veterans could become the foundation for the changes that the country so urgently needed, a means for its salvation.

Country at the edge of the abyss


Already in the early to mid-80s of the twentieth century, the processes that subsequently led to a huge and powerful power to death, began to take on scale and severity, which was impossible not to notice. The poisonous seeds of unbelief and cynicism, thrown into the souls of Soviet people under Khrushchev, gave more and more abundant seedlings. The real idea that could unite society and raise it to new achievements no longer existed. Communist slogans, originally close to every normal person, increasingly turned into empty words, dead dogmas that did not help, but hindered the movement of the country and society forward. All this was aggravated by the fact that in the structures of power, above all party ones, there were more and more frank careerists, opportunists and cynics, for whom a party card was not a symbol of serving people and power, but only a pass to the feeder. The becoming more and more harmful gerontocracy in the Kremlin, the separation of the supreme power from the realities that 99% of the population lived in - all this was. More or less thinking and caring people in the top and party elite saw all this, but could not find a way out of the terrifying impasse into which the Soviet Union “drove” further and further. It would seem - a paradox: the country was able to repel the worst foreign invasion and overcome its consequences, but it began to crack at the seams in peace, relatively well-fed and calm. In fact, there was no paradox - the grandchildren of the victors of Nazism, the sons of the drummers of great construction projects and space explorers, who had lost faith in the highest values ​​and ideals, began to gradually degenerate into the most ordinary inhabitants, preoccupied with the number of sausage varieties in the store and the absence of their favorite pants of American shepherds .

The “perestroika” that followed all this was not and in no way could be the salvation of the country. It became its euthanasia, because it was based on an appeal to the most mundane feelings and instincts deceived by the "perestroika" trepoks of the masses, coupled with the final destruction of all those ideals and shrines that made us Soviet people. Could veterans of Afghanistan stand in the way of this destructive process, this sabotage against the whole country, carried out at the very top of the power, which has no analogues in world history? Sure - quite! However, for this they would have to constitute a single, monolithic and united force, which would have a weight in the state, the right to vote and authority. And for this, in the realities of the Soviet Union, the “Afghans” would have to have stood one of the highest party, state, military leaders. This, alas, was not found. In truth, among the “top officials” of that time, it’s hard to even try to find who could, based on perhaps the only healthy force in the country, even try to save her from death. Yuri Andropov ?! No, the reliable transcripts of the meetings of the Politburo of the Central Committee were preserved, which recorded exactly how Yuri Vladimirovich insisted: “it is too early” to memorialize those who died in Afghanistan. Andropov, whom some people today are trying to represent almost the "last real Secretary General", who sought to revive the USSR in its true power, actually "promoted" Judah Gorbachev and a whole series of figures like him to the very top. No, not that ... Others, however, were even worse.

What was the main problem? The deadly mistake of the power of the Soviet Union was not the introduction of troops into the DRA, but how everything that happened there was covered, interpreted and interpreted for the multi-million population of the Soviet Union. It is clear that at the first stage, when it seems that even in the Kremlin they believed that our contingent would stay “behind the river” for a couple of weeks until the “Afghan comrades” themselves figure it out, the stories that Soviet soldiers were still acceptable in Afghanistan, they are exclusively occupied with planting trees and arranging concerts for dekhans as part of army propaganda brigades. After all, we tried hard to preserve the image of "the most peace-loving state on the planet." However, after a time when it became clear that the USSR was not just “helping the fraternal people”, but entered the war when, alas, regular attempts to “hide”, shut up, and distort these events began to arrive from Afghanistan “cargo 200” no longer just stupid and political myopia, and a real state crime. After 1980, the boycott of the Olympics in Moscow, the sanctions and embargoes of the United States that fell on the Soviet Union, to write off such actions to the possible reaction of the “world community” was already utter nonsense. And, in the end, even without Afghanistan, the Cold War was going on in those years, and there was no point in coming up with the opinion of the West. So why then what was being done ?! For the sake of what, censorship raged, considering the mention of any clashes “beyond the river” on a scale more than a platoon, a terrible sedition, which was subject to punishment and removal from the media? Why were the heroes of Afghanistan (especially in the early years) almost buried secretly? Why did they lie about victories and losses, thereby relegating this topic to “enemy voices” and a disgusting tribe of “dissidents” like Sakharov?

