В чем уникальность российского самолета А-100 «Премьер»

14

Стали известны сроки поступления в ВКС самолетов ДРЛОиУ А-100 «Премьер». Это должно произойти через 4 года, хотя ранее это событие ожидалось в 2020 году.

С чем же связаны эти задержки, и почему «Премьер» так важен для Минобороны РФ?



Самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) жизненно необходимы в войсках, поскольку с их помощью обнаруживаются надводные и воздушные цели противника, осуществляется координация и управление истребительной и ударной авиацией.

В ВКС РФ основной «рабочей лошадкой» являются А-50 ЛИСКА (Mainstay - «Оплот») еще советского производства. Они надежны, но весьма малочисленны: 10 самолетов стоят в строю, еще 14 находятся на хранении. Для сравнения, ВВС США имеют 33 самолета AWACS Boeing E-3 Sentry («Часовой»). Из-за устаревшего радиотехнического комплекса «Шмель» и элементной базы возможности российского А-50 очень серьезно уступают Boeing E-3 Sentry.

Это побудило отечественных оборонщиков произвести модернизацию самолета до версии А-50У, которая поступила в войска в 2011 году. Характеристика радиотехнического комплекса «Шмель-2» была улучшена на 15-20%, снизился его вес, что благотворно сказалось на продолжительности патрулирования, которая выросла до 11 часов. Дальность обнаружения истребителей увеличилась на треть, запуски ракет теперь можно фиксировать на удалении свыше 1000 километров. Живучесть самолета повышена за счет системы радиопротиводействия и сброса ложных тепловых целей. Да и в бытовом отношении все улучшилось: для экипажа в многочасовом полете оборудовано помещение для отдыха и кухня.

Но и этот значительно улучшенный по характеристикам самолет ДРЛОиУ считается лишь промежуточным вариантом. ВКС РФ ждут давно обещанный А-100 «Премьер». Помимо традиционных целей, ему придется бороться с новыми вызовами: малоразмерными БПЛА, низколетящими крылатыми ракетами, малозаметными истребителями пятого поколения и т.д. Для этого российской авиации необходим разведывательный самолет нового поколения.

Тактико-технические характеристики А-100 в основном засекречены. Известно, что на нем будет использована РЛС с активной фазированной антенной решеткой, самолет сможет одновременно сопровождать до 300 целей на расстоянии до 650 километров. «Премьер» будет давать целеуказание не только авиации, но и ЗРК наземного и морского базирования. К слову, это первый в мире тяжелый самолет ДРЛОиУ с АФАР.

Такой самолет давно нужен в российских войсках, так почему же сроки его сдачи затягиваются? Если внимательно посмотреть, то проблема заключается в комплектующих и самих «носителях».

«Премьер» создается на основе Ил-76МД-90А. Этот модернизированный самолет сейчас очень востребован, но производственные мощности Ульяновского авиационного завода пока позволяют выпускать всего по 3 такие крылатые машины в год. Получается дефицит, требующий выбирать, что в приоритете: нужды ВТА, топливозаправщики или ДРЛОиУ. Вторая проблема – это степень готовности обновленного радиотехнического комплекса. Из-за разрыва промышленных связей с Украиной и западных санкций отечественным оборонщикам приходится спешно разрабатывать и производить собственные аналоги компонентов, а это дело непростое и небыстрое.

Тем не менее работа идет, и к 2024 году А-100 «Премьер» ожидается в строю.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Rus
    -3
    11 апреля 2020 13:11
    Да ещё ни одно обещание не выполнено в срок! (Стабильность) Самолёт огонь.
  2. -7
    11 апреля 2020 14:12
    «Премьер» создается на основе Ил-76МД-90А. Этот модернизированный самолет сейчас очень востребован, но производственные мощности Ульяновского авиационного завода пока позволяют выпускать всего по 3 такие крылатые машины в год. Получается дефицит, требующий выбирать, что в приоритете: нужды ВТА, топливозаправщики или ДРЛОиУ. Вторая проблема – это степень готовности обновленного радиотехнического комплекса. Из-за разрыва промышленных связей с Украиной и западных санкций отечественным оборонщикам приходится спешно разрабатывать и производить собственные аналоги компонентов, а это дело непростое и небыстрое.

    - Ну, а что же тогда не поручили эту задачу ещё и Омскому Производственному объединению "Полёт"???
    - Омский " Полёт" - это одно из крупнейших машиностроительных предприятий России...- филиал АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" ...- специализируется на выпуске ракетно-космической и авиационной техники... - Мощнейшее ПО - со своими КБ, лабораториями, новейшими испытательными стендами, опытным квалифицированным персоналом... - Или ...как у Лопе де Вега ... "Собака на сене"...
    1. +4
      11 апреля 2020 16:59
      Цитата: gorenina91
      Ну, а что же тогда не поручили эту задачу ещё и Омскому Производственному объединению "Полёт"

      А у него есть свободные мощности?
      1. -8
        11 апреля 2020 18:06
        Основная продукция производственного объединения «Полет»:

        • Авиационная продукция (Ан-3Т, Ан-70, Ан-74);
        • Космическая продукция (ракета-носитель «Космос-3М», «Ангара», космический аппарат «Надежда», «Стерх», «Университетский»);
        • Гражданская продукция.
        На «Полёте» создано более 250 различных космических аппаратов: 87 аппаратов навигационной системы ГЛОНАСС, космический аппарат «Надежда» (основной элемент международной спутниковой системы «КОСПАС-САРСАТ», с 1982 года запущено 10 КА).

