БелАЭС: Проект, который обернулся против самой России

29

Отношения между Россией и Белоруссией начинают зримо ухудшаться. Первой жертвой взаимного непонимания Москвы и Минска рискует стать БелАЭС. Почему же этот энергетический проект рискует стать символом недальновидной политики Кремля?

О том, что Минск поставил целью получить энергетическую независимость, было известно еще с 2011 года. Президент Лукашенко тогда прямо заявил:



Мы уйдем от импорта электроэнергии и будем значительную часть ее поставлять на внешние рынки.

Независимость понятно от кого – от России, от кого же еще. За счет программы диверсификации, доля газа в балансе Белоруссии должна была снизиться с 80% до 50%, а атомной энергетики – увеличиться до 12%. С последним помог «Росатом», который начал строительство БелАЭС за счет российского же кредита.

Атомная электростанция возводится неподалеку от границы с Литвой, что вызывает резкое неприятие со стороны Вильнюса. Общая стоимость проекта со всей прилегающей инфраструктурой – 9 миллиардов долларов, предоставленных в рамках кредита до 2035 года. Минск предполагал, что сможет отбить вложения за счет экспорта электроэнергии на Запад.

Но вышло иначе. Партнеры крупно просчитались, поскольку кризис 2008 года внес серьезнейшие коррективы в их планы. Те страны Евросоюза, на рынок которых рассчитывала Белоруссия, в ее энергии особо теперь не нуждаются. Литва активно настраивает всех против покупки враждебных электронов. Более того, Прибалтика намерена окончательно выйти из единого энергокольца БРЭЛЛ. Пока нет дополнительного спроса на белорусскую электроэнергию и в соседних Украине и России.

Получается, что шансы на коммерческую окупаемость проекта резко снизились. При этом БелАЭС практически готова к началу работы: ее второй энергоблок готов уже на 70%. И тут начинается самое интересное. На фоне обострения отношений с Россией из-за нежелания проводить интеграцию в рамках Союзного государства, белорусская сторона, по мнению некоторых экспертов, начала искусственно тормозить строительство БелАЭС. Особенно это заметно в последние месяцы на фоне «нефтяной войны», где Минск был вынужден уступить Москве.

Уступить-то уступил, но решил отыграться на БелАЭС, где предусмотрены серьезные штрафные санкции за срыв сроков, напоминает президент Лукашенко:

Неуютно, неудобно, но решили, что в этом плане мы будем договариваться: другого не дано. Или мы вводим санкции за просрочку (а там большие деньги), или они подвигаются по кредиту.

Белорусский лидер настаивает на том, чтобы Россия «подвинулась» по кредиту, уменьшив его процентную ставку и дав отсрочку по платежам. Но это еще не самое прискорбное. Заместитель министра энергетики нашей «союзницы» Михаил Михадюк прямым текстом намекнул, что в случае необходимости в реакторах БелАЭС может использоваться топливо американской компании Westinghouse.

Иначе говоря, Россия за свой счет построила Белоруссии АЭС, наивно полагая, что будет ее контролировать поставками топлива. Но в новых геополитических реалиях, когда происходит начало раскола между Москвой и Минском, этот проект причудливым образом оборачивается против нас самих: не достроим – получим штрафы, построим – туда вместо нас на все готовое могут прийти американцы.

Видимо, следующий логичный шаг – это выход уже и Белоруссии из БРЭЛЛ, тогда, глядишь, разрешат энергию с БелАЭС в Европу поставлять. Стоит напомнить, что «гениальное» в своей продуманности решение построить АЭС в Белоруссии было принято в ущерб строительству Балтийской АЭС в родном Калининграде.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    16 февраля 2020 10:30
    Строительство Турции за свой счёт "Аккую" тоже выйдет боком.

    Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке „Аккую“ в Турецкой Республике как экономически невыгодное для России, в частности

