Почему в России не удается наладить производство больших самолетов

25

Всего несколько десятилетий назад Советский Союз был одним из мировых лидеров в авиастроении. Спустя какую-то четверть века все, на что способна Россия в сфере производства гражданских лайнеров – это «конструкторы», преимущественно состоящие из импортных комплектующих. Немногим лучше обстоят дела и военном секторе.

Считается, что с легкими боевыми самолетами у нас все более или менее прилично, но, будь так на самом деле, ОАК едва ли задумала бы слияние ОКБ Сухого и ОКБ Микояна, о чем мы подробно рассказывали ранее. Есть проблемы и с большими военными самолетами.



Ил-76МД-90А


Это глубокая модернизация советского военно-транспортного самолета Ил-76МД. На нем уставлены более мощные и экономичные двигатели, новое крыло и шасси, обновлена авионика. На выходе получилась настоящая «рабочая лошадка» ВТА, способная перевозить грузы до 60 тонн на расстояние до 4000 километров. Также, с помощью Ил-76МД-90А можно оперативно перебросить от 145 до 225 военнослужащих в зависимости от его модификации.

При оснащении самолета медицинским оборудованием, он позволит перевозить до 114 раненых вместе с персоналом, осуществляя при этом интенсивную терапию 20 тяжелораненым. Кроме того, Ил-76МД-90А можно переоснастить для тушения лесных пожаров. Еще одним важным предназначением модернизированного борта является выполнение функции дозаправки боевой авиации в воздухе. Тех 15 машин, что есть в наличии, в новых геополитических условиях уже недостаточно.

Наконец, на его базе создаются самолеты ДРЛОиУ, необходимые для обнаружения и ведения целей, координации действий истребительной авиации, представляющие по сути воздушные командные пункты. В российских ВВС имеется всего 15 устаревших самолетов ДРЛОиУ А-50, и только 5 модернизированных А-50У. Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и наведения А-100, обещанный к 2017 году, в ВВС РФ так до сих пор и не поступил.

Самолет-амфибия Бе-200


Это уникальная советская разработка, которая служит по сей день. Многоцелевой самолет может взлетать и с воды, и с суши. «Летающая лодка» способна выполнять широчайший комплекс задач: перевозить грузы до 5 тонн и 43 пассажира, тушить лесные пожары, работать спасателем и охранять водные ресурсы. Великолепные характеристики делают самолет-амфибию интересным военным, МЧС и даже гражданским авиаперевозчикам, в том числе, иностранным. Например, Бе-200 может быть востребованным на островах Индонезии и других архипелагах.


К сожалению, потенциал больших российских самолетов остается толком не реализованным из-за постоянного срыва сроков их производства. Например, еще в 2013 году военные подписали контракт на закупку двух Бе-200ЧС и четырех Бе-200ПС. Общая стоимость составила 8,4 миллиарда рублей. Сданы все самолеты должны были к концу 2016 года. Но в 2017 выяснилось, что производитель исполнение договора сорвал, и Минобороны пришлось через суд возвращать средства. Интересно, что отсудить получилось только 6,73 миллиарда. В 2018 году Министерство вновь обратилось к ТАНТК им. Бериева за тремя многоцелевыми самолетами-амфибиями, первый оно должно было получить еще в 2019-м. И вновь задержка на год, только сейчас Бе-200ЧС сделал пробный полет.

Аналогичные проблемы имелись и с производством Ил-76МД-90А. Еще 10 лет назад военные договорились о закупке партии в 38 машин, а после увеличили заказ до 50. Правда, позже, в 2012 году, аппетиты стали более реалистичными – всего 39 самолетов, которые «Авиастар» должен был сдать до 2020 года. Сумма контракта составила 140 миллиардов рублей. Реально из них Минобороны получило только 5 машин, причем, одну передали ТАНТК им. Бериева для переоборудования в самолет ДРЛОиУ А-100. Как мы указали выше, этот контракт также до сих пор не исполнен.

Что же является причиной хронического неисполнения контрактных обязательств?

Производители заявляют, что изначально стоимость каждого самолета была оценена неверно и оказалась заниженной от реальной. Независимые эксперты считают, что корень проблемы в неэффективной организации работы на ТАНТК им. Бериева и в «Авиастар». О чем-то подобном мы совсем недавно писали и про наше судостроение.