Instead of passing the baton to the veterans of the Great Patriotic War to their worthy successors - internationalist warriors, thereby giving the younger generation new role models, the authorities, contrary to logic and common sense, tried to “hide” the heroic deed of the heroes of Afghanistan, condemning them to some incomprehensible and humiliating "semi-legal" status. The Americans lost the war in Vietnam with the greatest disgrace and subsequently “won” it on the movie screens with the help of Hollywood. And what did the heavy-duty machine of Soviet propaganda and agitation do, fully demonstrated its effectiveness and viability during the Great Patriotic War? What did our boys watch in the 80-90s? Films about the endless victories of the local Rambo and the similar propaganda film slag, poisoning their brains and souls. And those pictures that were shot with us during the years of "perestroika" depicted the war in Afghanistan from the most deceitful, defeatist and "black-headed" positions. There was no feat in them - only a shame invented by the liberals-"perestroika". And yet ... The attitude towards the guys who had passed through Afghanistan was completely different from those sought by those who spewed mud at them. I remember just such an episode: in the early 90's at a concert held at the Central Stadium of Kiev, Alexander Rosenbaum sang his "Black Tulip" tearing his soul. The whole stadium stood up ... All! To the last man and without anyone else's commands. So it was, no matter what. The Soviet state in the most mediocre way "profiled" a huge potential, itself abandoning its last defenders and heroes ...

What happened then - the announcement by the traitorous Second Congress of People's Deputies of the USSR of “invasion” of Afghanistan as an act deserving “political and moral condemnation”, the hasty withdrawal of our military contingent from the DRA, which subsequently unfolded in a campaign to discredit that war and its participants, was already quite natural. Soviet power was no longer in the country, the Soviet Union was struggling in agony, and the criminal clique of Western puppets, which had reached its control, diligently carried out all that came from the owners of the team. They hated the “Afghans” and were afraid to tremble, intuitively feeling the power in them that could stop and prevent the dirty work they had started ... Today, 30 years after our soldiers, undefeated and unbroken, left the country in which almost a decade valiantly fought for the last Soviet ideals and interests of their homeland, we are obliged to remember them with gratitude, bowing our heads to the memory of the dead and proud of the feat of the living. It should be noted that Russia does not repeat the fatal mistakes of the country, the successor to which it has become. From the very beginning, no one tried to hide the military campaign of our army in Syria. Her victories and losses, the names of her heroes - both living and those who gave their lives for their homeland far beyond its borders, are today known to everyone. Fortunately, at least we learned this lesson from the "Afghan" experience.
  • Author:
  • Photos used: Yuriy Somov / RIA Novosti archive / CC BY-SA 3.0
5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.
I have an account? Sign in
  1. Sergey Latyshev Offline Sergey Latyshev
    Sergey Latyshev (Serge) 15 February 2020 09: 27
    +1
    The main lesson is that what the government wants, it will do, without regard to all ...
    I wanted - introduced, wanted - brought out, wanted - "the announcement by the treacherous XNUMXnd Congress of People's Deputies of the USSR of the" invasion "of Afghanistan as an act deserving" political and moral condemnation "," I wanted - to Syria, I wanted - to the Crimea and the DPR ... I wanted - held a referendum on the preservation of the USSR, wanted to - spat on it in Belovezhskaya Pushcha ... and much more ... without any responsibility ...

    Maybe now the flood of films has choked Russia, how does the Russian Rambo wet the enemies in Syria, Congo, the DPR, Crimea (according to the article)? Something is not visible.
  2. Arkharov Offline Arkharov
    Arkharov (Grigory Arkharov) 15 February 2020 09: 55
    +2
    And what did they miss? Continuing pointlessly ditch the people on both sides?
  3. Bitter Offline Bitter
    Bitter (Gleb) 16 February 2020 01: 05
    +1
    ... missed last chance of the Soviet Union

    Come on, but I thought "the last one" was in August 1991.
    Comparing the Afghan conflict with the Syrian adventure is, at least, not fair.

