Россия против ЕС: станет ли Балтийское море «яблоком раздора»?
Для нашей страны весьма важны отношения с государствами Балтики. От этого зависит многое — например, строительство «Северного потока — 2», а также есть опасность того, что Швеция и Финляндия вступят в блок НАТО.
Сейчас у Москвы с большинством стран у Балтийского моря — неважные отношения. Конфликт между Россией и Западом, который разгорелся в результате событий вокруг Крыма, продолжается. В этих условиях Балтийское море может стать «яблоком раздора», поскольку его берега — это экономически и политически важный регион. И, хотя речь идет о сравнительно небольшой территории, но там нельзя игнорировать интересы ни одной из стран — ни большой, ни малой.
В то время, когда существовал Советский Союз, ситуация в этом регионе была достаточно стабильной. Литва, Латвия и Эстония входили в состав СССР. А у скандинавских стран была особая политика — там строили социальные государства и не стремились проявлять агрессию по отношению к Союзу. Напротив, было сотрудничество. Сейчас все намного сложнее.
Одним из нынешних партнеров Москвы в этом регионе является Германия. У нее — второе место по объему двусторонней торговли с нашей страной. Но в результате санкций, которые были введены после воссоединения Крыма с РФ, и ответных мер России объемы взаимной торговли упали. Правда, с конца 2016 года ситуация медленно улучшается.
Есть определенные положительные тенденции и в русско-шведских отношений. Товарооборот за последние месяцы вырос на 75%.
У России со странами ЕС — около 2,5 тысяч километров общих границ. Главные товары, которые Россия экспортирует в прибалтийские государства — нефть и нефтепродукты, а также минеральное топливо. Импортируем же мы из стран Прибалтики, в основном, электрооборудование.
Одной из главных тем является строительство «Северного потока – 2». Германия и Финляндия согласны на его строительство. Но Дания и Швеция не дают разрешения. Вашингтону невыгодно данное строительство, поэтому он пытается давить на эти страны, чтобы они так и не дали согласия.
Правда, особых юридических оснований у Копенгагена и Стокгольма запретить «Северный поток-2» нет. Можно было бы сослаться на экологические последствия. Но ведь ранее они давали разрешение на строительство «Северного потока – 1». Так что все проблемы — не экологические, а лишь политические. Кроме того, проект резко критикуют страны Прибалтики, которые ранее были в составе СССР, а также Польша. Российским дипломатам предстоит весьма серьезный диалог.
Одной из сфер, где сотрудничество необходимо, является экологическая ситуация. Необходимо прилагать усилия для борьбы с цветением моря, для сохранения прозрачности его вод.
Когда строился газопровод «Северный поток — 1», то велось обсуждение химического оружия, которое еще во времена Второй мировой войны было захоронено на морском дне. Эта проблема все еще актуальна, и решить ее возможно только при условиях сотрудничества, вопреки политическим разногласиям.
Одной из тем, которая вызывает наиболее ожесточенные споры, являются военные учения России и стран НАТО. Москва нередко проводит весьма масштабные учения, иногда — в сотрудничестве с Китаем. Страны НАТО не только проводят учения в государствах Прибалтики, но и инвестируют в их военную технику немалые средства. На фоне событий в Сирии и на Донбассе как-то незамеченными остались учения Saber Strike и Iron Wolf, которые проходили в 2017 году. А летом ожидаются учения НАТО «Анаконда-2018». Они пройдут в Польше и будут самыми масштабными с периода «холодной войны». Запад желает продемонстрировать России всю мощь своего вооружения.
Эстония, Латвия и Литва зачастую утверждают, будто бы Россия собирается оккупировать их. На этом основании они просят НАТО поучаствовать в модернизации их армии. В текущем году 2% от ВВП пойдут на нужды обороны, как того и требуют в Североатлантическом альянсе. Увеличивают затраты на обороту также Дания и Норвегия. Все это — ради борьбы с мифической «российской угрозой». При этом страны НАТО утверждают, что Москва «плохо себя ведет». Со своей стороны Россия неоднократно заявляла, что НАТО дестабилизирует обстановку в различных уголках мира, включая и прибалтийский регион. При этом ни одна из сторон не заинтересована в крупномасштабной войне.
