On a barge across the ocean: How four Soviet soldiers conquered America


Exactly 60 years ago, events took place that with good reason can be considered one of the most glorious and bright pages of the Soviet period in the history of our Motherland. Four military servicemen of the Soviet army won an unprecedented victory, without firing a single shot and not participating in hostilities at all. Nevertheless, their feat to this day is an example of both military prowess and the highest human qualities.


In a battle that lasted 49 long days, the enemy was not the invaders dressed in the uniforms of a foreign army, but a completely different opponent - cold and hunger, panic and despair, a vast ocean and a fateful combination of circumstances. Having gained the upper hand over them, the four most ordinary young men showed the whole world what a real Soviet man is. Let us recall them today ...

What is “bad luck” and how to deal with it


We will talk, if anyone has not yet guessed, about the heroic drift that has gone down in history and aboard the T-36 self-propelled tank-landing barge, which turned out to be its forced crew - junior sergeant Askhat Ziganshin and privates Philip Poplavsky, Anatoly Kryuchkovsky and Ivan Fedotov. Their unparalleled odyssey lasted until March 7, 1960, and it began with one of the winter storms, quite common for the Far Eastern latitudes, where they served. Or rather, one of the islands of the South Kuril Islands, Iturup, where a military unit was stationed, in which the guys served. Generally speaking, on that ill-fated day, the vessel should already have been pulled ashore - for this, even a tractor was fitted. Ahead was a winter in the warm barracks, due to which even the usually untouchable supply of drinking water and food was stored there from the barge. Subsequently, it’s oh, how it “pops up” with the people who appeared on it, but who could have guessed ... Literally at the last minute an urgent order came from the command: to unload the meat truck that had gone on the raid. In the Soviet army, orders, as you know, were not discussed, but carried out, and besides, this meat had to go to the cauldrons of the soldier’s canteen for the whole long winter — it was up to them to try. Yes, and what's wrong with that - trifling matter ... Alas, the affair turned out to be far from trifling. The barge didn’t reach the refrigerator - with a gust of hurricane blowing it tore it off the berth, and the waves that were gaining strength began to hurl a hefty iron vessel with a displacement of 70 tons along the bay, like a paper boat.

The implementation of the task was not discussed. There was nothing even to try to anchor the ship - the chains froze tightly, and no anchors in the rising crazy whistle would not have kept it. After 3 hours of desperate attempts to return to the pier, the former for the elder Ziganshin, perfectly understanding where everything was going, decided to throw himself ashore. This idea almost became fatal: the barge with all its might slammed into a rock with a very suitable name: Devil's Hill, after which, in addition to all the “joys”, its crew also received a hole that allowed it to flow not somewhere but into the engine room branch. Nevertheless, they decided to repeat the risky maneuver - because a gently sloping sandy beach loomed ahead, promising salvation. They didn’t reach anything at all ... Sneezing mockingly at parting, the engines “engine”, who had never been experienced sailors, but through the land building battalion, stunned, somehow did not calculate the fuel supply. Tanks with a solarium on the T-36 were, of course, not bottomless. The soldiers, clinging to the icy side, could only watch with mortal longing to watch the shore disappearing in the snow circle. The current dragged them straight into the open ocean, and to do at least something contrary to his evil will was completely impossible. The radio station, flooded with one of the waves constantly sweeping over the barge, finally and irrevocably turned into a useless piece of metal and plastic. In the resulting hole, slowly but inevitably accumulated water. And with this, something had to be done, and immediately. Otherwise, the chances of going to the bottom increased to the degree of inevitability. Position ...


General view of the self-propelled barge "T-36". Image: “Young Shipbuilder Modeler", S. T. Luchininov, 1963