    They were supposed to become a personnel "gold fund" ... But ...

    It is those people who could take an active part in the upbringing of subsequent generations that were discredited by the authorities and pushed back for decades, to the margins.

    ... those paintings that were shot with us during the years of "perestroika" depicted the war in Afghanistan from the most deceitful, defeatist and "black-headed" positions ...

    The pictures took shape in the minds of the younger generations exactly as Boris Nikolaich should have.

    30 years after our soldiers, undefeated and unbroken, left the country in which they fought valiantly for almost a decade for ... ... the interests of their homeland.

    There are no others, others have drunk. Now we can admit, the dough bunch saved.

    It should be noted that Russia does not repeat the country's fatal mistakes

    - in the destruction of which she took a direct part. Having failed to subsequently skillfully use, within the same 30 years, the potential she inherited.

    ... Her victories and losses, the names of her heroes - both living and those who gave their lives for their homeland, far beyond its borders, are today known to everyone.

    Not the fact that this should be trumpeted in all pipes. Personnel must be protected. It is more important that the people who gave the orders, then suddenly did not condemn the same heroes, remaining themselves in the shadows.
  4. Alekcandr Sokolenko (Alekcandr Sokolenko) 16 February 2020 16: 23
    0
    Is it a comprador bureaucracy, cleaner than any occupier, to draw conclusions? - Yes, I did, only to the ruins of the country from this what? Yes, and we have Rimbaud: for a quarter of a century he “gets off his knees”, but why should he hurry, he is eighty, and he is a young specialist, if you “get up off your knees” for a quarter of a century, then maybe this is your favorite position in front of “partners? "
  5. steelmaker Offline steelmaker
    steelmaker 17 February 2020 13: 12
    +1
    I still do not understand what thought - should I draw a conclusion from the article? Was it necessary to create a party, a social movement, a "Timur team" from the Afghans? What potential did the author have? And what is the potential now from the "Syrians"?

    My conclusion from Afghanistan: They did the right thing by bringing in troops and taking control of the state from the "Stone Age".

    It is not right that the troops were withdrawn. It turned out that the deaths of our soldiers were in Vain!

Афганистан: упущенный последний шанс Советского Союза


Сегодня – очередная годовщина вывода Ограниченного контингента советских войск из Демократической республики Афганистан. «Либерально-демократические» СМИ, понятное дело, будут опять лить крокодиловы слезы по «загубленным жизням» и «цинковым мальчикам», в миллионный раз перепевая ложь о «бесполезной авантюре» и «проигранной войне». Люди вменяемые и адекватные, помянув, как водится, павших героев, срывая голос будут пытаться достучаться до умов и сердец, объясняя, что ничего не было «зря», что не был Афган ни «грязной» войной», ни тем более проигранной Советским Союзом. Хочется верить, их услышат... Но мы с вами поговорим о другом.

Попробуем коснуться той темы, которая в словесных баталиях о событиях 40-30-летней давности почему-то, как правило, либо вообще не фигурирует, либо уходит далеко на задний план. Поразмыслим не о том, что СССР дал или не дал Афганистану, а о том, что события, происходившие «за речкой» и прошедшие через них люди, могли дать нашей стране.



