Пандемия COVID-19: западных капиталистов может накрыть волна национализаций


После COVID-19 мир уже не будет прежним. Пандемия коронавируса не только уносит тысячи жизней, но и ломает устоявшиеся стереотипы об устройстве международной экономики. Какие-то пару месяцев кризиса, вызванного стремительным распространением заболевания, наглядно показали, что «скрепы» либеральной капиталистической экономики перестали работать.


Частное предпринимательство, которое якобы всегда эффективнее государства, «невидимая рука рынка», малый бизнес – все это моментально накрылось медным тазом. Но будут ли сделаны из этого верные выводы?

Пандемия продемонстрировала всю слабость глобализированной экономики, когда все друг от друга тотально зависят. В Китае из-за карантина на месяцы закрылись промышленные предприятия, поставок продукции которых ждут за рубежом. Снизилось потребление сырья и энергоносителей, что ударило по их экспортерам, в том числе, по России. Компании Ford Motor, General Motors и Fiat Chrysler закрыли свои заводы в США, Канаде и Мексике, отправив домой полторы сотни тысяч работников. Их примеру последовали Toyota, Honda и Nissan.

Закономерным образом остановка автосборочных конвейеров ударит по тысячам предприятий, производящих для них комплектующие. Если пандемия затянется по времени, это может привести к банкротству многих компаний и развалу производственных цепочек. Огромное количество специалистов, задействованных в высокотехнологичной автомобильной отрасли, рискуют лишиться работы.

И это только один пример. COVID-19 обрушил туристический и отельный бизнес по всему миру, поставил под вопрос существование многих транспортных компаний, занимающихся пассажирскими и грузовыми перевозками. Бизнес, ориентированный на обслуживание большого количества посетителей, например, кинотеатры, рестораны, кафе, ТРК, стоит на грани разорения. Так, накануне Германия признала, что от эпидемии пострадали 99% предприятий малого и среднего бизнеса Европейского союза, то есть, порядка 25 миллионов хозяйствующих субъектов.

Также показательно, что спасать этих «эффективных собственников» никто не собирается. Судя по заявлениям Берлина и Парижа, финансовой поддержки удостоятся только крупные корпорации. Министр экономики ФРГ Петер Альтмайер несколько дней назад заявил:

Мы не допустим банкротства экономически крепких компаний.


При этом впервые прозвучало слово «национализация», пусть и с оговоркой, что «временная». Вскоре аналогичным образом высказался его французский коллега Бруно Ле Мэр.

Скажем прямо, это даже умиляет. Национализация – это переход собственности из частной в государственную через конфискацию или реквизицию. Все минувшие десятилетия нас учили с Запада, а доморощенные либералы им поддакивали, что государство – это неэффективный собственник, поэтому надо все поскорее приватизировать, чтобы все «залетало».

И все «летает», пока все хорошо. Но при первом же серьезном кризисе все почему-то сразу сыплется, и все «эффективные бизнесмены» бегут за спасением под крыло государства. Причем поддерживать станут только крупные компании, в отношении которых «невидимая рука рынка» временно перестанет действовать, а всякая «мелочь» вынуждена будет спасаться самостоятельно.

О каких же суммах идет речь? В США власти планируют направить на борьбу с коронавирусом 850 миллиардов долларов, которые пойдут на помощь бизнесу и населению. Европейский союз увеличил размер финансовой помощи до 37 миллиардов евро. Париж выделит для поддержания французской экономики 45 миллиардов евро, Финляндия – 15 миллиардов. Польша – вовсе 52 миллиарда. Пока другие страны говорят, наиболее пострадавшая от эпидемии в Европе Италия уже приступила к национализации, начав с авиакомпании Alitalia и своего сектора здравоохранения. К слову, национализацию компании Lufthansa и авиакомпании SAS сейчас обсуждают, соответственно, в Германии и Швеции.

Вот и получается, что либерализм в экономике работает, только пока все хорошо, а когда становится плохо, бремя издержек «эффективных собственников» должно на переходный период брать на себя государство. Ну, пока все не наладится.

Интересно посмотреть, кто из отечественных олигархов первым придет за помощью к правительству и запустит руки в ФНБ. По-хорошему, если «капитаны бизнеса» с ним сами не справляются, то неплохо бы национализировать некогда приватизированные ими активы в рамках безвозмездной конфискации. Но, зная, как у нас все устроено, можно быть уверенными, что под «национализацией» будет подразумеваться продажа ставших «токсичными» активов государству по недурственной цене.
Использованы фотографии: Kiefer/flickr.com
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

11 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Bakht Офлайн
    Bakht (Bakhtiyar) 22 марта 2020 12:56
    +1
    • 2
    • 1
    Все по законам рынка. Так что никакого противоречия нет. Прибыль - себе, убытки - государству.

    С другой стороны - национализация в России жизненно необходима для решения совсем других задач. И даже сильно запоздала.
    1. Bitter Офлайн
      Bitter (Глеб) 22 марта 2020 15:52
      +2
      • 2
      • 0
      Национализация, как способ списать свою несостоятельность и долги за счёт государства, потом опять денационализировать любимую кормушку и эффективных манагеров заодно "перетасовать".
      1. Bakht Офлайн
        Bakht (Bakhtiyar) 22 марта 2020 15:57
        +1
        • 2
        • 1
        В России смысл национализации в другом. Если уж проводить национализацию, то придется отменять приватизацию 90-х. На это никто из руководства России не пойдет.