By the Will of the Waves


With the leak, they managed in the evening. With the help of a jack, friendly work and a strong soldier’s word, the hole was closed, and the accumulated water could be dealt with later. In the morning, the crew of the T-36, which had drifted in drift, was faced with its main problem - a real estimate of the reserves on board. As already mentioned, a ten-day ration relying on the state remained on the shore, which means there was nothing to think about it. Available: a single loaf of bread, a handful of millet groats and peas, a can of fat and a bucket of potato. The latter, by the way, was found in the engine room, as a result of which it was smeared with fuel oil to such an extent that even cry. However, the situation with fresh water was even worse: the five-liter tank on the barge with it, during the storm, broke up completely. Luckily, the diesel engines were water cooled. You can try to imagine what the taste of this “aqua vit” was, but it was she who saved the lives of the soldiers - until they adapted to collect rainwater. In principle, it was quite possible to stretch for some time. But the question is, what ?! People who consider their actions in one or another emergency situation, as a rule, proceed from several scenarios: good, medium, and bad. There are, however, those who invariably “take as the basis” the most parsimonious of the options, multiply it in the mind by ten - and act accordingly. As a rule, they survive ... Poplavsky, Kryuchkovsky and Fedotov were lucky - Ziganshin was just one of them. From the very first day, as a commander, taking control of the distribution of super-scarce resources into his own hands, he initially introduced the regime on the ship, not just austerity, but austerity.

He personally cooked a terrifying "soup" from a couple of potatoes, cereals (while she was still) and handed out to everyone around a mug of this brew. In general, they drank water a couple of times a day, measuring out its drops with a razor glass - there was no less capacity at hand ... Subsequently, the water output was reduced to once. The younger sergeant pushed for such restrictions by a find that dazzled him to the core. A page of the Krasnaya Zvezda newspaper was found in the cabin with a published message about the upcoming rocket firing in the adjacent region of the Pacific, due to which this area was declared "closed" to all ships and aircraft until March! When it got dark, they got together, peering into the sky cleared of clouds - the stars came out, which is exactly in those places and carries them. Looking ahead, I’ll say that the soldiers were not mistaken at all: “falling out” of the Oyashio course, they landed in another - Kuroshio, which had a speed of 80 miles per hour and dragged the barge further and further from the coast to its coastal expanses of the Pacific Ocean. Moreover, they have already been buried in their hometown! The soldiers who went out to scour the coastline of Iturup reported that they had discovered a number of things that uniquely qualified as wreckage of a shipwreck and undoubtedly belonged to the T-36 that had perished. A lifebuoy, the wreckage of the ill-fated water tank and coal box, some kind of mercilessly shabby waves of junk. In the opinion of the fathers-commanders, all these findings clearly indicated that the barge was sunk. The crew did not have the slightest chance of escaping in the weather, even if it consisted of continuous Olympic swimming champions. And according to the performance characteristics of the landing barges of Project 306, the reserve of their autonomous navigation was two days maximum. The ship was declared dead, and the mournful news went to the houses of four soldiers: "went missing during execution ..."

Delicatessen kersey, delicious ...


The last meal, which, albeit with a stretch, could be called normal, ended on a barge on exactly February 23, on the Day of the Soviet Army and Navy. The festive dinner, so to speak, turned out. And as if farewell ... There was nothing more to eat. Well ... besides each other, of course. And do not roll your eyes in horror - when after 12 years in the Andes the plane crashes with a team of Uruguayan rugby players, the surviving passengers will eat those who are less fortunate for a sweet soul. Yes, and then admit that if the sudden avalanche had not killed eight more of them, the survivors would have been "not fed." I will not give other examples - this is enough. Truly critical situations that put a person on the brink of physical survival very quickly “clean” everything superficial and superficial from him, ruthlessly exposing the essence. Someone turns into a hero, someone into cattle. It is only those who can remain human in whom humanity was the foundation, the true core of his soul, and not individuals who were “held within” only by the external conventions of civilized life. Fedotov, Poplavsky, Kryuchkovsky and their commander Ziganshin universities, as they say, did not finish. As well as the Page or Cadet Corps. And the kind of troops to which they belonged was never considered elite in our army, to put it mildly. However, they were Soviet people, Soviet soldiers. The idea of ​​considering one of the comrades from the gastronomic point of view did not even knock on their minds. Moreover, no one has ever tried to arrange a squabble or “swing rights” when distributing crumbs of provisions and drops of water. All the political leaders, special officers, military and civil prosecutors in those days were for them the same as on another planet. It was not fear that decided the matter, but conscience and Soviet upbringing.