    1. Отсутствуют финансовые обязательства со стороны Турции (с высокой вероятностью все расходы будут оплачены из российского бюджета, при этом более половины из них освоят турецкие подрядчики);
    2. Отсутствуют обязательства турецкой стороны по строительству ЛЭП и подстанций для выдачи мощностей.
    Неясно, будет ли спрос на электроэнергию АЭС, так как станция расположена вблизи курортной зоны Анталья, где отсутствуют крупные промышленные предприятия;
    3. Граждане Турции бесплатно обучаются для эксплуатации АЭС;
    4. Цена на электроэнергию зафиксирована на 25 лет, без учёта инфляции доллара, роста мировых цен на электроэнергию и изменения курса валют;
    5. В соглашении не прописаны форс-мажорные обстоятельства, а также запрет на национализацию АЭС;
    6. Проектная компания получила беспроцентный кредит на строительство, что является беспрецедентным в практике долгосрочных международных инвестиционных контрактов.
    1. GRF
      +1
      16 февраля 2020 11:15
      Не хватает только пункта, что ее строят русские рабы, захваченные чеченцами и проданные туркам...
      Ну, если все это так невыгодно России, то настолько это должно быть выгодно Турции.
      И если, в частности из-за этого, Турция не начнет войну с Россией... хотя кто в расчет берет бесценные жизни... в прибыльной госкорпорации Росатом, думаю, с вами категорически не согласны, перечитайте соглашение.
    2. 123
      +1
      16 февраля 2020 16:02
      1. Отсутствуют финансовые обязательства со стороны Турции (с высокой вероятностью все расходы будут оплачены из российского бюджета, при этом более половины из них освоят турецкие подрядчики);

      Насколько велика эта самая "доля вероятности" 50/50?, про подрядчиков такой же анализ? smile

      2. Отсутствуют обязательства турецкой стороны по строительству ЛЭП и подстанций для выдачи мощностей.

      Строительство подстанций не могло быть оговорено отдельным соглашением? Может, его вообще не турки будут строить, а другая российская компания?

      3. Граждане Турции бесплатно обучаются для эксплуатации АЭС;

      Компания будет сама эксплуатировать станцию, обучает для себя сотрудников. Для них обязательно должны быть разные условия? Одних учат за деньги, других бесплатно. Это дискриминация по признаку гражданства?

      4. Цена на электроэнергию зафиксирована на 25 лет, без учёта инфляции доллара, роста мировых цен на электроэнергию и изменения курса валют;

      Давайте посмотрим инфляцию.... первая же ссылка:
      Уровень инфляции в декабре 2019 составил - 0,09%

      https://www.statbureau.org/ru/united-states/inflation

      Посмотрите "зафиксированную" цену и сравните с мировыми или ценами в Турции, если что-то там найдете ужасного, то можно и обсудить, а так....

      5. В соглашении не прописаны форс-мажорные обстоятельства, а также запрет на национализацию АЭС;

      Судя по описанной выше информации, у меня большие сомнения, что автору сего "произведения" вообще соглашение довелось читать. Считаете, есть риск национализации АЭС? Эксплуатировать без специалистов и технического сопровождения будут? А если "что-то пойдет не так"? belay Последствия будут заметны. fellow Это не мешок картошки стибрить.

      6. Проектная компания получила беспроцентный кредит на строительство, что является беспрецедентным в практике долгосрочных международных инвестиционных контрактов.

      Генеральный проектировщик станции ОАО - «Атомэнергопроект». Российская компания получила беспроцентный кредит.... обычно вой стоит, что кредиты дорогие, дескать, не дают промышленности развиваться. what
      Что имеем в итоге:
      1. Скопировать абзац с Википедии и вставить сюда - задача не сложная. Сами хоть прочитали?
      Что именно Вас не устраивает по данной АЭС? Свое мнение внятно изложить сможете? Или только чужое копировать?
      2. Далеко не все написанное в Википедии является истиной, no при желании любой может туда правку внести. yes
      3. Соблюдайте информационную гигиену, не верьте всему, что на заборе написано. hi
      1. 0
        16 февраля 2020 21:39
        Цитата: 123
        Что имеем в итоге:

        Толковый анализ!
        1. 123
          +1
          17 февраля 2020 09:42
          Спасибо, правда на анализ это не тянет. Рад, что Вы тоже здраво рассуждаете и понимаете - во всем Википедии доверять нельзя.
        2. Комментарий был удален.
    3. +1
      18 февраля 2020 04:35
      Путин оказался недальновидным... он ещё и венграм строит АЭС за наши деньги!
  2. -5
    16 февраля 2020 11:06
    - Да, всё так... - Но лично Я уже всё это излагала и гораздо подробнее... - За Это у меня стоят 2 минуса ...
    - Рада за "померанец (орорпора) Сегодня, 10:30"... - ему за подобное ставят плюсы...
    - А мой ранее изложенный коммент - вот он:

    gorenina91 (Ирина) 11 февраля 2020 15:10
    -2
    Минск просит отложить начало выплат по кредиту на строительство БелАЭС
    - И чего это так вцепились в Белоруссию... - Да, Лукашенко заслуживает самой жёсткой критики...
    - А "родная" и "близкая" России Турция, с ещё более "дорогим", "родным" и "единокровным братом" России - Р. Эрдоганом... - вообще всё от России получает даром... - И все довольны, и все смеются...

