Зачем России нужен маршрут «Север – Юг» в обход Турции


Недавние события в Идлибе показали, как сильно Россия зависит от транзита через Босфор и Дарданеллы. Не сумей Москва и Анкара прийти к некоему компромиссу, Турция смогла бы пойти на обострение конфликта и закрыть свои проливы для снабжения российского воинского контингента в САР. Вместе с ним накрылся бы и «сирийский экспресс» для Дамаска.

Без боеприпасов, ГСМ и запчастей для техники много не навоюешь. Кроме того, закрытие проливов положило бы конец торговле нефтью и нефтепродуктами из Черного моря, что стало бы большим экономическим ударом. Как же можно если не решить на корню эту проблему, то хотя бы снизить риски?



С турецкими проливами надо «что-то решать», но радикальные варианты, вроде создания «Византийской народной республики» рассматривать всерьез не будем. А думать над решением проблемы стоит поскорей, поскольку президент Эрдоган явно настроен на изменение статуса Дарданелл и Босфора.

Сегодня он определяется Конвенцией Монтре, но Анкара намерена построить обходной канал под названием «Стамбул», после чего сам собой напрашивается пересмотр международного режима использования проливов. Зная хватку Реджепа Эрдогана, можно не сомневаться, что все будет сделано в интересах самой Турции и ее союзниц по НАТО, а также в ущерб их противникам, к числу которых относится Россия. Какие же есть обходные маршруты, и на кого можно попробовать сделать ставку как альтернативу Турции?

Помимо традиционного Суэца, турецких Босфора и Дарданелл, китайского «Нового шелкового пути» существует еще один перспективный международный транспортный коридор из Азии на северо-восток Европы. Это путь из Индии через Иран и Россию на Балтику под названием «Север – Юг» общей длиной в 7,2 тысячи километров.

Проект весьма интересный для всех участвующих в нем стран. Сегодня Индия представляет собой реального регионального конкурента Китаю, испытывающему большие трудности из-за эпидемии коронавируса. Иран, страдающий от западных санкций, смог бы извлечь максимум из своего геополитического положения: он имеет выход и в Индийский океан, и на Каспий, и Ормузский пролив контролирует. Тегеран уже сделал серьезные инвестиции в развитие своей транспортной инфраструктуры под будущий транзит.

Смогла бы многое выиграть и Россия. На Каспии у нас есть два подходящих порта, но они требуют вложений для расширения потенциала. Суда класса «море-река» могли бы проходить по отечественной речной сети к европейской части страны, что обеспечивало бы меньшую стоимость и сроки доставки. Подсчитано, что маршрут «Север - Юг» сможет забрать на себя до 20% грузопотока через турецкие проливы. Понятно, что полноценной заменой Босфору и Дарданеллам в экономическом отношении это не будет, но степень зависимости от Анкары снизится. Кроме того, повысится возможность бесперебойного снабжения российского контингента в Сирии.

Среди препятствий к реализации проекта можно указать американские санкции против Ирана, но они в любом случае не должны помешать улучшению торговли наших стран с Азиатско-Тихоокеанским регионом.
Использованы фотографии: Alex omen/wikipedia.org
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

8 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. gorenina91 Офлайн
    gorenina91 (Ирина) 19 марта 2020 16:52
    -1
    • 2
    • 3
    Без боеприпасов, ГСМ и запчастей для техники много не навоюешь. Кроме того, закрытие проливов положило бы конец торговле нефтью и нефтепродуктами из Черного моря, что стало бы большим экономическим ударом.