Так и хочется сказать: «Берии на них нет».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    17 февраля 2020 11:37
    По заключению счётной палаты:
    Приватизация способствовала установлению контроля со стороны иностранных лиц над стратегически важными предприятиями оборонного комплекса.

    Много "текста", а правильно написана только последняя строчка!
  2. 123
    +6
    17 февраля 2020 12:07
    Всего несколько десятилетий назад Советский Союз был одним из мировых лидеров в авиастроении.

    А с его развалом производство практически умерло. Пришлось восстанавливать всю производственную цепочку, разрушенную кооперацию, воссоздавать утраченные технологии. Считать, что последствия "разрухи" полностью преодолены, было бы неверно. Отсюда и задержки в реализации планов выпуска. Производство Ил-76МД-90А набирает обороты, останавливать производство никто не собирается, поэтому переживать по этому поводу смысла не вижу.
    Что касается Бе-200, ларчик открывается просто, двигатель Д-436 украинского производства, кроме того, самолет, в силу специфических конструктивных особенностей, массовым стать не может. У него есть свои достоинства, возможность взлета и посадки с водной поверхности, но востребованы они далеко не везде. Тупо сесть на воду где хочешь, проблематично, ограничения по волнению моря. Ну, и для примера, на воде может просто бревнышко плавать. В производстве и эксплуатации обходится дороже, так как необходима дополнительная защита от коррозии, аэродинамика в полете хуже. В общем, массовым пассажирским лайнером или транспортником он не станет. Разрабатывать для него новый двигатель дорого, если устанавливать импортный, сразу из заказчиков отпадает МО, военным такой самолет не нужен.
    ДРЛОиУ А-100 проходит испытания, здесь вопросов к авиастроителям быть не может. Доводят "до ума" новое сложное радиотехническое оборудование.
    1. +2
      18 февраля 2020 13:51
      123, ещё одна причина - отсутствие ЛИЧНОЙ ответственности при выполнении госзаказов. А у нас так часто - не выполнил... ну и ладно, только денежки верни, да и то можешь не все, часть себе можешь заныкать - чтобы обидно не было.
      Вот если бы был суд (только не с судьёй Арановским), с возможностью сесть на определённый срок с КОНФИСКАЦИЕЙ - вот тут шутки с государством были бы плохи! Но у нас же ЛИБЕРАЛЬНАЯ экономика, при которой можно не выполнять указания (читай ПРИКАЗЫ) президента, попросту ИГНОРИРОВАТЬ задания в экономической сфере, СРЫВАТЬ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ГОСЗАКАЗЫ - у нас же свобода, бл-xa муха!!!
      У нас СВОБОДА ОТ ВСЕГО И ОТ ВСЕХ - государства (читаем - элиты) от народа, начальства от работников, родителей от детей, а детей от престарелых родителей... всех от всего... И что мы в итоге хотим? Хотели СВОБОДЫ? Так вот она - трескайте, не подавитесь!!!
      1. 123
        +1
        18 февраля 2020 13:59
        У нас СВОБОДА ОТ ВСЕГО И ОТ ВСЕХ - государства (читаем - элиты) от народа, начальства от работников, родителей от детей, а детей от престарелых родителей...всех от всего...И что мы в итоге хотим? Хотели СВОБОДЫ? Так вот она - трескайте, не подавитесь!!!

        Во всем нужно чувство меры. Персональная ответственность, конечно, хорошо, но чтобы наручниками у лица брякали, как у "Бацки", тоже не хочется.
        1. +2
          18 февраля 2020 16:43
          Бряцанье наручников перед лицом поднимает чувство ответственности на небывалую высоту, но начисто отбивает желание занимать любую должность, предусматривающую какую-либо ответственность. Диалектика, однако.
          1. 123
            +1
            18 февраля 2020 16:51
            Бряцанье наручников перед лицом поднимает чувство ответственности на небывалую высоту, но начисто отбивает желание занимать любую должность, предусматривающую какую-либо ответственность. Диалектика, однако.

            Вот и я о том же. yes Будут стараться просто избежать наказания, интересы дела по боку. Да и инициатива становится наказуема.
        2. +1
          21 февраля 2020 13:38
          брякали, как у "Бацки", тоже не хочется.