    В августе 2019 года Сбербанк России и дочерняя компания Росатома - АО «Аккую Нуклеар» подписали договор о предоставлении банком кредита на строительство АЭС «Аккую» в размере 400 млн долларов[10]. Кредит предоставляется на семь лет. Это первый подобный опыт сотрудничества Росатома и Сбербанка в таких крупных проектах. Сбербанк стал первым кредитором проекта по строительству АЭС «Аккую». Ранее с российской стороны проект осуществлялся за счет средств федерального бюджета России и средств «Росатома».

    - При всём при том, что:

    - отсутствуют финансовые обязательства со стороны Турции (с высокой вероятностью все расходы будут оплачены из российского бюджета, при этом более половины из них освоят турецкие подрядчики);
    - отсутствуют обязательства турецкой стороны по строительству ЛЭП и подстанций для выдачи мощностей;
    - неясно, будет ли спрос на электроэнергию АЭС, так как станция расположена вблизи курортной зоны Анталья, где отсутствуют крупные промышленные предприятия;
    - граждане Турции бесплатно обучаются для эксплуатации АЭС;
    - цена на электроэнергию зафиксирована на 25 лет, без учёта инфляции доллара, роста мировых цен на электроэнергию и изменения курса валют;
    - в соглашении не прописаны форс-мажорные обстоятельства, а также запрет на национализацию АЭС;
    - проектная компания получила беспроцентный кредит на строительство, что является беспрецедентным в практике долгосрочных международных инвестиционных контрактов.

    - Ах, как мы все любим Турцию и как мы все суровы по отношению к Белоруссии... - Лично Я тоже сегодня далеко не в восторге от Белоруссии...
    - Но вот кто из сайтовцев сомневается в том, что Турция может просто "кинуть" Россию с этой АЭС и вообще отказаться от оплаты???
    1. -2
      18 февраля 2020 04:42
      Белоруссия уже нас "кинула" на $120 миллиардов, так что, дамочка, оставьте свою любовь к бульбашам на ближайшей помойке!
  3. -4
    16 февраля 2020 11:19
    Всё познавай в сравнении - с другими сравнивай себя.

    Прочитав статью, тоже хотел про Турецкую АЭС написать. Я уже предлагал, что надо определиться власти, с Белоруссией - у нас союзные или рыночные отношения? Вот Турция для России - ДРУГ!? Это сразу видно по Путину. Лукашенко о таких отношениях только МЕЧТАТЬ может!
    Срок окупаемости турецкой АЭС 25-30 лет. Но БелАЭС электроэнергию может хоть России по "дешёвке" продавать. Я сейчас плачу 3 р. 25 коп. квт.ч, и рад был бы ещё 10 лет, цены чтоб не подымали. А Турция кому собралась по "дешёвке" продавать?
    ВЫВОД: Очередная волна на Лукашенко.
    1. -2
      18 февраля 2020 04:45
      Где же такая дешёвая электроэнергия? В Краснодарском крае 1квт.ч стоит 5 руб 87 коп для частных лиц и никакой "дешёвки" у нас уже не будет, это в Китай путиноиды продают эл.энергию по 0 руб 40 копеек! И цены растут как на дрожжах каждый месяц, а не за "10 лет"! Ты откуда прилетел, "сталевар", с Марса или с Венеры??
  4. +5
    16 февраля 2020 11:28
    С учетом антироссийской риторики Минска, лучшее, что может сделать РФ, это отказаться от достройки АЭС, пусть она стоит памятником глупым русофобских амбициям Лукашенко и ему подобных нищих самостийщиков.
    1. -3
      18 февраля 2020 04:50
      Верно, и как памятник Путину!
      1. +2
        19 февраля 2020 10:44
        Скорее, памятник глупым амбициям Лукашенко, который, угробив отношения с РФ, останется ни с чем! Кстати, отношение в РФ к приезжим из РБ, из-за антироссийской политики Минска, тоже может измениться не в лучшую сторону... что отразится на таких, как вы.
  5. +4
    16 февраля 2020 12:45
    Не бывает "оборачивающихся проектов". Бывают недальновидные решения!:))
  6. RFR
    0
    16 февраля 2020 22:20
    Кто бы в этом сомневался, это вам не в хоккей гонять с "братьями", а убытки опять на народ повесят в виде повышения всяких налогов, пенсионного возраста и т.п.
  7. +2
    17 февраля 2020 05:58
    Империя должна жить за счет покоренных народов. А у России все наоборот. Почему вся восточно европейская шваль бросилась в НАТО. Потому что американская империя пообещала, что они будут жить за счет покоренной России и всего мира. Переманивать их нельзя. Восточноевропейские шавки должны заслужить право быть в Российской империи, терзая тело старой Европы. Так же, как когда-то румыны, венгры и поляки выслуживались перед Третьим Рейхом.
    1. 0
      17 февраля 2020 22:56
      Для этого Россия должна сменить там правительство и ввести оккупационные войска. Сами они к России никогда не повернутся. Интересно, какова окупаемость таких действий? По-моему, нулевая в лучшем случае. Как при СССР было. Но СССР завоевал это право силой и большими жертвами. Сейчас можно только разбомбить все страны Восточной Европы ядерными ракетами, создав пояс выжженной земли. На другое средств просто нет.
  8. -3
    17 февраля 2020 09:47
    И ни один из умельцев, поломавших всё, что можно поломать, не наказан... Страна чудес... И уродов...
  9. 0
    17 февраля 2020 10:32
    Почему-то меня не удивляет недальновидность российских стратегов.
  10. 0
    17 февраля 2020 10:59
    Ситуация относится к категории "Сверхнаглость": заказчик сам настоял на переделке, а теперь настаивает на штрафных санкциях за просрочку сдачи объекта. Я бы объявил форс мажор: заказчик ушёл в альтернативную реальность, и пока он не вернётся, нужно настаивать на оплате уже сделанных объектов.
    1. +1
      17 февраля 2020 20:53
      Деньги РФ не покидали. Выделили кредит для постройки. Кто строит? Строит российская компания.
      Всё просто - деньги переложены из одного кармана в другой - учимся у aмеров. При этом Белоруссия ещё и должна останется.
      1. -2
        17 февраля 2020 22:58
        А станция останется в Белоруссии. Деньги выброшены на ветер.
  11. -1
    17 февраля 2020 12:30
    В СССР вкладывались в экономику республик, ставших ярыми врагами России, и ради этого даже почти полностью разрушили свою экономику. На те же грабли наступил и Кремль с этой АЭС. Чужие ошибки ничему не учат, делаем свои. Сегодняшние союзнички - это завтрашние (а некоторые уже и вчерашние) предатели.
  12. 0
    17 февраля 2020 20:45
    Михаил Михадюк прямым текстом намекнул, что в случае необходимости, в реакторах БелАЭС может использоваться топливо американской компании Westinghouse.