Швеция и Финляндия в настоящее время являются нейтральными государствами. Но это — только формально. В реальности же эти страны теснейшим образом сотрудничают с НАТО. В 2014 году данные государства подписали с Североатлантическим договором соглашение о военной помощи. Теперь, в частности, силы быстрого реагирования НАТО могут проводить учения на шведской и финской территориях, при этом НАТОвцам будет предоставлено все необходимое — горючее, боеприпасы, продовольствие. В случае возникновения кризисной ситуации силы НАТО могут свободно перемещаться в воздушном пространстве этих государств, в их акватории и по их земле.
Не исключено даже, что Швеция и Финляндия вступят в альянс, что лишь накалит обстановку. России придется предпринимать ответные шаги.
Запад видит в России врага. Противостояние Москвы и Вашингтона сказывается и на сотрудничестве государств балтийского региона. Например, в 2014 году был отменен саммит Балтийских государств. Не состоялась и встреча Совета Балтийских государств на уровне глав МИД. Страны Балтии присоединились и к враждебной инициативе Лондона по высылке российских дипломатов в связи с «делом Скрипаля».
В шведских средствах массовой информации звучат нотки антироссийской истерии. Там опасаются российских учений на берегах Балтийского моря. В газетах публикуются материалы с заголовками типа «Россия готовится к большой войне на Балтике». Еще одна тема для политических спекуляций — поиск российских подводных лодок в территориальных водах Швеции.
Однако Балтика — это не только место сражений. Она дает еще и простор для сотрудничества. Во времена Петра I она стала «окном в Европу».
У государств Балтии — множество общих интересов. Это — и энергетика, и экология, и культура, и туризм. В этих сферах необходимо сотрудничество, причем не только на уровне правительств, но и на уровне обществ.
– такие слова содержатся в концепции внешней политики России.
Да и в стратегии Евросоюза тоже подчеркивается важность сотрудничества в данном регионе. Почва для взаимодействия есть. Осталось лишь воплотить все эти утверждения в жизнь.
Сейчас у Москвы с большинством стран у Балтийского моря — неважные отношения. Конфликт между Россией и Западом, который разгорелся в результате событий вокруг Крыма, продолжается. В этих условиях Балтийское море может стать «яблоком раздора», поскольку его берега — это экономически и политически важный регион. И, хотя речь идет о сравнительно небольшой территории, но там нельзя игнорировать интересы ни одной из стран — ни большой, ни малой.
В то время, когда существовал Советский Союз, ситуация в этом регионе была достаточно стабильной. Литва, Латвия и Эстония входили в состав СССР. А у скандинавских стран была особая политика — там строили социальные государства и не стремились проявлять агрессию по отношению к Союзу. Напротив, было сотрудничество. Сейчас все намного сложнее.
Одним из нынешних партнеров Москвы в этом регионе является Германия. У нее — второе место по объему двусторонней торговли с нашей страной. Но в результате санкций, которые были введены после воссоединения Крыма с РФ, и ответных мер России объемы взаимной торговли упали. Правда, с конца 2016 года ситуация медленно улучшается.
Есть определенные положительные тенденции и в русско-шведских отношений. Товарооборот за последние месяцы вырос на 75%.
У России со странами ЕС — около 2,5 тысяч километров общих границ. Главные товары, которые Россия экспортирует в прибалтийские государства — нефть и нефтепродукты, а также минеральное топливо. Импортируем же мы из стран Прибалтики, в основном, электрооборудование.
Одной из главных тем является строительство «Северного потока – 2». Германия и Финляндия согласны на его строительство. Но Дания и Швеция не дают разрешения. Вашингтону невыгодно данное строительство, поэтому он пытается давить на эти страны, чтобы они так и не дали согласия.
Правда, особых юридических оснований у Копенгагена и Стокгольма запретить «Северный поток-2» нет. Можно было бы сослаться на экологические последствия. Но ведь ранее они давали разрешение на строительство «Северного потока – 1». Так что все проблемы — не экологические, а лишь политические. Кроме того, проект резко критикуют страны Прибалтики, которые ранее были в составе СССР, а также Польша. Российским дипломатам предстоит весьма серьезный диалог.
