СМИ США: Создание ядерного поезда в России – непрактичная идея
Создание в СССР боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК или «ядерный поезд») было «явно непрактичной идеей, которая не была доведена до конца», пишет американское издание The National Interest. В статье «Ядерный чух-чух: у Советов была сумасшедшая идея о ракетно-ядерном поезде», автор разъясняет свою точку зрения.
Автор (Sebastien Roblin (Себастьен Роблин), который получил степень магистра в области разрешения конфликтов в Джорджтаунском университете и работал преподавателем в университете Корпуса Мира в Китае), сообщает, что летом 2018 года «Кремль выпустил шквал видеороликов», показывающих различные разрабатываемые в России системы ядерного оружия, «начиная от МБР РС-28 «Сатана-2» и гиперзвуковых ракет «Кинжал», до ядерной торпеды, «способной уничтожить прибрежные американские мегаполисы волнами цунами из облученной воды».
При этом эксперт обратил внимание на проект по разработке в России поездов «Судного дня», преемника советского БЖРК. Роблин уточнил, что концепция БЖРК была разработана много десятилетий назад и была основана на идее, что движущийся состав намного сложнее поразить противнику, следовательно, это станет серьезным элементом ядерного сдерживания.
Эксперт отметил, что подобный принцип сделал подводные лодки (подлодки, субмарины), оснащенные БРПЛ, самым эффективным инструментом ядерного сдерживания. Так как они «могут бродить по обширным просторам, находясь под водой». В свою очередь, маскировка «поезда-призрака» будет осуществляться за счет его визуального «слияния» с обычным железнодорожным движением.
Автор объясняет, что лишь к концу 1980-х годов в СССР наконец-то была разработана твердотопливная МБР РТ-23 УТТХ «Молодец», которая была короче, чем предшествующие МБР (по классификации НАТО - SS-24 и «Scalpel», разработанная Конструкторским бюро «Южное» (Днепропетровск, УССР) и принятая на вооружение в 1987 году). При этом «поезд-призрак» тянули тремя стандартными дизельными локомотивами, а советским специалистам удалось создать устройство, отодвигающее нависающие силовые кабели.
Как пишет автор, в УССР (Украине) было создано 12 таких БЖРК, которые стояли на боевом дежурстве в период с 1987 по 2002 годы. При этом американским спутникам лишь частично удавалось отслеживать их перемещения. После чего Пентагон взялся за разработку своего варианта «поезда-призрака», однако конец «холодной войны» привел к закрытию этого проекта.
После распада СССР шестьдесят две МБР РТ-23 УТТХ «Молодец» некоторое время находились на Украине. Но в 1994 году были переданы России. При этом БЖРК были выведены из эксплуатации в период 2003-2005 годов и некоторые из них теперь являются музейными экспонатами.
Автор удивляется, что как только Пентагон взялся за разработку системы ПРО США и программы «Быстрого глобального удара», это «вызвало у Москвы паранойю». По мнению автора, именно это побудило Россию к крупным инвестициям в усовершенствование своей системы доставки ядерных боеприпасов.
После этого, в 2012 году, Московский институт теплотехники приступил к разработке преемника «поезда-призрака» под названием «Баргузин», названного в честь буйных ветров Байкала. В новом БЖРК планировалось использовать более легкую ракету РС-24 «Ярс». Но в декабре 2017 года было заявлено о прекращении разработки БЖРК. При этом проект может быть быстро возрожден, если будет необходимость.
Кроме того, автор обратил внимание, что в декабре 2015 года Китай испытал МБР Dongfeng-41 (East Wind). Он предположил, что китайские «товарищи» разрабатывают собственный «поезд-призрак», по образцу советского.
Информация