Потенциал, который был утрачен


С самого начала хотел бы оговорить некоторые моменты. Лично я там не был (хотя и стремился, но вышло, как вышло). Однако на протяжении своей жизни мне довелось не просто общаться, а бок о бок служить и работать с десятками людей, прошедших Афганистан. Причем в самых разных рангах, качествах и статусах – от рядовых солдат и медиков до советников-«мушаверов» и даже бойцов «экзотического» спецподразделения МВД СССР «Кобальт», вместе со спецназом КГБ «Каскад», наводившим панический ужас на душманов. Посему о том, какие они, на самом деле – «афганцы», судить могу не по газетным публикациям или, как правило, нелепым киношным образам, а по весьма богатому и многогранному собственному опыту. Теперь – немного цифр, без которых нам в дальнейшем будет сложно. Итак, по официальным данным, через службу в составе Ограниченного контингента в ДРА прошли не менее 620 тысяч человек (в составе подразделений Советской армии, КГБ и МВД СССР). Более 20 тысяч советских людей побывали в Афганистане в качестве гражданских специалистов. Впрочем, если учесть ту завесу строжайшей секретности, которой наши действия в этой стране были окутаны буквально с первого и чуть ли не до последнего дня, цифры эти могут отличаться от реальных весьма значительно. Мне приходилось сталкиваться и с утверждениями о, как минимум, миллионе наших граждан, в судьбе которых десятилетняя афганская эпопея оставила свой след в виде более или менее длительных командировок туда. К примеру, не совсем понятно, куда следует относить огромный советнический аппарат, которым были «профильтрованы» не только армия и спецслужбы ДРА, но буквально все важные сферы жизни этой страны. Ну, будем отталкиваться от общепризнанных цифр, сочтя их изрядно заниженными.

Итак, сотни тысяч советских «афганцев», вернувшихся по домам. Что это были за люди? Прежде всего – очень советские. Не будем забывать, «за речку» огромное количество людей отправилось исключительно на добровольной основе, причем некоторые – не по разу. Да и у всех прочих, кого туда посылали, выбор, по большому счету, был всегда. Да, отказ от этой командировки наверняка не способствовал бы дальнейшей карьере – военной, партийной, административной. Скорее, стал бы ее концом. Но ведь силком, под дулом пулемета не гнали никого! В абсолютном большинстве своем те, кто отправлялся в ДРА, не знали (да и не могли знать) того, что их там ждет в реальности. Но то, что отправляются они далеко не на курорт, а туда, где им придется ежедневно рисковать жизнью – осознавали прекрасно. И все-таки ехали. Не буду утверждать, что все побывавшие там являлись фанатиками коммунистической идеи, ярыми адептами «марксизма-ленинизма» и тому подобных вещей. Однако это были люди, считавшие свою страну самой могучей и сильной в мире, державой, которая может и должна оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Люди, для которых принципы взаимопомощи и интернационализма были вовсе не пустым звуком. Каждый, кто прошел Афганистан, познал истинную цену добра и зла, жизни и смерти, верности и предательства, правды и лжи. Это были люди, с которых огонь войны и злые афганские ветра сорвали все напускное, все ненастоящее и неважное, люди, смотревшие на все совершенно по иному, чем миллионы их соотечественников, живших мирной и спокойной жизнью. Они должны были стать кадровым «золотым фондом» СССР. Но не стали...

Речь, уточню, не только о военных и сотрудниках спецслужб, реальный боевой опыт которых для армии, не воевавшей уже почти полстолетия и помаленьку начинавшей в основной своей массе превращаться черт-те во что, был просто бесценен. Каждый из прошедших Афганистан со своим обостренным чувством справедливости, доказанными на деле верностью своей стране и готовностью к самопожертвованию ради нее, мог стать спасением для дряхлеющего, разлагающегося и неминуемо катящегося к гибели Советского Союза. Кто-то может попенять мне на категоричности, в качестве антитезы приводя, допустим, Павла Грачева. В подобного рода «дискуссии» не хочу даже ввязываться. Во-первых, на войне, как и везде, люди бывают разные. И разными они оттуда возвращаются... А во-вторых касательно того же Грачева: при вдумчивой и непредвзятой работе с источниками за самое короткое время о нем можно найти примерно столько же комплиментарных и уважительных отзывов, сколько ругательных. Ну, а о таких фигурах, как Борис Громов и Руслан Аушев и говорить нечего... Опять же, давайте вспомним, что сейчас речь мы ведем о реальных «афганцах», которые, вернувшись на Родину, столкнулись там с тем отношением к ним, что, увы, было в реальности, а не с таким, какое должно было бы их ожидать. Не буду грешить против истины: оттуда в Союз приходили и люди с начисто выжженной душой, законченные алкоголики и наркоманы, люди, в которых на войне «прорезались» явственные криминальные наклонности. Таково наследие абсолютно любой войны. Однако в подавляющем большинстве ветераны Афганистана могли бы стать фундаментом для тех перемен, в которых столь остро нуждалась страна, средством для ее спасения.