The extreme adventure after February 23 is over. From that moment, the Feat began. Yes, yes, exactly, with the capital letter itself. The first “dish” of the new menu of the prisoners of the barge was leather straps - from trousers, walkie-talkies, watches. Finding several pieces of chrome leather under the keys of the bride like an accordion on a ship, Ziganshin joked: “Oh guys! This is a delicacy! ” We tried to eat soap, toothpaste. In the end, it came to the soldiers' tarpaulin boots ... Anyone who has never dealt with this "miracle" of the Soviet military industry can decide: "Once the boots, then leather." What a skin! The bootlegs of these same boots (the author had the good fortune to leave full-weighted 730 days in them) can stiffen the modern drainpipe by stiffness. And nutritionally comparable to her. They were made by impregnating cotton fabric with chemical compounds based on rubber (artificial), stearic acid, paraffin and the like “sweets”. It is scary to sniff, not that it is! But they ate ... All attempts to fish, making hooks and tackles from nothing ended in nothing - the ocean didn’t abate, and for some reason there was no desire to peck at a piece of iron without bait. But flocks of hefty sharks began circling around the barge, as if inviting its crew: “One step overboard, and all the torment will end!” No suicidal tendencies were found in anyone, and toothy creatures were left with nothing. No one had panic, despair, tantrums, or nervous breakdowns. By the time of salvation, all the supplies of the crew were half an teapot of water, one boot and two matches. There was no strength left for anything — neither to scoop out water that was slowly seeping into the engine room, nor to fill out the ship’s logbook (before that it had been kept according to all the rules). I couldn’t even go out onto the deck. Wild headaches began to torment, hallucinations came. The guys knew that the end was near. And the more paradoxical was their behavior when help finally came!

Dumplings, Vodka and San Francisco Key


What do you think happened when the US Navy helicopters hovered over the T-7 deck on March 1960, 36 and rope ladders fell off them, opening the way to salvation? Our soldiers rushed towards them, stumbling and pushing each other away? Nah ... In those minutes, they thought that they had no right to abandon military property, the damn barge, which became their prison. According to the memoirs of Ziganshin, he waited in all seriousness for the Americans to go down to the deck to thank them for their help, ask for water, food, fuel and a map and ... go under their own power to their native shores! Only after twice having circled a ship with completely incomprehensible personalities on board (dirty, overgrown beards to eyebrows, but stubbornly unwilling to escape), the helicopters departed for the aircraft carrier that sent them, and the ship began to maneuver, indicating its intention to go on its own course , the guys raised a cry and began to ride on the barge with all the remaining forces. Nobody was going to die, besides so stupidly. Moreover, they have already won their battle. The second time they struck their own saviors when they did not attack the immediately offered food, but began to calmly and leisurely satisfy their hunger bit by bit, a sip. Here, again, the authority of the commander worked, explaining to the guys how the overeating ends after such as they have hunger. Then the tale began. The ship kok, a descendant of immigrants from Western Ukraine, indulged guests with dumplings, at the request of the “vodka” they immediately locked ... two bottles of Russian vodka (well, since they are Russian, they need vodka, right, sir ?!). Clearly, they did not drink vodka. It was funny ... The guys tried to arrange the first press conference right on board the aircraft carrier. However, at the very first attempt to start talking, Ziganshin poured blood over his nose - inhuman tension affected him. They were left alone before arriving on shore.


But in San Francisco they had a chance to find out what the “burden of glory” is! The mayor of the city handed them a symbolic key to the city, declaring him honorary citizens. They all dressed up with a needle and gave out as much as $ 100 "for pocket expenses." Oh, this American generosity ... More importantly, the consul of the USSR met the rescued in San Francisco, and with open arms. They finally were able to breathe a sigh of relief, finally making sure that instead of the stigma of "raiders" or, God forbid, "deserters," the Motherland was awarded the status of heroes. March 16 was followed by a congratulatory telegram signed personally by Nikita Khrushchev, in which they were called just that. "Tackles" from the Americans? But what were they. Unobtrusive such hints that having left the hospitable shores of the USA, “such nice guys” may bitterly regret the suggestions “to think”. But they had nothing to think about - after completing a full-fledged "round the world", the heroes ended up in Moscow, which met them almost the same as years later - Yuri Gagarin. They were not awarded the Stars of Heroes (Nikita Sergeyevich liked to hang them only on himself), but they received the Order of the Red Star. The Minister of Defense, Marshal Rodion Malinovsky, in addition, handed everyone a special “navigational” watch, doing it like every great military commander with a subtle note: “so as not to wander from now on”. Ziganshin was awarded the rank of senior sergeant. To the great surprise of the "travelers", not a single call "for conversation" to the State Security Committee, which they expected quite sincerely, did not follow. To denigrate the magnificent feat, which showed the whole world without any war the unbending stamina and fortitude of the Soviet people, no one dared to dirty even the shadow of some suspicions and proceedings.

