Чем чревато для России разорение авиакомпаний по всему миру
Пандемия COVID-19, помимо всего прочего зла, которое она уже принесла населению Земли, угрожает лишить людей одной из гордостей современной цивилизации. Сегодня все идет к тому, что путешествия по воздуху снова могут стать экзотикой, превратиться в удел избранных.
Если еще месяц назад аналитики пугали авиаперевозчиков миллионными убытками, то сегодня эти внушавшие ужас цифры кажутся просто смешными. На грани полного разорения оказались не только мелкие операторы этого рынка, а уже и ведущие мировые авиакомпании. Похоже, снова подняться в небо после окончания эпидемии смогут далеко не все из них.
Lufthansa – капут?
Лучше всего ужасающий масштаб ущерба, нанесенного авиационной отрасли, можно оценить на примере одного из ее признанных флагманов – немецкой компании Lufthansa. При этом следует понимать, что речь мы ведем вовсе не о национальном операторе, пусть и принадлежащем одной из ведущих стран Европейского Союза, а, можно сказать, об одном из главных «столпов» авиасообщения ЕС и даже всего мира. Дочерними предприятиями Lufthansa являются Eurowings, Austrian Airlines, Brussels Airlines, SWISS International Airlines. Это, не считая целого ряда «дочек» помельче, вроде лоукостера Germanwings. Вот как раз о приостановлении его деятельности (скорее всего – бессрочном) и заявили в головной компании на днях, поведав миру о бедствиях, которые обрушились на Lufthansa и предполагаемых мерах по их преодолению. Меры эти, по правде говоря, особого оптимизма не внушают. В особенности – сотрудникам авиакомпании. В самом ближайшем будущем их ожидает масштабнейшее сокращение, грозящее затронуть 7 тысяч сотрудников, в том числе 1.4 тысячи – из Germanwings. Пока что руководство уверяет, что любые решения о реструктуризации будут приниматься исключительно после консультаций с профсоюзами и их одобрения, а всем сотрудникам, которых коснется «оптимизация» количества персонала, будет предложена работа в других подразделениях компании. Звучит обнадеживающе, но все знают, что зачастую именно с таких убаюкивающих речей и начинаются массовые увольнения. В особенности тревожно выглядит ситуация в связи с тем, что «под нож» Lufthansa собирается пускать не только работающих в ней людей, но и святая святых любого перевозчика – собственный авиапарк.
На сегодняшний день около 700 из 763 воздушных судов, принадлежащих компании, объявившей о продлении регулярных авиарейсов, как минимум, до 3 мая, остаются прикованными к земле. Оторваться от нее хотя бы еще раз суждено будет далеко не всем из них. 7 апреля Lufthansa объявила о намерениях сократить от 6 до 10% своего парка. В точных числах речь идет пока о, как минимум, 43 самолетах. Прежде всего, из эксплуатации окончательно будут выведены 7 дальнемагистральных лайнеров Airbus A340-600 и 5 Boeing 747-400, а также 11 короткомагистральных самолетов Airbus A320. Также списание ожидает 6 из 14 имевшихся у компании лайнеров-гигантов Airbus A380. Lufthansa планировала продать их в 2022 году, а сейчас вынуждена попросту отправлять в утиль. Вдобавок будет расторгнут ряд договоров лизинга воздушных судов. В подобных своих решениях немецкие авиаперевозчики вовсе не одиноки – к примеру, британский лоукостер EasyJet уже обозначил намерения отказаться от заказанных ранее 107 новых самолетов Airbus, а также принять другие меры по уменьшению собственного воздушного флота. Возвращаясь к Lufthansa, стоит отметить, что все эти крайне жесткие действия, предпринимаемые, кстати, впервые за всю достаточно долгую историю авиакомпании, являются никак не прихотью, а следованием жесточайшей необходимости. Пассажиропоток авиакомпании снизился с 350 тысяч человек в день до 3 тысяч. Это неудивительно, если крупнейшие аэропорты Германии заявляют о падении количества воздушных путешественников на 95%. В руководстве компании прямо заявляют о том, как видят перспективы отрасли: «Пройдут месяцы, прежде чем ограничения на поездки в мире будут полностью отменены, и годы, прежде чем мировой спрос на авиаперевозки вернется к докризисному уровню…»
Спасайся, кто может… Никто не поможет?
