У России нет цели лишить Прибалтику транзита, но именно это и происходит
Москва вбила очередной гвоздь в крышку гроба прибалтийской «экономической незалежности». Минпромторг РФ объявил о приостановке работы своих торговых представительств в Эстонии, Латвии и Литве. О полном прекращении их функционирования речи пока не идет, но сигнал весьма зловещий, учитывая, какую роль российский экспорт продолжает играть в экономике Прибалтики.
Чем же может обернуться для «трех сестриц» полный разрыв связей с нашей страной?
Со времен СССР Прибалтика была нашими «торговыми воротами» в Европу. После распада Советского Союза и обретения бывшими республиками независимости, в тамошних элитах бытовало два подхода к отношению с Российской Федерацией: прагматический и политизированный. Согласно первому, благодаря своему уникальному положению, Литва, Латвия и Эстония могли стать «мостом» между Западом и Востоком, получая от этого максимум преференций. Местные острословы называли три маленькие страны, скорее, «шариками в подшипнике» между ЕС и РФ. Концепция вполне адекватная и жизнеспособная, но, к сожалению, верх одержали политиканы, оседлавшие русофобского конька.
Результатом их деструктивных действий стало последовательное ухудшение отношений бывших союзных республик с «большой землей», несмотря на высокую степень интегрированности их экономик в нашу. Москва терпела выходки Риги, Таллина и Вильнюса долго, но и ее терпение в итоге истощилось. Вместо «зеленых человечков» в ход пошли инструменты экономического давления с целью вразумления.
Российский транзит начал перемещаться в российские же порты на Балтике. Постепенно сворачивают свою деятельность государственные структуры, не отстает от них и частный бизнес. Например, «Газпром» в прошлом году выставил на продажу 34,1% уставного капитала латвийского оператора ГТС Conexus Baltic Grid. Частный транспортный холдинг «Новотранс» объявил о начале строительства терминала в порту Усть-Луга Ленинградской области. Группа компаний «Акрон» уже перевела из Эстонии часть транзита минеральных удобрений в Мурманск и Усть-Лугу. Также в Усть-Лугу из Латвии намерен перебраться «Уралхим». «Уралкалий» и упомянутый «Уралхим» рассматривают возможность перехода из нероссийской Прибалтики в Калининградскую область.
Российский посол в Литве Александр Удальцов поясняет:
У нас нет такой установки - лишить Балтию транзита. У нас есть установка всемерно способствовать переориентации грузопотоков в порты северо-западной части Российской Федерации, то есть сделать их более конкурентоспособными и привлекательными.
Что ж, одно другого не исключает. Однако проводимый комплекс мероприятий по «экспортозамещению» свидетельствует, что дела Прибалтики плохи. Активно развиваются российские порты в Усть-Луге, Приморске, Санкт-Петербурге и Высоцке. В Калининградской области в Пионерском строится грузопассажирский порт. В Янтарном будет построен глубоководный порт. Калининградский судоходный канал должен быть углублен. Начат процесс строительства новых вместительных паромов в количестве трех штук, которые надежно свяжут эксклав с территорией России.
Инвестиции масштабные и понятно, что возврата к услугам Прибалтики в прежнем объеме уже не будет. А ведь могли быть «мостом» между Западом и Востоком.
Информация