          Да ладно вам! Чего-то УЖЕ ДАВНЕНЬКО не слышно было про это "бряканье". По мне так это всё было постановками - на показуху. Единственное, что мне кажется было серьёзным, так это арест журналистов портала Regnum, ориентированных на Россию. Но это немного не то "бряцанье", о котором тут говорится.
          1. 123
            +2
            21 февраля 2020 15:44
            Да ладно вам! Чего-то УЖЕ ДАВНЕНЬКО не слышно было про это "бряканье" . По мне так это всё было постановками - на показуху.

            Директора сахарных заводов, видимо, считают по-другому winked А ведь он их сам назначал, сажать пришлось не одного или двух, все сидят. belay Вот такой подбор кадров. laughing В свете этих событий, полагаю, остальные без энтузиазма слушают эту "показуху".





            И грозит он ими уже давно, как по мне, орать и запугивать подчиненных - последнее дело, мне жизненный опыт подсказывает, что так обычно поступают руководители, которые не могут организовать нормальную работу. hi

            https://naviny.by/rubrics/society/2016/02/22/ic_articles_116_191045
            1. +1
              22 февраля 2020 03:04
              Согласен, особенно с концовкой. drinks
  3. 0
    17 февраля 2020 12:44
    Цитата: 123
    ДРЛОиУ А-100 проходит испытания, здесь вопросов к авиастроителям быть не может. Доводят "до ума" новое сложное радиотехническое оборудование.

    Все-то вы знаете. smile
  4. +1
    17 февраля 2020 12:51
    Цитата: 123
    Что касается Бе-200, ларчик открывается просто, двигатель Д-436 украинского производства

    Проблемы с украинскими двигателями возникли только после 2014 года, если что.
    1. +4
      17 февраля 2020 14:30
      А до этого возникла проблема, когда Бе-200 перекинули на завод, который ими никогда не занимался, т.е. вся технология, считай, с нуля на новом месте, про планы использовать в качестве двигателя совместную балалайку не говорю. Корень проблемы нет двигателей, да и мозгов кое-у кого тоже.
      1. 123
        0
        17 февраля 2020 16:45
        Вы совершенно правы, проблема с двигателями основная, хоть и не единственная.
    2. 123
      0
      17 февраля 2020 15:18
      Проблемы с украинскими двигателями возникли только после 2014 года, если что.

      Совершенно верно, а

      в 2013 году военные подписали контракт на закупку двух Бе-200ЧС и четырех Бе-200ПС

      В 2013 подписали, тут и "Майдан" подоспел со всеми вытекающими, уж не знаю, какие они сейчас поставили.
  5. +3
    17 февраля 2020 20:27
    Потому что "менеджеров" развелось больше, чем титана для самолётов!!!
  6. +3
    17 февраля 2020 23:16
    Почему в России не удается наладить производство больших самолетов

    Потому что очень дорогие часы на руках нынешних обитателей Кремля. И невероятно успешных бизнесменов на госзакупках и госконтрактах промышляющих.
  7. +2
    17 февраля 2020 23:30
    Да, да, во всем виноват Нава.., ох, украинцы с майданом.

    Просто руководят отраслью у нас кто?
    Рогозины, Сердюковы и остальные эффективные вип-менеджеры.
    Курс доллара вырос после 2008 г., а аппетиты у элиты не уменьшились. Количество валютных миллиардеров и миллионеров только растет.
    Значит?
    Берем денег и экономя, например, на титане для ИЛА или двигателях, наскребаем на золотые зарплаты....себе.
    А счетная палата поорет, поорет, да отстанет....