Well, and as usual - a few details in the end. The crew of the T-36 was Tatar, Russian and two Ukrainians. Note - people of precisely those nationalities between whom they are trying to spread hatred and hostility today, in those years, could not think of anything like that. Where did it all go ?! After, let's say, a not-so-pleasant ocean odyssey, all of its participants were offered admission to the Leningrad Naval School on the most favorable terms. Three (except Fedotov) immediately agreed! These are those from whom, after everything experienced, one would expect a persistent reluctance to approach water bodies larger than a puddle on the asphalt for a cannon shot. The 49-day ordeals did not break them, they did not leave either fear or the now fashionable “phobias” or “psychological traumas”. Soviet people ... And the last, exactly on the same day when the "magnificent four" were rescued from the T-36, in the distant suburbs of Moscow the Cosmonaut Squad was formed. Coincidence? Of course! However, you must admit that it’s more than symbolic - simple soldier boys who did not save before the sea element seemed to pass the baton to future space explorers, those who were to raise the proud title of “Soviet man” even higher — to the stars themselves.
Ctrl Enter

Noticed oshЫbku Highlight text and press. Ctrl + Enter

3 comments
Information

Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.
I have an account? Sign in

  1. Regis Offline
    Regis (Sergey Kopan) 14 March 2020 16: 51
    +2
    • 2
    • 0
    There were people, and now bloggers and other Internet users ...
  2. steelmaker Offline
    steelmaker 15 March 2020 09: 35
    +1
    • 3
    • 2
    I first heard about this feat in the early 70s when I was in school. We were taught on the exploits of our people. Even labor lessons, physical education classes were compiled - you must be ABLE to do this! And not like now - just to spend time, to fool around. My son for 10 years at school never took a hammer with a screwdriver in his hands - did not take into account. I have never peeled potatoes in the army! And to teach him, I had to apply "extraordinary approaches." If earlier SCHOOL, the pioneer-Komsomol organization prepared children, and also for a feat. Now everything depends on the PARENTS!
    Our power does not even set PATRIOTIC films. Although our history and people have so much EXPLOITION - only make films!
    Our filmmakers, TV journalists hardly remember or dedicate films and programs to our heroes. THANKS to the author! At least someone recalls the feat of our people!
  3. The comment was deleted.
  4. They swelled there on a barge until the blackout. And when they came to their senses, there was water all around! If the Americans didn’t find them by any chance - everyone would have a lid!

На барже через океан: Как четверо советских солдат Америку покорили


Ровно 60 лет назад произошли события, которые с полным на то основанием можно считать одной из наиболее славных и ярких страниц советского периода истории нашей Родины. Четверо военнослужащих срочной службы Советской армии одержали беспримерную победу, не сделав при этом ни единого выстрела и вообще не участвуя в боевых действиях. Тем не менее, их подвиг по сей день является образцом как воинской доблести, так и высочайших человеческих качеств.


В бою, который продлился долгих 49 дней, врагами были не захватчики, одетые в мундиры чужой армии, а совсем другой противник – холод и голод, паника и отчаяние, безбрежный океан и роковое стечение обстоятельств. Одержав над ними верх, четверо самых обычных молодых ребят показали всему миру, что такое настоящий советский человек. Вспомним же о них сегодня...