    А то, что эти топливные сборки не подходят для советско-российских реакторов, его не смущает? То, что попытки воткнуть их в Ю-У АЭС закончилось чуть ли не аварией (а перед этим похожая ситуация была у чехов)...
    Хотя, о чём это я... Этим националистам пофигу. Пусть хоть взорвётся всё - главное, москалям нагадить на порог!
    Так и хочется сказать лавровским выражением...
  13. Без России им АЭС-ку не потянуть!
  14. -1
    18 февраля 2020 09:44
    Да, что-то происходит в мире не так, как мы рассчитываем, то есть "Росатом". С Турцией вляпались - это точно, потому как наш газ турков уже не интересует (а на атомном проекте они постараются тоже отыграться), а теперь и с братками - белорусами. И это строится и в Беларуси, и в Турции на наши же кредиты. Ну, использовать ядерное топливо мериканской компании Westinghouse будущей белорусской станцией - это еще бабушка надвое сказала, потому как мериканские сегменты не подходят на наши атомные станции. Но уже наверняка мы проиграли с Белоруссией, она уже на западном поле играет свои игры. Только белорусы не понимают, что США еще никому добра не сделали. Да, сделают подарки поначалу, но затем заберут вдвойне их, когда Белоруссия окончательно оторвется от России.
  15. +2
    19 февраля 2020 09:23
    Цитата: Anchonsha
    Ну, использовать ядерное топливо мериканской компании Westinghouse будущей белорусской станцией - это еще бабушка надвое сказала, потому как мериканские сегменты не подходят на наши атомные станции.

    Они их постоянно дорабатывают, чтобы занять долю Росатома в Восточной Европе. Результат - вопрос времени.
  16. +2
    19 февраля 2020 09:25
    Цитата: A.Lex
    А то, что эти топливные сборки не подходят для советско-российских реакторов, его не смущает? То, что попытки воткнуть их в Ю-У АЭС закончилось чуть ли не аварией (а перед этим похожая ситуация была у чехов)..

    Проблемы есть, но они над ними работают. Их цель - заместить Росатом в Восточной Европе. Решение задачи - вопрос времени, а Украина - это тестовый полигон.
  17. 0
    11 августа 2020 02:12
    Если не хочешь, чтобы тебе плюнули в тарелку, а по итогу нагадили на коврик - не корми!!!