Как пандемия может изменить мировой рынок нефти
Сегодня нефть балансирует на уровне в 25 долларов за бочку. Дешевый баррель потянул на дно и цены на газ, которые в Европе на спотовых рынках колеблются в районе 100 долларов, плюс-минус. Для российской экономики все это – отсроченная на время катастрофа, пока не будут исчерпаны резервы ФНБ.
Спрашивается, почему бы не договориться в очередной раз с арабами, вернув котировки на приемлемый для всех уровень? Звучит логично, но, к сожалению, все чуть сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Все дело в глобальных и крайне негативных тенденциях в мировой экономике. В прошлом году за сутки потреблялось в среднем 100,3 миллиона баррелей нефти. Россия за тот же период ежедневно добывала около 11,25 миллиона тонн сырья, если брать среднюю арифметическую. Иначе говоря, на долю нашей страны от международного «нефтяного пирога» приходилось порядка 11,2%.
Цифра очень весомая, но все начинается стремительно меняться в худшую сторону. Нефть – это кровь мировой экономики, ну, и газ тоже. По некоторым подсчетам, на долю промышленности, прежде всего, нефтехимической, а также строительства, приходится более четвертой части потребления «черного золота». Следом по прожорливости идет личный автомобильный транспорт – 27%. Еще 9% - воздушные перевозки и авиация в целом. Дорожные перевозки – 17%, морские – 5%.
А теперь посмотрим, как коронавирус «заразил» мировую экономику. До эпидемии Китай демонстрировал рост в объемах 5-7% в год. Из-за карантина его экономический рост упал практически до нуля, а ведь это главная «мировая мастерская». Сейчас о потерях сообщают европейские власти, где карантин ударил по 99% хозяйствующих субъектов. В ЕС прямо говорят о возможной национализации крупнейших компаний для спасения их от разорения. Падают объемы производства, сокращается потребление товаров и услуг.
Но это еще не все. Всеобщий карантин вынужденно меняет привычки и устоявшийся образ жизни населения разных стран. Так, туристический сезон 2020 года откровенно «накрылся», что привело к резкому сокращению объемов международных и внутренних авиаперелетов. Насмотревшись на «зачумленные лайнеры», стоящие в портах на карантине, туристы уже и не думают покупать морские круизы, чтобы не попасть в ловушку.
Закрытие границ ударило по мобильности «заробитчан» всех мастей и гастарбайтерам, что неминуемо приведет к удорожанию стоимости товаров и услуг. Люди стараются по возможности меньше перемещаться в общественном транспорте, где высок риск заразиться коронавирусом. Власти навязывают дистанционное обучение, все популярнее удаленная работа. Огромные массы населения начали меньше передвигаться, непонятно, когда все это закончится и ситуация нормализуется.
По некоторым оценкам, это может привести к сокращению потребления нефти на 18%, то есть, выпадет почти пятая часть. Это значит, что с рынка должны будут уйти производители соответствующих объемов сырья, чтобы оставшимся удалось между собой договориться и стабилизировать цены. Причем уйти так, чтобы уже на него не возвращаться. Понятное дело, что в планы Саудовской Аравии и США не входит стать аутсайдерами, союзники всегда смогут прийти к консенсусу.
В очереди на вылет Россия, Иран и Венесуэла, что позволит Вашингтону решить не только экономические, но и долгосрочные политические задачи. Так стоит ли удивляться ожесточенности демпинга Эр-Рияда?
Информация