    А на авиацию, космос, модельки и мультфильмы потом еще подкинут... обязательно!!!
  8. +2
    18 февраля 2020 06:21
    Минобороны просто ничего не купит по рыночным ценам. Потому что внутренний рынок в основе своей состоит из монополистов (на композиты, специфический прокат и изделия, двигатели, авионику и т.д.). Внешний рынок подавляющим большинством закрыт для оборонки. И о каком свободном рынке и снижении цен можно говорить? Если мы имеем всего одного поставщика, который в состоянии обеспечить нас нужными комплектующими, то и цены он будет выставлять соответствующие. В итоге, чтобы получить контракт, все просто вынуждены занижать общую стоимость. Из-за этого и все скандалы из-за ее последующего повышения.
    "Эффективные манагеры" и оборонка в принципе несовместимы, их цели противоположны.
    1. +1
      18 февраля 2020 17:02
      Избранному президенту Д. Кеннеди порекомендовали назначить министром обороны Макнамару, мол, очень талантливый менеджер. Кеннеди послушал совет и назначил Макнамару министром. Что увидел Макнамара, приступив к исполнению должностных обязанностей. Например, гайка М12, стоимостью 25 центов, закупалась Пентагоном по цене 1 доллар 40 центов..... примеров было много. Дело в том, что 99% отставных генералов и адмиралов принимались на работу в компании ВПК в качестве советников, а по сути, лоббистами. Макнамара за короткий срок разогнал весь этот курятник и привел все в норму. До сих пор упоминание о Роберте Макнамаре приводит в бешенство генералов Пентагона, как отставников, так и действующих. Вот что такое эффективный менеджер в истинном понимании этого слова.
  9. +1
    18 февраля 2020 06:22
    Зато миллиардеров штампуют - мама не горюй - ВО СЮЖЕТ!!!
  10. Rus
    -1
    18 февраля 2020 09:58
    Почему? Да потому, что воруют.
  11. 0
    18 февраля 2020 11:55
    Вы думаете, ребята, они реально хотят строить самолёты?
    Не смешите меня: их задача - убить Россию.... их детки учатся и живут в "ландонах", их (т.е. наши) деньги в западных банках.... с какого будуна они будут строить самолёты??? Они служат другому хозяину, вот так, ребята.
  12. +2
    18 февраля 2020 12:04
    Сначала уничтожили производство всего, а теперь про самолёты вспомнили. У нас даже крепёж из Китая везут, что уж тут про самолёты говорить...
  13. +4
    18 февраля 2020 20:12
    Достаточно посмотреть на ВАСО, где якобы эффективные менеджеры получают чрезмерно много, обновление станочного парка почти не ведется, а слесарям высоких разрядов предлагаются смешные зарплаты в 11350 руб (УСП цех №20), 15000 руб. (слесарь -испытатель), чтобы понять, что с такими загонами псевдоэффективных менеджеров строить самолеты нереально... На такие деньги можно только уголовников вместо рабочих пригонять, вот только с образованием у большинства ЗЕКов плохо...
  14. +1
    20 февраля 2020 13:51
    Берии на них нет.

    На кого, "на них"? Действующих конструкторов/технологов и рабочих разогнали, систему подготовки рабочих снесли начисто. Сейчас должно работать то поколение, которое стремилось стать "эффективными манагерами" с опцией распила откатов, бандитами, юристами, валютными проститутками. А оказалось, что надо просто работать. А вот этому никто не учился. Те, кто всё-таки окончил инженерный ВУЗ,
    - во-первых, получил уже не ту школу, что 30 лет назад. Во всяком случае, курсовые и дипломы тогда не из интернета скачивали.
    Во-вторых, на рабочих местах не осталось людей, которые способны из вчерашнего студента сделать инженера. А это занимало не один год, при наличии нормальных наставников.
    В-третьих, на уровне управления страной сидят "специалисты", которые заточены на контроль за распилом бюджета в пользу своей группировки, а про "работать" они просто не понимают.
    Вот Мишустин озвучил, что за 2019 г. недорасход бюджета стал рекордным: 1,122 трлн руб. Это называется "денег нет"? Минимум, 20% бюджета не потрачено по назначению. Да и то, что дошло до адресата, дошло в ноябре - декабре.
    То есть, воровать стало страшно, Путин запугал, а работать никто не умеет. Даже если бы захотели.
    Самолёты - частность. Везде (за небольшими исключениями) одно и то же. Вот Росатом, как-то хватило инстинкта самосохранения не разрушать, так теперь Росатом занимается составлением и реализацией программы развития Арктики, на основе развития Севморпути. В Росатоме осталась привычка перспективного планирования. Ведь, строя АЭС, Росатом планирует свои действия на 80 лет.
    Развитием Арктики должно заниматься правительство, как раньше занимался Госплан. Госплан разрушили, функции как бы передали Минэкономразвития, откуда ещё Греф выгнал последних людей, умевших что-то делать. И чего мы хотим от самолётостроителей? Да, они тоже не подарок, но они, в силу положения, пытаются хоть что-то сделать. Где они теперь возьмут прослойку инженеров около 50-ти лет? Где возьмут подготовленных рабочих (которых, кстати, после ПТУ тоже надо было ещё в рабочих превращать). Где возьмут деньги на своевременную оплату комплектующих и достойную зарплату не себе, любимым (вроде Рогозина младшего) а тем, кто реально создаёт продукт?