    - Да, конечно же... - Лично Я уже просто устала об этом писать...- и про российский укреп район в Сирии; и про масштабное развёртывание российской военной инфраструктуры; про глобальную структуру российских ПВО в Сирии и т.д...и т.д... - Лично Я до сих пор не могу понять ...- а чем заправляются сирийские танки; БТРы; вся сирийская военная и гражданская техника... - ведь все сирийские углеводороды находятся в руках американов и турок... - Это что же... - и весь бензин; и диз. топливо; и прочие ГСМ завозят из России??? - Да это же просто космические расходы терпит Россия... - просто кошмар...
    - При правильной политике в Сирии, Россия давно бы уже вышла бы к сирийским месторождениям нефти и газа... - Ведь американы запросто вышли; когда просто нагло ввели свои войска в Сирию; и турки - точно так же ... - А ведь Россия гораздо раньше по просьбе Сирии ввела свои вооруж. силы... - Вот и надо было действовать... - А то, пока наш гарант обнимался с Эрдоганом; да спасал его; да закрывал глаза на все его художества... - те же США и Турция не спали, действовали... - Вот и результат...
    - А сегодня, вряд ли удастся России как-то выйти в Сирию, другим путём; кроме как через "турецкие проливы"... - ну и ещё воздушным сообщением (что тоже очень проблематично)... - Больше никак... - прохлопали возможность... относительно доступно создать военный округ в Сирии...- со своей нефте перегонкой (из местного сырья) и российской военной ремонтно-строительной базой...
    - Автору Я ставлю плюс ... - тема очень своевременна...
  2. Николай Малюгин (Николай Малюгин) 19 марта 2020 18:52
    +1
    • 3
    • 2
    Босфор не объехать и не обойти. Мы должны соблюдать здесь свои интересы. При жестком поставленном вопросе Турции тоже есть что терять. Громыко недвусмысленно высказался по поводу закрытия Босфора. Он сказал, что будет два пролива, но не будет Стамбула. А тогда обстановка была куда беспокойнее.
    1. Natan Bruk Офлайн
      Natan Bruk (Natan Bruk) 20 марта 2020 09:48
      0
      • 2
      • 2
      Ничего подобного Громыко никогда не говорил. Это широко распространённый фейк, один из множества подобных, гуляющих в Интернете..
  3. gorenina91 Офлайн
    gorenina91 (Ирина) 19 марта 2020 19:10
    -3
    • 0
    • 3
    - Вообще-то...- был бы наш гарант "с головой" и не пытался бы во всём угодить Турции, то...то...то...то он поставил бы Эрдогану очень жёсткое условие...
    - А именно:
    - Самолёт с российскими туристами-ба_ра_на_ми в Турцию равняется = каравану российских судов (с оборудованием, российской техникой и всем прочим необходимым) в Сирию... - Вот такой "обмен"...
    - Россия в Турцию посылает туристов; а Турция беспрепятственно пропускает через "проливы" караваны российских транспортных и военных судов...
    - И то же самое и с турецкими помидорами - "товар на товар"...
    - И только так и не иначе... - Ведь "Турецкий поток" так и так медным тазом накрылся ...- так что, для Эрдогана он перестал быть орудием шантажа...
    - И тогда посмотрели бы... - куда бы делся Эрдоган... - сразу как шёлковый стал бы....- попробовал бы он тогда не выполнить поставленные Россией вот "такие условия"...
  4. Маржецкий Офлайн
    Маржецкий (Сергей) 20 марта 2020 06:47
    0
    • 2
    • 2
    Цитата: Николай Малюгин
    Громыко недвусмысленно высказался по поводу закрытия Босфора. Он сказал, что будет два пролива, но не будет Стамбула. А тогда обстановка была куда беспокойнее.

    У него дочь не была гражданкой США.
    1. Natan Bruk Офлайн
      Natan Bruk (Natan Bruk) 21 марта 2020 02:15
      -3
      • 0
      • 3
      Вы тоже не знали, что высказывание, якобы сделанное Громыко, дешевый фейк, на который ведутся только наивные легковерные люди, не знающие советскую историю?
  5. greenchelman Онлайн
    greenchelman (Григорий Тарасенко) 21 марта 2020 10:27
    0
    • 0
    • 0
    Вопрос. Как строительство канала в Стамбуле влияет на доктрину Монтре?
  6. Иван Иванов_18 (Троллю троллей) 21 марта 2020 11:09
    -1
    • 0
    • 1
    Суда класса «море-река» могли бы проходить по отечественной речной сети к европейской части страны.

    Они и проходят. И не только к европейской части страны, но и до Белого моря.