Коронавирус «подрезал крылья» авиации всего мира
Негативные экономические последствия эпидемии вируса COVID-19, предсказываемые как рядом авторитетных международных организаций, так и множеством независимых экспертов, в первую очередь довелось прочувствовать на себе гражданской авиации. Одно лишь сокращение пассажирских перевозок этим видом транспорта несет множеству авиакомпаний по всему миру колоссальные убытки, пережить которые, скорее всего, смогут далеко не все из них.
Ширящееся распространение смертоносного заболевания «прижало к земле» громадные флота лайнеров, нанося этой отрасли ущерб, сравнимый по масштабам с мировой войной.
Ша! Никто никуда не летит...
Экологические активисты, проникшиеся новомодным «учением» Греты Тунберг и еще не так давно бесновавшиеся по поводу «огромного ущерба природе», якобы наносимого авиаперелетами, могут расслабиться. Мир переживает невиданный бог знает с каких времен спад числа путешествий по воздуху. По утверждениям экспертов, эпидемия «атипичной пневмонии» SARS, разразившаяся в 2003 году, уже выглядит детским лепетом в сравнении с нынешней бедой. Человечество отчаянно пытается воздвигнуть барьеры на пути неумолимо расползающейся по нему заразы – в результате уже сотня стран ужесточила правила въезда на свои территории, а некоторые государства, особо пораженные инфекцией, и вовсе оказываются «мертвой зоной», куда летать не хочет никто и ни за что. Огромную негативную роль в данной ситуации играет то, что среди особенно пострадавших регионов оказался Китай, в последние годы вносивший огромный вклад в наполнение мировых транспортных артерий, в том числе – и воздушных. Сегодня пассажиропоток между Поднебесной и остальным миром сократился на 80%. Китайские авиакомпании снизили количество своих рейсов на 40%, более 70 зарубежных авиакомпаний полностью прервали всякое сообщение с этой страной, еще полсотни сократили перелеты туда и оттуда до предельного минимума. Начинается весна, на пороге – лето, традиционный туристический сезон, когда добыть билеты на популярные в это время воздушные маршруты зачастую было проблемой. Но только не в нынешнем году... Туристы, являющиеся сегодня одними из главных участников авиапутешествий, в подавляющем большинстве останутся по домам. Слишком нагляден стал для всех жутковатый пример круизного лайнера Diamond Princess, превратившегося в карантинную «тюрьму» для своих пассажиров. Кстати, сейчас, похоже, те же неприятности ожидают туристов с другого судна - Grand Princess, только уже у берегов не Японии, а США.
Президент Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) Глория Гевара уже сделала заявление, в соответствии с которым туристическую отрасль планеты в связи с «коронавирусным» кризисом ожидает ущерб в, как минимум, 22 миллиарда долларов. Особенно сильный удар придется на страны Азии, в первую очередь – Китай. В этом регионе доходы от его посещения гостями со всего мира в последние годы составляли до 11% всего ВВП. Что до конкретных цифр и объемов убытков, ожидающих непосредственно авиаперевозчиков, тут высказываются различные мнения. К примеру, Международная организация гражданской авиации США (ICAO) предрекает недополучение ими прибыли в размере 4-5 миллиардов долларов только в первом квартале нынешнего года. При этом учитываются только убытки, вызванные отменой рейсов в зараженные регионы. Намного более пессимистично звучит прогноз от Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), по мнению специалистов которой, в нынешнем году ущерб, нанесенный отрасли, может исчисляться вообще катастрофическими суммами – от 63 до 113 миллиардов долларов. При этом еще 25 февраля эксперты IATA оценивали возможные потери «всего» в 30 миллиардов долларов. Однако в данном случае речь шла о сценарии, в рамках которого коронавирус не пересечет границы Китая, а этого, к сожалению, не случилось. Отметим – в обоих случаях при составлении прогнозов в расчет брались только и исключительно пассажирские перелеты. Оценивать, какие бреши продолжающаяся эпидемия COVID-19 проделает в бюджетах авиакомпаний из-за отмененных грузоперевозок, а также во что она обойдется смежным отраслям, таким, как поставщики аэронавигационного оборудования, топлива и ГСМ, сегодня никто даже и не берется.