Страна у края пропасти


Уже в начале-середине 80-х годов ХХ столетия процессы, впоследствии приведшие огромную и мощнейшую державу к гибели, начали принимать масштабы и остроту, не заметить которые было невозможно. Ядовитые семена безверия и цинизма, вброшенные в души советских людей еще при Хрущеве, давали все более обильные всходы. Реальной идеи, способной сплотить общество, поднять его на новые свершения, уже не существовало. Коммунистические лозунги, изначально близкие каждому нормальному человеку, все больше превращались в пустые слова, мертвые догмы, не помогавшие, а мешавшие движению страны и общества вперед. Усугублялось все это тем, что в структурах власти, прежде всего – партийных, все больше становилось откровенных карьеристов, приспособленцев и циников, для которых партбилет был не символом служения людям и державе, а только лишь пропуском к кормушке. Становящаяся все более вредоносной геронтократия в Кремле, отрыв верховной власти от реалий, которыми жило 99% населения – все это было. Более или менее мыслящие и неравнодушные люди в государственной и партийной верхушке видели все это, но никак не могли найти путей выхода из того ужасающего тупика, в который все дальше «заезжал» Советский Союз. Казалось бы – парадокс: страна сумела отразить страшнейшее иноземное нашествие и преодолеть его последствия, но начинала на глазах трещать по швам в мирное, относительно сытое и спокойное время. На самом деле, никакого парадокса не было – утратившие веру в высшие ценности и идеалы внуки победителей нацизма, сыновья ударников великих строек и покорителей космоса, начинали потихоньку вырождаться в самых обычных обывателей, озабоченных количеством сортов колбасы в магазине и отсутствием в них любимых штанов американских пастухов.

Последовавшая за всем этим «перестройка» не была и ни в коем случае не могла быть спасением страны. Она стала ее эвтаназией, поскольку в основе ее лежали обращение к самым приземленным чувствам и инстинктам обманутых «перестроечными» трепачами народных масс, сопряженное с окончательным уничтожением всех тех идеалов и святынь, которые делали нас советскими людьми. Могли бы ветераны Афганистана встать на пути этого разрушительного процесса, этой, проведенной на самых «верхах» власти, не имеющей аналогов в мировой истории, диверсии против целой страны? Уверен – вполне! Однако для этого они должны были бы представлять собой единую, монолитную и сплоченную силу, которая обладала бы в государстве весом, правом голоса и авторитетом. А для этого в реалиях Советского Союза за «афганцами» должен был бы стоять кто-то из высших партийных, государственных, военных лидеров. Такого, увы, не нашлось. По правде говоря, среди тогдашних «первых лиц» сложно даже попробовать поискать того, кто мог бы, опираясь на едва ли не единственную здоровую силу в стране, хотя бы попробовать спасти ее от гибели. Юрий Андропов?! Вот уж нет – сохранились вполне достоверные стенограммы заседаний Политбюро ЦК, в которых зафиксировано, как именно Юрий Владимирович настаивал: увековечивать память тех, кто погиб в Афганистане, «пока рановато». Андропов, которого кое-кто в наши дни пытается представлять чуть ли не «последним настоящим Генсеком», стремившимся к возрождению СССР в его истинной мощи, на самом деле «продвигал» на самый верх иуду Горбачева и еще целый ряд подобных ему деятелей. Нет, не то... Другие, впрочем, были еще хуже.