К огромному сожалению, таким же точно образом обстоят дела у авиаторов едва ли не всего мира. Администрация транспортной безопасности Соединенных Штатов констатирует, что на нынешней неделе, в среду, процедура скрининга в подведомственных им аэропортах была выполнена в отношении всего 95 тысяч человек. Для сравнения, в это же самое время год назад скрининг в аэропортах США прошли 2,3 миллиона людей. Абсолютно аналогичные практически немецким данные о падении пассажиропотока авиационных линий, составляющем 96%, сообщают и в группе «Авиакомпания для Америки». Согласно предоставленным ею сведениям, на внутренних американских авиарейсах сегодня пустуют 9 мест из 10. Ну, и, наконец, статистика в глобальном масштабе: на протяжении последней недели во всем мире авиакомпаниями было выполнено всего лишь 31 тысяча коммерческих рейсов. В начале нынешнего года, когда эпидемия казалась всем далекой и несерьезной проблемой, угрожающей одному Китаю (максимум – его ближайшим соседям), ими выполнялось около 111 тысяч таких рейсов ежедневно! На фоне таких цифр закономерностью выглядят признания представителей еще одного мирового «авиагранда» – компании British Airways о возможном «временном отстранении от работы 80 % сотрудников». Всем понятно, что это, на самом деле, будет означать, фактически, закрытие компании. На улице в таком случае окажутся 36 тысяч человек – экипажи самолетов, наземный персонал, инженеры и даже сотрудники главного офиса. Выплатят ли им за этот «временный простой» зарплату и в каком объеме – непонятно. Пока что переговоры о соответствующем взаимоприемлемом соглашении ведутся между руководством компании и профсоюзом Unite. В British Airways заявляют, что по крайней мере пилотам они намерены выплачивать 50 % зарплаты на протяжении двух месяцев. Вопрос в том, будет ли летчикам после этого времени куда возвращаться?
Аналитики агентства Bloomberg считают, что уже к концу мая месяца большинство авиакомпаний во всем мире попросту обанкротятся из-за чертовой пандемии, если только самые решительные меры для их поддержки и спасения не будут приняты на уровне правительств и международных организаций авиационной отрасли. Вернемся ко все той же Lufthansa, с рассказа о бедствиях которой мы начинали свой разговор. К началу нынешнего кризиса, вызванного всемирным нашествием коронавируса, эта мощнейшая компания подошла с финансовыми резервами свыше 4 миллиардов евро. Казалось бы, более чем внушительная сумма. Однако сегодня ее генеральный директор Карстен Спор заявляет о том, что «в целом компания теряет миллион евро из своего запаса ликвидности каждый час»! По словам гендиректора, такой невообразимый убыток можно выдержать дни или недели, но не месяцы. Lufthansa заявляет, что без государственной поддержки просто не выживет. Есть основания полагать, что официальный Берлин будет благосклонен к этой мольбе о помощи и сделает все возможное, чтобы Германия не лишилась собственного национального достояния, ставшего одним из ее символов, наряду с теми же автомобилями Mercedes-Benz. Впрочем, объективности ради, неправильно было бы не упомянуть и о другом, диаметрально противоположном взгляде на ситуацию. Так, главный исполнительный директор венгерской авиакомпании-лоукостера Wizz Air Джозеф Варади заявил о том, что его предприятие запросто просуществует в нынешних ужасающих условиях в течение полутора лет! Сказано это было как раз в порядке критики возможных намерений немецкого правительства оказать посильную помощь Lufthansa, что, по мнению Варади «уничтожит рынок авиаперевозок полностью».
Бравый мадьяр берется утверждать, что проблемы ведущих европейских авиакомпаний проистекают исключительно из того, что «ими плохо руководили, особенно в вопросах ликвидности». Исходя из этого, он призывает все европейские правительства не давать «неэффективным компаниям» ломаного евроцента – пусть дохнут! Если верить руководству Wizz Air, там не то что не собираются сворачивать деятельность, но и намерены в нынешнем же году пополнить свой парк полутора десятками ранее заказанных самолетов Airbus A321 neo, которые должны стать залогом процветания компании тогда, когда пандемия отступит и авиасообщение, наконец, восстановится. Сложно сказать, являются ли данные заявления плодом точных расчетов или же бравадой – особенно с учетом того, что на настоящий момент 90% воздушного флота Wizz Air пребывает на земле, как и у ее коллег и конкурентов по всему миру. Намного более реалистично звучит оценка Международной ассоциации воздушного транспорта, согласно которой у европейских авиакомпаний имеются денежные средства, достаточные для того, чтобы выстоять в ситуации, при которой все до единого их самолеты будут прикованы к земле, на протяжении буквально двух месяцев. Дальше однозначно начнутся серьезнейшие проблемы. По далеко не самым пессимистичным прогнозам, пандемию не переживут от 30 до 40% авиаперевозчиков. Но это, повторюсь, еще вовсе не худший из вариантов…
К сказанному остается добавить лишь то, что Россия особенно не заинтересована в том, чтобы ситуация в авиационной отрасли развивалась по катастрофическому сценарию. Причина? Современные пассажирские авиалайнеры нового поколения – неважно, Boeing или Airbus, пусть даже оснащенные самыми экономичными двигателями и винглетами, снижающими потребление топлива, сжигают его около 3 тысяч литров каждый час полета (или 3-3,5 литра на километр). Один авиарейс требует объема горючего, сопоставимого с тем, который среднестатистический автомобиль потребляет в течение года! Так что за нынешние проблемы нашей экономики, за «смешные» цены на нефтяной баррель, падающий рубль и прочие не менее «приятные» вещи, россияне смело могут благодарить прекращение авиаперевозок во всемирном масштабе. Мы сегодня можем сколько угодно договариваться о снижении объемов добычи нефти с Саудовской Аравией и даже с США, но если сотни красавцев-аэробусов так и останутся прикованными к земле по всем странам и континентам Земли, ничего хорошего нам с вами это сулить не будет. Так что остается только понадеяться на то, что коронавирусная напасть поскорее отступит и человечество снова обретет крылья. Выиграют от этого все.
Информация