Что такое «не везет» и как с этим бороться


Речь у нас пойдет, если кто еще не догадался, о вошедшем в историю героическом дрейфе, на борту самоходной танкодесантной баржи Т-36 оказавшихся ее вынужденным экипажем - младшего сержанта Асхата Зиганшина и рядовых Филиппа Поплавского, Анатолия Крючковского и Ивана Федотова. Длилась их беспримерная одиссея до 7 марта 1960 года, а начало ей положил один из зимних штормов, вполне обычных для Дальневосточных широт, где они проходили службу. А точнее – одного из островов Южных Курил, Итурупа, где дислоцировалась воинская часть, в которой служили парни. Вообще говоря, в тот злополучный день посудина уже должна была быть вытащена на берег – для этого даже трактор подогнали. Впереди была зимовка в теплых казармах, в силу чего с баржи был снят даже хранившийся там обычно неприкосновенный запас питьевой воды и продуктов. Впоследствии это ой, как «аукнется» оказавшимся на ней людям, но кто ж мог предположить... Буквально в последнюю минуту от командования поступил срочный приказ: разгрузить зашедший на рейд рефрижератор с мясом. В Советской армии приказы, как известно, не обсуждались, а выполнялись, а кроме того, мясцо это как раз и должно было пойти в котлы солдатской столовой на всю долгую зиму – предстояло для себя же и стараться. Да и что тут такого – плевое дело... Увы, дело оказалось далеко не плевым. До рефрижератора баржа так и не добралась – налетевшим порывом ураганного ветра ее сорвало с причального места, а набиравшие силы волны принялись швырять по бухте здоровенное железное судно водоизмещением в 70 тонн, словно бумажный кораблик.

О выполнении поставленной задачи речь уже не шла. Поставить судно на якорь нечего было даже и пытаться – цепи заледенели намертво, да и не удержали бы его никакие якоря в поднявшейся сумасшедшей свистопляске. Через 3 часа отчаянных попыток вернуться к причалу, бывший за старшего Зиганшин, прекрасно понимая, к чему все идет, принял решение – выбрасываться на берег. Эта идея едва не стала роковой: баржу со всей силы влепило об скалу с очень подходящим названием: Чертова сопка, после чего, в дополнение ко всем «радостям», ее экипаж получил еще и пробоину, давшую течь не куда-нибудь, а в машинное отделение. Тем не менее, рискованный маневр решили повторить – ведь впереди замаячил пологий песчаный пляж, суливший спасение. До него не дотянули всего ничего... Издевательски чихнув на прощание, заглохли движки – «мотористы», бывшие ни разу не опытными моряками, а насквозь сухопутными стройбатовцами, в горячке как-то не рассчитали запас топлива. Емкости с солярой на Т-36 были, конечно, не бездонными. Вцепившимся в обледенелый борт солдатам оставалось только со смертной тоской наблюдать за исчезавшим в снежной круговерти берегом. Течение тащило их прямиком в открытый океан, и сделать хоть что-то вопреки его злой воле было уже совершенно невозможно. Радиостанция, залитая одной из непрестанно захлестывавших баржу волн, окончательно и бесповоротно превратилась в бесполезный кусок металла и пластика. В полученную пробоину медленно, но неотвратимо набиралась вода. И вот с этим нужно было что-то делать, причем немедленно. В противном случае шансы отправиться на дно возрастали до степени неизбежности. Положеньице...


Общий вид самоходной баржи «Т-36». Изображение: «Юный моделист-кораблестроитель», С. Т. Лучининов, 1963


По воле волн


С течью они справились еще с вечера. С помощью домкрата, дружной работы и крепкого солдатского словца дыру заделали, а с набравшейся водой можно было разобраться и позже. Утром экипажу легшей в дрейф Т-36 предстояло столкнуться с главной своей проблемой – реальной оценкой имевшихся на борту запасов. Как уже было сказано, полагавшийся по штату десятидневный паек остался на берегу, а значит, и думать о нем было нечего. В наличии имелись: единственная буханка хлеба, по горсточке пшенной крупы и гороха, банка жира да ведро картохи. Последняя, кстати, обнаружилась в машинном отделении, вследствие чего мазутом перемазана была до такой степени, что хоть плачь. Впрочем, с пресной водой дело обстояло и того хуже – бывший на барже бачок с ней емкостью в пять литров во время шторма расколотило начисто. К огромному счастью, дизельные двигатели имели водяное охлаждение. Можете попытаться представить, каков был вкус у этой «аква вита», но именно она и спасала солдатам жизнь – до тех пор, пока они не приспособились собирать дождевую влагу. В принципе, какое-то время протянуть было вполне реально. Но вот вопрос в том, какое?! Просчитывающие свои действия в тех или иных нештатных ситуациях люди, как правило, исходят из нескольких вариантов развития событий: хорошего, среднего и плохого. Находятся, впрочем, и те, кто неизменно «берут за основу» самый распаршивейший из вариантов, умножают его в уме на десять – и действуют соответственно. Вот они-то, как правило, и выживают... Поплавскому, Крючковскому и Федотову повезло – Зиганшин был как раз из таких. С первого же дня, на правах командира взяв распределение сверхскудных ресурсов в свои руки, он изначально ввел на судне режим не то, что жесткой, а жесточайшей экономии.