В чем заключалась главная проблема? Смертельной ошибкой власти Советского Союза был не ввод войск в ДРА, а то, как все, что там происходило, освещалось, интерпретировалось и трактовалось для многомиллионного населения Советского Союза. Понятно, на первом этапе, когда, похоже, даже в Кремле верили в то, что наш контингент задержится «за речкой» на какие-то пару недель, пока «афганские товарищи» сами разберутся, еще допустимы были рассказы о том, что советские солдаты заняты в Афганистане исключительно посадкой деревьев и устройством концертов для декхан в составе армейских агитбригад. Как-никак, мы усиленно старались сохранить за собой имидж «самого миролюбивого государства на планете». Однако, спустя время, когда стало ясно, что СССР не просто «оказывает помощь братскому народу», а вступил в войну, когда из Афганистана «грузы 200» стали поступать, увы, регулярно, попытки «спрятать», замолчать, переврать эти события были уже не просто глупостью и политической близорукостью, а самым настоящим государственным преступлением. После 1980 года, бойкота Олимпиады в Москве, обрушившихся на Советский Союз санкций и эмбарго со стороны Соединенных Штатов, списывать такие действия на возможную реакцию «мирового сообщества» было уже совершеннейшим бредом. Да и, в конце концов, даже без Афганистана в те годы шла «Холодная война» и равняться на мнение Запада особого смысла не было. Так зачем же тогда делалось то, что делалось?! Ради чего свирепствовала цензура, считавшая упоминание о любых боестолкновениях «за речкой» в масштабах больше взводного, жуткой крамолой, которая подлежала наказанию и изъятию из СМИ? Почему героев Афганистана (особенно – в первые годы) хоронили чуть ли не тайком? Зачем лгали о победах и потерях, тем самым отдавая эту тему на откуп «вражеским голосам» и отвратительному племени «диссидентов» вроде Сахарова?

Вместо того, чтобы передать эстафету ветеранов Великой Отечественной их достойным преемникам – воинам-интернационалистам, дав тем самым подрастающему поколению новые образцы для подражания, поступавшая вопреки логике и здравому смыслу власть пыталась «прятать» подвиг героев Афганистана, обрекая их на какой-то непонятный и унизительный «полулегальный» статус. Проигранную вдрызг и с величайшим позором войну во Вьетнаме американцы впоследствии «выиграли» на киноэкранах с помощью Голливуда. А что делала сверхмощная машина советской пропаганды и агитации, сполна показавшая свою эффективность и состоятельность в годы Великой Отечественной? Что наши пацаны смотрели в 80-90-е годы? Фильмы о бесконечных победах тамошнего Рэмбо и тому подобный пропагандистский киношлак, отравлявший их мозги и души. А те картины, которые в годы «перестройки» снимались у нас, изображали войну в Афганистане с самых лживых, пораженческих и «чернушных» позиций. Подвига в них не было – только придуманный либералами-«перестройщиками» позор. И тем не менее... Отношение к прошедшим Афган ребятам в обществе было совершенно не тем, которого добивались те, кто извергал на них ушаты грязи. Я прекрасно помню вот такой эпизод: в начале 90-х на концерте, проходившем на Центральном стадионе Киева, Александр Розенбаум запел свой рвущий душу «Черный тюльпан». Весь стадион встал... Весь! До последнего человека и без чьих-либо команд. Так было, несмотря ни на что. Советское государство самым бездарным образом «профукало» громадный потенциал, само отказавшись от последних своих защитников и героев...

То, что произошло потом – объявление предательским ІІ Съездом народных депутатов СССР «вторжения» в Афганистан актом, заслуживающим «политического и морального осуждения», поспешный вывод из ДРА нашего воинского контингента, развернувшаяся впоследствии кампания по дискредитации и той войны, и ее участников, было уже вполне закономерно. Советской власти в стране уже не было, СССР бился в агонии, и дорвавшаяся до управления им преступная клика марионеток Запада прилежно выполняла все поступавшие от хозяев команды. «Афганцев» они ненавидели и боялись до дрожи, интуитивно чувствуя в них силу, способную остановить и предотвратить затеянное ими черное дело... Сегодня, 30 лет спустя после того, как наши воины, непобежденные и несломленные, покинули страну, в которой почти десятилетие доблестно сражались за последние советские идеалы и интересы своей Родины, мы обязаны вспомнить их с благодарностью, склоняя голову перед памятью погибших и гордясь подвигом живых. Нельзя не отметить – Россия не повторяет роковых ошибок страны, правопреемницей которой стала. Военную кампанию нашей армии в Сирии с самого начала никто не пытался скрывать. Ее победы и потери, имена ее героев – как живых, так и отдавших жизнь за Родину далеко за ее пределами, сегодня известны всем. К счастью, хоть этот урок из «афганского» опыта мы вынесли.
Использованы фотографии: Yuriy Somov/RIA Novosti archive/CC BY-SA 3.0
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