Одной из сфер, где сотрудничество необходимо, является экологическая ситуация. Необходимо прилагать усилия для борьбы с цветением моря, для сохранения прозрачности его вод.
Когда строился газопровод «Северный поток — 1», то велось обсуждение химического оружия, которое еще во времена Второй мировой войны было захоронено на морском дне. Эта проблема все еще актуальна, и решить ее возможно только при условиях сотрудничества, вопреки политическим разногласиям.
Одной из тем, которая вызывает наиболее ожесточенные споры, являются военные учения России и стран НАТО. Москва нередко проводит весьма масштабные учения, иногда — в сотрудничестве с Китаем. Страны НАТО не только проводят учения в государствах Прибалтики, но и инвестируют в их военную технику немалые средства. На фоне событий в Сирии и на Донбассе как-то незамеченными остались учения Saber Strike и Iron Wolf, которые проходили в 2017 году. А летом ожидаются учения НАТО «Анаконда-2018». Они пройдут в Польше и будут самыми масштабными с периода «холодной войны». Запад желает продемонстрировать России всю мощь своего вооружения.
Эстония, Латвия и Литва зачастую утверждают, будто бы Россия собирается оккупировать их. На этом основании они просят НАТО поучаствовать в модернизации их армии. В текущем году 2% от ВВП пойдут на нужды обороны, как того и требуют в Североатлантическом альянсе. Увеличивают затраты на обороту также Дания и Норвегия. Все это — ради борьбы с мифической «российской угрозой». При этом страны НАТО утверждают, что Москва «плохо себя ведет». Со своей стороны Россия неоднократно заявляла, что НАТО дестабилизирует обстановку в различных уголках мира, включая и прибалтийский регион. При этом ни одна из сторон не заинтересована в крупномасштабной войне.
Швеция и Финляндия в настоящее время являются нейтральными государствами. Но это — только формально. В реальности же эти страны теснейшим образом сотрудничают с НАТО. В 2014 году данные государства подписали с Североатлантическим договором соглашение о военной помощи. Теперь, в частности, силы быстрого реагирования НАТО могут проводить учения на шведской и финской территориях, при этом НАТОвцам будет предоставлено все необходимое — горючее, боеприпасы, продовольствие. В случае возникновения кризисной ситуации силы НАТО могут свободно перемещаться в воздушном пространстве этих государств, в их акватории и по их земле.
Не исключено даже, что Швеция и Финляндия вступят в альянс, что лишь накалит обстановку. России придется предпринимать ответные шаги.
Запад видит в России врага. Противостояние Москвы и Вашингтона сказывается и на сотрудничестве государств балтийского региона. Например, в 2014 году был отменен саммит Балтийских государств. Не состоялась и встреча Совета Балтийских государств на уровне глав МИД. Страны Балтии присоединились и к враждебной инициативе Лондона по высылке российских дипломатов в связи с «делом Скрипаля».
В шведских средствах массовой информации звучат нотки антироссийской истерии. Там опасаются российских учений на берегах Балтийского моря. В газетах публикуются материалы с заголовками типа «Россия готовится к большой войне на Балтике». Еще одна тема для политических спекуляций — поиск российских подводных лодок в территориальных водах Швеции.
Однако Балтика — это не только место сражений. Она дает еще и простор для сотрудничества. Во времена Петра I она стала «окном в Европу».
У государств Балтии — множество общих интересов. Это — и энергетика, и экология, и культура, и туризм. В этих сферах необходимо сотрудничество, причем не только на уровне правительств, но и на уровне обществ.
Российская Федерация заинтересована в выстраивании конструктивного, стабильного и предсказуемого сотрудничества со странами ЕС на принципах равноправия и взаимного уважения интересов
– такие слова содержатся в концепции внешней политики России.
Да и в стратегии Евросоюза тоже подчеркивается важность сотрудничества в данном регионе. Почва для взаимодействия есть. Осталось лишь воплотить все эти утверждения в жизнь.
Информация