        На ПО «Полёт» разработан малый космический аппарат нового поколения «Стерх», который призван заменить КА «Надежда» и обеспечить дальнейшее развитие и более эффективное использование системы «КОСПАС-САРСАТ». Аппарат выведен на орбиту в июле 2009 года. Второй подобный аппарат выведен на орбиту в сентябре того же года. Заявленный срок их активного существования составляет пять лет. Реально же «Стерхи» штатно отработали менее одного года.

        В январе 2005 года был запущен малый космический аппарат «Университетский» для исследования радиационного пояса Земли и солнечной активности.

        ПО «Полёт» вошло в состав Центра им. Хруничева в 2007 году. Первый этап реконструкции и модернизации ПО «Полёт» был начат в 2009 году, на этой стадии инвестиции составляли 6 млрд рублей (по другим данным — 7 млрд рублей). Второй этап предусматривает вложения в 10 млрд рублей. Затраты на третий этап пока неизвестны, он должен завершиться переходом на производство более 20 универсальных ракетных модулей для «Ангары» в год.

        В июне 2015 года было принято решение о переоснащении производственных цехов ПО «Полёт» под выпуск ракетных модулей для нового семейства отечественных ракет-носителей «Ангара», комплектующих и конструкций для ракет-носителей «Протон-М» и «Рокот».
        Также ПО "Полет" продолжит обеспечивать запуски космических аппаратов с использованием запаса ракет-носителей «Космос-3М».

        В 2023 году Роскосмос планирует развернуть на ПО «Полёт» серийное производство РН «Ангара», которые в 2024 году полностью заменят «Протоны».
        1. +3
          11 апреля 2020 22:57
          Цитата: gorenina91
          Основная продукция

          Я не это имею в виду. То, что он в принципе может их строить - это одно, а вот есть ли у него возможность (то есть свободные цеха, люди и т.д.) делать это прямо сейчас, или он также загружен под завязку.
          1. -5
            12 апреля 2020 07:45
            - Может, всё...- здесь и сейчас... - Мощности абсолютно не загружены...- и мощности, и возможности - просто баснословные...
            - Сколько ни приезжали "гости из Москвы" (приезжал и Рогозин) ... - все хвалили, восхищались; и все обещали огромные заказы, контракты... - Но дальше этого дело до сих так и не пошло...
            - Вот зато Татарстан загружен...- аж под завязку..., а Сибирь так и держат в чёрном теле...- в немилости она ...
            - Вот, примерно ...Вы сами можете посмотреть на минусы, что наляпали на мой пост ...
            1. +1
              12 апреля 2020 10:17
              Цитата: gorenina91
              Мощности абсолютно не загружены... - и мощности и возможности - просто баснословные...

              Тогда действительно странно.
            2. +1
              15 апреля 2020 16:45
              Омский " Полёт" - филиал АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева", он не входит в ПАО «Объединённая авиастрои́тельная корпора́ция» («ОАК»).
  3. 0
    11 апреля 2020 15:24
    К слову, это первый в мире тяжелый самолет ДРЛОиУ с АФАР.

    Заинтриговали. Хотя получается, что на фото явно не А-100, а А-50У. Самолет будет похож на нашего разведчика Ту-214Р, на нем так же АФАР.
    1. +3
      11 апреля 2020 18:17
      На фото А-100
  4. +1
    11 апреля 2020 15:28
    Из-за разрыва промышленных связей с Украиной и западных санкций отечественным оборонщикам приходится спешно разрабатывать и производить собственные аналоги компонентов, а это дело непростое и небыстрое.

    Радует, что делаем ставку на свои силы и развиваем свою научно-производственную базу. Не было бы счастья, да несчастье помогло.
  5. -2
    11 апреля 2020 19:00
    Очередная обещалка. ИЛ в пролете благодаря Рогозиным. Самолет ждали и будут ждать дальше. О количестве вообще молчок...
    Можно было и не писать статью, мало ли что обещали к 2024 г.
  6. 0
    12 апреля 2020 09:19
    Цитата: gorenina91
    -Просто слабенькие человечки очень побаиваются меня... -Ну , тут уж -без комментариев...

    У вас слишком раздутое ЧСВ. Вас не боятся, а глубоко презирают, высказывая свое презрение "минусами".
    1. 0
      12 апреля 2020 10:22
      Цитата: Зенон Зенон
      Цитата: gorenina91
      -Просто слабенькие человечки очень побаиваются меня... -Ну , тут уж -без комментариев...

      У вас слишком раздутое ЧСВ. Вас не боятся, а глубоко презирают, высказывая свое презрение "минусами".

      Сомневаюсь, что даже такое, высказанное по сути открытым текстом, до нее дойдет - уже не раз писалось, что даже ненависть еще заработать нужно, результат - нулевой, ну не понимает мадам, что одно и то же, регулярно повторяемое, может просто надоесть. А по поводу смыслового содержания - это вообще отдельная тема...
  7. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.