Он лично варил ужасающий «суп» из парочки картофелин, крупы (пока она еще была) и раздавал всем по кружке этого варева. Воду вообще пили по паре раз в день, отмеряя ее капли бритвенным стаканчиком – меньше емкости под рукой не нашлось... Впоследствии выдачу воды сократили до одного раза. К подобным ограничениям младшего сержанта подтолкнула находка, огорошившая его до глубины души. В рубке обнаружилась страница газеты «Красная звезда» с опубликованным сообщением о грядущих ракетных стрельбах в прилегающем регионе Тихоокеанской акватории, в силу которых эта местность объявлялась «закрытой» для всех морских и воздушных судов аж до марта месяца! Когда стемнело, собрались вместе, вглядываясь в очистившееся от туч небо – по звездам выходило, что аккурат в те места их и несет. Забегая наперед, скажу – солдаты нисколько не ошибались: «выпав» из течения Оясио, они угодили в другое – Куросио, которое имело скорость под 80 миль в час и тащило баржу по безбрежным просторам Тихого океана все дальше и дальше от родных берегов. Более того, в родной части их уже похоронили! Вышедшие на прочесывание береговой линии Итурупа солдаты доложили, что обнаружили ряд вещей, однозначно квалифицировавшихся, как обломки кораблекрушения, и несомненно имевших принадлежность к сгинувшей Т-36. Спасательный круг, обломки злополучного бачка для воды и угольного ящика, еще какая-то немилосердно потрепанная волнами рухлядь. По мнению отцов-командиров все эти находки однозначно указывали на то, что баржа затонула. Спастись вплавь в имевшихся погодных условиях экипаж шансов не имел ни малейших, даже если б состоял из сплошных олимпийских чемпионов по плаванью. Да и по ТТХ десантных барж проекта 306, запас их автономного плавания составлял двое суток максимум. Судно было признано погибшим, а в дома четверых солдат отправились скорбные вести: «пропал без вести при исполнении...»

Кирза сапожная, деликатесная...


Последняя пища, которую, пусть и с большой натяжкой, можно было назвать нормальной, закончилась на барже в аккурат 23 февраля, на День советской армии и Военно-морского флота. Праздничный ужин, так сказать, получился. И как бы прощальный... Больше есть было нечего. Ну... кроме друг друга, конечно же. И не надо в ужасе закатывать глаза – когда спустя 12 лет в Андах разобьется самолет с командой уругвайских регбистов, уцелевшие пассажиры будут за милую душу кушать тех, кому повезло меньше. Да еще и признаваться потом, что если б внезапная лавина не убила еще восьмерых из них, выжившим было бы «не прокормиться». Других примеров приводить не буду – достаточно этого. По-настоящему критические ситуации, ставящие человека на грань физического выживания, очень быстро «счищают» с него все наносное и поверхностное, безжалостно обнажая суть. Кто-то превращается в героя, кто-то - в скота. Попросту остаться человеком могут лишь те, в ком человечность составляла основу, истинную сердцевину его души, а не индивидуумы, которых «в рамках» удерживали только внешние условности цивилизованной жизни. Федотов, Поплавский, Крючковский и их командир Зиганшин университетов, что называется, не заканчивали. Равно, как и пажеских или кадетских корпусов. Да и род войск, к которому они принадлежали, в нашей армии, очень мягко говоря, элитным никогда не считался. Однако, они были советскими людьми, советскими воинами. Мысль о том, чтобы рассматривать кого-то из боевых товарищей с гастрономической точки зрения даже не постучалась в их сознание. Более того, никто ни единого раза не попытался устроить склоку или «качать права» при раздаче крох провизии и капель воды. Все замполиты, особисты, военные и гражданские прокуроры в те дни были для них все равно что на другой планете. Дело тут решал не страх, а совесть и советское воспитание.

