С чем останется российский космос без «Протона» и «Ангары»?
В последние несколько лет приходится писать много неприятных вещей про откровенно плачевное состояние отечественной космонавтики. То ракета упадет из-за поставленного вверх ногами в ней датчика, то в корпусе корабля обнаружится дырка, то едва не запустят в космос международную астрофизическую обсерваторию с разряженной батареей, то еще что-нибудь. Про постоянные переносы запусков и говорить не хочется.
Но придется. Опять. Запланированный вывод на орбиту ракеты-носителя «Протон-М» был остановлен и перенесен на май. По поводу причин представители «Роскосмоса» изъясняются крайне обтекаемо: «обнаружены некачественные комплектующие в ракете».
Специалистов, вовремя обнаруживших неполадку и тем самым предотвративших возможную катастрофу над Казахстаном с «Протоном», чье топливо чрезвычайно токсично, глава госкорпорации отметил и отблагодарил поощрением. Что ж, молодцы, ребята, но проблема в том, что это уже не первый случай. В июле прошлого года Дмитрий Рогозин был вынужден сделать то же самое:
Специалисты боевого расчёта, которые в рекордные сроки устранили серьёзные предстартовые замечания и обеспечили штатный пуск ракеты-носителя и разгонного блока, будут представлены к государственным наградам.
В бюджете корпорации уже надо создавать специальный фонд для выплаты премий тем из сотрудников, кто будет успевать вовремя находить «косяки». А вообще, эта деятельность больше похожа на попытку подклеить отошедшие от стен обои в аварийном разваливающемся здании, в которое превратилась вся отрасль. Приходится в очередной раз признать, что проблемы в «Роскосмосе» носят системный характер.
В ближайшие годы госкорпорация столкнется с трудностями «космического масштаба». С одной стороны, на рынке появилась масса зарубежных конкурентов, агрессивно отжимающих свою долю на нем. Это молодые компании, пусть и испытывающие «болезни роста», но они уже сейчас представляют собой серьезную угрозу «Роскосмосу». Их ракеты-носители «Falcon-9» (имеется версия Heavy), Dragon и Cygnus постепенно теснят российские аналоги.
С другой стороны, сам «Роскосмос» имеет значительные проблемы с качеством своей продукции. Да, «Протон» - это проверенная и надежная «рабочая лошадка». Однако ракеты откровенно устаревшие и используют при запусках с Байконура крайне токсичное топливо, против чего выступает Казахстан. Так, в декабре 2019 года парламент республики ратифицировал протокол о внесении изменений в договор об аренде космодрома Россией. Согласно ему, Москва должна вернуть Нур-Султану участки Байконура площадью 11,6 тысячи гектаров, которая будет использована для коммерческого строительства.
Получается, что «Протонам» осталось летать всего 5 лет, для них даже двигатели перестали производить. Вопрос в том, насколько адекватной будет их замена. Семейство ракет-носителей «Ангара» гораздо экологичнее, но оно давно превратилось в «технологический долгострой». Госкорпорация задумала переезд и без того проблемного Центра им. Хруничева из Москвы в Омск, где должно быть налажено производство «Ангары». В народе говорят, любой переезд – это как два пожара. И все ли высококвалифицированные специалисты согласятся сменить столицу на провинцию?
Есть вопросы к производителям комплектующих. По результатам последнего ЧП на Байконуре, с которого начат рассказ, представители «Роскосмоса» сообщили, что бракованные детали были произведены в период с 2015 по 2016 годы. То есть, после введения санкций против нашей космической отрасли. Значит, проблемными оказались комплектующие либо отечественные, либо купленные на замену западным китайские. Это к размышлениям на тему «импортозамещения».
Наконец, космодром «Восточный», куда и должна переехать «Ангара», уже давно стал символом долгостроя, коррупции и воровства бюджетных средств, что признал на самом высшем уровне президент Путин. Вот и спрашивается, с чем мы останемся, когда снятые с производства «Протоны» свое отлетают, а проект «Ангара» так и не выйдет на полную мощность.
Информация