Срыв договора по турбинам: почему пути России и Siemens разошлись
Накануне стало известно, что «Силовые машины» Алексея Мордашова приняли решение выйти из совместного предприятия с Siemens по производству газовых турбин высокой мощности. Ранее сообщалось, что немецкий концерн готов передать технологии и 100% локализовать производственный процесс в России. Что же пошло не так?
Прежде всего, надо разобраться, куда подевались отечественные высокомощные газовые турбины, которые были разработаны еще в СССР. Это типичная печальная история развала и разбазаривания советского технологического наследия.
Как известно, в рамках «программы угнетения украинцев» Москва вложила огромные средства в развитие науки и промышленности УССР. В том числе, именно там было наиболее развитое газовое турбиностроение, которое досталось Незалежной после распада сверхдержавы. Так, турбина серии ГТД-110 была разработана украинским предприятием «Зоря – Машпроект» по заказу РАО ЕЭС в начале девяностых годов.
Всего силовых установок было произведено 5 штук, они показали себя не слишком хорошо, было выявлено много дефектов. В целом, чем-то экстраординарным такая ситуация не является, поскольку «детские болезни» бывают у всех высокомощных турбин. У иностранных конкурентов считается нормальным начало серийного производства только с 6-8 по счету установки, поскольку на первых фактически производится их тестирование и устранение выявленных недостатков. В силу ряда причин, ГТД-110 такого шанса не было дано.
Правительство приняло решение перейти к закупке импортных газовых турбин, в основном, в Германии. Отечественные заводы, которые могли бы заниматься собственными разработками, перешли на производство некоторых комплектующих к ним. По данным Минэнерго РФ, в нашей стране работает свыше двух с половиной сотен иностранных силовых установок большой мощности, что составляет 63% от общего количества. Последующие события показали неразумность такой политики.
После Майдана технологическое сотрудничество Украины с Россией начало сворачиваться. В обход санкций Евросоюза, в Крым были поставлены турбины SGT5-2000E Siemens Gas Turbine, слегка доработанные «напильником». Из-за этого произошел неприятный скандал с концерном Siemens. Немцы даже хотели уйти, хлопнув дверью, но не смогли заставить себя отказаться от российского рынка. Высокомощные турбины – товар штучный и дорогостоящий, покупателей на него не так много во всем мире. К тому же, в России анонсирована программа модернизации энергетики, которая потребует сотен новых силовых установок. Стремясь занять свою долю в ней, «Ростех» пытался опробовать турбину ГТД-110М, но она была серьезно повреждена во время испытаний.
Казалось бы, теперь все хорошо: в конце 2019 года сообщалось, что ГТД-110М после ремонта в тестовом режиме проработала уже свыше 3 тысяч часов, а Siemens сам предложил передать в Россию технологии по производству турбин. Было анонсировано, что уже к 2020 году совместное предприятие концерна и «Силовых машин» доведет использование отечественных комплектующих до 60%. Но дальше начались непонятные движения. Так, изначально доли российской и германской стороны в СП составляли 60% и 40% соответственно. Но затем Siemens увеличил свою, доведя ее до 65%. Как раз о продаже оставшихся 35% и заявили накануне «Силовые машины».
Почему же структура Алексея Мордашова решила отказаться от столь выгодного сотрудничества?
Источники в компании сообщают, что Siemens, несмотря на обещание передать все технологии, отказался это сделать по политически мотивам. И это очень серьезная проблема, доказывающая, что делать ставку только на импортных поставщиков в условиях санкций просто опасно. Есть множество способов вставить палки в колеса российским силовым установкам.
Во-первых, физическая локализация производства еще не означает передачу прав интеллектуальной собственности. Так, например, Южная Корея в свое время «попала» на сотрудничестве с Westinghouse. Корейцы локализовали у себя весь производственный цикл АЭС, рассчитывая окупить его за счет экспорта. Но американские регуляторы просто наложили запрет на использование своих технологий.
Во-вторых, полная локализация в условиях глобализации – дело непростое. Есть иностранные поставщики первого уровня, есть второго уровня. Полностью переносить весь цикл Siemens может и не согласиться, а санкции США способны вывести из игры любого поставщика второго уровня. На практике это приведет к срыву сроков реализации программы модернизации российской энергетики.
В-третьих, если Россия получит все технологии, то она превратится в прямого конкурента Германии и США на очень тесном рынке, где и так все толкаются локтями. Позволят ли они добровольно нам это сделать? Едва ли.
По указанным причинам, делать ставку лишь на Siemens очень опасно. Но у этой медали есть и обратная сторона. Если положиться только на отечественных производителей, то с высокой долей вероятности все сроки будут сорваны, а стоимость проекта будет постоянно расти. К сожалению, опыта в реализации столь высокотехнологичного проекта у нас нет. Кандидат технических наук Валерий Неуймин проводит следующую аналогию:
Это все равно, что никому не известной фирме поручить разработать космический корабль, ведь газовая турбина – отнюдь не простая вещь.
По мнению эксперта, не стоит сразу бросаться делать турбину высокой мощности. Стоит сперва сделать силовую установку средней мощности, например, на 65 мегаватт, «набить руку», пустить в серию. И только затем переходить к высокомощным силовым установкам. Иначе деньги будут просто выброшены на ветер. К слову, про деньги. Изначально «Силовые машины» просили субсидию от государства в размере 5 миллиардов рублей на разработку, помимо собственных средств. Теперь же проект подорожал, и оценивается уже в 17 миллиардов, и компания Мордашова ждет соответствующего увеличения бюджетного финансирования.
Сказанное не означает, что запрос должен быть проигнорирован: разработка - процесс сложный, долгий и затратный. Но и не стоит позволять делу превращаться в «технологический долгострой» за счет государства. Во избежание, быть может, стоит прислушаться к совету упомянутого эксперта Валерия Неуймина, который считает, что необходимо создание как минимум двух конкурирующих между собой производств. Ну, чтобы «не расслаблялись». В советское время эта схема прекрасно себя показала, например, в авиастроении и вертолетостроении.
Информация