Экстремальное приключение после 23 февраля завершилось. С этого момента начался Подвиг. Да, да, именно так, с самой что ни на есть большой буквы. Первым «блюдом» нового меню пленников баржи стали кожаные ремни – от брюк, рации, часов. Найдя несколько кусочков хромовой кожи под клавишами невесть как оказавшейся на судне гармошки, Зиганшин пошутил: «О, ребята! Это ж деликатес!» Пробовали употреблять в пищу мыло, зубную пасту. В конце концов, дело дошло до солдатских кирзовых сапог... Тот, кто никогда не имел дела с этим «чудом» советского военпрома, может решить: «Раз сапоги, значит кожа». Какая кожа! Голенища этих самых сапог (автор имел счастье отходить в них полновесных 730 дней), по жесткости способны посрамить современную водосточную трубу. И по питательности сравнимы с ней же. Делались они путем пропитки хлопчатобумажной ткани химическими соединениями на основе каучука (искусственного), стеариновой кислоты, парафина и тому подобных «вкусняшек». Это нюхать страшно, не то что есть! А они ели... Все попытки ловить рыбу, делая из чего попало крючки и снасти закончились ничем – океан не утихал, да и на кусок железки без наживки клевать желающих отчего-то не было. Зато вокруг баржи начали кружить стаи здоровенных акул, словно приглашавших ее экипаж: «Один шаг за борт, и все мучения закончатся!» Суицидальных наклонностей ни в ком не обнаружилось, и зубастые твари остались ни с чем. Паники, отчаяния, истерик и нервных срывов не было ни у кого. К моменту спасения все запасы экипажа составляли полчайника воды, один сапог и две спички. Сил уже не было ни на что – ни вычерпывать потихоньку просачивающуюся в машинное отделение воду, ни заполнять корабельный журнал (до этого его вели по всем правилам). Даже на палубу выходить уже не получалось. Стали мучить дикие головные боли, пришли галлюцинации. Парням было понятно, что конец близок. И тем парадоксальнее было их поведение, когда помощь наконец пришла!

Вареники, водка и ключ от Сан-Франциско


Как вы думаете, что произошло, когда 7 марта 1960 года над палубой Т-36 зависли вертолеты Военно-морских сил США и с них упали веревочные лестницы, открывавшие путь к спасению? Наши солдаты кинулись к ним, спотыкаясь и отталкивая друг друга? Не-а... В те минуты они думали о том, что не имеют право бросать военное имущество, чертову баржу, ставшую их тюрьмой. По воспоминаниям Зиганшина, он на полном серьезе ждал, пока на палубу спустятся американцы, чтобы поблагодарить их за помощь, попросить воды, еды, топлива и карты и ... своим ходом отправиться к родным берегам! Только после того, как дважды совершавшие облет судна с совершенно непонятными личностями на борту (грязными, заросшими бородами до бровей, но упорно не желавшими спасаться), вертолеты отбыли на выславший их авианосец, а корабль начал совершать маневры, свидетельствующие о намерении лечь на собственный курс, парни подняли крик и принялись скакать по барже из всех оставшихся сил. Умирать, к тому же так по-дурацки, не собирался никто. Тем более, что свой бой они уже выиграли. Второй раз они поразили собственных спасителей, когда не накинулись на немедленно предложенную еду, а принялись чинно и неторопливо утолять голод по кусочку, по глоточку. Тут, опять-таки, сработал авторитет командира, объяснившего парням, чем заканчивается переедание после такой, как у них голодухи. Дальше началась сказка. Корабельный кок, потомок выходцев с Западной Украины, баловал гостей варениками, на просьбу «водички» им немедля приперли ... две бутылки русской водки (ну, раз русские, им же водка нужна, так, сэр?!). Водку пить, понятно, не стали. Было смешно... Первую пресс-конференцию ребятам попытались устроить прямо на борту авианосца. Однако у Зиганшина при первой же попытке начать говорить, хлынула носом кровь – сказывалось нечеловеческое напряжение. До прибытия на берег их оставили в покое.