5 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Сергей Латышев (Серж) 15 февраля 2020 09:27
    +1
    • 2
    • 1
    Главный урок - что власть захочет, то и сделает, без оглядки на всех...
    Захотела - ввела, захотела - вывела, захотела - "объявление предательским ІІ Съездом народных депутатов СССР «вторжения» в Афганистан актом, заслуживающим «политического и морального осуждения», " захотела - в Сирию, захотела - в Крым и ДНР... захотела - провела референдум о сохранении СССР, захотела - плюнула на него в Беловежской пуще... и много еще чего... без всякой ответственности....

    Может, сейчас Россию захлебнул поток фильмов, как русский Рэмбо мочит врагов в Сирии, Конго, ДНР, Крыму (по статье)? Что-то не видно.
  2. Архаров Офлайн
    Архаров (Григорий Архаров) 15 февраля 2020 09:55
    +2
    • 2
    • 0
    И что там упустили? Продолжая бессмысленно еще народ угробить с обеих сторон?
  3. Bitter Офлайн
    Bitter (Глеб) 16 февраля 2020 01:05
    +1
    • 1
    • 0
    ...упущенный последний шанс Советского Союза

    Да ладно, а я-то думал "последний" был в августе 1991.
    Сравнивать афганский конфликт с сирийской авантюрой - это, как минимум, не честно.

    Они должны были стать кадровым «золотым фондом»... Но ...

    Именно те люди, которые могли бы принять самое активное участие в воспитании последующих поколений, были дискредитированы властью и задвинуты на десятилетия, на задворки.

    ... те картины, которые в годы «перестройки» снимались у нас, изображали войну в Афганистане с самых лживых, пораженческих и «чернушных» позиций...

    Картины сложились в умах подрастающих поколений именно так, как это и надо было "Борис Николаичам".

    30 лет спустя после того, как наши воины, непобежденные и несломленные, покинули страну, в которой почти десятилетие доблестно сражались за... ...интересы своей Родины.

    Иных уж нет, другие спились. Теперь можно признать, бабла кучу сэкономили.

    Нельзя не отметить - Россия не повторяет роковых ошибок страны

    - в уничтожении которой приняла самое непосредственное участие. Так и не сумев впоследствии умело использовать, в течение тех же 30 лет, доставшийся ей потенциал.

    ...Ее победы и потери, имена ее героев - как живых, так и отдавших жизнь за Родину, далеко за ее пределами, сегодня известны всем.

    Не факт, что об этом надо трубить во все трубы. Кадры нужно беречь. Важнее, чтобы люди, отдававшие приказы, потом вдруг не осудили тех же героев, сами оставшись в тени.
  4. Alekcandr Sokolenko Офлайн
    Alekcandr Sokolenko (Alekcandr Sokolenko) 16 февраля 2020 16:23
    0
    • 1
    • 1
    Это компрадорская бюрократия, почище любого оккупанта, сделала выводы? - Да, сделала, только обломкам страны от этого что? Да и у нас появился Рембо: четверть века "встает с колен", а куда ему спешить, ему восемьдесят, а он молодой специалист, если ты четверть века "встаешь с колен", то может это и есть твоя любимая поза перед "партнерами?"
  5. сталевар Офлайн
    сталевар 17 февраля 2020 13:12
    +1
    • 1
    • 0
    Я так и не понял, какую мысль - вывод из статьи надо делать? Из афганцев надо было создать партию, общественное движение, "тимуровскую команду"? Какой потенциал имел автор? А какой тогда потенциал сейчас от "сирийцев"?

    Мой вывод из Афганистана: Правильно сделали, что ввели войска и взяли под контроль государство из "каменного века".

    Не правильно, что вывели войска. Получилось, что смерти наших солдат оказались НАПРАСНЫ!