Как легко и быстро обеспечить подъем российской экономики
За год до дефолта 1998 года у меня состоялся случайный разговор с рядовым американским финансовым советником, которых в то время в России было пруд пруди.
Сложилось такое впечатление, что это был единственный человек, у которого душа болела за Россию.
– Вы понимаете, что ваша экономика сильно демонетизирована? – спросил он.
– Понимаю.
– А понимаете, что это приведет к серьезному кризису?
– Понимаю.
– Так почему же вы ничего не делаете?
– Понимаю.
– А понимаете, что это приведет к серьезному кризису?
– Понимаю.
– Так почему же вы ничего не делаете?
Финансист эмоционально настаивал, чтобы я ответил за правительство, к которому не имел никакого отношения. Видимо, у него наболело.
– Вот скажи мне, американец, ты пишешь аналитические справки для своего руководства?
– Конечно.
– И тебя слушают?
– Нет.
– Вот и меня никто не слушает.
– Конечно.
– И тебя слушают?
– Нет.
– Вот и меня никто не слушает.
Я вспомнил об этом разговоре, потому что о необходимости экономического роста сегодня можно услышать из каждого утюга, но с тех самых преддефолтных пор, по сути, не изменилось ничего. Есть различия в количестве, но не в качестве. Тогда монетизация экономики России составляла примерно 15%, сейчас 40% от ВВП. Для сравнения, в Китае около 200%, в ведущих странах Европы – 150-170%.
Для прорывного экономического роста Россия должна значительно увеличить уровень монетизации. Это как открыть кран: поступит вода и поднимет все лодки. Банальный монетаристский контраргумент – это приведет к инфляции – не имеет ничего общего с моделью разумного хозяйствования. Я предлагаю не взрывать плотину, а подать уверенный напор из крана. Инфляция – это рост цен, а подъем экономики снижает цены, увеличивая количество товаров. Именно это было сделано правительством Примакова, когда за счет резкого увеличения рублевых инвестиций рост экономики составил свыше 2% в месяц, а инфляция уменьшилась в три раза.
Мы безболезненно можем увеличить монетизацию до 90-100% при контролируемом уровне инфляции. Это означает добавленные 60% от ВВП (109,362 триллиона руб. в 2019 г.), т.е. свыше 60 триллионов дополнительных эмиссионных рублей в течение разумного среднесрочного периода. Хватит на все: и на развитие экономики, и на стимулирование спроса, и на оборону, и на социалку. И даже на инвестиции за рубежом. Дополнительный бонус: не надо обирать бедных пенсионеров. Это вопрос исключительно приоритета, что важнее – таргетирование инфляции за счет заморозки денежной массы или экономический рост.
Почему же правительство России этого не делает? И почему правительство Примакова было спешно отправлено в отставку, разве российским властям не нужен экономический рост?
Правильный ответ: не нужен.
И вот почему. Есть пять основных причин.
1. Экономический рост ставит под угрозу прибыльность международных финансовых спекуляций, на которых стояла и стоит либеральная экономика земли русской. Напротив, таргетирование инфляции и стабильный валютный курс в течение обозримого периода времени – гарантия прибыльности по кэрри-трейду. Впоследствии курс рубля можно резко обвалить в интересах МВФ или сырьевиков, что, разумеется, приведет и к инфляции, но к этому надо заранее подготовиться всем спекулянтам.
2. Внутренние рублевые инвестиции, необходимые для экономического роста, воспрепятствуют переходу собственности в руки нерезидентов. На сегодня более половины российской экономики принадлежит иностранным компаниям.
3. Экономический рост и создание новых компаний неизбежно приведет к ослаблению монопольного положения существующих крупных компаний, следовательно, и к потере прибылей, что не отвечает интересам ни собственников, ни менеджмента. Проблема не разрешима до тех пор, пока собственность не отделена от власти.
4. Именно ввиду последнего, экономический рост приведет и к ослаблению политической власти, поскольку возникнет класс независимых от чиновников средних и мелких предпринимателей.
5. В следующей волне приватизации должны участвовать уже имущие власть и собственность, а не новые предприниматели.
Резюмируем списком не исчерпывающих, но принципиально необходимых мер для быстрого, прорывного роста экономики.
На макроуровне. Доведение уровня монетизации до 90-100% вместе с созданием институтов по развитию и распределению десятков триллионов инвестиционных рублей наряду с доступными банковскими кредитами и установление трансграничного контроля капитала.
На отраслевом уровне. Снижение налогового бремени на средний и малый бизнес и снижение НДС на высокотехнологичные отрасли.
На уровне потребления. Введение прогрессивного подоходного налога с полным освобождением малоимущих от уплаты НДФЛ и принятие обоснованной единой тарифной сетки для госслужащих. Это приведет к массовому увеличению потребительского спроса со стороны малообеспеченных слоев.
Пока позитивные меры правительства сводятся лишь к укреплению бюджетной дисциплины в рамках неизменной либеральной экономической политики.
Информация