Зато в Сан-Франциско им сполна довелось узнать, что такое «бремя славы»! Мэр города вручил им символический ключ от города, объявив его почетными гражданами. Всех приодели с иголочки и выдали по целых 100 долларов «на карманные расходы». Ох, уж эта американская щедрость... Что гораздо важнее, в Сан-Франциско спасенных встречал консул СССР, причем с распростертыми объятиями. Они наконец-то смогли вздохнуть с облегчением, окончательно убедившись в том, что вместо клейма «залетчиков» или, не дай бог, «дезертиров», удостоены Родиной статуса героев. 16 марта последовала поздравительная телеграмма, подписанная лично Никитой Хрущевым, в которой именно так их и называли. «Подкаты» от американцев? А как же, были. Ненавязчивые такие намеки на то, что покинув гостеприимные берега США, «такие славные парни» могут горько пожалеть и предложения «подумать». Вот только думать им было не о чем – завершив полновесную «кругосветку», герои оказались в Москве, которая встречала их почти так же как годы спустя – Юрия Гагарина. Звезд Героев они не удостоились (их Никита Сергеевич любил навешивать разве что на себя), но вот по ордену Красной Звезды получили. Министр обороны, маршал Родион Малиновский вдобавок вручил каждому особые «штурманские» часы, сделав это, как каждый большой военный начальник, с подковыркой: «чтоб не блуждали впредь». Зиганшину присвоили звание старшего сержанта. К огромному удивлению «путешественников», ни единого вызова «для беседы» в Комитет государственной безопасности, которых они ожидали вполне искренне, так и не воспоследовало. Очернить величественный подвиг, показавший всему миру без всякой войны несгибаемую стойкость и силу духа советских людей, никто не посмел марать даже тенью каких-то подозрений и разбирательств.

Ну, и как обычно – несколько деталей напоследок. Экипаж Т-36 составляли татарин, русский и двое украинцев. Заметьте – люди как раз тех национальностей, между которыми сегодня пытаются посеять ненависть и вражду, в те годы и подумать не могли ни о чем подобном. Куда это все делось?! После, скажем так, не слишком приятной океанской одиссеи, всем ее участникам было предложено поступление в Ленинградское военно-морское училище на самых льготных условиях. Трое (кроме Федотова) немедленно согласились! Это те, от кого после всего пережитого стоило ожидать стойкого нежелания приближаться к водным массивам крупнее лужи на асфальте на пушечный выстрел. 49-дневные мытарства не сломили их, не оставили ни страха, ни модных нынче «фобий» или «психологических травм». Советские люди... И последнее, ровно в тот же день, когда «великолепная четверка» была спасена с борта Т-36, в далеком Подмосковье был образован Отряд космонавтов СССР. Совпадение? Конечно же! Однако, согласитесь, более, чем символичное – простые парни-солдаты, не спасовавшие перед морской стихией, словно бы передавали эстафету будущим покорителям космоса, тем, кому предстояло вознести гордое звание «советский человек» еще выше – к самым звездам.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

2 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Regis Офлайн
    Regis (Сергей Копань) 14 марта 2020 16:51
    +2
    • 2
    • 0
    Были люди, а сейчас блоггеры и прочие интернет пользователи ...
  2. сталевар Офлайн
    сталевар 15 марта 2020 09:35
    +1
    • 3
    • 2
    Об этом подвиге впервые я услышал в начале 70-х, когда учился в школе. Нас учили на подвигах нашего народа. Даже уроки труда, физкультуры были составлены - ты должен УМЕТЬ это делать! А не так как сейчас - лишь бы время провести, дурака повалять. У меня сын за 10 лет в школе ни разу молоток с отвёрткой в руки не взял - НЕ УЧИЛИ. В армии картошку НИ РАЗУ не чистил! И чтобы его научить, мне приходилось применять "неординарные подходы". Если раньше ШКОЛА, пионерская-комсомольская организации готовили детей, и к подвигу тоже. То сейчас всё зависит от РОДИТЕЛЕЙ!
    Наша власть даже фильмы ПАТРИОТИЧЕСКИЕ не ставит. Хотя у нашей истории и народа столько ПОДВИГА - фильмы только и снимать!
    Наши киношники, журналисты ТВ почти не вспоминают и не посвящают фильмы и программы нашим героям. Автору СПАСИБО! Хоть кто-то вспоминает о подвиге нашего народа!
  3. Комментарий был удален.