        Хотя, конечно же, для "эффективных менагеров" это неплохой выход на данный момент. Проводить временную, это конечно же, хамство со стороны обанкротившихся "менагеров".
        1. Bitter Офлайн
          Bitter (Глеб) 22 марта 2020 16:20
          +1
          • 1
          • 0
          ...отменять приватизацию 90-х. На это никто из руководства России не пойдет.

          Логично, наворованное в девяностые, это ж святее всех святынь.

          ...это, конечно же, хамство...

          Это скорее "нестандартный" подход к решению проблем или "ничего личного, просто бизнес", а вы сразу хамство.
          Однако и хамство уже пора признать национальным российским видом спорта, на всех уровнях, от любительского до профессионального.
          1. Bakht Офлайн
            Bakht (Bakhtiyar) 22 марта 2020 16:41
            +3
            • 3
            • 0
            Временная приватизация (что в России, что в ФРГ) это хамство, независимо от страны. Так что тут ничего национального. Скорее, классовое.

            Если джентельмен не может выиграть по правилам, он их меняет.
  2. Архаров Офлайн
    Архаров (Григорий Архаров) 22 марта 2020 13:46
    0
    • 1
    • 1
    А восточных может? Впрочем, ни к чему хорошему национализация еще нигде не приводила.
    1. Bakht Офлайн
      Bakht (Bakhtiyar) 22 марта 2020 14:17
      0
      • 1
      • 1
      Тогда почему сейчас стоит вопрос национализации? И в Штатах, и в Европе. Неужели хотят сделать еще хуже?
      1. Архаров Офлайн
        Архаров (Григорий Архаров) 22 марта 2020 15:23
        -1
        • 0
        • 1
        Кто на ком и где стоит? Прямо так конкретно и собираются, есть правительственные решения, или в наших "интернетах", как всегда не поймешь, что и где прочитали?
        1. Bakht Офлайн
          Bakht (Bakhtiyar) 22 марта 2020 15:48
          +1
          • 2
          • 1
          В Вашем любимом РБК написано, что министр экономики ФРГ рассматривает вопрос о временной национализации крупных предприятий. В точном соответствии с тем, что я написал. На время убытков - все государству, а как ситуация исправится и появится прибыль - вернуть все частнику.
          В Штатах Трамп заговорил о выкупе крупных компаний. То же самое немного в другой форме говорит и Мнучин (министр финансов). Речь идет о примерно 1 трлн долларов частным компаниям. Это не прямая помощь. Это переход контрольного пакета под государственный контроль.

          На вопрос, достаточно ли стимула в триллион долларов, Трамп сказал: «Мы узнаем об этом позже. Посмотрим, что произойдет. Зависит от того, как долго, так сильно зависит от того, что происходит в этой комнате, с точки зрения медицины. Мы можем остановить его на своем пути, вируса, его достаточно. Если мы не сможем, нам придется вернуться и поговорить».

          Президент Дональд Трамп в четверг открыл дверь к радикальному изменению отношений правительства США с частной промышленностью, поскольку вспышка коронавируса подрывает экономику страны, заявив, что поддержит правительство, принявшее решение о национализации некоторых компаний.
          -----
          «Мы будем помогать авиационной отрасли. Мы будем помогать индустрии круизных лайнеров. Мы, вероятно, будем помогать гостиничной индустрии» - заявил для затравки неистовый Дональд.
    2. Bitter Офлайн
      Bitter (Глеб) 22 марта 2020 16:08
      +2
      • 2
      • 0
      Зато приватизация национальных гигантов зачастую приводила к массовым увольнениям (потому что иначе никак), снижению качества и повышению цен на продукты производства.
      А потом (через пару лет) снова к государству попрошайничать, типа, не хватило средств и необходимы ещё вливания из бюджета, иначе кирдык близок. Эффективное хозяйствование эффективных манагеров. laughing
      Надо вводить к золотым парашютам впридачу ещё и эффектный расстрел резиновыми пулями, в зависимости от "эффективности" отдельных личностей, от одного раза в месяц, в квартал, или по результатам проекта.
  3. Bakht Офлайн
    Bakht (Bakhtiyar) 23 марта 2020 11:13
    +1
    • 1
    • 0
    The coronavirus pandemic is pushing the Italian government to do something that hasn’t been seen in decades in Europe: Nationalizing an airline.

    An emergency decree published on Sunday, introducing billions of euros in measures to help the Italian economy crippled by the pandemic, contains a provision for the state to buy Alitalia. The airline, which hasn’t made a profit since 2002 and has been in bankruptcy for almost three years, would be nationalized in response to the crisis. Alitalia is formally for sale, but with the travel industry in tumoil it’s highly unlikely that anybody will express an interest in buying it before the deadline to present offers on Wednesday. That might leave the government as the only alternative to shutting down.

    Пандемия вируса заставляет правительство Италии пойти на шаг, которого не было в Европе десятилетиями. Правительство покупает компанию Alitalia.
    Авиакомпания, которая не получала прибыль с 2002 года и была банкротом почти три года, будет национализирована в ответ на кризис.