Первый сбит, остальные – в штопоре
Увы, сегодня уже можно говорить о первой авиакомпании, которую коронавирус «приземлил», похоже, навсегда. Речь о британской Flybe, до сего дня считавшейся крупнейшим региональным авиаперевозчиком Европы, выполнявшей рейсы между 85 пунктами назначения в Старом Свете и совершавшей 40% внутренних рейсов на территории самой Британии. По правде говоря, финансовые проблемы у англичан начались не вчера, но резкое снижение пассажиропотока, вызванное эпидемией, стало для них последней каплей, угробившей компанию. Правительство Великобритании пыталось всеми средствами предотвратить печальный исход и даже изыскало около 130 миллионов долларов, которые готово было выделить Flybe в качестве финансовой помощи – буквально на следующей неделе. Слишком поздно – с 5 марта компания окончательно признана банкротом и передана под внешнее управление, которое будет осуществлять аудиторско-консалтинговая фирма EY. Впрочем, не намного лучшим образом обстоят дела и у всемирных «грандов» авиаперевозок. Таких, к примеру, как Lufthansa Group, включающую в себя известнейшие Austrian Airlines, Brussels и Swiss, чей технический парк насчитывает 770 самолетов. Уже сегодня эта компания вынуждена сократить количество полетов на 20-25% из-за эпидемии и готовится к дальнейшим неприятностям. В Lufthansa бодрятся, заявляя, что всего лишь «динамически корректируют планы с учетом чрезвычайной ситуации», однако всем понятно, что это лишь хорошая мина при весьма скверной игре – из 150 снятых с линий бортов, как минимум, 25 являются лайнерами дальнего сообщения, простой которых наверняка влетит в куда как немаленькую «копеечку».
Рейсы Lufthansa в Китай приостановлены до 24 апреля, в Иран – до 30 числа того же месяца. Кроме того, лайнеры этой компании постараются облетать стороной, как минимум, северную часть Италии. О значительном сокращении рейсов в этот регион сообщили также венгерская бюджетная авиакомпания Wizz Air и один из известнейших мировых лоукостеров – Ryanair. Во что подобные ограничения выливаются для авиаперевозчиков, наглядно демонстрирует пример компании Finnair, полностью отказавшейся от полетов в Китай, исключившей из своих маршрутов Сеул и Милан, а также значительно уменьшившей количество рейсов в Гонконг и Осаку. Теперь руководство компании вынуждено начать переговоры об отпуске в две недели, а то и в полновесный месяц, в который она вынуждена отправить все 6 тысяч человек своих сотрудников на территории Финляндии. Также акционеры компании предупреждены о ее «более слабых финансовых показателях» в нынешнем году. То есть – о неминуемых убытках... Об устройстве для своего персонала принудительных «каникул» более, чем серьезно подумывают топ-менеджеры Lufthansa и KLM. Там уже заявили о таких антикризисных мерах, как сокращение бюджета путем «заморозки» аренд и ранее запущенных ІТ-проектов, приостановки найма консультантов и даже новых сотрудников, уменьшения командировочных расходов и прочего. Увы, без таких непопулярных решений, как сокращение зарплат и увольнения обойтись тоже, скорее всего, не удастся. Одна только Air France-KLM ожидает от коронавируса убытков на более, чем 217 миллионов долларов. Тут уж не до жиру, быть бы живу!
При этом большинство авиакомпаний стараются экономить на чем можно, только не на пассажирах, которых и так сегодня приходится искать, что называется, днем с огнем. Количество бронирований мест даже на самые популярные ранее маршруты стремительно падает, а неявка пассажиров на рейсы стала обычным делом. Каждый ищет свои выходы и ситуации – к примеру, компания Air Malta пошла на проявление максимальной лояльности к своим клиентам. Прежде всего, она более чем значительно снизила штрафы за изменение даты вылета или маршрута – если ранее размер сбора за внесение изменений в билет составлял 50 евро для тарифа Go Light и 25 евро для тарифа Go Smart, то теперь он снижен до всего 10 евро за рейс в одну сторону. Правда, для этого о планируемых изменениях пассажир должен сообщить за 30 дней до вылета – иначе придется платить по-старому...
Последнее время сложно было назвать удачным для компаний, занимающихся авиаперевозками – сперва проблемы, связанные с запретом на эксплуатацию лайнеров Boeing 737МАХ, изрядно подпортившие жизнь многим из авиакомпаний и вогнавшие их в убытки, вызванные затратами на содержание прикованных к земле на неопределенное время самолетов. Потом – всплеск активности «зеленых», с небывалым жаром принявшихся упрекать авиакомпании в том, что они «убивают планету». Волна протестов привела к тому, что некоторые европейские правительства (в частности – Франции), поддавшись на этот шантаж, заявили о введении с 2020 года специального «экологического» налога на авиабилеты. Данная инициатива моментально обрушила акции большинства авиаперевозчиков Старого Света и была ими крайне резко раскритикована. Неудивительно – одной только Air France-KLM подобное новшество обещало встать в 60 миллионов евро дополнительных издержек в год... Однако, как оказалось, все эти испытания были лишь «цветочками» перед грядущим нашествием коронавируса. Что ж, борясь с этой эпидемией, человечеству предстоит отстоять не только свои жизнь и здоровье, но и собственное право летать.
Информация