Почему Пентагон больше не устраивает самый массовый ракетный эсминец ВМС США
ВМС США вступают в эпоху кардинального преображения. Пентагон готовится к радикальному сокращению поголовья «рабочих лошадок» своего флота: эсминцев УРО класса «Арли Берк» и ракетных крейсеров класса «Тикондерога».
Эксперты объясняют это нецелесообразностью программы продления сроков их эксплуатации. Но что тогда придет на смену данным кораблям?
«Арли Берк» (the Arleigh Burke class destroyers) – это самый крупносерийный тип эскадренного миноносца со времен окончания Второй мировой войны. Их разработка была начата еще в 1988 году, первый корабль вступил в строй в 1991-м, получив номер DDG 51. Это без преувеличения настоящие «рабочие лошадки»: эсминцы способны обеспечивать противоракетную и противовоздушную оборону, бороться с субмаринами и надводными кораблями, обеспечивать поддержку десанта и морскую блокаду, следить за судами противника, осуществлять поисково-спасательные операции.
Разработчики смогли выполнить требование Пентагона: создать эсминец по цене в 2/3 от стоимости ракетного крейсера класса «Тикондерога», имеющие 3/4 их боевых возможностей. Петь дифирамбы ВМС потенциального противника не хочется, но корабль действительно хорош в своей многофункциональности. Однако и у него есть проблема: «Арли Берк» постепенно начинает стареть.
Известны три серии данного судна: Flight I, Flight II и Flight III. В первой было построено три эсминца, после чего проект подвергся модернизации. Во второй – семь кораблей, и была создана версия Flight IIA, которая стала самой многочисленной. Ранее в Пентагоне было запланировано построить эсминцы DDG-113 до DDG-121 по третьей серии Flight III, чтобы довести общую численность ВМС США до 355 кораблей. Однако теперь планы начали существенно корректироваться.
Представитель военно-морского флота США Джеймс Гертс заявил сенатскому комитету, что продление сроков службы имеющихся в строю эсминцев с 35 до 45 лет нецелесообразно. Решения должны приниматься «точечно», под каждый корабль с учетом его состояния. Первый «Арли Берк» вступил в строй в 1991 году, поэтому выбывать они из состава ВМС могут уже с 2026 года. С эсминцами серий Flight II и Flight IIA дела чуть получше, поскольку они были изначально рассчитаны не на 35, а на 40 лет службы.
Ракетный крейсер класса «Тикондерога» на переднем плане и эсминец класса «Арли Берк»
Если Сенат примет доводы военных, то к 2034 году из состава ВМС США выйдут 32 эсминца УРО, что резко сократит их противоракетный потенциал. Но это еще не все: к рубежу 2026-2027 годов Пентагон спишет 13 ракетных крейсеров класса «Тикондерога». Возникает закономерный вопрос, почему «гегемон» сам разоружается, и на что произойдет замена?
Вероятно, ответ надо искать в области современных разработок. Вице-адмирал ВМС Рич Браун заявил, что для противостояния Китаю и России Соединенным Штатам необходимы беспилотные надводные корабли:
Нам также нужны средние и большие безэкипажные надводные суда. Нам нужен боеспособный фрегат и нам нужен большой надводный боевой корабль.
Два года назад Пентагон уже объявлял прием предложений на разработку подобного высокоскоростного среднего безэкипажного судна с повышенным радиусом действия и автономностью до 90 дней. По сути дела, речь идет о плавучей «обойме» с ракетами и прочим оружием. О заключенных контрактах ничего пока неизвестно, но ход американской военной мысли вполне можно понять.
Информация